Илья Иванович Дорохин

Иван Меженин
                ЛЮБОВЬ И ВСЯ ЖИЗНЬ

Он на коллективной фотографии участников войны в нижнем ряду присел на корточки (третий справа). Снимок сделан в 1995 году.
     Не  любят фронтовики  о  любви  рассказывать, О чём угодно говорят, только не о ней. Обычный ответ: «Об  этом  записывать бы не  нужно».
И  вдруг удача у Яшани.  К случаю пришлась, запоздалому  предзимью ноябрьскому. Праздники, помнится, отгуляли, за свиней взялись, продовольственную программу выполнять надо было, вырезать их начали. Яшаня надумал колбасу домашнюю из туши сделать.
     Сказали о насадке к мясорубке, которая вроде бы есть у Дорохина. Не поленился Яшаня, съездил за ней на велосипеде, изучил через ее владельца способ работы. И накрутил мяса, наготовил кружочков колбасных, румяных, ароматно пахнущих - на все новогодние и рождественские праздники их теперь хватит.
 
     А после этого Яшаня с водочкой да с колбаской приехал к Илье с расчетом.
Гостю тот обрадовался, в переднюю провел, альбом с фотографиями на просмотр выдал,  сам стал чего-то для закуски поджаривать на кухне. До Ящани запахи манящие тут же и дошли:
- Илья Иванович, не хлопотал бы ты, а  квашеного бы нам чего-то, и  колбаски моей опробуем с водочкой. И вся недолга бы тут, - посоветовал Яшаня.
Но вместо ответа с кухни еще пуще потянуло вкуснятиной.
     А за окном  дождик заморосил, привычное дело осенью, Яшаня на велосипеде сюда добрался. Крюк не хотел делать, на земляной мост свернул. На мосту мусор,  провёл велосипед между завалов кое-как.

       -Эх, и дороги у нас Илья  Иванович! На поселке вашем, Березовом и мосты и дороги содержались куда лучше. Правда?
-А ты али напрямую ко мне проехал? - не ожидая моего ответа он позвал:
-Айда Яшань, накрыл я тут стол сам, без хозяйки.
Кухонька челоека на два, с окном в огород, Удобно наблюдать за грядками летом, смотреть, как лук с петрушкой развиваются на огороде под солнцем. Хозяин заметил взгляд гостя:
    -В окно, бывало, и покойница моя, Андреевна за мной наблюдала. Я на огороде, она обед сготовит - зовет к столу. «Айда, Илюшк, хватит тебе работать, готово у меня всё».  На  скорую руку  сготовит яичницу  или еще  чего. Теперь кто меня окликнет?  - Илья Иванович с грустью посмотрел  на  огород, потом на обеседника.
- А  я  не  слышал,  что болела твоя Мария  Андреевна, -  сочувствует ему Яшаня. -  Пошли, какие болезни, день, два и нет человека.  Она  же  Агибалову (герой Советского Союза)  племянницей приходилась? 
- Приходилась, - вздохнул горестно Илья, усаживаясь с противоположного торца  самодельного стола, где стояла  сковорода  с  яичницей, а рядом на блюдце Яшанина  колбаса в кружочках. Хлеб рядом,на дюралевом подносе, бутылка столичной и пара больших стаканов.
-Эх,  Яшань,  я так и думаю о жене, как о живой. Ушла к  соседям, огород с ней  пахать  надумали, а трактор «Беларусь»  есть  у соседа. Ходила договориться с соседом моя Мария. Ну  а  теперь  зачем  мне огород? Нет ее, не нужен мне теперь и огород.
- Как  же,  Илья Иванович? Нужен он, тобы не  скучать тебе. Летом  на  грядках  морковных покопаешься, зимой   с овечками повозишься, и время пойдет веселее.
 
