Валерий Курас. интервью

Татьяна Феоктистова Первая
Валерий Курас: «Я Курас. Сам по себе Курас. Свой собственный!»
 
Лично для меня Валерий Курас долгое время был «закрытой книгой».
Я знала его шутливые песни, слышала о его медицинском прошлом, болтала с ним ни о чем, но по-настоящему открыла лишь после этого интервью.
Первого откровенного интервью, которое он дал о своей личной жизни, о болячках нашего общества и о том, как нужно правильно эти болячки лечить…
- Валерий, ты меня, конечно, извини, но я тебе попеняю. Заглянула в интернет, а там – шаром покати по поводу Валерия Кураса! К чему такая подчеркнутая скромность на фоне всеобщего пиара?
- Просто я от этого не фанатею. И поэтому не использую интернет ни как инструмент маркетинга, ни как инструмент общения. Но претензию принимаю. Ты права. Буду исправляться! (Улыбается)
- Твой сайт www.kuras.ru дает максимум информации из минимума. И тогда я знаешь что придумала? Найти значение твоего имени, взять оттуда самые главные характеристики, чтобы вместе с тобой разобраться, что тут правда, а что – вранье. Согласен?
- А давай! Это должно быть интересно. Тем более что я и сам собирался этой темой заняться, да все некогда было…
- Поехали. Читаем: «В детстве все Валерии бывают детьми очень непоседливыми…». А ты, я знаю, сызмальства и фортепиано терзал, и сложные корабли в клубе юных техников мастерил, и даже кухонную мебель маме сделал…От кого из родителей ты унаследовал такую усидчивость?
- Когда я появился на свет, мои родители были уже вполне взрослыми людьми, так что мне уже было не понять, кто же из них был усидчивее. А потом прошли годы, я сам подрос. И усидчивость моя с годами как-то так…
- Рассосалась, что ли?
- Да не то чтобы рассосалась. Просто не осталось времени на то, чтобы собирать кухонную мебель и конструировать в клубе юных техников корабли.
- Давай все же про усидчивость выясним. Чем занимались твои родители? Мама, что же, была прядильщицей, а папа сидел в каком-нибудь конструкторском бюро?
- С папой ты попала в самое яблочко! Он одно время действительно руководил конструкторским бюро в министерстве геологии. А при такой должности усидчивость была очень нужна. Ну, а мама была переводчицей. Немецкий и английский языки. И тоже сидела со своими книгами и словарями…
- Do you speak English? («Ты говоришь по-английски?»)
- Yes, of course! («Ну конечно!»)
(Хохочем)
- А вот фамилия Курас, не пойму, она в какие дебри уходит: в болгарские, израильские или цыганские? Ты, часом, не ромалэ ?
- Нет, точно не ромалэ, но тоже парень хоть куда! Мы, Курасы, где только ни отметились.
Следи сейчас за мной по карте. Фамилия родом с Украины. Такая же фамилия живет в Литве. Несколько Курасов прижились сегодня в Сибири и в Израиле…
Жаль только, что родственных связей с ними не обнаружено. Но поскольку папа с Украины, то я успокоился и закрыл для себя тему этих исследований.
Так что будем считать, что я Курас – сам по себе Курас… Свой собственный! (Смеемся)
Когда я был школьником, а потом студентом, меня так все и звали – Курас. И это было все сразу: и фамилия, и имя, и школьное прозвище, и псевдоним - все в одном стакане.
- Возвращаемся к твоему имени. Если верить тому, что пишут про Валериев, вы «далеко не со всеми легки в общении». Не тусовщики, в общем. А все, дескать, потому, что ваше тотемное растение – крапива… То-то я смотрю на концертах: ты приехал, выступил, поулыбался немного за кулисами и в машину… Чего здесь больше – скромности или тотемной крапивы?
- Про тотемную крапиву я, честно говоря, не знал. Черт его знает, хорошо это или плохо…Хотя, с медицинской точки зрения, витаминов в ней до фига. Так что давай будем считать, что это растение хорошее.
Насчет тусовщика. Я не могу сказать, что категорически не выношу тусовки. Я не люблю искусственных тусовок. Там ведь все фальшиво: и слова, и улыбки. А если считать встречи друзей, которые занимаются одним делом или просто интересны друг другу, то такие встречи я поддержу всегда.
