Глава 4В-д. Определение Духовности. Дополнение

Владимир Молчанов 2
     "Понятие духовности выражает устремленность к
     высшим ценностям и смыслам, приобщенность к
     высочайшим образцам культуры и человечности, оно
     не должно ограничиваться религиозным содержанием
     и может мыслиться вне его церковных истолкований.
     К слову, материалисту необходимо гораздо большее
     мужество духа, чтобы протвостоять
     неблагоустроенности жизни, сохранить достоинство
     перед лицом смерти и бездны неизведанного.
     Наверное, каждый из нас знал людей истинно высокой
     духовности и нравственной чистоты, но совершенно
     чуждых религиозной приверженности. И, наоборот,
     людей верующих и весьма образованных, но крайне
     далеких от подлинной духовности, мелких,
     тщеславных, эгоистичных. История же демонстрирует
     это особенно убедительно."
            Дубровский Д.И. "Наука, философия и
            воинствующий клерикализм", "Вестник
            Российского философского общества", №4,
            2007, с.151

                * * * * *

      "Духовность народа нельзя держать в ограждении,
      она не может включаться или выключаться в
      зависимости от надобности, она должна жить с
      человеком и в человеке. Неправда, будто
      духовность связана с бедностью. Индия совершила
      свои великие открытия в области духа во время
      сравнительного благосостояния. Доктрина
      отрешения от земных благ родилась не в попытке
      рационализировать скудность жизни, а чтобы не
      дать житейскому комфорту притупить наши чувства.
      Духовность - это обогащение духа, укрепление
      внутренних душевных сил, расширение радиуса
      человеческого опыта. Это умение найти покой в
      разгар работы и жить полной жизнью в скорби.
      Восприимчивость и сострадательность - вот
      признаки настоящей духовности.
       Человеку предстоит ещё долгий путь к пониманию
      себя, к раскрытию своих возможностей и
      отысканию своего места во Вселенной, где он
      не покоритель, и не потребитель, а участник
      и часть.
       А, пока, мы повторяем вслед за Рабиндранатом
      Тагором:

Где разум не знает страха, где  поднята голова,
Где знание есть свобода,
Где мир не разбит на куски, не разгорожен на тесные
                клетки,
Где слова выплывают из глубины правды,
Где неутомимость стремится прийти к совершенству,
Где разума чистый ручей не завален песками привычки,
Где следует дух за тобой и все шире поступки и мысли -
В этом раю свободы, Отец мой, пусть пробудится наша
                страна."
            Индира Ганди, 1979. Газета международной
            Ассоциации "Мир через культуру",
           "Восхождение", №3, май 1996, с.4


   Итак, окончен самый большой раздел этой работы. Мы систеиматизировали основные подходы к дефинированию понятия "Духовность". Врят ли кто представлял, что их окажутся десятки, а самих определений такое множество.
   Но, примем это за факт и продолжим наше исследование.

   Любое определение духовности есть процесс - он осуществляется только в развертывании. А развертывание происходит тогда, когда человек ТРУДИТСЯ и в труде (опыте) своем выражает отношение к миру и его феноменам...
   Таким образом, труд не только "создал человека", - в процессе труда создавалась и создается его духовность. И мы определенно пологаем, что труд является атрибутом духовности...





полный текст смотрите на странице автора