Томас Бостон. Только Христос Искупитель избранных

Инквизитор Эйзенхорн 2
ТОЛЬКО ХРИСТОС ИСКУПИТЕЛЬ ИЗБРАННЫХ БОЖИИХ
Томас Бостон (1710)
Boston T. An Illustration of the Doctrines of the Christian Religion. V.1. L.,1812. P.417-434

 Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление
Гал.4.4-5

Мы говорим сейчас о Посреднике Нового Завета Иисусе Христе и должны рассмотреть нашего Искупителя в Его Личности, деле и состоянии. Первый из этих моментов очень ясно раскрыт в данном тексте.
В предыдущей и начале этой главы апостол настаивает на свободе Церкви от Моисеева устроения, которое было весьма утомительным и обременительным для нее. Он иллюстрирует это по аналогии с учеником и его наставником: "Еще скажу: наследник, если он не является ребенком, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего" (ст.1-2 KJV). Применяя это далее, он хочет сказать следующее:
(1) Церковь в ветхозаветном устроении пребывала в рабстве, находясь в младенческом состоянии, и находилась в рамках и подчинении этого жесткого и строгого устроения, предназначенного только для начала ее пути, в силу чего также ее обетования по большей части были земными.
(2) В Новом Завете она свободна от этого рабства. Именно об этом говорит наш текст, упоминая:
1. Время, когда наступила эта свобода или избавление: когда, говорит апостол, пришла полнота времени, Бог совершил это избавление для Своего народа, ибо Он принял такое решение, когда нашел достойное и подобающее время для этого.
2.  У нас есть средства этого избавления, а именно Воплощение Христа, Который явился во плоти: "Бог послал Сына Своего, Который родился от жены". Он послал в мир Своего Сына, Второе Лицо славной и дивной Троицы, Который воплотился и чудесным образом был зачат во чреве Девы.
3. У нас есть состояние, в котором Христос пришел и подчинился закону. Будучи плотию, Он подверг Себя как заповедям, так и клятвам закона. Он исполнил всю правду, и дал полное удовлетворение всех требований закона в Своей святой и непорочной жизни, и Он понес должное наказание за грех в тех кровавых и жестоких страданиях, которые Он пережил в своей смерти.
4. В  чем здесь состоят свобода и избавление: Бог послал Сына Своего, специально,  "чтобы искупить подзаконных", то есть, чтобы освободить всех избранных от проклятия и наказания, которое было связано с их преступлениями против Него. Поэтому сказано: "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на дереве".
5. Тем самым Он освободил всю Церковь от строгости и рабства, в которых она находилась в прежнем состоянии. И также таким образом для верующих было приобретено усыновление, под которым мы понимаем не только принятие их лично, что было привилегией верующих уже в Ветхом Завете, как и в новым, но также, и это главное, четкое проявление этой привилегии, а также более свободное использование и плоды ее. Они теперь имеют меру Духа более полно и обильно, чем верующие в ветхозаветном устроении.
Доктрина. Единственным Искупителем избранных Божиих является Господь Иисус Христос, Который, будучи вечным Сыном Божиим, стал Человеком, и есть и будет в двух различных природах одной Личностью навсегда.
Говоря об этой истине, я должен:
I. Показать, что Единственным Искупителем избранных Божиих является Господь Иисус Христос.
II. Проиллюстрировать великую истину, что Иисус Христос, будучи вечным Сыном Божиим, стал Человеком.
III. Показать, что Христос есть Бог и Человек, в двух различных природах и одной Личности.
IV. Сделать некоторые выводы.

I. Единственным Искупителем избранных Божиих является Господь Иисус Христос.
Во-первых, давайте рассмотрим титулы и имена нашего Искупителя.
1. Он назван Господом, в силу Своего абсолютного и универсального суверенитета и власти над всеми существами. "Он есть Господь всех", говорит апостол (Деян.10.36), и это слова, которые Бог возвестил сынам Израилевым, благовествуя мир чрез Иисуса Христа. Владычество Его простирается на все вещи на небе, на земле и в аду: «Он приготовил свой трон на небесах, и царство Его над всем» (Пс.103.19 KJV). Он является единственным Монархом всего мира, и все князья и цари есть лишь Его наместники. Он «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих", как апостол справедливо описывает Его в 1 Тим.6.15. Он имеет естественное и неотъемлемое право и власть над всеми вещами, ибо Он есть Бог, равный Отцу, и Он имеет делегированные полномочия в качестве Посредника. Правление принадлежит Ему изначально как Богу и производно как Богочеловеку и Посреднику. Он несет венец Своего непосредственного правления с Небес. Он назван Царем по указу и назначению Отца: "Я помазал Царя Моего на Моей святой горе Сион" (Пс.2.6 KJV). Бог даровал Ему царскую власть над всем творением. Он "все покорил под ноги Его, и дал Ему быть превыше всего, Главою Церкви" (Еф.1.22 KJV). Он правит от моря до моря, и до края земли, и даже до края всего Божия творения. Все существа находятся в Его власти, разумные и неразумные, живые и неживые, люди, ангелы и бесы, моря, грозы и бури - все они подчиняются Ему. Он царствует как Царь на Сионе; но в особом роде Он царит и правит в Своей Церкви, и Его царский скипетр простерт над ней. Он есть Господь всех существ через творение, но избранных через искупление, и верующих потому, что они добровольно отверглись себя и предались Ему.