Только это будет уже не тусовка, а общение. Общение людей, которыми ты интересуешься, которые интересуются тобой, с которыми ты можешь обменяться опытом, теплом человеческим…В общем, с которыми тебе легко и приятно…
Что же касается концертов, то здесь ты как артист отдаешь на сцене массу энергии и, честно говоря, устаешь, как собака…
Поэтому я подхожу к этому разумно: если интересно - я остаюсь, если нет – уезжаю.
- О’кей, едем дальше. «Поле деятельности Валериев зависит от выбранной профессии. Если работа им не нравится, они будут менять ее до тех пор, пока не найдут то, что им нужно…». У тебя ведь также: мединститут, затем, по-розенбаумовски, работа на «Скорой», затем офтальмология, ординатура, ин-т микрохирургии глаза,а потом – хлоп! – фармацевтический бизнес и, вот, наконец, шансон…Ты так долго искал себя?
- Я не то чтобы менял работы, как Казанова – женщин… Просто в каждый период времени то, чем я занимался, мне очень-очень нравилось - до тех пор, пока не появлялось в моей жизни что-то другое, что мне начинало нравится больше.
Если новое перетягивало, я поступал честно: оставлял старое, которое меня уже не так вдохновляло.
Дело в том, что совмещать медицину с бизнесом очень сложно – при условии, что ты отдаешься делу на все сто. Я это позволить себе не мог - ни как человек, ни как врач. Я ведь делал по 1700 операций в год! И у каждого пациента был свой, особый случай…
Когда я понял, что медицина меня стала увлекать меньше, чем фармацевтический бизнес, в который я влез, я сделал для себя честный вывод: надо выбирать, или то, или другое. И я выбрал бизнес.
Я вообще судьбе за все благодарен. Все – во благо!
Работая офтальмологом, я познакомился со Святославом Федоровым (легендарный глазной микрохирург, один из участников внедрения радиальной кератотомии, профессор, академик РАМН и РАЕН. Прим.авт.)
Это был потрясающий человек и великий труженик, который взвалил на себя организацию такого большого дела, как МНТК «Микрохирургия глаза», где, считай, лечилась вся страна…
Ушел я оттуда, когда понял, что как врач я достиг всего, чего хотел, а как ученый развиваться не смогу при таком количестве операций. Надо было что-то менять. И тогда я ушел в фармацевтический бизнес.
- Ты что, как Брынцалов, лекарства продавал?
- (Смеется). Владимир Брынцалов фармацевтическим бизнесом владел. Я же был нанятым топ-менеджером.
Я работал в международных компаниях, которые представляли качественные лекарственные препараты. А лишь потом в моей жизни случился шансон…
- Кстати, о шансоне. Узнать хочу: почему при высшем образовании и такой человеческой цельности несет тебя в шансоне не в область тонкой лирики, как, например, Стаса нашего Михайлова, а в ярко-выраженное озорство? Взять хотя бы твой «Самолетик», или «Мужиков» или ту же смешную «Пампушечку»… Получается, такой Юрий Гальцев, только в шансоне…
- Отличный вопрос. Я всегда себя считал лириком – может быть, даже еще более тонким, чем Стас наш Михайлов…Но мой продюсер Андрей Пряжников посчитал, что песни с юмористической начинкой будут более востребованы. Да и ниша эта в шансоне пустовала. И я ее занял. Стал петь веселые песни, которые мне легли на душу. И выяснилось, что они отлично воспринимаются публикой!
Продюсер оказался прав в своих прогнозах. Вот так, после долгих поисков себя в разных музыкальных стилях мы остановились на этом, юмористическом.
Ну, а сравнение с Гальцевым для меня лестно фантастически.
- Многие песни для тебя пишет Андрей Пряжников. Это песни, смысл которых народ иллюстрирует щелчком по правой части горла… А, между прочим, сами вы с Пряжниковым практически люди не пьющие… Что это? Игра на исконно-русской слабости? Или это мой обывательский взгляд на тему?
- Ну, я не могу сказать, что мы с Андреем такие уж непьющие… Как говорила главная героиня «Служебного романа»: «Почему же я не пьющая? Очень даже…» (Хохочем).
Мы не алкоголики, понятно. Поэтому никоим образом не имели ввиду в наших песнях пропаганду алкоголизма. Это, скорее, отражение нашей российской жизни. Такой вот незлой дружеский шарж.
Именно поэтому эти песни и популярны. Народ ведь у нас с чувством юмора, фишку ловит.
