Сергей Трофимов. Интервью в Кремлевских закулисьях

Татьяна Феоктистова Первая
Сергей Трофимов: «Я не считаю, что занимаюсь чем-то очень серьезным...»

Пообщаться «за жизнь» с Сергеем Трофимовым меня просили давно. Но случай никак не выпадал. Пересеклись мы в Кремле, на «Шансоне Года», когда звание Заслуженного артиста Сергей уже получил, а золотую статуэтку от «Радио Шансон» - только собирался.
Оказавшись в закрытой студии «Шансон-ТВ», мы, словно два боксера на ринге, присматривались друг к другу, нанося пробные боковые удары. Знакомились.
А потом я забыла о своих приготовленных заранее вопросах. Потому что шаблоны — это, извините, не к Трофимову...

- Сергей, во-первых, я хотела бы поздравить вас с вручением звания Заслуженного артиста. Знаете, на «Радио Шансон» говорят, что, судя по количеству аншлаговых концертов, вам давно уже пора давать Народного...

- (Минутная пауза) Вы сейчас ждете от меня чего? Чтобы я вам утвердительно кивнул в ответ, да?

- Да... Нет? Ну тогда считайте, что это так, вопрос-разминка, своего рода обмен любезностями.


- (Хитро улыбается) Я благодарен, что мне дали это высокое звание. Наверное, это хорошо.

- Церемония в Кремле по этому случаю уже была?

- Указ Президента есть. А церемонии не было. И, наверное, не будет: с моим-то графиком гастрольных перемещений какая уж там церемония...По почте, может, перешлют. (Смеется)

- У меня есть такое ощущение, что вы из той породы артистов, которые не сильно дорожат тем, что делают на сцене. Слишком уж много лично в вас самоиронии. И что, если можно было бы взять и все бросить, вы бы с радостью все бросили и уехали, как Петр Мамонов, подальше от больших городов и поближе к Богу...

- А, по-вашему, Бог находится в провинции?

- По-моему, Бог не терпит суеты.

- Ну, это вы напрасно. Бог — это состояние души твоей. Один раз пущенный тобою в сердце, когда ты понимаешь, что совесть твоя — это и есть Бог, это уже присутствует с тобой постоянно. И не важно, где ты в это время находишься и чем занимаешься: нравственный глубокий ценз в тебе уже присутствует всегда. Именно поэтому я не считаю, что занимаюсь чем-то очень серьезным.

- Если вы не считаете, что занимаетесь столь серьезным делом, почему у вас всегда такие серьезные глаза? Даже когда вы улыбаетесь...

- Понимаете, с годами в общественных местах, где ты находишься, ты просто становишься очень внимательным к главному, а не к сопутствующему.

- Елена Ваенга как-то сказала, что самые лучшие песни ею были написаны, когда в жизни было все плохо. Дескать, переживания подстегивают творчество. А как вы пишите свои песни? Есть ли какие-то особые обстоятельства жизни?

- Да нет, пожалуй... Я ведь себя никогда не считал каким-то великим поэтом или творцом.
Поэт, с моей точки зрения, это Пушкин, или, скажем, Бродский. То есть человек, который понимает, что ему дано его воплощать слово так, что последующая реальность становится другой. Поэт — это жрец. А я... Я, скорее, наблюдатель. Мне просто интересно смотреть, что вокруг происходит. Смотреть и делать свои выводы. А потом эти выводы у меня воплощаются в песни.

- Философ, значит...

- Ну, можно сказать и так.

- Я тут случайно узнала, что в детстве вы перенесли серьезные травмы рук — более 20 переломов. И после многочисленных операций врачи сказали вам, что об игре на музыкальных инструментах нужно забыть. А вы вот играете! Как вам удалось преодолеть невозможное?

- Мне просто очень повезло. Когда я так неудачно переломал руки, мне встретились в жизни очень талантливые врачи, Вахтанг Немсадзе и Тер-Егиазаров из ЦИТО (Центральный институт травматологии и ортопедии — прим.авт.). Это были хирурги от Бога, таких больше нет. Вот они-то и восстановили по кусочкам мои руки. А потом я их начал разрабатывать, как новые. У меня были большие ограничения по подвижности рук — проще говоря, они просто не ворочались...Вот поэтому и начал из развивать. И занялся самым, с моей точки зрения, подходящим, что было возможно: каратэ... (Хохочет)

- Стало быть, прав Макаревич, когда спел: «Не стоит прогибаться...»

- Ну конечно!