      Яшаня знал Илью давно, еще  по поселку Березовому, который советская  власть посчитала потом не перспективным. Жителей переселили в Зуевку.  Он впервые с Ильей, бывшим танкистом о  войне на поселке беседовал. Он тогда рассказывал как его танк  немцы  подбили в  первом  же  бою. Экипаж через нижний люк выбрался,  когда стали  отползать, близко разорвалась мина.

     «И  все, Яшань, у  меня в один момент наступила темнота. - Мария в это время сидела на  табуретке, вязала чулок из пряжи и слушала.

- А  это  на  марше,  было, - продолжал  он, - мы  колонной вдоль  кукурузы  ехали. По  рации  отбой  дали, остановились вдоль дороги,  и, кто чем занимаемся. Кто на траве развалился, кто вшей в гимнастерке ищет, кто пуговицу пришивает или обмотки просушивает. Рады привалу были, понимаешь, сам танкистом служил, рейды изнурительные представляешь.
И тут мотоцикл послышался, потом мальчишки бегущие показались, от фрица они удирали. От страха обезумели, в кукурузу забежали и в ней спрятались. А он  стервец чего  придумал? Разворачивается, метров пятьсот, шестьсот проезжает, глушит мотор и тоже в кукурузе прячется. Трое наших мальчишек посидели в кукурузе, успокоились, вышли в чистое поле и спокойно иду дальше. И тут фашист проклятый выезжает из своей засады и устремляется опять за ними. Они  от  него как зайцы - кто  куда. Попадается на пути сухой колодец, они в нем спрятались.  И немец, не думая,  очередью  автоматной  чиркнул  по  ним, уложив ребятишек на глазах у всех. А    нам  чего делать  оставалось?  Бежим  к люкам, несколько танков быстро завелись и помчались за немцем,  По  верху  его  головы  очередью  пулеметной пальнули, он остановился. К танкистам  подъехали,  немец  чувствует  дела  у  него  плохие, на  колени  опустился, бормочет, просит  со слезами нашего прощения. Но, куда  там,  нас от злости  руки  и чешутся. Кто-то предлагает «На  лесину ево, ребята!» . Березу пригнули, веревку  живодеру на шею, дерево отпустили.  Смерть за смерть, как  говорится».

  Чтобы завершить его воспоминания о жене, Яшаня предложил первые стопки выпить за нее. Молча выпили. Илья хотел закуривать, но Ящаня наколол на его вилку колбаску – подал ему, сказал:
     - Я о твоем  рассказе  не  забыл. Он  в книгу о  войне  войдет. Интересные  факты там у тебя о немцах. Всякое было за годы войны.
     - Это  война, Яшань, люди гибли. Их жалко, не  вспоминал  бы.  А  тут  жить бы только моей Марии, она опрокинулась. А ушла она знаешь  как?

     Илья Иванович встал размяться,  подошел  к  форточке, дыхнул в нее  «Беломором», тряся  спичкой,  жмурясь  единственным  глазом.  Глубокой  затяжкой дыма успокаивал он себя.
     - Эх,  Яшань, расскажу я тебе еще один рассказ. Как я от войны проклятой чуть не уклонился. - Илья докурил папиросу, сел  на  табурете удобнее, раскупорил бутылку и плеснул из нее еще в оба стакана. Когда выпили, Яшаня освободил место для записной бумаги, приготовился к записи.
     - Я и тогда бы рассказал, но Марию пощадил. Думаю, обидится. Ладно,   пожили  теперь-то с ней.  Вот, с Марией поженились мы после  фронта, до  войны не до женитьбы было. В  ФЗО  нас забрали в  сороковом  году,  уже к  осени.  На   сварщиков  выучили нас и  по  распределению в  Москву работать направили.
 