Только я не могу понять, почему умение хорошо выпить считается только русской национальной чертой? Я много езжу по миру и скажу тебе – там, за бугром, ой как любят хорошо выпить! Взять хоть европейцев, хоть американцев…
- И где же больше пьют?
- Да везде хорошо пьют! И в Германии, и во Франции…
- Пардон, но там пьют пиво и вино. А у нас-то что покрепче уважают…
- А в Грузии, например, пьют чачу! А в Болгарии – «Ракию» ! А это тот же самогон…
Просто у нас эта тема превращается в национальную трагедию. Вот почему, спрашивается? Да потому что в других странах экономическая ситуация стабильнее и поэтому там нет необходимости крепко «заливать горе». Там пьют, потому что хорошо. Вот в этом вся и разница!
- После такой волнующей темы время поговорить о женщинах…
Смотри, что пишут о Валерии: «Если Валерий нашел свою женщину, которая его во всем устраивает, он не в состоянии ей изменить, хотя желание изменить почти никогда не покидает его…».
А ты, Валера, нашел свою единственную, которой не хочется изменять?
- Ну…если все, что ты мне тут зачитала, про меня, это значит, что я ЕЕ еще ищу…
- А хочешь, я тебе помогу?
- Это каким же образом?
- Подскажу тебе заветные имена, которые тебе подходят для жизни.
- Интересно…И какие же?
- Преимущественно экзотические: Зоя, Ванда, Виктория, Галина, Луиза, Надежда, Олеся, Роксана, Яна. Из простых имен у тебя только два варианта – Светлана и Татьяна…
- Любопытно… Сказать по правде, с обладательницами экзотических имен у меня еще дел не было. Здесь, видимо, есть, над чем серьезно поработать. (Смеемся)
- А давай нарисуем образ твоей женщины – той самой, которую ты ищешь… Быть может, прочитав это интервью, она отыщется?
- В этом смысле отлично сказал Андрей Миронов. Его спросили: «Каких женщин вы любите? Блондинок? Брюнеток? Высоких? Маленьких?». На что он ответил: «Знаете, я бы хотел быть шире в этом вопросе…».
Пойми, никаких стандартов тут нет и быть не может.
Просто хочется встретить человека, который тебя понимает, с которым тебе комфортно, с которым у тебя будет много общего – и во взглядах, и в интересах. А имя, внешность или размер бюста не имеют решительно никакого значения!
- Ладно, уходим в область человеческой психики. Вот что 0пишут о Валериях: «Такие мужчины хорошо чувствуют себя, если активно участвуют в жизни; они должны во все вмешиваться, всем советовать, что-то менять, иначе ощущают себя никому не нужными и даже несчастными».
Валера, ты чувствуешь себя несчастным, оттого, что никому ничего не советуешь? Или, как перфекционист, вмешиваешься во все, дабы все улучшить?
- То, что я занимаюсь активно делом, которое мне интересно, и стараюсь доводить его до совершенства – это чистая правда. Можешь назвать это перфекционизмом, ради бога. А что насчет советов, то я стараюсь их не давать, пока не спросят. Всюду вмешиваться, раздавая свои советы направо-налево, я считаю некорректным.
Каждый человек имеет право жить своей жизнью и делать свои собственные ошибки, некоторые из которых идут впоследствии ему же во благо.
- Но, позволь, а как же дети? Им что же, родительские советы давать некорректно?
- Я хочу сказать, что дети – это не наши придатки, которыми мы можем крутить, как хотим. Это личности, у которых есть свой взгляд на жизнь и свое право на ошибку. А ошибка – это тот же опыт! И ты как родитель должен это принять - нравится тебе это или нет. Это ужас как трудно. Но лично я это сделал.
- А чем ты вообще живешь, когда не поешь на сцене? Я слышала, у тебя где-то есть медицинская практика. Вот и программу на «Радио Шансон» о здоровье ты вел недавно…Снова взялся «за старое»?
- Фармацевтический бизнес в моей жизни не умирал, он идет как-то…
Просто чем больше я пою, тем меньше им занимаюсь. Время уходит на концерты и студии…
Что же касается передачи на «Радио Шансон», то я вел ее с удовольствием. В том формате, в каком она была, она сделала много для слушателей. Ну, а я получил интересный опыт как радиоведущий.
- А что сложнее: вести бизнес или петь на сцене шансон?
- Невозможно сравнивать. Очень разные вещи..
