обитель душ глава восемнадцатая

Оксана Богачева
                Г Л А В А   18
    Пять лет в стенах Университета. Пять лет переживаний, разочарований, провалов, хвостов. Пересдач и незачетов. Пять самых счастливых, веселых, радостных, незабываемых, беззаботных, победоносных, решающих и любвеобильных лет. Но, как бы они ни были прекрасны, момент получения
диплома, - самый желанный, долгожданный, и поверьте, вымученный, достойно вознагражденный момент, во всей учебе. Диплом, - это кульминация, великого музыкального произведения. Это,- вершина большого айсберга. Это,- экстаз, после пяти лет воздержания. Это,- глоток холодной воды, в жаркой пустыне, и кружка горячего чая, на холодном полигоне.
Все эти чувства,- будоражат,  волнуют, и запоминаются на всю жизнь.
Звучит пафосно, и, как-то, неестественно.
Я тоже так думала, пока не поняла: Диплом, - это всего лишь документ, подтверждающий, прошедший тобой курс обучения, и все! Так, что же запоминается, и чего, так долго ждут?
   Ждут свободы. Свободы: от преподавателей, от экзаменов, от надоедливых родителей и родственников. Все сразу становятся личностями, и значимыми единицами. Глупые! Ни один диплом не в состоянии, сделать из дурака,- личность! А личность, не обязана, подтверждать свою значимость, дипломом.
Но, понимание этого, приходит с годами, а пока….
   Стас, как всегда, опоздал на вручение диплома. И, как всегда, одежда не соответствовала протоколу. Слабое место моего сына: выглядеть так, как положено, для сложившейся ситуации. Так, как все. Он, с детства не любил: так, как все. В первый класс, пошел в матроске. На последний звонок в школе: надел рубашку с пальмами, и соломенную шляпу. На вступительный экзамен по истории, в университет, пришел в шортах и лаптях. А диплом получать: в красной пляжной рубахе, мятых белых льняных штанах, в фуражке с козырьком, и белым длинным шарфом, как у Остапа Бендера.
Стаса, тяжело втиснуть в рамки положенного. Что касается меня, то я никогда не стремилась, втиснуть его туда. Скорее наоборот, всячески поддерживала любые его бредовые идеи. Правда наш папа, более консервативен, и с детства, нам со Стасом, приходилось вдвоем, отстаивать некоторые права на свободу. Серьга в ухе, дреды, меллированные волосы: все это, малая толика того, через что, мы прошли вместе. Все это,- было, и прошло, кроме серьги. С ней, он не захотел расстаться, даже на медосмотре в военкомате. Видно, для расставания с ней, время еще не пришло. Именно, в образе Остапа Бендера, с серьгой в ухе, Стас, пришел получать диплом адвоката, по уголовным делам.  Массы ликовали. Педагогический состав  возмущался, и  неистовствовал. Но, лишить его диплома, из-за шляпы и штанов,- не имел права. Хоть, какая-то польза от учебы: знания прав, и обязанностей. Стас, все же, получил диплом. Но последним, под оглушительные овации, и продолжительные аплодисменты. Стас, не был идейным лидером. Скорее, всеобщим любимчиком. Ему, удавалось жить, и учиться в университете, не так, как положено, а как хотелось!  Поверьте, его матери, это - дорогое удовольствие, о котором, многие не догадываются. Приобретя море поклонников, нажив еще больше врагов и завистников, Стас, улыбаясь во весь рот, получил диплом из рук ректора. Затем, подошел к преподавателю гражданского права, старой деве, и головной боли всего мужского студенчества, которой три раза сдавал экзамен, и на глазах у изумленной публики, крепко обнял ее, и троекратно, смачно, поцеловал. Бывшие студенческие массы бесновались, рыдали, и плакали, от массового оргазма. Даже ректору, не удалось сорвать у публики, столько любви, и восхищения.
Университет, праздновал окончание учебы моего сына, впрочем, как  и Стас.
У них, не было взаимной любви, и даже, среднестатистических семейных отношений. Все пять лет, они терпели друг друга. Университет - Стаса, а Стас, - всех остальных. Отличником, Стаса не назовешь. Но, и двоечником, тоже. Дисциплина, у него хромала на две ноги, за что и платил: чаще,- пересдачей экзамена в летние каникулы; реже, - деньгами.