    В Огарево  привезли, там  заводик.  Бочата высокопрочные сваривали,  Позднее в них ГСМ наливали, с  самолетов  партизанам   сбрасывали. Они  летят со свистом, немцы принимали их за бомбы.
 Общежития заняты,  разместили нас по  квартирам. Нас шестеро, у старичка жили,  у  него  дочка  нашего  возраста. У  нас  отдельная  комната,  вдоль стен  расставили койки, беспечно и весело. Кузьма  Федорович, хозяин толковый,  инженером  на  соседнем  заводе  работал, жену  недавно схоронил. По дому его дочка  Лариса хозяйничает. Дом   просторный, деревянный,  двор за забором,  огородик  не  большой  прямо у крыльца. Одним  словом  обстановка деревенская.
          - Красивая, Лариса – то? – поинтересовался Яшаня. Илья расхохотался, за сигаретой полез в карман рубашки. Помял  ее,  дунул  в  пустой  конец, спичку зажег, клуб  дыма теперь расстелился  над  столом. Илья сел удобней, скрестил  ноги, продолжил:
      - Это  когда  было то?  Сорок  первый шел, июнь, она с двадцать пятого Отыми цифры – получится шестнадцать. А в  таком возрасте  девицы все красивые. Лариса  Смирнова тоже была красивой и статной, с волосами каштановыми.  Она от  загара  летнего  смуглянкой выглядела.
Росточка среднего, глаза по настроению: то  веселые, с искорками,  то  грустные, с мутным оттенком.
При нашей первой встрече она была в простеньком платье,  в  тапочках  домашних,  в  носочках  белых  с  синими ободками. Такой она и залегла мне в  душу, понравилась.  Заговорила  со  мной она первой, вроде, как городская.  А  мы  тогда были - деревенщина  неотесанная.
Познакомились ближе, пошли на  картошку, там говорю ей:
-Ларис, полоть ее  надо. Сорняк  выдергиваю, она  тоже  дергает. А в  деревнях  мы ее  тяпкой  пололи.  И  на  другой  день я  две  тяпки  на  заводе  смастерил,  черенки   насадил. И закипела  в  огороде наша работа.
А Кузьма  Федорович  в щелку глядит,  радуется,  помощь в доме, какая -  никакая.  А может  и  побаивался, не вышло бы чего  у  нас.
А я и спеть могу,  и на  гитаре сыграть любитель, На  огороде у них и затяну «Оля цветочки рвала, низко головку склоняла».
- А  ты ее напой - Илья Иванович, я слова запишу.  Илья  рассмеялся.
- А,  чево, пиши, -  сосредоточившись,  хотел   запеть, но  передумал.
 - Нет,  Яшань  - еще  по  одной  давай выпьем,  я  слова не вспомню.
 Выпили, закусили, беседа пошла, о песне забыли. 
- Вот, Яшань,  и живем мы у  Смирновых,  работаем,  отец  ее смирился  с  нашей  дружбой,  но  предупредил: «Илюшк, с Ларисой чего случится - убью». А  молодость у нас,  с  Ларисой мы по  правилам  любви  живем.
Потом началась война,  хлеб, другие  продукты  выдаются по  карточкам на  заводе. Отдаем  их  хозяевам, питаемся  сообща.  Лариса  ужин сама готовит,  а обедаем  в  заводской столовой. К  осени немцы  на  Москву   нацелились,  к зиме в город войти  обещают. Всё чаще  и  чаще  сирены  по  ночам  воют. С тревогой воспринимает их только  Кузьма  Федорович. Как-то участковый  во  дворе  появился.  Походил, говорит:
- Картошка  у  вас  поспевает.
-Поспевает, - согласился  с  ним  Кузьма  Федорович.
- Вот,   я и объясняю: выкапывайте ее, а через  два  дня  должно быть у вас убежище  на  всех. Поняли? Выполняйте.
       Время  военное,  нас шестеро, бомбоубежище  выкопали к сроку.  Смирнов  рад помощи. Проблемы  сдружили, зажили мы  как родные, а я вообще почти зятем стал им. А немцы все ближе и ближе  к  Москве,   на  заводах  сократились  поставки комплектующих  материалов: то  не  поступит  металл  для  бочек, то  нет  электродов.  И мы  простаиваем, из начальников  остались  лишь  мастера  цехов,  которых  на  фронт  не  отправляли  по  возрасту. Начались перебои с  зарплатой, с талонами, а  без них в  Москве  не  проживешь. Это хорошо,  мы  с  Ларисой  картошку  вырастили, ей питаемся. А  дальше чехарда пошла,  нам  в  отделе  кадров документы  на  руки  выдали. Теперь нас не задерживало здесь ничего, чем и  воспользовались трое наших.
    А я, Власов  и  Терехин  пока живем  у  Смирновых.  Меня  Кузьма  Федорович пытается устроить  на свой  завод.  У земляков  дела  не  ладились, им  вставать  надо  было на  учет, а  это означало -  отправка  на  фронт. Уезжать они собрались,  я на распутье, отец ее и меня позвал на беседу.
         - Так, молодежь,  делать, чего  будем? – спрашивает он.  Я  ему  письмо  от  матери  подаю,  она зовет  слезно, уборка  в  колхозе  встала, нет рук  рабочих.  С  Ларисой  мы  ее раньше читали, шли  в  магазин, присели в  парке.  Она  слезно меня просила с ними жить.
Решаем: «На время домой  съезжу,  улажу  дела и  возвращусь».
  А  ребята  уже  на  чемоданах  сидят, решения  моего  ждут.
Бродили с  Ларисой  ночью  осенней,  целовались,  миловались  на  прощанье,  убеждал, что вернусь, она  не верила. Будто чувствовала. В переулке встретили патруля,  он нам посоветовал  домой  отправляться. Но  уснуть  в последнюю ночь мы так  и  не  смогли. 

