О чем плачут берёзы

Галина Челобитчикова
               

      Как хороши березовые рощи весной! Согретые теплым дыханием   легкого майского ветерка, под  яркими лучами весеннего солнца, распустили  свои молодые зеленые листочки стройные березы – краса и величие русской земли. Ранним утром, когда первые лучи солнца начинают пробуждать все живое, легкий шепот раздается по  роще. Это шепчется молодая  листва берез. О чем шепчутся листочки? Может они, как люди, радуются приходу весны? А после полудня под резвое дуновение ветерка нарядные подружки позвенивают  смолистыми пахучими сережками – бруньками. И такой перезвон стоит в роще! О чем «брунькают» сережки? Может, радуются они своим весенним нарядам?
А в вечерние часы заката  стоят они, белоствольные, на лучезарном ковре из трав и цветов, в зеленых платьицах, купаясь в изумрудных  переливах солнечных бликов. И такая живительная сила чувствуется в их стволах! И от этих  стволов исходит такая чистота, такая святость, которая, вливается в русскую душу, переполняет ее великой любовью к родной земле.   До чего же милы и прекрасны русские березы!
    И шелест листвы, и пение птиц, и благоухающий аромат трав на опушке- вся эта неповторимая гамма созвучий  сливается в одну мелодию - гимн березовой рощи. Этот гимн бережно хранит в нас самое святое-любовь к земле русской, к своему родному краю. Недаром издавна считали кроткую березу-красавицу даром всевышнего, оберегающего человека от недуга и несчастья.
     Уже много лет с наступлением весны, когда начинает просыпаться березовая роща, я прихожу к знакомым березам.  Стоят березы стройные, красивые. Среди них много молодых березок. Молодые деревья растут сначала медленно, но вскоре, набирая силу, стремительно тянутся ввысь, к солнцу, догоняя своих старших товарок. Я внимательно осматриваю, все ли в порядке в роще, не поранил ли кто-нибудь дерево, не оставил ли  какой-нибудь нерасторопный любитель погреться у костра  с испеченной картошкой в руках не затушенный вовремя костер?  С некоторых пор я решил оберегать нашу рощу от беды  и  напасти. Я не хочу, чтобы плакали березы. А почему плачут березы?
     …Дело было ранней весной. Я был в то время еще мальчишкой. Мы с друзьями любили  выходить за деревню, бродить по берегу пруда, любоваться, как бушующий поток талой воды, который, с  гулким шумом размывая плотину, бился и метался по оврагам в низинах.
 Когда апрельское солнце  пригревало сильнее, дружно подсыхали пригорки, по которым робко пробивалась редкая зеленая травка. На  таких полянах собирались ребята, играли в лапту, гоняли в футбол, катались на велосипедах. Девочки прохаживались по берегу, переговаривались о чем-то и звонко смеялись. Каждый день на полянках были слышны задорные детские голоса. Все радовались приходу весны.
   Чуть далее за полем виднелась березовая роща. Она была еще голая и терпеливо ожидала своего пышного зеленого убранства.
-Ребята, а давайте в воскресенье сходим в рощу. Там можно собрать березовый сок. Сейчас для этого самое время,- неожиданно  предложил долговязый рыжий Санька. – Я знаю, как собирают березовый сок. Мне старший брат рассказывал. Эта затея многим понравилась. Я тоже согласился. Мы еще немного погоняли в футбол и стали возвращаться по домам. По дороге домой Санька  деловито распорядился, что мы должны  приготовить к воскресному походу. Договорились собраться утром у плотины.  С вечера я отыскал в гараже у отца небольшой перочинный ножичек и кусок пластмассы, нашел пластиковую бутылочку, куда будет стекать березовый сок. Наконец,  все, о чем говорил Санька, было готово.
            Наутро у плотины нас было трое: я, Санька и Колька, мой товарищ.  Мы еще немного подождали других ребят, которые тоже проявили желание идти, но, убедившись в том, что никто больше не придет, пошли втроем. Идти было  недалеко. Вскоре мы подошли к роще.
 - Надо выбирать деревья поровней, чтобы ствол был гладким и неповрежденным,- на ходу пояснил Санька.
Мы пошли  в глубь рощи. Деревьев было много. Попадались очень высокие красавицы. Были и  поменьше. Это молодые березы. На ветвях уже  набухали почки. В роще пахло весенней сыростью. Под ногами попадались сухие ветки, опавшая и  подгнившая прошлогодняя листва. Санька шел впереди, деловито рассматривая березы.  Вскоре он сказал:
 -Вот здесь можно расположиться. Посмотрите! Вот березы в самый раз! Каждый из нас выбрал себе дерево. Санька нам показал, как надо надрезать кору. Он аккуратно сделал прорезь с южной стороны. Как объяснил он, с южной стороны раньше просыпается лес и  сильней  происходит сокодвижение. Затем в прорезь вставил пластмассовый лоточек, по которому  будет стекать сок и прикрепил бутылочку. Глядя  на Санькину работу, мы с Колькой проделали то же самое. Работа была несложная, и у нас сразу все получилось. Оставалось только ждать, когда наши бутылочки наполнятся этим удивительным напитком. Решили разойтись по домам, а вечером возвратиться и посмотреть, сколько сока соберется в прикрепленную к дереву емкость.
       Мы с  нетерпением ждали вечера. В назначенное время мы без труда добрались до рощи и нашли свои березы.  Бутылки, висящие на стволах,  были наполнены светло- желтым, прозрачным, настоящим березовым соком. Мы аккуратно сняли  их и побежали домой. Дома меня уже ждала бабушка. Я протянул ей полную бутылку березового сока  и радостно  сообщил:
              - Вот, бабуля, это самый настоящий березовый сок! Мы его в роще собрали.
Я ждал, что бабушка меня похвалит за это, но она взяла бутылочку,  нежно потрогала ее и вздохнула:
-Нет, внучек, это не сок. Это горькие слезы березы.
- Бабуля, а почему плачут березы?- поинтересовался я.
-Видишь ли,- вздохнула бабушка. - Березы издавна растут на нашей земле.
 Береза- щедрое и доброе дерево. Много людей вылечило оно от болезней. Радуют кудрявые красавицы человека своей красотой! Наделяют его жизненной силой.
А человек наносит рану березе, ранит ее в самое сердце. Береза – она ведь живая. Больно ей. Очень больно. Стоит она, гордая и мужественная, раненная человеком, ни звука, ни стона не слышно. Только тихо капают слезы из раны. Слезы боли и  обиды. За что так поступает с березой человек?
 Я слушал бабушку, и мне становилось очень жалко деревья, на которых Санька, Колька и я сделали порезы. Мне стало жаль все березы, которые растут на нашей земле. Я побежал к ребятам, рассказал им все, что говорила мне бабушка. На следующее утро  по совету взрослых мы  аккуратно замазали мхом  свежие раны  на стволах. Никто из нас не хотел, чтобы плакали березы.