      На третьем курсе обучения, вся наша семья, пришла к грустному выводу:
 Стас, поступил не на свой факультет. Грустили долго: Пол дня. Затем, отец принял, на его взгляд, самое правильное  решение: что сын, должен довести начатое дело до конца, как настоящий мужчина, и доказать всем …..  Не помню, что он должен был доказать, но помню, что папины слова звучали красиво.
Стас, уважал своих родителей, и к решению отца, отнесся спокойно.
 Мне кажется, что другого решения, он и не ожидал.
Последующие годы обучения, прошли не совсем гладко.
 Правильнее сказать,- совсем не гладко! Нежелание Стаса, подчиняться вышестоящему, - вредило ему на практике. Неумение Стаса хитрить, - мешало ему в учебе. Подчиняться, он не хотел. Хитрить,- не умел. Платить,- не любил.
В-общем, учился как мог. А порою,- как получалось. Давить на сына мы не хотели, потому что, где-то внутри себя, понимали, что он учится для нас, и, ради нас.
 Я, даже шутила, что повешу его диплом у себя в спальне, в золотой рамочке.
И вот, дождались! Стас, получил диплом!
          Пять лет тревог, волнений, обид, и разочарований, - позади. А впереди,- жизнь, и кажущаяся свобода. Для меня, стало большим удивлением, когда Стаса, взяли в прокуратуру, зная о его, «не красном» дипломе, и некорректном отношении, к официальной одежде. Поначалу, я думала, что это папины происки. Но отец, был удивлен не меньше, если, не больше меня. На вопрос Сергею Коробову, за что взяли Стаса, отказав лучшим выпускникам, услышали нечто странное:
«Не люблю послушных, и дисциплинированных. Ругаться не с кем! А ты, Денис, знаешь: в спорах,- рождается истина. А его серьга, меня не е..т. Лишь бы, губы не красил! Не потерплю!» Нам, тоже не понравилось бы, но пронесло!
Оно ведь как? Если бог, одной рукой забирает, то другой,- дает. Учился он тяжело, а с женской половиной населения, как-то, все легко обходилось, но, без фанатизма. Душа, правда, поначалу болела, что слишком влюбчив, а потом, успокоилась. Когда еще влюбляться, если не в его возрасте? Однажды, моя подруга, которая старше Стаса на шесть лет, глядя на его бурную личную жизнь, сказала:
-  Ядя, он же у тебя МАЧО!
На что, папа ответил, нечаянно подслушав наш разговор!
-   Хорошо, что не ЧМО!
Грубо, но в точку! На том, все и успокоились.
         Итак, мой Стас, все-таки получил диплом! В голове, у него куча планов, идей. А главное, - свобода!  Свобода! Пьянящее чувство, прекрасное, и одурманивающее. Чувство собственной исключительности, давит на мозги, и на прочие части, молодого, образованного, тела. Музыка, вкусная еда, алкоголь, и море красивых, и уже высокообразованных, девушек. Ресторан гудел, и зажигал.
          Я, пять лет ждала этого момента, чтобы напиться «вдребедан». А, когда дождалась, то пить уже не хотелось. Как-то все наболело, и выдохлось.
Мой папа, чувствовал себя также. Стас, отрывался с однокурсниками в ресторане, а мы, почти без эмоций, «хряпнули» по рюмашке водки на кухне. На том, с университетом и покончили!
Кто мог знать, что учеба Стаса, еще не самое страшное в нашей жизни, о чем, хотелось бы впоследствии забыть, и, не вспоминать никогда.
          
          Шел третий час пиршества. Народ, оттягивался по полной программе, не нуждаясь в услугах массовика затейника. Все присутствующие знали, и уважали слабости друг друга. Кто, что пьет; Кто, с кем спит; Кто, с кем куда танцует. Словом,- неожиданностей не ожидалось! Все шло, по заранее утвержденному плану.
         Стас, пришел не один. Это, не в его стиле! Девушку, я не знала, а значит,- ничего серьезного! Играла медленная, будоражащая музыка, в стиле румба.