2. Он назван Иисус, ибо Он есть Спаситель мира избранных и избавляет их от греха и гнева. Об этом ангел сказал Деве Марии, прежде чем она зачала в утробе: "И вот, ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус" (Лк.1.31). Это было сказано также Иосифу во сне: "родит сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мтф.1.21).
Имя Иисус означает Спаситель, и сам ангел Господень, посланник от Бога, нарекающий Его, истолковывает это. Христос был послан Отцом, чтобы быть Спасителем избранных. Спаситель в надлежащем значении этого слова - это тот, кто спасает от зла. Соответственно Христом не только избавляет Свой народ от худшего из зол, но дарует ему великое благо. Он избавляет Своих людей от вины, пятна и власти греха, от гнева Божия, от обвинений и проклятий закона, от вечной смерти и страданий, и Он дает им благодать и праведность, вечную жизнь и славу. Он является Спасителем, Который охраняет и защищает, благословляет и спасает их. Господь есть солнце и щит, Он дает благодать и славу, и не удерживает их от ходящих в непорочности (Пс.84.11 KJV).  Он единственный Спаситель погибших грешников, и нет никакого спасения, кроме как через Него: "И нет в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4.12).
3. Он также есть Христос, ибо Он помазан на Свое служение от Отца Своего. Этот титул прекрасно вытекает из имени. Имя Иисус подразумевает Его служение в целом, а титул Христос - Его предназначение и цель.  Он помазанный Спаситель. Это часто выражается в Писании: "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости более Твоих товарищей" (Пс.45.7 KJV). Также Он говорит: "Господь помазал Меня благовествовать нищим и т.д." (Ис.61.1). «Бог помазал Иисуса из Назарета Духом Святым, и силою" (Деян.10.38), потому что Бог пребывает с Ним.
Из всего сказанного мы видим, что помазание Христа не следует понимать буквально, но как образ высокой значимости. В Ветхом Завете были помазаны некоторые люди, как борцы с язычеством и нечестием, и это может быть применено и ко Христу, Который вступил в войну и боролся со всеми силами мира и ада, столкнувшись со всем противостоянием и трудностями, которые были на пути спасения человека. Само понятие помазания взято из установлений церемониального закона.
Было три вида людей, которые обычно помазывались у евреев. Цари, как Саул, Давид, Соломон и т.д., были помазаны елеем и соответственно назывались помазанниками Господними. Священники, служившие в скинии или храме, также были помазаны, и прежде всего первосвященник, который был особым образом или прототипом Христа. Пророку Илии Бог также дал поручение пойти и помазать пророка Елисея в своем доме, и Иегу (Ииуй) также должен был быть помазан им как царь над Израилем. (4 Цар.19.16).
Поскольку елей укрепляет суставы и делает их гибкими и подходящими для упражнений, он является знаком достоинства людей и их пригодности к предназначению, на которое они были поставлены. Таким образом, Христос как не прообраз, а реальный Пророк, Священник и Царь должен был быть помазан не буквально, но духовно, но при этом не тайносовершительным, а реальным помазанием, не от людей, но непосредственно от Бога. Есть две вещи, подразумеваемые в помазании Христа:
(1). Это означает, что Отец поставил Его и одарил всем необходимым для того, чтобы Он мог быть Искупителем Своего народа. Бог дал Ему тело и человеческую природу, чтобы Он мог быть способен пострадать, и также Он был исполнен от начала дарами благодати Его Духа и продолжал пополнять ими Свою душу. Поэтому было издревле обещано о Нем, что на Нем "опочит Дух Господень, Дух  премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия".  Псалмопевец говорит о Нем также, что Он "прекраснее сынов человеческих, и благодать излита из уст Его". Он "принял Духа не мерой", но был помазан елеем радости более Своих товарищей. Все это было делом Отца, и потому Он говорит:  "Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, Избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Вложу Дух Мой в Него, и возвестит народам суд" (Ис.42.1).  Это подразумевает, что Отец дал Ему поручение искупить бедных грешников от ада и гнева. Он был наделен полнотой власти и силы для этой цели. И потому в Писании Он назван Помазанником, как имеющий Свое поручение, запечатленное печатью Небес. Поэтому он говорит: "Дух Господень на Мне, ибо Господь помазал Меня", и все, что сделал Христос в деле искупления избранных мира, было Его поручением. Его приход в мир в полноту времени был по предназначению от Отца, и потому Он говорит: " Тогда Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что  Я пришел от Отца, и не от Себя пришел, но Он послал Меня" (Иоан.8.42 KJV).