   На станции Лариса не  стесняясь  отца, целовала  меня  и плакала. Мы  на  пригородный поезд  прицепились и  ехали с пересадками  до  Куйбышева  5 дней, еще один день  - до  Кинеля.  Не сажают где, мы  патруля  за  папиросы  уговариваем. В Кинеле на заезжем  дворе  был лошадник  из  Утевки,  с  ним до  райцентра  доехали, а дальше на перекладных до дома.
       Вечером мать уговаривала  не  спешить идти в колхозное правление: «Истощал  ты  вон  как,  наелся  бы  пирогов  с  курагой  досыта сначала,  молока бы недельку попил.  И  к  нему  поспел  бы,  к  супостату  энтому».    Послушал  бы  ее, не так дело обернулось.  Заподозрил  меня  Левон Карпенко, председатель колхозный. «Уж  не  дезертир  ли этот Илья?» И  донес на меня, кому  следует, вместо того, чтобы предоставить работу.

    Через  день приходит повестка  из  сельсовета:  «Срочно  явитесь в Утевский  райисполком».  Поехал, секретарь райисполкома Кортунова  знала отца, внимательно выслушала, разобралась с документами,  по  телефону  с  политотделом  Кулешовского  МТС  переговорила  и  направила меня туда.  Левин, начальник особого отдела принял, Через директора Коптева определил в  мастерские  сварщиком.  Заведовал мастерскими   Давыдов,  сухой  и  кривой  мужик.  Обрадовался - специалиста  нашли  ему  классного. От  генератора  вся  мастерская освещалась и питалась.  Бывало,  шумят: «Не  вари  Илья,  станок  не  тянет!».  И  перегрузили  подстанцию,  сгорела, я опять остаюсь без  работы.
      Весна  одна тысяча девять сот сорок  второго  наступила, середина  апреля,  а  снег живенький, зато через неделю дружно таять  начал. 
В  колхозе с подготовкой к севу зашевелились,  Левон  Егорович  к  нам в МТС  пожаловал, у директора меня в колхоз просит.  С  отцом  до этого переговорил. Со мной  за  руку здоровается:
     -Илья помощь  нужна. В Богатое  ГСМ  поступил колхозу, вывезти бы.
 В  обиде  я,  но помню, отец  сказал:
- Ладно,  посевная  на  носу,  иди  сынок. Помочь надо родному колхозу
      Съездили  мы  на  санях  туда, дорога  раскисла.  Домой  поденкой  возвращались, теперь  в  Лещеве  ночуем,  и  утром  по  морозцу  домой  с  бочками  на санях едем. А через  неделю  полая  вода пошла, на  пароме  бочки переправляем через Самарку и дальше на дрогах возим. Сорванцы  на  подводах  в  основном, за старшего - мужик  из  пожилых. Война была в самом разгаре, все  работы  в  деревнях  легли  на  плечи стариков,  баб  и  на  моих  сверстников.