Танец любви: нежной, взрослой, и порочной. Алкоголь, будил не юридические фантазии, а девушка, как назло, слишком долго пудрила носик. Легкий лучик света, скользнул по лицу вошедшей в зал незнакомки. Скользнул, и вернулся снова. Лучу, явно понравилось оно, - новое, необычное лицо. Вечеринка была закрытой. За спиной незнакомки, возник охранник. После минуты разговора, девушка, показала пальцем на Стаса.
-  Девушка говорит, что вы ее пригласили? -  Сказал, подошедший охранник.
  Стас посмотрел на незнакомку. Такого умоляющего, нежного, и по-детски обиженного, взгляда, он давно не видел. Голова плыла, румба, эхом отражалась
 во всех внутренностях и конечностях. Стас встал, и подошел к девушке.
-  Ты опоздала! – Тихо, и нежно, сказал Стас, одной рукой обняв  за талию,
а другой, положив ее руку себе на плечо.
-  Я, очень спешила!- Ответила незнакомка. Взгляд, по-прежнему, был наивно детским, но движения, говорили об обратном.
 Незаметно, прошел один танец, потом еще один, и еще. Им, никто не мешал. Девушка, с которой Стас пришел на вечеринку, так и не вернулась.
Кстати сказать, он о ней, ни разу и не вспомнил. Вечер, плавно перерос в утро.
 Где потерялась ночь, никто из действующих лиц не помнил.
     Можно, конечно, занять пару страниц, и написать лекцию, по теме: «Любовь, с первого раза, и ее последствия», но, спишем все на молодость! Такие ошибки, в ее характере. Ах, как нам иногда, не хватает их в зрелости!
    Утром, болела не только голова, но и душа, по которой скребли кошки. Звуки румба, кроме изжоги, ничего романтического не вызывала.
Саша, оказалось самой простой, и обыкновенной девушкой.  Так, показалось Стасу на первый взгляд. Даже сам удивился, как его угораздило, во все это вляпаться? Но, что сделано,- то сделано! Не начинал пить,- так, судя по всему, и не стоит.
 Вот, сейчас позавтракаю, и проблема, решится сама собой! На самом же деле, все оказалось намного сложнее. Проблемы, только начинались.

-  Мам, она какая то странная! Взгляд у нее, особенный: как будто внутрь смотрит, в кишки.- Говорил Стас, на второй день, за завтраком.
  У нас с сыном, особые, доверительные отношения, и я, их трогательно берегу, и ценю. Охраняю каждый момент, каждую секунду, такого общения. Боюсь давать вредные советы. Как ни крути, мы начинали жить, действительно, в другое время. Когда меня, Денис, впервые обнял за талию, я решила, что он не просто должен, а обязан, на мне жениться. Желательно, по любви, или я пожалуюсь отцу, и он, заставит по-другому. Обошлось малой кровью.- Женился добровольно. Скорее меня, пришлось упрашивать, но это, уже другая история.  В целом, хочу сказать, что у самой, опыта в подобных делах, маловато,  вот и не знаю, что в таких случаях, можно посоветовать.   
-  Стась, зачем тебе девушка, которая любуется твоими внутренностями?
Она, хоть красивая? И, где учится?
Вопросы, самые простые, и всегда на них, хочется услышать, такие же простые ответы.
-  Нет, не очень! И, по моему, нигде не учится! -  Ответил Стас.
Вот, и не угадал! Ответ, должен был звучать не так, а  приблизительно, вот как:
-  Очень красивая! И в университете учится, на экономическом.
Ну, неужели это так сложно? Найти девушку, чтобы нравилась папе с мамой?
    Конечно, шучу! Хотя: в каждой шутке, есть доля шутки.  Не хочу выглядеть ханжой, но после слов Стаса, в душу закралось смутное сомнение. Это я сейчас понимаю, что кроме секса, конечно главного, и основного, остальное, тоже немаловажно. Например: утренний разговор, за завтраком. Субботние посиделки, с друзьями в кафе, где только пить и есть, по нашим временам, уже недостаточно. А куда девать выходные, когда ты: весь день нос к носу, и кроме секса, о чем-то надо поговорить? И как объяснить это двадцатидвухлетнему сыну, которому разговоры, в принципе, не нужны. Зная, некоторые особенности семейной жизни не понаслышке, я немного успокоилась, решив, что все само собой, рассосется.  Глупая. Тогда я, еще на что-то надеялась.