(2). Дело, ради которого Он пришел, было определено Небом. Таким образом, нам сказано, что "Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону и т.д.". Его смерть и кровавые страдания, которые были ценой искупления человека и выкупа душ избранных, были предписаны от Отца Его. Поэтому Он говорит: "эту заповедь (т.е. повеление положить Свою жизнь)  получил Я от Отца Моего". "Потому Отец любит Меня, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы Я мог взять ее снова Никто не отнимает ее у Меня, но Я имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего" (Иоан.10.17-18 KJV).
Во-вторых, рассмотрим Его дело и служение в целом.
Он назван Посредником, что означает того, кто приходит примирить двух противостоящих друг другу людей. Таким образом, Христос есть Посредник:
(1). По сути Его Личности, Он Посредник как Бог и человек, причастный обоим природам.
(2). В отношении Его служения Он Посредник между Богом и человеком как Пророк, Священник и Царь. Также Он есть Искупитель, то есть близкий Родственник, Который по закону предназначен выкупить тех, что заложили самих себя за землю, и избавить их от бедности, нищеты и рабства. Избранные и избавленные - это они и только они. Его служение искупления их совершилось:
(1). Потому, что избранные принадлежат Богу; по праву творения они Его достояние, и они обязаны служить и повиноваться Ему.
(2). Потому, что в их естественном состоянии они проданы и находятся в состоянии рабства, как рабы греха и сатаны, плененные сильным, заключенные под игом закона и отвратительные для правды Божией.
(3). Они восстановлены и искуплены из этого плена и рабства Господом Иисусом Христом, и это  было совершено Им двумя способами.
1. Он уплатил цену их выкупа, положив жизнь Свою за них. Он пришел, чтобы "отдать душу Свою для искупления многих» (Мтф.20.28), так как "Сын Человеческий пришел не чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих", то есть чтобы умереть вместо Своего народа. Его жизнь была надлежащей ценой для получения искупления их. Потому искупленные  "поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и искупил нас Богу Кровью Своею из всякого колена и языка, народа и племени" (Откр.5.9).
Они подпали власти сатаны и были обречены вечной смерти, и не могли обрести свободу своей силой или через побег, ибо они были заключены по повелению Божией справедливости, и Бог как Судия не мог избавить их без удовлетворения. Таким образом, Господь Иисус Христос приобрел их освобождение Своей смертью и кровавыми страданиями. Поэтому апостол говорит: «мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов" (Кол.1.14). Не меньшее, чем драгоценная Кровь Христа, Который есть Бог и человек в одном Лице, может быть достаточной ценой для выкупа пленных бедных грешников.
2. Он имеет власть и завоевание. Своей смертью на Кресте Он пленил начальства и власти, и Он явил эту силу в Своем вознесении, когда Он "взошел на высоты и пленил плен". И той же властью Он искупил Свой народ от рабства греха и сатаны, клятвы закона, от жала смерти, и гнева Божия, и ввел его в полное владение спасением.
Этот путь искупления и  воцарения пройден Христом, причем первое совершено Им в качестве Первосвященника, а второе в качестве Пророка и Царя. Оба были абсолютно необходимы, ибо без выкупа правосудие не совершится, а без одоления врага и завоевания власти избранные, будучи рабами греха и сатаны, не бросят своего хозяина и не примут свободы.
Это искупление избранных душ было согласовано Отцом и Сыном в завете благодати от вечности. Впервые он был возвещен в первом обетовании падшему человеку, что семя жены должно поразить голову змия. "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт.3.15). Это было предвозвещено в ветхозаветных жертвах всесожжения, но цена выкупа была фактически уплачена только на Кресте, когда Он "сотворил мир через кровь креста Его, и чтобы посредством Его примирить с Собою все" (Кол.1.20), земное и небесное. И это могущественно осуществляется в процессе обращения избранных в день Божией силы, когда пленники избавлены, с них сбиты цепи и они спасены от злосчастного рабства, в котором они находились. И хотя Кровь Христа еще не была на самом деле пролита в Ветхом Завете, но избранные в течение этого устроения были избавлены тем же искуплением, которому сейчас причастны мы. "И все они, имея добрые обетования в вере, не получили обещанного" (Евр.11.39-40 KJV).