В бизнесе многое можно просчитать, составив бизнес-план и проводя правильный маркетинг. В творчестве это не работает. Нельзя заранее знать, какая из песен выстрелит, станет хитом. Здесь куча факторов, которые вообще непредсказуемы. Поэтому в каждую песню ты всегда вкладываешь душу, всего себя. И в этом своя прелесть! Есть, конечно, продюсеры, которые не то чтобы просчитывают будущий хит, они его чуют…Соответственно, те артисты, которые с этими продюсерами работают, становятся очень успешными…
- Я в интернете нарыла любопытнейшую песню, которую ты посвятил Елене Ваенге. Она откуда она взялась? Я имею в виду песню, а не Ваенгу…
- Это было в 2008 году. Прихожу к Пряжникову, а он мне говорит: «Слушай, тут появилась одна певица, которая сама для себя пишет песни, это бомба!». И ставит мне пару ее песен. А я слушаю и понимаю, что меня это торкает, причем сильно. Андрей мне и говорит: «А давай запишем ей посвящение и исполним на ближайшем концерте, а?». И показывает мне набросок своей новой песни.
Мы сели и в тот же день записали. А потом пришли на концерт и подарили ее Ваенге.
(смотреть и слушать песню здесь: клик )
- А она что?
- Послушала, сказала, что прикольно, поблагодарила. И пообещала алаверды – написать для меня какую-нибудь песню. До сих пор жду…
- Ну, у нее были очень веские личные причины забыть о своем тебе обещании. Но прошло время, долгожданный сын родился, можно и напомнить ей о вашем уговоре. Предлагаю воспользоваться…
- (Откашлявшись) «Дорогая Леночка! Я поздравляю тебе с прибавлением в семействе – это круче всех песен, вместе взятых! Дай бог радости и здоровья тебе и твоему малышу! Хочу напомнить, что ты обещала написать для меня песню. Ты сама решай, что это будет за песня и о чем. Что ляжет тебе в душу, то и положи на ноты! Жду. Это я, Курас!». (Смеемся)
- А ты с Ваенгой не хотел бы спеть дуэтом? Сейчас это так модно – делать дуэты «на раз»…
- Это точно был бы очень сильный дуэт. Если бы она захотела, я бы тоже рискнул!
Пока же у меня в жизни был единственный дуэт – с Катей Голицыной. Скажу тебе, это сложно - петь дуэтом. Это ведь слияние двух вполне самостоятельных личностей, тонкое понимание друг друга на сцене - чтобы никто никого не перетягивал и не тащил одеяло на себя.
Лена Ваенга – безумно талантливый человек, харизматичный человек, личность. Спеть с ней вместе мне было бы очень лестно. Хотя она, наверное, сознательно ни с кем не работает дуэтом – просто ей это не нужно, ибо она самодостаточна. Захоти она этого – она могла бы это сделать. Она способна на все.
- Ваенга, как известно, человек социально-активный, не безразличный к тому, что происходит в нашей стране. Вот и мой вопрос о том же… Смотри, что у нас сегодня происходит: в России произошел общественный раскол. Нравственные ориентиры сильно затерты. Богохульство в храме называют борьбой за демократические права и даже присуждают за это премии мира…
Скажи мне как доктор и гражданин: когда кончится это смутное время и что для этого надо сделать каждому из нас?
- Сложно предсказать, когда это закончится. Но я не согласен с тем, что все общество стало бездуховным. Часть общества, наоборот, на фоне этой вакханалии активнее приходят к духовному росту: тянутся к богу, к религии, где есть духовные постулаты, помогающие сохранять в человеке…человеческое. А другие, не найдя для себя нравственного оплота, переходят ту самую психическую грань нормальности. И вот тогда случаются ДТП с пьяными водителями за рулем, кидне;ппинг и то, о чем ты сейчас упомянула…
Я думаю, в такое смутное время, когда нравственные ориентиры затерты, нужно начинать работу с себя. Спросить себя о том, зачем ты живешь, что хорошего можешь отдать миру прямо сейчас или, скажем, завтра?
Как бы ты ни воспитывал ребенка - по системе Гиппенрейтер, или на стихотворении Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», но если у ребенка нет перед глазами твоего правильного примера, не будет никаких результатов!
Так что начинать надо, ребята, с себя: с умения помогать другим, радовать их чем-то, радовать себя. В общем, распространять вокруг себя добро, не смотря ни на что!
Как только это доброе начало восстановится между людьми, все, считай, что процесс оздоровления нации начался…
Заявляю это как доктор и просто как человек Валерий Курас…

Беседовала Татьяна Феоктистова