-  Мам, пап! Мы с Сашей, решили жить вместе. Только, вы не переживайте! Она, снимает квартиру, и я, перееду к ней. -  Поставил нас в известность сын, после недели знакомства.
-  Стас, ты хорошо подумал? -  Спросил Денис. -  Вы ведь, неделю, как познакомились.
-  Пап, она мне нравится! И я, хочу жить отдельно.
-  Для этого, не обязательно переезжать к Саше. Живи отдельно,- но один! -  Папа, как мог, пытался отговорить его, от этого безумного шага.
-  Она  необычная! И мне, с ней интересно!
    Ну, что можно сказать? Чем аргументировать? Вашему ребенку хорошо, и вы, постепенно привыкаете к мысли, что все, может быть еще серьезнее. И ничего, что не красавица! Ничего, что никто, и нигде! По большому счету, - это не главное! Украсим, обучим, устроим. Главное, что Стаса любит, и, похоже, что он ее тоже!
     Так постепенно, мы с папой, стали свыкаться с новой мыслью, о семейной жизни сына. Правда, слово «постепенно», в данном случае, не подходит. Скорее, в срочном порядке.
   На следующий день, после нашего разговора, Стас собрал вещи, и переехал к Саше. Своего сына, я увидела только через три недели. Мы с Денисом, улетали в теплые края, на отдых, и Стас, нас провожал в аэропорт, на своей машине. Именно тогда, мы с папой, впервые увидели девушку, как оказалось, его мечты. Сказать, что она какая-то особенная,- не могу. Но, что-то в ней было. Факт. Я привыкла, что все девушки сына, всегда выделялись, уж, если не умом, то, хотя бы красотой. 
Но этот случай, - исключение из всех правил.  Те два предложения, которые  я услышала от нее, озадачили меня, на все три часа полета. Не то, чтобы я не понимала, что она сказала. Скорее, как она это делала. Для меня, открылся новый смысл старых слов.  Но, несмотря на их оригинальность, внешность девушки, была куда неожиданней, и интересней. Все, что было на ней одето, вообще, не имело общей цветовой гаммы, и одного размера.
Индивидуальность этой молодой особы, явно зашкаливала, и неплохо бы узнать,
 в какую, именно сторону. Хотя, я сына понимаю: потянуло на экзотику.
И я, снова успокоилась. Экзотика, быстро надоедает, когда, перестает быть экзотикой.
-  Стас, душа моя, что с тобой? -  Перепугано, спросила я сына, когда  тот,
подошел поближе.
   За три недели, моего сына подменили. Нет, он не похудел. Нет, он не поменял цвет волос, и не отрастил бороду. Поверьте, это бы меня не испугало. Случилось другое. Это, может заметить только мать, и вы, можете смеяться над этим, сколько угодно. Взгляд. Один взгляд: мутный, холодный, несобранный. Полный раздрай. Я, видела Стаса разным: и, когда был счастлив, и, когда страдал от неразделенной любви; когда злился на несовершенство жизни; или хитростью вымогал деньги, зная, что не откажу. А, особенно было смешно наблюдать, когда он думал, что научился врать. Но, таких глаз, наполненных чем-то чужеродным, я, не видела ни разу. Под глазами,- синяки, как будто, все три недели, не спал. Если бы от счастья, а то…  От любви,- взгляд не такой пустой, и заброшенный. И синяки,- не такие темные, и больные.
-  Все нормально, мам, все хорошо! Не волнуйся! Приедешь, - поболтаем! -  Стас, крепко меня обнял, и я, уловила легкий запах дыма, с примесью сладкого аромата.
-  Стас, чем от тебя пахнет?
Видно, я так была сильно взволнованна, что Стас, не удержался от улыбки.