В-третьих, Иисус Христос, и только Он, есть Искупитель, обещанный как Истинный Мессия. Это видно из того, что все вещи, которые являются знаками и символами Спасителя, даны Ему одному. Он должен был быть из колена Иуды и из дома Давида, должен был быть рожден от Девы, как Эммануил, Бог с нами, Бог в нашей природе, и на нашей стороне, Который родился в Вифлееме, был презрен и умален пред людьми, чтобы быть распятым на проклятом дереве, чтобы Его похоронили в могиле, чтобы воскреснуть на третий день, чтобы подняться на небо, и воссесть одесную Бога, пока Он не положит всех врагов в подножие ног Его. Как видно из сравнения Ветхого Завета с Новым, все эти знаки и дела принадлежат Иисусу Христу, и Он один обладает ими, и никто другой не может быть нашим Искупителем.
Наше следующее дело теперь - это
II. Проиллюстрировать грандиозную истину, что Иисус Христос, будучи вечным Сыном Божиим, стал Человеком.
Во-первых, Христос есть Вечный Сын Божий. И в этом Он отличается от всех других Божьих сыновей.
1. От ангелов, которые называются "сынами Божьими". "На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?" (Иов 38.6-7). Они были полны радости и кричали с торжествующим голосом, когда они увидели силу, мудрость и благость Божию в деле творения, когда Бог заложил основания земли. Ангелы названы сынами Божиими:
(1). Потому что они получили все свое существо от Него. Они сыновья Его по творению, в том же смысле, в каком Адам был назван сыном Бога (Лк.3.38).
(2). Из-за своей великой и могучей силы, власти и достоинства, ибо они названы "Начальства, и Власти, и Силы, и Господства", хотя Сын "превыше всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем" (Кол.1.21).
(3). Потому что они служат Ему как сыновья, радостно, охотно и с готовностью. Они не подчиняются, как рабы или слуги, но как дети, и идут на Его поручения с сыновней бодростью и восторгом. Таково расположение и характер всякого сына (ср. Лк.15). Это не только предназначение служения ангелов, но они на самом деле совершают это и могут сказать Богу, как старший брат блудного сына: "Вот, много лет мы с Тобою", от создания мира, "и никогда не пренебрегали заповедями Твоими" (KJV).
(4). В связи с большими привилегиями, которые Бог дарует им. Для Него они Его сыновья и дети, Его служители, всегда окружающие Его трон и предстоящие лицу Его, постоянно озаряемые лучами Его несравненного животворящего Лика.
(5). Из-за их сходства с Богом по существу. Он есть Дух бестелесный и нематериальный, и ангелы также бестелесные и нематериальные существа. Хотя разница между Богом и ними так велика, как можно представить, а в действительности она непредставима, ибо Бог есть Творец духов, они же тварные духи, и Бог есть Дух бесконечный, а они конечны, однако ангелы имеют сходство с Богом по своей сути, а также в их качествах, и поэтому они могут быть названы детьми Божьими, хотя и только по творению. В то же время Христос есть Сын Его по вечному и невыразимому рождению. Только Христос является Сыном Бога по Своей природе.
2. Верующие призваны быть сынами Божьими: "А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божий, верующим во имя Его" (Иоан.1.12). И они приняты Им в возрождении:  "И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому,  и буду вам Отцом, и вы будете Мне сынами и дочерьми, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор.6.16-18). Верующие отличаются от ангелов в этом, потому что те не нуждаются в возрождении или в каком-то внутреннем изменении для своего доброго дела, ибо они были созданы святыми и чистыми существами и устояли в этой неповрежденной святости, с которой они были сотворены, и не потеряли ее, и поэтому Христос не есть Искупитель для них.
3. Христос отличается от ангелов и святых в том, что Он есть вечный и Единородный Сын Божий, как это подтверждает Писание:  "Когда Он еще говорил, облако светлое осенило их, и был глас с небес глаголющий: Это есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мтф.3.17 KJV).  Итак, Господь Иисус Христос, наш Спаситель, есть вечный Сын Божий, и был рожден от Отца от вечности, как видно из Священного Писания, ибо только Откровению мы обязаны познанием этой величайшей истины. С этой целью рассмотрим сказанное: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Пс.2.7).
