Не так давно в Самаре произошло достаточно странное для современного мира событие. На уровне масштабного городского шоу вспоминали… русско –болгарскую дружбу.
Вновь шла речь о войне 1877 -1878 годов, о самарском знамени вышитом монахинями Иверского монастыря, о борьбе за освобождение славянского мира.Не буду говорить о том, что и война эта была достаточно бездарной и результаты тяжелых побед русского оружия в конечном итоге Российской Империи ничего не дали, но она породила целую серию устойчивой мифологии о некоем славянско-балканском братстве, духовной близости русского и болгарского народов, о некоей их "вечной дружбе". Миф это периодически всплывает в сознании.
Вот и на этот раз вспомнили и побратима Советского Куйбышева - болгарскую Стара- Загору и много чего еще.
Словом получилась удивительная смесь заплесневелого панславизма позапрошлого века с советским идеологическим кичем времен братской дружбы и сотрудничества социалистических стран.
Бог бы с ним, провинция живет своими историческими мифами и воспоминаниями . Самара с придыханием вещает о Петре Алабине, Саратов о «тюремщике с душой подвижника» Галкине-Враском. В провинции любят своих героев , ставят им памятники зачастую по своему аляповатому величию никак не соответствующие реальным заслугам поминаемого в них персонажа.
Речь собственно не об этом , несколько странная реанимация «вечной дружбы» Болгарии и России вдруг навела меня на мысль. А какие они на самом деле с точки зрения русского человека наши соседи –славяне, что можно сказать о психологическом восприятии объективно близких нам народов? Сразу оговорюсь , все мои суждения носят исключительно личный , субъективный характер не претендуя ни на какие обобщения.
Итак , поляки – пожалуй именно они ни смотря ни на что вызывают наибольшее уважение. С ними долго и трудно боролись и соперничали, воевали но как- то все-таки признавали исторически равными в амбициях и притязаниях . Более того , традиционная воинственность и доблесть в бою вызывали в русской душе уважение. Исторически известна даже своеобразная мода на Польшу и польское, а фамилии польского происхождение или просто напоминавшие его несли в себе некие неясные представления о не совсем простом происхождении носителя.
Чехи и словаки - исторически отношения самые положительные, что в определенной степени сохранено и в современном мире. Во многом Чехия всегда воспринималась как самая европейская из славянских земель, вызывавшая некую потаенную зависть: « Вот ведь, тоже славяне и язык почти понятный, а как жить могут!».
Сербы - это, прежде всего, искреннее сочувствие и сострадание действительно трагической судьбе народа и государства. Своего рода пример предостережение : нельзя быть слабыми – разорвут .
Наконец «братушки» болгары - с ними было больше всех слов и демонстрации близости и дружбы. Что никак не помешало Болгарии в обеих мировых войнах быть с противниками России. После войн - вечная дружба, братство, Алеша в камне и в музыке и… вновь откровенное кидалово очередного поколения местной элиты.
Ко всему этому добавившийся в последнее время настоящий шок от отношений с Украиной и определенное разочарование от отношений с Белоруссией в отношении которой какие-то непонятности казались уж вообще полной фантазией.
В чем же дело? А в том, что никакого естественного братства нет и быть не может. Каждый народ сам по себе и никакая « близость» ничего не значит: свои всегда будут своими. А другие другими. Даже если получилось так, что говорят они на одном языке.