- А как вы считаете, есть ли в жизни такие обстоятельства, под которые стоит прогибаться?

- Знаете, у нас ежесекундно существует выбор. Жизнь - это, своего рода, виртуальная игра с очень хорошими сенсорными датчиками. И главное в этой жизни — не забывать, кто ты есть на самом деле за всей этой виртуальной игрой. И в зависимости от этого и надо поступать. Вот, собственно, и все.

- Чем вы дорожите больше всего в жизни, что,быть может, спровоцировало бы вас «прогнуться»?

- Сейчас я больше всего дорожу своими детишками. Это такое чудо! Когда у меня появилась первая дочка, я был совсем молодым и не очень понимал, что это такое - быть отцом. Вообще между ранними и поздними детьми есть огромная разница! Ранние дети обычно недополучают от родителей внимания, потому что ты молод, хочется гулять и полно других интересов. А с возрастом дети стали для меня главным чудом. Вот ради них я готов на все.


- Если я не ошибаюсь, ваш сын, когда вырастет, собирается стать волком. А дочка не планирует идти в артистки?

- У моих детей получился отличный тандем. Ваня оказался предрасположен к барабанам, у него уже есть ударная установка, на которой он довольно неплохо играет. Хоть ему всего 7 лет, он достаточно свободно отжигает на этой установке под «Red Hot Chilli Peppers” (культовая американская рок-группа, созданная в 1983 году — прим.авт.). Вот сын каждый день играет, а дочь — танцует. И у них все это отлично получается!

- Когда они вырастут, что они вам скажут, как думаете?

- Сложный вопрос...Лишь бы приняли мою точку зрения.

- Разве для вас это принципиально? Ведь вы же философ...

- Я в том смысле, чтобы в их жизни тоже бы присутствовал Господь.

- Что-то мы с вами ни разу не вспомнили про вашу жену. Кто она для вас в первую очередь: жена, друг, любовница, помощница или просто мать ваших детей?

- Ничего себе вопросец! Ну, познакомились мы с ней на концерте — где я мог еще с ней познакомиться? А кто она мне в первую очередь...
Знаете, если человек живет на земле сам по себе, он не самодостаточен. Не важно, мужчина это или женщина.
Просто мужчина и женщина — две полярные энергии, как это и принято в мире. Когда эти две энергии соединяются, получается нечто целое. Происходит эволюция, достигается некое созвучие. Конечно, при условии, что эти две энергии находятся в гармонии друг с другом — только тогда происходит единое звучание.

- А если они такой гармонии не чувствуют, но при этом живут вместе, потому что обстоятельства, дети, общее имущество и так далее?

- Тогда в мире происходит дисбаланс. И плохо от этого всем. И в первую очередь - этой несчастной паре, да и их детям тоже.
Поэтому на ваш вопрос я отвечу так: супруга для меня — это возможность единого и очень гармоничного звучания в этом мире.

- Здорово! Смотрите: вам будет скоро 45 лет. Жена, с которой вы пребываете в полной гармонии, у вас есть. Чудесные дети - девочка и мальчик, предел мечтаний любой семьи — тоже. Есть красивый уютный дом. Деньги. Слава. Талант и поклонники. И еще есть дело, которое вы изволите называть не очень серьезным, но которым, между тем, с большим с интересом занимаетесь. Осталось ли что-то, что еще может пожелать себе мужчина в самом расцвете сил?

- Да. Только если отвечать на это очень серьезно, получится как-то банально.

- Ну, тогда ответьте несерьезно.

- Нет, я попробую все-таки серьезно. Потому что речь о важном. Знаете, меня очень беспокоит судьба моей страны. Я очень не хочу, чтобы мои дети жили за границей, тогда они перестанут быть русскими людьми, не будут знать могил своих предков, своей истории.
А я...Я считаю, что мог бы сделать для своей страны, где живу сам и где растут мои дети, намного больше, чем я сделал. Чтобы хоть какая-то группа населения поняла, что вообще происходит в нашей стране.

- Чего же вы хотите еще сделать? Новую социальную или культурную революцию?

- Может быть. Просто с позиции русского православного человека я считаю, что делаю для своей страны не все, что мог бы. И от этой мысли мне всегда неуютно на душе. И стыдно.

- Это значит?...

- Это ничего пока не значит. Я еще и сам не знаю, что это будет. Думаю пока.

- Ну, у вас есть еще время подумать. Полжизни всего-то и прожито!

- Да. Будем считать, что стакан наполовину полон! Стало быть, уже не пуст...


Беседовала Татьяна Феоктистова