Этот отрывок применяется ко Христу в нескольких местах Нового Завета. Слово "ныне" не обозначает здесь определенного времени, когда состоялось это рождение, но используется для выражения вечности. И это слово означает здесь вечность, чтобы показать нам, что все вещи прошлые и будущие присутствуют у Бога в Его замысле от вечности. В вечности нет последовательности, нет вчера или завтра, но все подобно одному дню или продолжающемуся мгновению, без всякого изменения. Поэтому вечное рождение Сына по праву должно пониматься именно в такой перспективе. И хотя в этом и следующих стихах мы имеем возвещение суда Божия и Его предназначения, касающегося посредничества Христа и возвышения Его Царства,  и все же в этом стихе, рождение Сына не упоминается как часть этого указа, но только как основание его. Поскольку, еслибы Христос не был вечным Сыном Божьим, Он никак не был бы нашим Посредником и Искупителем, и не мог бы получить престол и Царство как таковые.
 И это вечное рождение Сына было торжественно возвещено через Его воскресение из мертвых. Об этом говорит апостол: "Мы возвещаем вам радостную весть, что обетование, которое было дано отцам, Бог исполнил нам, детям их, в том, что Он воскресил Иисуса, как это написано: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Деян.13.32-33 KJV). Он мог бы сказать, что обетование Пс.2.7 сбылось в воскресении Христа из мертвых, ибо через это воскресение Его истина была открыто провозглашена и явлена миру, как сказано: "И явлен Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых" (Рим.1.4).
Сказано также: "И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих.5.2). В Мтф.2.6 этот текст применяется ко Христу, и в нем следует иметь в виду Его и никого другого, ибо Он обещан как  Вождь, Который будет пасти народ Израиля, как Царь и Правитель Его Церкви; и далее Ему усваивается призвание народов, непобедимая сила и величие Его устроения, учения и чудес, и вселенское Царство и правление над иудеями и язычниками по всей земле. Христу усваивается здесь двоякое рождение. Во-первых, это рождение внешнее и видимое, ибо Он должен прийти   из города Вифлеема, через рождение от девственницы. Это временное проявление Его рождения, почему и сказано: произойдет. Но дабы не смотреть на Него как на простого человека, если Он стал Человеком в Своем воплощении, здесь упоминается второе рождение, невидимое и вечное: Которого происхождение из начала, от дней вечных. Эти слова означают Его вечное рождение от Отца в вечности, ибо Он не мог родиться от Отца во времени.
Эта истина ясна из того, каким образом Христос именуется Сыном Божиим. Об этом прямо и часто говорится в Писании. Отец торжественно провозгласил это через слышимый голос с неба во время Его крещения и преображения. Он есть Сын Божий в полном и уникальном смысле, то есть Отец сообщил Ему Свою Божественную сущность в вечном рождении. Это имя, данное Христу, неизмеримо выше любого имени, данного ангелам, хотя они также называются сынами Божиими, "Ибо кому когда из Ангелов сказал Он: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее их получил Он имя" (Евр.1.4-5 KJV). И Он есть Сын Божий именно как равный Отцу. Поэтому, когда Он сказал иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю", они стали искать убить Его, ибо когда Он сказал им, что Бог Его Отец, они сочли, что Он сделал Себя равным Богу. "Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю". На самом деле их вывод был простым, и, не снимая с них упрека, скажем, что многие из нас, не желая заблуждения, сами могли бы рассудить так. Поэтому по поводу этого суждения апостол явно утверждает: "Он не почитал хищением быть равным Богу" (Фил.2.6). И это значит, что замысел Христа был явно в том,, чтобы показать, что он Сын Божий, таким образом, чтобы явить Свою единосущность Отцу и равенство с Ним в достоинстве и славе.
