Ефросиния - 7. Степь - их дом

Алевтина Крепинская
Степь - их дом
****************************************
Отрывок из романа "Ефросиния"
****************************************

Жизнь казахов для переселенцев была загадкой.  Фрося тоже пыталась её познать, но так и не смогла. Казалось, что нет у них никаких забот, живут себе и живут.  Но забот хватало и у них.

Они не  распахивали  земли, а в основном разводили овец и лошадей, получая из этого  все, что было необходимо для их кочевой жизни.  Конечно,  и они испытывали трудности и лишения. Их жизнь не была лёгкой. Эта бескрайная степь была их родиной, и они её любили, следовали заветам предков, и при  кочевой жизни сохраняли свой семейный очаг, свои традиции и веру в своих богов.

Создание  Переселенческих управлений,  выделение  земель переселенцам, слишком осложнило жизнь казахов. Казахи лишались лучших своих земель, разрушался их традиционный уклад жизни, менялась социальная структура.   

Переселение крестьян из центральных губерний царской России на окраину, в степь в 1910 – 1913 годы получило большой размах. Требовались всё новые и новые земли. Казахи не могли согласиться с тем, что их лишили  лучших пастбищ и земельных угодий. Недовольных становилось всё больше и больше.   
Обезземеливание казахов привело к обострению взаимоотношений с переселенцами и подъёму национально-освободительной  борьбы. Усилила свою работу  созданная ещё в 1905 году казахская политическая  партия.  Среди её главных требований  было  прекращение  переселения крестьян. Вместо этого, царское правительство обложило их ещё большим налогом, который они платили лошадьми и баранами. Казахи вынуждены были угонять скот в южные степи.

Но особую угрозу для переселенцев составляли бандитские  отряды из казахов. Считая переселенцев виновными в своей нелёгкой жизни,  казахи всё больше объединялись в такие  банды. Они нападали на поселения, угоняли скот переселенцев, избивали жителей. Были случаи, когда отдельные хутора жестоко уничтожались полностью.

- Кто эти разбойники? - спрашивал  Тихон у Нуржана, - откуда они прибыли, что им надо от нас?
-  Их дом – вся степь. Они здесь жили всегда, здесь жили их предки, - отвечал Нуржан, - я тебе друг, но  скажу: Это не они прибыли, это вы прибыли. Они хотят, вернуть всё, как было раньше.
- Но это же жестоко! – возмущается Тихон, - Они нападают и вырезают всё селение.
- Шайтан Кизнагабай ими руководит, - соглашался Нуржан, - У них много преданных людей, но Аллах  всё равно покарает их за зло, которое они причиняют людям, и гореть всем им в гиене огненной.
 

***
Земля и труд давали свои хорошие плоды,  но Фросю не покидала мысль: что они делают в этом чужом краю? Она была уверена, что переселившись сюда, они совершили  ошибку.  И теперь их дети вынуждены будут жить  здесь, в этой выжженой палящим солнцем степи, где летом ничего, кроме перекати поле не встретишь, а зимой заносит снегом так, что не пройти и не проехать. Здесь нет плодовых деревьев, и она уже забыла, когда в последний раз ела фрукты. Да и овощи вырастить тоже сложно. Обеспечить необходимый полив невозможно, и овощи быстро погибают.   В  палисадниках, в лучшем случае, растут кусты сирени, чайной розы, да плохонькие цветы.  Разве ж к такому она привыкла? В её Таврии  всё можно было вырастить, и овощи и фрукты. А какие цветы там у них цвели?!   А жизнь здесь, в степи, хотя и в достатке, но в постоянной тревоге и опасении нападения волков и агрессивных казахов, считающих себя  хозяевами, Фросю пугала. Она пробовала поговорить об этом с Тихоном, но он её не понимал.

- И куда нам ехать? Тебе что, здесь чего-то не хватает? У нас дом – полная чаша, и всё благодаря землице. Где нам её взять в другом месте? Уехать назад в Таврию и там батрачить на кого-то до конца своей жизни? Нет! Мне такое ни к чему! А здесь, я сам себе хозяин.

Но прошло время, и он сам заговорил об отъезде.
      
Был 1915 год. Война, объявленная Германией России, шла уже не первый день, Но весть о ней пришла в поселение только сейчас. К Корнею приехал офицер из  уезда с особой миссией.  Он сказал, что все переселенцы  учтены в мобилизационных планах и  Оренбургская губерния должна выставить  несколько конных полков, а также пеших и особых сотен.  Поэтому весь вечер утрясали список тех, кто должен войти в эти формирования от  поселенцев.  А уже утром прошёл общий сбор. Самые молодые и самые сильные селяне  стали в походный строй и среди них брат Фроси   Макар  и старший сын Корнея.

Мужчины крепились, молчали, а женщины плакали, вытирая слёзы передниками. Дети же напряжённо всматривались в лица тех и других и не могли понять, что же им делать в этой ситуации, смеяться или плакать.
 
И вот грянула короткая команда, - «по коням!» И небольшой отряд всадников вышел из села, оставляя за собой пыльный след и горькие размышления родных.


В Оренбурге их включили в формирующийся военный полк и направили на войсковые учения, а после подготовки, полк эшелонами был отправлен на фронт.


К тому времени русские войска уже потерпели серьёзное поражение в Восточной Пруссии (август 1914), и война приобрела позиционный окопный характер. Но в глубине фронта шло накопление резервов для решающего наступления. И уже в январе 1915 года и вплоть до глубокой осени с небольшими перерывами на русском фронте шли боевые действия.
       
Прошло несколько  недель, как проводили  мужчин, а поселение ожидали новые плохие известия.
 
К  Корнею приехал Нуржан и сообщил,  что банда Жизказбая  планирует на следующей неделе напасть на поселение.
- От этого шайтана не спастись,  у вас мало мужчин осталось, - сказал Нуржан, - надо уходить.

Корней выслушал Нуржана и сказал:
- Надо собрать вечером  всех мужчин и решить что делать.  Будем обороняться.
- У вас мало времени, и мало мужчин, способных  сразиться с бандой, - сказал Нурзан, - Чтобы сохранить всех, надо уходить.


Вечером, когда все мужчины собрались, Корней понял, что надеяться не на  кого. Как говорится, остался стар да мал.  Да ещё женщины.

Не все согласны бросать всё и уезжать.  Не для того они сюда приехали, не для того  трудились здесь не покладая рук и не зная отдыха, чтобы  вот так всё бросить.  Решили обратиться  к уездному начальству, отправили туда двоих  мужчин вместе с Корнеем и поняли, что помощи  не будет.

Не прошла и неделя, как в поселение  прискакало несколько  мужчин из  соседнего хутора. Они рассказали, что в округе  много хуторов  пострадало от налётов банд, весь скот забирают, избы  рушат и жгут. Мало кто из людей остаётся в живых. Соседи предложили   уходить  вместе.

Так и порешили.  Собрались, и вновь дорога.  Обоз двинулся в обратный путь.