Михаил Шуфутинский. Новогоднее интервью

Татьяна Феоктистова Первая
Михаил Шуфутинский:
«Самые дорогие подарки — те, которые ничем не измерить»

Мэтр шансона рассказывает о главных подарках своей жизни...

Эту встречу мы провели в Греции, на «Бархатном Шансоне». Михаила Захаровича я встретила в нашем ресторане, куда он пришел пообедать.
«Завтра интервью вам дать удобно?», — спросила я, подойдя к его столику.
«Завтра не смогу, делаю для одной нашей "Атаманки" день рождения,- ответил Шуфутинский, — а вот послезавтра давайте встретимся на пляже, не возражаете?».
Позагорать в компании умного респектабельного мужчины и неформально пообщаться с легендарным российским шансонье... Могла ли я возражать?

- Михаил Захарович, прежде всего, хочу спросить, как ваша нога после травмы?
- Чувствую себя уже нормально, спасибо, хотя время от времени у меня еще случается посттравматический синдром. Видимо, в ногах еще жива память о той истории (год назад М.Ш. Сломал обе ноги, поскользнувшись в аэропорту), и отдается это иногда болью. Но мне уже лучше. Так что обхожусь без палочки — пора уже ходить своими ногами!
- Вчера вы отложили нашу встречу, поскольку отмечали день рождения одной из артисток вашего шоу-балета "Атаман". И часто вы такие подарки делаете?
- Да, довольно часто. Только на этот раз мы отмечали не день рождения артистки моего балета, а день рождения ее дочки Ариши.
Я люблю собираться по разным поводам с друзьями, моими артистами. Ведь эти люди работают со мной много лет, я для них — близкий человек, и они для меня тоже. Такие встречи очень освежают наши отношения, греют душу.
В данном случае дочке танцовщицы, день рождения которой мы и отмечали, исполнилось 7 лет. Мы оказались в этот момент здесь, на гастролях, и мама Ариши не была готова сделать ей большой праздник.
Вот я и решил собрать весь наш коллектив вместе на приготовленной для меня вилле, чтобы порадовать ребенка и порадоваться самим. Мы накрыли большие вкусные столы, шариками украсили террасу, купили девочки подарки... В общем, Ариша была рада, мама ее тоже, мы все отлично и весело провели время.
- Какой же подарок вы преподнесли Арише?
- Детские часы. Я привез их из Италии. Я слышал, что у Аришки будет день рождения, поэтому заранее приготовил ей сюрприз.
- Что у вас чаще получается: дарить подарки или их принимать?
- И того, и другого у меня всегда много. Ведь я же много гастролирую. Вот зрители, например, часто пытаются мне что-нибудь подарить памятное.
- Что же вам дарят чаще всего?
- Умные толстые книги, коньяк, или какие-нибудь местные вещицы, которыми город славен.
Например, в рыболовецких городах любят дарить рыбу фантастических размеров, а однажды преподнесли аж 3-литровую банку черной икры! Мы ее потом всем миром ели! В Узбекистане я как-то получил в подарок национальный халат, расшитый золотом и жемчугами. В Армении — ящик коллекционного коньяка.
Вспоминается и еще один подарок, которым я бесконечно дорожу — это трость Шаляпина. Ручка трости оформлена в виде серебряной головы бульдога, глаза которого сделаны из агата и рубина. Как я потом узнал, Федор Иванович Шаляпин очень любил эту трость, но однажды, когда он куда-то уехал, его камердинер случайно уронил трость на пол. И один глаз-рубин выпал и пропал. Испуганный слуга долго искал, чем бы заменить потерянный рубин. Рубина он не нашел, а нашел агат. И вставил в пустую глазницу бульдога.
К счастью для слуги, Шаляпин этой подмены не заметил. Так и ходил потом с этой тростью, а голова бульдога смотрела на всех одним рубиновым глазом, другим — агатовым...
Эта трость была куплена на аукционе в Париже одним коллекционером, моим хорошим другом, куплена специально для меня. Поэтому такой подарок для меня ценен вдвойне!.
Конечно, самые дорогие подарки — те, что сделаны от души. Я всегда очень хорошо чувствую, от души человек дарит подарок, или так, для проформы. Поэтому мне, скорее, будет приятнее получить искренне написанную кем-то открытку, чем, сидя в ресторане, наблюдать, как кто-нибудь не совсем трезвый снимает с пальца огромную золотую печатку и кладет мне на стол, мол, знай наших! В этом подарке никакой души нет, одни понты.
Что же касается меня самого, то я обожаю дарить подарки. Особенно просто так, без повода, порывом чувства. Это всегда приятнее, чем получать. Ведь когда ты даришь подарок сам, ты получаешь многократную радость: когда придумываешь подарок, когда его даришь и когда видишь, как человек радуется этому сюрпризу. А когда ты получаешь подарок, радуешься только один раз. Так что отдавать всегда приятнее, чем получать.
- Какой подарок вы назвали бы главным подарком своей жизни?
- Главный подарок для меня — это сама жизнь, что Создатель позволил мне заниматься любимым творчеством, жить счастливо и стать тем, кем я стал. Пройдя множество испытаний, я научился ценить все это в полной мере. Еще один главный бесценный подарок — это мои близкие люди, мои зрители.

- Вашим воспитанием большей частью занималась бабушка. По сути, именно она и заменила вам маму, которая так рано умерла. Какие черты характера она сумела в вас воспитать?
- Наверное, сентиментальность. Хотя я и кажусь таким... крутым мужиком, на самом деле мне никогда не стыдно, что иногда сказанная фраза или сильная сцена в театре могут вышибить из меня слезу. Я этого не стесняюсь, по-моему, это нормальные человеческие эмоции.
Моя бабушка была очень образованным и мудрым человеком. Она часто говорила мне, что глупо требовать от людей то, что сам ты не можешь сделать. И еще она научила меня умению разговаривать с людьми, умению понимать их и прощать. Она учила меня простым, но крайне важным вещам, которые затем стали ориентирами в моей жизни: умению корректно вести себя в любых ситуациях, внимательно слушать тех, с кем ты разговариваешь. Слушать и вникать в то, о чем тебе говорят.

- Если допустить, что ваша бабушка наблюдает за всем, что происходит в вашей жизни, как думаете, что бы она вам сказала?
- Думаю, она бы пожурила меня за некоторые вещи, которые я иногда себе позволяю. (Смеется). Ну, а в целом, наверное, порадовалась моим успехам. И точно сказала бы: «Миша, живи долго и неси людям добро! Радуйся жизни сам и давай возможность радоваться жизни другим людям, которые тебя окружают!». Да, собственно, так я и стараюсь жить.

- Как любит отдыхать человек по имени Михаил Шуфутинский?
- Здесь все зависит от того, от чего именно я устал! Если я устал от бесконечной слякоти осени, или изнуряющей зимы, я люблю отдыхать на Мальдивах, в Греции или, скажем, на Кипре — там, где есть теплое море, теплый песок, вкусная еда, красивые женщины и душа переполняется восторгом.
Если же я устал от рутинной работы, я еду туда, где могу почерпнуть новых эмоций. Например, побывать в Лувре или в Ватикане — там, где даже воздух дышит историей, а камни впитали в себя судьбы миллионов людей и событий. А иной раз просто еду в Лос-Анжелес, где живет моя супруга, либо в Вашингтон, где обитает мой младший сын со своей семьей и тремя моими замечательными внуками. Поплавать с ними в бассейне или пойти в магазин игрушек и накупить им там кучу красивой всячины — это, поверьте, такое удовольствие, которое посильнее любых Мальдивов будет!

- Да, Михаил Захарович, красиво жить не запретишь!
- Ну, кому-то, видимо, было надо, чтобы было так, как у меня есть! Я даже не знаю, чего тут больше: судьбы ли или простого стечения обстоятельств.
Я ведь, признаться, не верил, что когда-нибудь я вернусь из Америки на Родину, которая когда-то выпихнула меня сапогом под зад, и что, вернувшись, превращусь в известного артиста , получу народное признание, стимул работать дальше. Если бы мне сказали об этом в 80-е годы, я бы ни за что не поверил! Но все случилось так, как случилось. И это — еще один важный подарок судьбы. Просто-таки королевский!
Бог дал мне близких людей, интересное дело, которому я с радостью служу столько лет, и способность не брюзжать на жизнь, а ценить ее. Каждый прожитый день. Согласитесь, такие вещи невозможно измерить ни одним, даже самым богатым, материальным подарком в мире...

Беседовала Татьяна Феоктистова, «Время Шансона».
Полную версию интервью смотреть здесь:
http://www.chanson.ru/Vremia/Shanson_Newspaper_10_12.pdf

Новости