О характере этого рождения Сам наш благословенный Господь благоволил в какой-то мере сказать нам, насколько мы способны воспринять эту великую тайну, когда Он говорит: "как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так Он дал Сыну жизнь в Самом Себе" (Иоан.5.26 KJV). Как мы, зачиная сына, передаем ему жизнь, которую имеем, так Отец, имея Свою жизнь, передает ее Тому, Кто, будучи Другим, единосущен с Ним. Иметь жизнь в Самом Себе, то есть от Себя и для Себя, есть неотъемлемый атрибут Бога; и быть Источником жизни для всех существ является Его надлежащим совершенством; это неотделимо от природы Бога, и тождественно с Его сущностью. И поэтому Отец не может дать Сыну ничего, если не передаст саму Свою сущность, и Он не может дать эту сущность ни путем отчуждения, ибо тогда Он Сам перестал бы быть Богом, ни путем участия, ибо Божественная природа одна и она не может быть разделена. Поэтому это должно совершиться путем общения. Таким образом, рождение - это вечное действие Отца, Который сообщает Сыну ту же Сущность, которую имеет Сам, чтобы Сын был равным Ему. Но каким образом это рождение передает Сыну Божественную сущность - это неизреченно и непостижимо нам. Ибо  просто невозможно для бедных слабых червей, таких как мы, понять или объяснить, в чем это состоит. Это не естественно, но сверхъестественно, и полностью Божественно, и, следовательно, непостижимо для нас. Это непостижимо даже для ангелов, которые намного превосходят людей в умственных способностях. Мы можем справедливо согласиться со сказанным: "Род Его кто изъяснит?" (Ис.53.8). Вся эта тайна непостижима нам; мы должны лишь смиренно и благоговейно созерцать то, что мы не можем понять. Есть передача всей Божественной сущности от Отца к Сыну, и получение этой жизни Сыном не более умаляет величие Бога и Отца, чем свет свечи умаляет свет другой, от которой она зажжена. Поэтому сказано, что Христос  Бог от Бога, свет от света, Бог истинный от Бога истинного, и не исходит, но рожден. Отсюда ясно, что Он был прежде, чем Он был рожден от Девы, то есть пребывал от вечности, и что Он есть истинный Бог, Всевышний, равный Отцу (Фил.2.6, Иоан.1.1),  ибо никакое существо не может быть вечным, кроме Бога.
Во-вторых, Сын Божий стал человеком. Ни Отец, ни Святой Дух не принял плоти, но Сын (Иоан.1.1-4). Слово стало плотью. Он есть "Бог, явленный во плоти" (1 Тим.3.16). Но хотя Он есть Бог от вечности, мир стоял 4000 лет, прежде чем Он стал человеком.
В-третьих, почему Христу, чтобы быть нашим Искупителем, надлежало быть Богом и человеком? Ибо Он не мог быть нашим Искупителем, если бы Он не был тем и другим.
1. Ему надлежало быть Богом:
(1). Чтобы Он мог понести тяжесть бесконечного гнева Божия на грехи избранных и не сломаться под этим бременем (Деян.2.24).
(2). Чтобы Его временные страдания могли иметь бесконечное значение, и доставить полное удовлетворение закону и правосудию Божию (Евр.9.14). В этих отношениях не кто иной, но лишь Сам Бог мог искупить нас.
2. Ему надлежало быть человеком:
(1). Чтобы Он мог быть способен пострадать до смерти (Евр.2.14).
(2). Чтобы быть той же природы с теми, кто согрешил, чтобы пострадать за них. "Душа согрешающая умрет" (Иез.18.4).
(3). Чтобы Он мог быть милостивым Первосвященником (Евр.2.16-17), и чтобы мы могли иметь утешение и дерзновение, имея доступ к престолу благодати и Первосвященника нашей собственной природы, как наш Ходатай там.
III.Я прихожу теперь к тому, чтобы доказать, что Христос есть Бог и Человек, в двух различных природах и одной Личности.
Христос есть Бог и Человек в личностном союзе двух природ. Две природы во Христе остаются отчетливо различными: ни Божество не изменяется в человечество, ни человечество не превращается в Божество, ибо Писание  говорит о них как о различных (Рим.1.3, 1 Пет.3.18, Евр.9.14), а также о двух волях во Христе, человеческой и Божественной (Лк.22.42). Эти природы остаются по-прежнему со своими ярко выраженными свойствами, так что ни Божественная природа не становится конечной, ни человеческая не украшается непередаваемыми Божественными атрибутами. Христос не стал всесилен (2 Кор.13.4), вездесущ (Иоан.11.15) или всеведущ (Мк.13.22). Но Он не разделен в Себе; во Христе не два лица, но одно, как наши душа и тело хотя различны, но составляют одного человека. Это ясно из текста, который доказывает, что Сын Божий был рожден женщиной; и если это не может относиться к Его Божественной природе, но к человеческой, то ясно, что две природы составляют одну Личность. И везде Он описывается как одна Личность, состоящая из двух природ (Рим.1.3, 9.5). И необходимо было также, чтобы Его природы были различны, ибо иначе либо Божество поставило бы Его человечность выше ее возможностей, либо Его человечность умалила бы возможности и достоинство Его Божества. И необходимо было также, чтобы Он был одной Личностью, потому что иначе Его Кровь не была кровью Бога (Деян.20.28), и Кровью Сына Божия (1 Иоан.1.7), и не имела бы бесконечной ценности. Посему Христос взял на Себя человеческую природу, но не человеческую личность.
