Братушки...

Георгий Захарченко
 Не так давно  в Самаре  произошло достаточно странное   для современного мира событие. На уровне масштабного городского шоу вспоминали… русско –болгарскую дружбу.
 Вновь шла речь о войне 1877 -1878 годов, о самарском знамени вышитом монахинями Иверского монастыря, о борьбе за освобождение славянского мира.Не буду говорить о том, что и война эта была достаточно бездарной и результаты тяжелых побед русского оружия в конечном итоге Российской Империи ничего не дали, но она породила целую серию устойчивой мифологии о некоем славянско-балканском братстве, духовной близости русского и болгарского народов, о некоей их "вечной дружбе". Миф это периодически всплывает в сознании.
 Вот и на этот раз вспомнили и побратима Советского Куйбышева  -  болгарскую Стара- Загору и много чего еще.
 Словом получилась удивительная смесь заплесневелого панславизма позапрошлого века с советским идеологическим кичем времен братской дружбы и сотрудничества социалистических стран. 
 Бог бы с ним, провинция живет своими историческими мифами и воспоминаниями . Самара  с придыханием вещает о Петре Алабине, Саратов  о «тюремщике с душой подвижника» Галкине-Враском.  В провинции любят своих героев , ставят им памятники  зачастую по своему аляповатому величию никак не соответствующие реальным заслугам поминаемого в них персонажа.

Речь  собственно не об этом , несколько странная реанимация «вечной дружбы» Болгарии и России  вдруг навела меня на мысль. А какие они на самом деле с точки зрения русского человека  наши соседи –славяне, что можно сказать о   психологическом восприятии объективно близких нам народов? Сразу оговорюсь , все мои суждения носят исключительно личный , субъективный характер не претендуя ни на какие обобщения.
Итак , поляки – пожалуй именно они ни смотря ни на что вызывают наибольшее уважение.  С ними долго и трудно боролись и соперничали, воевали  но как- то все-таки признавали  исторически  равными в   амбициях и притязаниях . Более того , традиционная  воинственность и доблесть в бою вызывали  в русской душе  уважение.  Исторически  известна даже  своеобразная мода на Польшу и польское, а фамилии польского происхождение или просто напоминавшие его   несли в себе некие неясные представления о не совсем простом происхождении носителя.
Чехи и словаки  - исторически отношения самые положительные,  что в определенной степени сохранено и в современном мире. Во многом Чехия всегда воспринималась как  самая европейская из славянских земель, вызывавшая некую потаенную зависть: « Вот ведь, тоже славяне и язык почти понятный, а как жить могут!».
Сербы  -  это, прежде всего, искреннее сочувствие и сострадание действительно трагической судьбе народа и государства. Своего рода  пример предостережение :  нельзя быть слабыми – разорвут .
Наконец  «братушки» болгары   -  с ними было больше всех слов и демонстрации близости и дружбы. Что никак  не помешало  Болгарии в обеих мировых войнах быть с противниками России.  После войн -  вечная дружба, братство, Алеша в камне и в музыке и… вновь откровенное  кидалово очередного поколения местной элиты.
Ко всему этому добавившийся в последнее время настоящий шок от отношений с Украиной  и  определенное разочарование  от отношений с Белоруссией в отношении которой  какие-то непонятности казались уж вообще полной фантазией.
В чем же дело? А в том,  что никакого естественного братства нет и быть не может. Каждый народ сам по себе и никакая « близость»  ничего не значит:  свои всегда будут своими. А другие другими. Даже если получилось так, что говорят они  на одном языке.