-  Мам, ну ты чего? Как маленькая. Это свечи. Ароматизированные свечи. Хочешь, я и тебе куплю?
Уж, чего я меньше всего хотела, так это свечи! Разве что, от геморроя.
-  Стас, у нас появилась домработница. Приходит, два раза в неделю. Я, может, напрасно переживаю, но пожалуйста, присмотри за квартирой. Вот, тебе график ее работы. Если будет время, навести ее в эти дни. -  Папа, раздавал распоряжения.
-  Да, сына, забери Шишку. Она, ждет тебя дома. -  Добавила, я.
-  Хорошо, договорились! Присмотрю, заберу, встречу. -  Отрапортовал Стас.
А, когда провожал до таможни, на ухо, мне шепнул: -  Мам, мне надо, кое в чем разобраться. Не переживай, все под контролем!
-  Что? У него опять, все под контролем? – Услышал его, Денис.
«Все под контролем»,- любимые слова нашего сына. Были. До поры, до времени. Когда Стас, учился в университете, приходилось, часто задавать ему вопрос об  учебе. Мы, задавали один и тот же вопрос, и всегда, получали один и тот же ответ: «Все под контролем, все под контролем!» Когда, время подошло к сессии, Стаса,  не допустили, из-за личных разногласий с преподавателем по гражданскому праву, приведшему,  к не сдаче зачета. Если бы, не авторитет отца, не знаю, чем бы все и закончилось.
-  Ох уж, мне его контроль! – Бурчал папа, проходя таможню, и паспортный контроль.
-  Простите, вас что-то не устраивает? – Удавилась девушка на паспортном контроле.
-  Меня? Меня все устраивает! Это я, о другом контроле.- Задумчиво, пояснил Денис.
-  О каком, другом? – Девушка, становилась навязчивой, и подозрительной.
Папа, поднял голову, посмотрел на пограничника, и я поняла, что он проснулся.  Нашел место, для светских бесед. Сам же, меня постоянно воспитывает, что нельзя болтать без умолку, особенно в серьезных, официальных, присутственных, местах. А сам?   
   Когда, мы все-таки прошли все контроли, папа не выдержал:
-  Я ему доверяю, но что-то, меня тревожит.
Вот, с этой самой тревогой, мы и улетели на отдых. А там! Там море, солнце, и сплошные искушения. Решив, что не в состоянии, чем-либо помочь сыну, мы с Денисом, пустились во все тяжкие: чревоугодие, прелюбодеяние, и наркотики, в виде кальяна.  Словом, пока родители наслаждались жизнью, ребенок, варился в собственных проблемах, пытаясь, их самостоятельно распутать.
   Так, прошли две недели. Звонки домой, были скорее дежурные, и не по -существу.
Алло,- алло! Привет,- привет! Вот, и поговорили!
Домой, вернулись вовремя,  без опозданий. Выйдя, в аэропорту из автобуса, я, глазами искала Стаса. Не поверите! Несколько раз, мой взгляд скользил по нему, но не узнавал. Когда узнала,- чуть в обморок не рухнула! Хорошо, Денис поддержал. Ему самому, от увиденного, стало плохо. Окаменел.
     Перед нами, стоял молодой человек, внешне, похожий на нашего сына.
Только, наш Стас, всегда был со вкусом одет, а этот человек, хоть и был,
в дорогих шмотках, но, забыл их постирать, неделю назад.
Со Стасом, в отношении одежды, всегда было нелегко, но такое!… Для него, все важно: как внутреннее, так, и внешнее содержание человека. У «нового» Стаса, внешняя смысловая нагрузка, отсутствовала полностью. А, если вспомнить, что лицо – зеркало души, то и внутри,- непроглядная темень. Синяки,- стали глубже, взгляд,- более прозрачный. Если бы он забыл, как нас зовут, мы бы, вместо дома, срочно поехали бы в больницу. Таких счастливых от любви людей, я видела, первый раз в жизни. Он, - не сиял, а чернел, от счастья.  Я, жаждала сказать ему все, что о нем думаю, и о нем, и о его мадам. Кстати, о мадам! Ничего нового:
Все, так же; все, там же; все, те же. Один момент, не остался незамеченным. Каждый раз, как только я пыталась заговорить с сыном, она, мгновенно оказывалась рядом, и, начинала нежно гладить его ладошкой по спине, или по руке.