Наконец, Христос стал Богочеловеком, чтобы остаться Им навсегда. Этот союз не может быть расторгнут. Он умер в нашей плоти, чтобы спасти нас; Он воскрес и взошел на небеса как Человек, и будет пребывать там вечно (Евр.7.24). И частью блаженства святых по воскресении будет то, что они всегда смогут поднять свои взоры ввысь и узреть прославленное тело благословенного Искупителя.
IV. Я должен закончить эту тему несколькими выводами.
1. Искупление души - это бесценный опыт. Спасение грешников - это дело, более великое, чем создание мира. Могущественное слово было произнесено, и возникла Вселенная, но гораздо большек должно было быть сделано, чтобы грешник мог быть спасен от гнева. Вечный Сын Божий должен был стать человеком, совлечься Своей славы и облечь Себя немощами человеческой природы, чтобы искупить ценой Своей несравненной Крови бедных, жалких пленников и избавить их от ямы ада и гнева явлением Своей всемогущей силы.
2. Мы видим здесь дивную любовь и благодать Бога, пославшего собственного Сына, чтобы стать Искупителем грешников. Именно Он задумал этот способ искупления в дивных глубинах Своей бесконечной мудрости. Он послал Своего Сына как единственного, Кто мог избавить несчастных, отпустить измученных на свободу. Он снарядил Его для этого величайшего дела и послал Его в мир с полной силой и властью совершить его. Именно о Боге Отце, милостивом ко грешникам, сказано: "они избавлены от могилы; Я нашел выкуп" (KJV). Какое это блистательное явление удивительной любви и благодати Божией - то, что Он призрел их в столь низком состоянии и послал на помощь Того, Кто достаточно могуществен, чтобы спасти их! Мы подробнее скажем об этом чуть дальше, а пока укажем на две вещи.
(1). Кем был Тот, Кто был послан и пришел в мир, чтобы искупить избранных. Это не ангел или Архангел, ни кто-либо из славных серафимов, предстоящих престолу Божию. Действительно, если бы это было так, Божественная любовь даже в этом была бы бесконечно велика, ибо Бог благоволил бы послать кого-либо из Своей свиты жить на земле и отдать такого славного слугу, как ангела, ради искупления такого непокорного и жалкого червя, как человек. Но сколь возвышает и усиливает наше восхищение то, что на это великое дело был послан не ангел, но Господь ангелов, не раб, но Сын, Которого Отец оторвал от Своей груди и послал совершить это! Ибо Он сказал Ему прежде всего совершившегося: "Иди и поспеши вниз на землю, ради жалких существ, которые непрестанно грешат, спеша в ад, и пади под ударами Моей страшной ярости и правосудия; встань перед ними и прими удары, предназначенные им, умри под рукой карающего правосудия, чтобы они были спасены и могли жить!". Когда Бог испытывал послушание Авраама, Он усугубил Свое повеление многими суровыми словами, которые должны были пронзить сердце многострадального отца: "Возьми сына своего, единственного твоегго, которого ты любишь, Исаака, и пойди на гору Мория и принеси его там во всесожжение". И каково же было послушание Авраама, если, несмотря на такие муки,     он был готов принести в жертву своего возлюбленного сына по Божьему повелению! Но насколько крепче и сильнее несравненная любовь Бога к нам! Он берет Своего единственного Сына, Сына Его вечного восторга и любви, и с радостью предложил Его в жертву за грехи людские! Вот самый дивный пример любви Божией из всех, что мы когда-либо знали.
(2). Как возвышенна Божия любовь в том, что Он добровольно послал своего Единородного Сына как Искупителя избранных мира! Это Божий свободный дар, ибо иначе он никогда не мог бы быть получен нами. Если бы все бесы и люди объединили все свои силы и совершили нападение на небеса, они никогда не смогли бы вырвать Сына Божьей любви из Его вечных объятий. Бог отдал Христа свободно, чтобы искупить грешный мир, не только без всякой заслуги людей, но вопреки тому, что они не хотели ничего подобного. От всей вечности Бог предвидел, что они будут презирать и отвергнут Его Сына, и когда Он прольет Свою драгоценную Кровь, они попрут ее ногами, как что-то нечистое; но какова же была высота Его поразительной любви, что Он свободно даровал Его им!
