Кое-что о Комсомоле

Константин Берёзин
Из моих комментов 

ИМХО в Комсомоле (не в милитаризованном, а в обычном) есть положительная сторона — юноши остаются без старших и сами, самостоятельно берутся за какие-то дела (напр., проводят заседания ячейки), сами берут на себя ответственность. Такое различие между людьми, что один человек — комсорг, а другой человек — просто комсомолец, структурирует общество. Структурирует. И тем самым способствует его осмыслению. 

Комсомол помогает остаться без старших, и самому, без старших, что-то делать. 

Родился в 1984 г., и думаю, что моё детство и юность очень сильно испорчены отсутствием всеобщей, общераспространённой организации типа Комсомола. 

Недавно посмотрел фильм «ЧП районного масштаба» (перестроечный фильм о том, какой Комсомол плохой и как много в нём лицемерия и лжи). Фильм понравился. Советский Союз плохой. Комсомол плохой. Но лучше пусть лживый Комсомол, чем никакого! Он, при всей своей лживости, даёт опыт самостоятельности, даёт опыт жизни без зависимости от старших!

далее пропущен чужой коммент

Ну не в лживости — положительная сторона Комсомола, а в том, что он давал бы возможность проводить мероприятия без участия старших. Самим, самостоятельно. А в моём поколении никто не задумывался о том, что кому-то поручено быть «ответственным» за происходящее в классе (как комсорг ответственен). Не учитель берёт на себя ответственность (как в нашем поколении), и не папа, и не мама — а кто-то из молодых. 

И Комсомол указывал на моральные ценности (которые записаны в уставе) — правдивость, взаимопомощь и т. д. В нашем поколении никто не говорил: «вы должны быть правдивы, потому что вы члены такой-то организации, а члены этой организации должны соответствовать высокому моральному уровню». Нам говорили про мораль — но это было расплывчато, нечётко. Не было аргумента — «ПОТОМУ ЧТО ВЫ ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ». Этот аргумент мог бы быть более убедительным. И спец. билетов нам не выдавали, взносы мы не платили. Наличие билета в кармане и какой-то атрибутики могли бы НАПОМНИТЬ о моральном долге. А без атрибутики его легко забыть.

* * *

Да и вообще, в Уставе Комсомола есть идеи, которые скорее ближе к пацифизму, чем к милитаризму:

- забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния;
- высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
- коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый - за всех, все - за одного;
- гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат;
- честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни;
- взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей;
- непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству;
- дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
- непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов;
- братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Это цитата по Уставу 1968 г. Можно предположить, что и в предыдущих Уставах было нечто подобное.

Когда человеку об этом обо всём расскажут — это может помочь развитию критического мышления. Ведь это всё — о серьёзных проблемах! Правдивость, взаимопомощь, гуманность — это серьёзно! С этих позиций можно рассматривать окружающие события, оценивать их, осмыслять их!

На это могут возразить: «Но в этих пунктах Устава — какие-то противоречия... То — человек человеку брат, то — непримиримость к врагам коммунизма...»

Ну вот это-то и может побудить молодого комсомольца начать критически мыслить (хотя бы даже за этим последовало разочарование в коммунизме, всё равно). Главное — будет отправной пункт, от которого можно отталкиваться («официальная общепринятая идеология»).

Современной молодёжи просто об этом не говорят! Точнее, говорят, но более расплывчато, не так чётко, не так аргументированно. Эти проблемы недостаточно чётко проговариваются. И на них не возлагается ответственность, что «вы должны соответствовать высокому моральному уровню, потому что вы члены такой-то организации».

Есть ещё один антисоветский перестроечный фильм — «Завтра была война». Но комсомолки из этого фильма были в какой-то степени вдохновлены именно комсомольской идеологией. И это в фильме оправдывается. Они были способны думать — Искра, например, могла изменить свои взгляды под воздействием какие-то аргументов. И комсомольская лапша на ушах этому не помешала. Скорее наоборот, комсомольская идеология этому поспособствовала.

Как ни парадоксально, но столкновение с рассказом об упомянутых выше ценностях будет скорее способствовать не появлению зашоренности, а развитию критического мышления.

Потому что лучше говорить об этих моральных проблемах прямо, чем игнорировать и замалчивать их.

P. S. Я не коммунист и СССР не симпатизирую. Nuff said.

P. P. S. Мне тут сказали, что комсомольские собрания в школе проходили при участии классного руководителя, и, возможно, кого-то ещё из персонала школы. Но это мало меняет ситуацию. Всё равно в Комсомоле, как мне кажется, было легче взрослеть и учиться самостоятельности.




.