     Из аэропорта, мы всей семьей, отправились в наш загородный дом. Мы с папой, соскучились по сыну, по Шишке, по дому. Да, и обычай в нашей семье, есть хороший.  В вечер приезда, мы обязательно, вместе ужинаем, и раздаем подарки. По дороге домой, мы заехали в магазин, и накупили всякой вкуснятины. Пока я ехала домой, все в голове прокручивала, предстоящий разговор со Стасом. С чего начать? Что сказать, чтобы не обидеть? Ведь смотрим мы, все, на одно и тоже, но видим,- разное, как в книге: кто фигу, а кто и Солженицына.               
Люблю возвращаться домой. Люблю пыль, которая накапливается за время поездки. Люблю смотреть на нее, а потом, изничтожать. Люблю, расставлять по квартире привезенные вещи, и подарки. Люблю первое утро, после отдыха, когда просыпаешься дома, в своей кроватке, а потом, босяком чапаешь на кухню и пьешь кофе, в пижаме, и неумытая. Плюхаешься с чашкой сего божественного напитка, в теплое, мягкое кресло, задрав, при этом, ноги так, как хочется, а не так, как положено. Никаких тебе, официантов, никаких планов, на активный отдых. Наоборот, хочется чего-то пассивного, и ленивого.
И, самое главное,  после отпуска, я обожаю одиночество. Простое, банальное, скучное одиночество.
  В последний приезд, все было не так, как всегда. Стас,- был чужим, а дом,- убранным, и без пыли. Да Бог с ней, с пылью, далась она мне.
-  А, кто убирал? -  Я, все-таки не выдержала, и спросила.
-  Ваша домработница. – Ответила Саша, хотя я, спрашивала Стаса.
-  Саша, предложила ей убраться в загородном доме, и она, не отказалась. – Дополнил, Стас. – А что, тебе не нравится?
  Тон сына, звучал вызывающе, или, я так слышала? В воздухе, был кислый привкус обиды. Во всем, чувствовался дискомфорт. О совместном ужине, речь уже не шла. Казалось, что все только и желают, как распрощаться, и разъехаться по домам. Мы не стали испытывать нервы друг друга на прочность, и, раздав подарки,  попрощались, даже не поцеловавшись. Вот, вам смешно, а для меня,- это очень важно. Мои мальчики и я, привыкли к тому, что я целую их утром, перед рабочим днем, и вечером, когда встречаю дома. Пустяк. Но это, - мой пустяк! Из подобных пустяков, состоит вся моя жизнь. И если они начинают теряться по ее дороге, то теряюсь я сама. Теряюсь, тупею, и не знаю, как на это реагировать. Правда, уходя, Стас подарил мне банку кофе. Дорогой кофе. Вкусный кофе.
  Я, залезла с ногами в кресло, поджала их под себя, и затихла, пытаясь проанализировать увиденное, и услышанное. Ни одной умной мысли, на эту тему! Даже зацепиться не за что.
-  Мамочка, просто твой сын вырос, вот и все! Мы ему, больше не нужны. Не переживай, привыкнешь! – Сказал Денис, и нежно поцеловал меня в лоб.
 Голос папы прозвучал грустно, как будто, он успокаивал не меня, а себя.
 Ну, что ж! Я, все-таки, у себя дома. Мой папа,- со мной, и Шишка,- тоже.
А мой малыш,- просто заболел. Есть такая болезнь, - болезнь роста. Пройдет время, и он выздоровеет. Я, это точно знаю!
   Мы с папой, решили не нарушать традицию, и накрыли стол в гостиной, перед телевизором. Вино, свечи, родные стены, сделали свое благое дело. В душу, хоть и медленно, и нехотя, вернулось чувство покоя, и умиротворения. Помните, как в одном знаменитом романе: «Я подумаю об этом, завтра». Так и я! Легла в свою кроватку, прижалась покрепче к папуле, закрыла глаза, и …. «Подумаю, об этом завтра». Ну, а что произошло завтра, вы уже знаете.