(3). Увидим же несравненную любовь Сына Божьего к бедным грешникам. Это любовь, которая побудила Его встать на их место и принести выкуп за них. Он Тот, "Кто возлюбил меня и отдал Себя за меня", пишет Павел (Гал.2.20). Как высока эта любовь, которую познал апостол! С каким рвением Он отдал душу Свою в жертву за грех, чтобы таким образом Он мог заплатить выкуп!  И хотя Он знал величие этого дела и силу гнева, который Он должен был нести, но Он с радостью исполнил все, что повелел Ему Отец. Он знал очень хорошо, что огромное бремя греха должно был быть возложено на Него, знал весь ужас гнева, который должен был прийти, чтобы грех мог быть вменен Ему и не страдали другие. Он желал упреков, чтобы мы могли быть прославлены; желал обнищать, чтобы мы могли быть богаты, желал быть обвиняемым и осужденным, дабы нам оправдаться; желал войти в темницу, чтобы мы могли выйти на свободу, умереть проклятой бесславной смертью, чтобы мы могли жить и царствовать с Ним навсегда. Вот Его великая любовь к бедным грешникам!
4. Все, кто живут и умирают вне Христа, должны погибнуть; ибо нет другого посредника между Богом и людьми, но Человек Иисус Христос, Который отдал Себя для искупления грешников и призывает грешников прийти и воспользоваться плодами этого дара. Теперь, если люди не хотят прийти к Нему, чтобы иметь жизнь, их кровь должна пасть на их собственные головы. Христос - это единственное таинство Бога для жизни и спасения, и если люди будут столь неблагодарны, чтобы презреть Его, они должны погибнуть в своих ибо нет другого пути спасения, как только через Него. Если грешники не войдут в эту дверь во времени, двери рая будут закрыты перед ними навсегда.
5. Как возвышается и обретает достоинство человек в Господе Иисусе! Ибо Он принял не природу ангелов, которая намного превосходит человека, но семя Авраама, чтобы соединить его со Своей Божественной Личностью. В этой природе Он исполнил Свое посредническое дело и привел ее в возвышенное состояние. Она повреждена во множестве тех, которые причастны ей, но она чиста и незапятнанна во Христе Искупителе. Природа человека стала настолько развращенной и мерзкой во грехе Адама, что он никогда не мог снова предстать перед Господом; но во Христе она настолько идеально чиста, что становится способной к непосредственному союзу с Богом в Его Лице. Хотя она и низка сама по себе, но облагодатствована и и возвышена в союзе с Чыном Божьим, и потому становится предметом восхитительного зрелища и восхищения искупленных людей во веки веков.
6. Как нечестиво и нелепо приписывать хотя бы часть искупления людей кому-то другому! В конце Своих страданий на кресте Он воззвал громким голосом: "Совершилось!" - и испустил дух; и это означало, что великое дело искупления, предпринятое и совершенное им, полностью закончено. Поэтому отвратительно для Христа и опасно для людей присоединять что-либо к Его праведности в деле оправдания   перед Богом. Благословенный Искупитель никогда не будет терпеть это. Это умаляет все Его посредничество. Если Он является единственным Избавителем избранных Божиих, то нет и  точно не может быть никаких других. Если Он завершил эту работу, то нет нужды в каких-либо наших дополнениях к ней. И если Он не закончил Свое дело, то как оно может быть дополнено или закончено людьми? Это просто невозможно для любого существа - закончить то, что не мог совершить Христос. И если люди хотят разделить с Ним эту честь, то этого Он никогда не будет терпеть. Он является единственным Спасителем грешников, и Он никогда не разделит с нами эту славу. Люди хотели бы умилостивить справедливость Божию какими-то своими средствами. Есть законническое искажение, сильный уклон в сторону первого завета под властью сердец и характеров всех людей. Мы всегда хотели бы сделать что-то для себя,  и не желаем быть обязанным Другому за наше избавление от этого жалкого состояния, что грех навлек на нас. Что мне делать, говорит богатый юноша в Евангелии, чтобы я мог иметь жизнь вечную? Но вся наша праведность перед Богом как запачканная одежда. Хотя бы наши глаза стали источниками слез, хотя бы мы должны были исходить кровавыми слезами, все будет напрасно, если Он не может очистить нас от вины и грязи греха. Полагаться на что-либо, что можем сделать мы, когда этого не может сделать Он - это пытаться загородиться бумагой от наступающей стены огня. Мы никогда не избавимсясами  от сокрушающего Божественного гнева и огненной ярости. Делами закона, говорит апостол, не оправдается никакая плоть.
7. Наконец, чтобы быть избавленными из состояния греха и страдания, в которое вы были введены падением первого Адама, придите и примите Господа Иисуса Христа как своего Искупителя! Чтобы помочь вам, Бог дал Своего могучего Спасителя, Который может и готов спасти всех, приходящих чрез Него к Богу.  По вере в Него вы будете искуплены от вины греха, Его сила откроется в вас, и вы будете избавлены от самого греха и от всех его наказуемых последствий и плодов. Не отказывайтесь же от Него, чтобы вам не погибнуть!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn