Мой друг Юрка

Васильев Валерий Васильевич
               Вспоминаются дни моей ранней юности, когда мне было 15 лет и учился я в седьмом классе Солнечногорской школы N2, что стояла на улице Набережной, как говорили - "на канаве", потому, что школа располагалась рядом с Екатерининским каналом, прорытом в царствие Екатерины, для доставки белого камня при строительстве Москвы.
 
               Учился я хорошо, почти на одни пятерки, но дисциплина, как тогда говорили - "хромала", часто делал замечания учителям. Наша семья жила в благоустроенном кирпичном доме на улице Ленинградской, в квартире N 9, на первом этаже (дом был двухэтажный). Школа располагалась в километре от дома. Рядом с нашим домом, метрах в пяти, располагался барак комнат на 8-10, в котором вместе с матерью - тетей Нюрой, проживал Капусткин Юрка, ученик десятого класса. Единственное окно его комнаты как раз было напротив моего окна.
 
               Как сейчас помню: Юрка сидит на подоконнике раскрытого окна - готовится к выпускным экзаменам. Под его окном ребятня помоложе возрастом играет в "расшибалку". Юрка читает книжку, но одним глазом следит за игрой. Когда на кону собирается значительная куча монет, он неторопясь слезает, забирает весь кон вместе с пятаком себе в карман и продолжает далее постигать науку. Ребята просят: "Юр! Отдай хотя бы пятак!" О деньгах уж и не помышляют. Юрка говорит: "За пятак давайте 20 копеек, тогда отдам..." Ребята находят нужную сумму и сделка совершается.

               Порой Юрка организовывал младшую ребятню на "сбор" яблок с садов местных жителей. Для этого он заготовил из женских чулок несколько сачков на палках, раздал ребятне, которые этими сачками ловко снимали яблоки с деревьев, не залезая в сад. Весь урожай сдавался "хозяину" - Юрке. Он на общем крыльце барака разводил самовар и садился чаевничать с яблоками. Ребятня толпилась вокруг, завидовали. Отдельных ребят, которые принесли наиболее спелые яблоки, Юрка удостаивал угощением - давал несколько долек яблока, но без чая, естественно.

               Напившись чаю, ближе к вечеру, Юрка начинал готовиться к выходу в городской парк: гладил клеши, примерял "тельник", начищал белые тапочки зубным порошком. Я с восхищением и завистью глядел в окно на его модный наряд - "последний писк" солнечногорской моды. У меня ни клеш, ни тельника не было, что, конечно, огорчало; хотелось  быть таким же модным...
 
               Часам к восьми вечера Юрка приглашал меня пройтись в городской парк, где в это время начинались танцы. И вот мы "рассекаем" по главной аллее парка. Юрка - высокий красавец, ростом под 1,9 метра, в белой рубашке, под которой просвечивает "тельник", в клешах полуметровой ширины, без ширинки, в отличие от обычных брюк, белых-белых тапочках, любимец всех девок и я - ростом пониже на голову, в вельветке, но также ухоженный, с подстрижкой "чубчик". Все девицы считают за честь с ним поздороваться: "Здравствуй Юрочка!" На что он отвечает лёгким кивком или небрежно: "Здравствуй Чугунка!", "Здравствуй косая!", или что-то наподобие...
 
               Идём по главной аллее парка по направлению к памятнику Сталину, где он стоит в полный рост, с вытянутой вперёд рукой, благословляя молодежь на новые подвиги и свершения, и далее - к танцверанде. Народу много. Ходят, ища себе пару или просто увидеть знакомых. На танцверанде - возвышенном деревянном помосте идут танцы. Вход по билетам, стоимость - 20 копеек. Играет радиола, через усилитель. Пластинки- диски ставит определённое лицо - не каждому доверяют, ведь может поставить какой нибудь "джаз", что строго запрещено. Обычно этим занимался директор парка Числов.
 
               Несколько позже, начиная года с 54-го, на сцене танцверанды уже играет эстрадный ансамбль курсов "Выстрел". Руководитель - солдат срочной службы Виктор Темнов. Он же в ансамбле играет на баяне и поёт. Запомнились песни в его исполнении: "Несмеяна", "Тёмная ночь", "Парень хороший"...  С появлением ансамбля народу на танцверанде значительно прибавилось - не протолкнуться. Виктор Темнов впоследствии - народный артист Российской Федерации, участник ансамбля "Березка", автор многих песен, исполнявшихся Людмилой Зыкиной. Скончался 27 марта 2014 года. Вечная память Виктору Ивановичу!
               Привлекала также и игра в оркестре негра-саксофониста, полковника какой-то африканской страны, находившегося на учёбе на курсах "Выстрел". В общем в парке было интересно. За порядком всегда следили члены "Добровольной народной дружины", случаев драк никогда не происходило.
 
               Но случались и казусы. Так, однажды, дружинники обнаружили под полом танцверанды молодых пареньков, которые сквозь щели пола рассматривали танцующие пары - видимо их привлекал именно этот ракурс, а не обзор со стороны улицы. Дружинники посчитали это недопустимым и выдворили молодчиков из подполья. В другой раз во время танцев, когда уже смеркалось, танцующие почуствовали какой-то неприятный запах и мигом вся площадка опустела - всех как ветром сдуло. Оказалось, что с наступлением темноты, подъехал местный "золотарик" на лошади с бочкой - почистить открытый общий туалет, расположенный метрах в тридцати от танцверанды, чем создал невыносимые для танцующих условия. На этом танцы в тот вечер и закончились - работа по наведению гигиены помешала общению пар.
 
               Поболтавшись часа полтора-два по парку, мы с Юркой шли домой спать. Ни у него, ни у меня не было каких-либо намерений шляться; себя показали и хорошо, да и танцевать мы оба не умели.

               Впоследствии Юрка закончил череповецкое военное училище связи, служил где-то на Новой Земле, потом перевелся на курсы "Выстрел", получил звание старлея. В 1967 году, будучи в патруле, он зашёл к себе домой пообедать. Пригласил на кухню трёхлетнюю дочку, попрощался с ней и пустил себе пулю в висок. Хороший и добрый был человек, мой старший товарищ. Что его заставило уйти из жизни, не знаю... Пусть, Юра, земля тебе будет пухом!
 
               К окончанию седьмого класса и я записался в духовой оркестр завода им. Лепсе, мне также в составе оркестра приходилось играть на танцах на этой веранде. Сейчас её нет, но воспоминания остались.
                Хорошие и грустные...

22.05.2016.                Москва