    И посевную мы проводили,  теплынь, влаги много, земля утром парит - благодать.  Но техники  мало,  лошадей и быков к работе подключили. Только за  месяц  с севом управились. Урожай вырос несвозной.
     Подружился  я  с  председателем, когда он меня за хорошую работу в колхозе на  курсы  трактористов  направил. Осенью  1942 года я с  корочками  возвратился и на  колесном  тракторе зябь пахал.
А в зиму  сельсовет из  ребят  и девчат команду сформировал, в Ульяновскую область рыть  окопы направил. Всю  зиму  землю  мерзлую  там  долбили, питаясь привозными  продуктами.
        С посёлка вызов пришел, посевная начиналась. Отпустили. Приехал домой,   рассказываю, как татары нас со  свининой  из  квартиры  выпроводили. Мы ее  вечером  в  голландке  на  сковороде  жарили.
 Захару спасибо, он  русскую  семью для  нас нашел, к ним со свининой вселились.
       
                ДОРОГА НА ФРОНТ
     Но время  подошло, пора пришла  и  нам  воевать. В Маршанске  на  курсах танковых быстренько отучились  и  за  танками поехали в  Нижний  Тагил.  Т – 34 прямо с  конвейера  получили, на  платформы загнали, закрепили, ночами катим поездом на  фронт. Дорогой выкроил  время, сообщил Ларисе «Танкист  я,  еду  воевать в  водительской  должности».
По  слухам  наш  состав  шел  под  Воронеж.  Слушаем  дорогой офицеров,  успевших  повоевать, надеемся на их опыт в предстоящих боях.
В  степи остановились, приказано  сгонять  танки. Выстраиваемся в стальную  колонну и делаем марш  бросок  к  фронту.
      А  дальше  чего со мной  было, ты  Яшань знаешь. Только добавлю к тому рассказу, на  костылях и с одним глазом я домой  возвратился. И ладно это,  думаю, инвалид, живой зато.
       Справлялся  с  ранами  припарками  и  настойками  из  трав,  бабушка  моя с  ними колдовала. А я, чтобы не скучать -  в  огороде  вожусь, со  скотиной на подворье. Выползаю к вечеру на улицу и радуюсь  жизни,  Порой муторно на душе,  за друзей обидно, которые воюют,  за  мужиков,  которые  с  войны уже не  вернутся. Клуб не далеко, в него по вечерам хожу, по утрам посещаю колхозное правление. Там новый председатель колхоза «Вторая птилетка" Леус Петр Семенович. Он инвалид войны, в чине политрука участвовал в боях под Москвой, взрывом мины оторвало ему руку.  Мы  с ним людские потери поселка  подсчитывали,  сорок  два  мужика  недосчитали.
Председатель мне предлагает  пост  бригадира,  убеждал вчерашний политрук, не мог отказаться,  хотя  ранения мои еще не зажили.
          А  я спустя  рукава не работаю, результаты  стали  получаться  в  полеводстве и животноводстве.  За них хвалили сначала в колхозе нашу бригаду, потом в районе. Дальше, больше и о нас сам редактор  районной газеты, Петр Карпенко статью в Ленинском луче напечатал. А   в 1953 году о нашей бригаде уже узнала вся область. Мы тогда в свиноводстве добились приплода от каждой свиноматки по 12 поросят и суточных привесов на откорме молодых свиней по одному килограмму.
 
   Шли годы, Леуса в 1955 году Виктор  Ломакин сменил.  Я  работаю не просто  бригадиром, а   комплексным. А бригада теперь в лидерах  по  надоям молока от коровы. За год надоено от каждой коровы -2700 литров,    урожайность зерновых культур -15  центнеров с га. В  те  годы  получать эти цифры было не просто, условия не  нынешние,  основная тягловая  сила  в  колхозе – лошадка и бык. На лошадке и я, и председатель - ездили.
В  1957  году весь колхоз по многим показателям становится лидером в районе.  Орденами и  медалями  награждены полеводы и животноводы, не обойдены и руководители.
  Теперь представь Яшань, в такой  круговерти я и забыл о Ларисе. Свои  девчата в клубе, на  ферме, у копны - на сенокосе, у  пруда – на отдыхе. Естественно, не монах я среди красавиц. Вспыхнули у  нас  с Марией, чувства  друг к другу, появилась любовь, которая потянула на  женитьбу.
Но с Ларисой наша любовь была первой, она во мне  и  оставалась  первой,  не  удавалось  никому  затмить ее, либо  вычеркнуть  из памяти.

                ВСТРЕТИЛСЯ С ЛАРИСОЙ
 
       В1958году на  ВДНХ в составе  группы наших передовиков – колхозников я ездил.  Прибыли в Москву,  Огарева  рядом, там Лариса живет, любовь довоенная. Ходил  я в составе делегации по выставочным павильонам и толком ничего не видел, не слышал. И поблескивали на наших пиджаках заработанные не легким трудом ордена и медали, а мне было не до них, в голове одна мысль, о ней, о Ларисе. День  выдержал, на другой ловлю  такси - «Волгу», качу в Огарева, вещи  в  гостинице  Колос  оставил.
    Прошло сколько времени,  а  я  дорогу и ее улицу не забыл. Подъехали к ее дому, сердце от  нахлынувших  воспоминаний,  как  у  пойманного  воробья бьется.  Номер  ее дома до  боли  знакомый – 34,  их  забор так же стоит  прямо,  краска свежая.  «Шестнадцать  лет здесь не был,  воды  утекло много.  У  меня  двое детей, я воевал,  а  ей чего не  рожать  было».               
     У  калитки  говорю  шоферу: «На тебе  четвертак, стой  тут,  я  пошел».
Он  всё  понимает,  пока  ехали,  я  в  курс его ввел.  Подмигнул мне:
«Действуй  Илья - ни  пуха».  Я  ответил:  «К  черту»,  и  отправился  во  двор.
       Звонок теперь  есть.  Нажал  на  черную  кнопку,  тишина  за  дверью.  С  крыльца  рассматриваю  двор:  все  так  же, даже блиндаж цел, только  обвалившийся.  Картошки  меньше  посажено, огород без  сорняков."Моя школа". Дорожка  к  нужнику теперь кирпичом  вымощена. Там, в  зарослях  вишневых он и стоял.  В  них  мы  с  Ларисой  от  любопытных  соседушек  прятались, обнимались, о  жизни мечтали, планы  на  будущее  строили,  которым  не  суждено  было сбыться. «Война этому виновницей».

     - Интересная  лирика, - улыбнулся Яшаня, довольный откровением  Ильи. – И кто же вышел к  тебе?
- Слушай, гляжу  я,  а  из  бомбоубежища два  мальченка  выглядывают, за  мной наблюдают. Я  их  к  себе  зову,  но в это время запор в двери  заскрежетал.  А чрез секунды в проеме дверном  она появилась, спрашивает: 
- А  вам  кого, мужчина?
- Ларис,  не  узнаешь? 
- Нет, - отвечает. 
«С лицом одноглазым, поэтому и не знает», - думаю.
- Илья  я, Дорохин, поселок Березовый   помнишь?
Она  пополнела  собой, а лицом почти не изменилась.
   - Батюшки – свет, Илюша!  Живой!  Радость-то,  счастье, какое.
 Она  бросается ко мне, шею  обвила - целуемся . Потом она вытерла  слезы  фартуком,  успокоилась,  спрашивает: - Со мной  повидаться приехал?
- Повидаться - отвечаю, - такси  ждет у  калитки.
Радость с ее лица схлынула  «Не на крыльце же свидеться приехал,  в  дом зайдешь  хоть?» – спросила она, беря  меня  за  руки.
-Зайду,  конечно. На  часок целый, - успокоил  я. И она по коридору повела меня в дом, до боли мне знакомый и любимый.

      До  кухонной  двери  доходим, навстречу  выходит  мужчина в домашнем халате, в тапочках, полный, пухлощекий.  Мужик и женщина, не новость. Может муж, может брат. А мне  стало не  по  себе.
    Думаю. "Это их  ребятишки  там  играют с  ружьями  самодельными".  Они вышли  как раз при Ларисе из подвала  и на меня нацеливались.
     Она  говорит мужчине: - «Боря, знакомься,  это  Илюша из  деревни,  помнишь, я рассказывала?  Вот он,  живой.  Повидаться  приехал».
Она  смотрела  радостным  взглядом  то  на  него,  то  на  меня. А мы с хмурыми лицами пожимаем друг другу руки.
  Вошли с ним в зал,  плюшевый  диван, на котором я иногда спал, стоял там же.  Боря  предложил  мне на него сесть, сам пошел  к  комоду,  альбом с  фотографиями  принес  и  ушел  к  Ларисе на кухню.  Она  там  уже гремела,  с  угощениями  хлопотала. Не  сиделось мне, и  альбом меня не интересовал. Я  вошел  к  ним  и  подаю  Ларисе  четвертак, говорю Борису:
- За знакомство бы выпить и встречу нашу отметить,
  Боря деньги взял, я  его с таксистом  в  магазин  отправил. Это  мне   надо, при  нем  чего  у  Ларисы  спросишь?
          Она  рассказала,  что  Боря ее муж,  а  дети  в  их  дворе соседские.  Своих детей им бог так  и  не  дал.
      Я рассказал о жене Марии и о детях. Она  на  судьбу  жаловалась,  которая  не  дала  нам  пожить  вместе. А  письма мои она  не  читала «Не  дошли они до меня».  А  когда  я  намек  сделал  на  Борю, мол, не он ли повинен, она  пожала  плечами, погрустнела.

     Заявился  ее  Борис,  принес  хлеба,  колбасы  и  две  бутылки  московской. Выпивали  на  кухне,  потом  перешли  в  зал.
- Вот  на  выставку  приехал, - рассказываю  я, - заработал  горбом  поездку на ВДНХ, так сказать. В гостинице  Колос  нас  разместили. Вспомнилось  былое, довоенное, думаю, а поеду - ка я Кузьме  Федоровичу, а его уже нет.
 Лариса  сидела  между  нами.  Потянулась  к моему ордену  Ленина,  отвинтила и  разглядывает.  Она с нами тоже немного  выпила, разрумянилась.
  - Вижу, работаешь по-ударному, это хорошо,  а  как  насчет  песен,  за  войну репертуар расширил? - Она говорила о песнях с улыбкой.
     -А  Боря это видел и ревновал? – спросил  Яшаня.
    - А  хрен  его  поймет,  сидел  за  ней  как  филин, в разговор иногда  встрянет. Помню,  про  заработки  колхозников  интересовался, спрашивал о войне, и о ранении.  Спросил, платят ли инвалидные.
     А  я  до  войны  учил  Ларису  на  гитаре  играть.  Гляжу, висит гитара.  Я     снимаю  ее  со  стены, струны перебираю,  настраиваю. 
    - Сама-то  бренчать не разучилась? – спросил  Ларису. Она  улыбнулась, глаза вниз  опустила.
   - Она и бренчит,  и  поет  хорошо  под  гитару, - похвалил ее  Борис.
    - А  ну,  хвались,  какую песню поешь  и  что  играешь? - попросил  я.
    - Вашу, березовскую и пою и играю,  - уклончиво  ответила  Лариса.
    - Понятно, - отвечаю, и наигрываю мелодию  «Оля  на  лодке  каталась»,   там  еще  такие  слова: «Оля цветочки  рвала,  низко  головку  склоняла». – «Эта?» – спрашиваю. - Она кивнула головой.
     А я под Ларису слова в песне  переделывал «Лора  цветочки  рвала,  низко  головку  склоняла», - ей это нравилось. До войны она мне подпевала, у  нее  голос  грудной,  бархатно  звучал,  приятно. А теперь я один тянул песню у них. А чего не петь, да и выпил на радостях. Ты записать хотел, вот слушай слова:

 Все  васильки,  васильки,  сколько  мелькает  вас  в  поле,
утром, до  ранней  зари  мы  собирали  их  с  Олей.
Оля  сорвет  василек,  низко  головку  наклонит,
Милый,  смотри,  Василек,  он  поплывет – не  утонет.

Оля  любила  реку,  ночью  на  ней  не  боялась,
Поздно,  вечерней  зарей,  с  милым  на  лодке  каталась.

    Уходили  мы  с  ней из ее дома,  Борис  не  вышел.  На  прощание  она  мне  сказала:
     -Эх, Илюша, о детях ты спрашивал. Ты видел Бориса и наши с ним отношения. Я с  тобой  побыла, прилив  счастья почувствовала. Такого  давно со мной не было и  не  будет теперь никогда.  Какие нам дети,  если любви нет.
А я и сам понял, не радостная жизнь у них с Борисом. И не они в этом повинны,  и не я, а война. Он в окно на нас точно теперь глядел. Я это чувствовал. А бог с ним, он мужик так себе, она красивая, ласковая, вежливая. Я ее образ по гроб жизни помнить буду.

     У  машины стояли,  на  прощанье я спрашиваю ее, мол, как бы она меня такого вот одноглазого так бы и любила? А она вместо ответа смело обняла меня  и порывисто поцеловала.  И я был доволен. Думаю,  пускай  в  окно он на нас смотрит. Я ее нашел, узнал и полюбил первым. 
    Сел  я в  такси, Лариса все не уходила.  Мы  поехали, я говорю шоферу: «Громко  посигналь  ей». Она долго видна была, у калитки нам рукой махала, пока  за  поворотом не скрылись.
  На  поселке я потом долго тосковал  по  Ларисе.  Наверно  бы  мы  поженились  с  ней  тогда,  в  сорок  первом  осенью.   Шло все к  этому. Эх, если бы не было тогда войны.
 И годы потом проходили, а я так и не забывал про  нее. Потом  решился  попросить  сына,  чтобы  он  свою  дочку,  а  мою  внучку назвал Ларисой, ее  именем. Он и его жена Валентина поняли  меня,  и  удовлетворил  мою  просьбу. И теперь Лариса для меня самая  желанная, самая  любимая внучка  на этом свете.
Илья Иванович после этого стал серьезным. С минуту посидел, пошел в переднюю комнату. Возвращается с деньгами.
- На Яшань, это тебе полтинник  на  книгу. И напечатай ее, пока  я  живой. – Яшаня не брал деньги, а Илья Иванович буквально настаивал.
Как жаль, что Илья Иванович Дорохин не дожил до выхода в свет его рассказа. Радовался бы и улыбался. А прочтя, задымил бы кольцами из своей папиросы, как умел он это делать.
Эх, война, война, сколько бед ты наделала, сколько разлук было из-за тебя.