К продолжение

Владимир Шилин
КОМУЛЯТИВНОСТЬ – способность текста накапливать культурную
информацию от прочтения к прочтению и от  эпохи к эпохе.

КОНАДЗАКИ – в Японии жанр литературы, популярные рассказы
развлекательного нравоучительного содержания.

КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ стих – такой вид стиха, где автор как бы
заключает конвенцию писать либо рифмованный стих, либо метрический,
либо и тот и другой вместе.

КОНВЕРГЕНЦИЯ1  – индивидуальное соединение тропов и фигур,
выполняющих единую стилистическую функцию: Он вообще дворян 
разделял на три разряда: на путных, «коих маловато», на распутных,
«коих достаточно», и на беспутных, «коими хоть пруд пруди». (И. Тургенев).

КОНВЕРГЕНЦИЯ2 – в мировой литературе схождение, близость между
литературами разных стран. Тут большую роль играют международные
культурные связи. А иногда и тот фактор, что страны долгое время
находились в зависимости от завоевателей.

КОНВЕРГЕНТНАЯ субкультура – культура по западному образцу. Просвещение,
но и развращение; добродетели и пороки.

КОНГЕНИАЛЬНЫЙ – сродный, соответствующий по духу, уму, таланту:
«Перевод конгениальный оригиналу».

КОНГО – бразильский вариант комедии  «плаща и шпаги».

КОНГ ЧЫ – поэтический жанр вьетнамской литературы.

КОНДАК – 1. Лироэпическая поэма в Византии с драматическим элементом,
открывается зачином (кукулием) и далее состоит из 18-24 значительных по
объёму строф (икосов), имеющих единообразный заданный ритмический рисунок.
2. Краткая церковная песня у православных. К. объясняет праздники или
восхваляет Христа, Богоматерь, святого.

КОНДАКИЙ – в церковном богослужении длинное строфическое песнопение вставлялось
между песнями канона (VI-VII вв). Строфы К. имели строки разной силлабической длины,
повторяющиеся в одном и том же порядке из строфы в строфу; предварял их короткий зачин,
а оканчивались они рефреном. Рифмы были не обязательны. В дальнейшем, когда жанр
больших кондакиев вышел из употребления, кондакиями стали называть чередование
коротких строф акафиста, заканчивающихся возгласами «аллилуия».

«КОНДОРСКАЯ поэзия» – одно из течений бразильского романтизма;
характеризуется социально направленной и свободолюбивой лирикой.

КОНДУПЛИКАЦИЯ – двойное повторение слова. «Жил – дрожал и
умирал – дрожал». (М. Салтыков-Щедрин).

КОНЕЦ  века1 (fin de Siekle) – термин  80/90-х гг. XIX в. в русском литературоведении.
Он определял культуру, клонящуюся к упадку.

КОНЕЦ  века2  – так характеризовали своё время французские поэты
50/60-х гг. XIX в. Календарный конец века они сочетали с библейским
концом света.

КОНЕЦ времени – то же что и конец истории. Термин постмодернизма.

КОНЕЦ идеологии – в постмодернизме завершение идеологической эволюции
человечества, конец борьбы идеологий.

КОНЕЦ искусства – в постмодернизме «культура симулякров» грозит возможностью
исчезновения искусства. Реальность поглощается ирреальностью, подделкой.

КОНЕЦ истории – в постмодернизме не означает исчезновение конфликтов между народами.
Просто мир будет разделён на две части: одна будет принадлежать истории, другая – постистории.

КОНЕЦ литературы – термин постмодернизма. Время, когда книгу заменит кино
с его виртуальной реальностью.

КОНЕЦ 60-х  – начало 80-х гг. XX в. – требованием этих лет становятся
масштабность и синтез. В этот период советская литература вновь
распадается на официальную и самиздатовскую (Пастернак, Солженицын).
Произведения осмысляются как «момент вечности», нравственно-философский
пафос усиливается. Более разветвлённой становится жанровая система.
Проза деревенщиков (В. Распутин, Ф. Абрамов), городская проза (Ю. Трифонов)
и военная проза (Ю. Бондарев, В. Быков). Книги некоторых авторов издаются
за рубежом. (А. Синявский, Ю. Даниэль). Ужесточается цензура, некоторые
авторы преследуются (А. Солженицын, И. Бродский).

КОНЕЧНАЯ цель поэзии – конечная цель поэзии – не развлекать наши чувства,
а возбуждать их порождать разнообразные мысли, открывать красоту окружающего
мира и красоту души автора.

КОНИН-АЙТУ, ЖУБАТУК – у казахов песни утешения, соболезнования.

КОНЗОСИ – совокупность прозаических произведений в Японии ХVII в., написанных
слоговой азбукой, хотя использовались и иероглифы. Сюда включались и некоторые
религиозно-этические трактаты, хроникивоенных событий. Переводы китайской и
европейской литературы.

КОНКАТЕНАЦИЯ  – сложная конструкция фразы, части которой последовательно
 подчинены, что приводит к неясности: «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю»  (Название фильма).

КОНКЛЮЗИЯ –  заключительная часть речи с патетическим обращением к слушателям.

КОНКОРДАЦИЯ – книга, где собраны все слова классического писателя.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ проблематики — выявление проблем, которые ставятся в данном
произведении в рамках того или иного типа и подтипа проблематики. И тут
существенную помощь оказывает сравнение, т. к. на уровне проблематики можно
выявить авторскую индивидуальность, волнующие его вопросы и точку зрения
 на действительность. Так, изучая идейно-нравственную проблематику рассказов
Чехова, его можно сопоставить с Достоевским, Толстым, Тургеневым.

КОНКРЕТНАЯ поэзия1 – поэзия 1950 – 1970 гг., она опирается на стилистическую
тенденцию, наметившуюся в литературе модернизма и авангарда. Синтаксическая
связность текста ослабляется (исчезают знаки препинания) и компенсируется
специфической стиховой связностью, фразы сжимаются в обрывки фраз и далее в
отдельные слова, перекликающиеся друг с другом ассоциациями, рассчитанными
на то, чтобы вызвать у читателя дальнейшие ассоциации. Организацию рассыпанного
на слова текста взяла на себя К.п.

КОНКРЕТНАЯ поэзия2 – направление в экспериментальной поэзии, основная идея
которого заключается в сопровождении словесного ряда  сенсорно выстроенным
конкретным рядом (визуальным, звуковым, тактильным). К.п. основана на приёмах
иконической номинации построения формы, слова, фразы, текста и др. так,  чтобы
эти формы отражали какие-то конкретные свойства предмета поэзии. Простым примером
 могут служить пиктограммы, иероглифы, буквенная вязь, фигурные стихи и др. Эта
поэзия очень разнообразна, её образцы часто уникальны и бывают очень странны для
восприятия.  Пример:
Молчать молчать молчать
Молчать молчать молчать
Молчать молчать
Молчать молчать молчать
Молчать молчать молчать         Гомрингер (швейцарский поэт)
В России феномен К.п. связан  с  деятельностью Лианозовской группы – одного из
неформальных творческих объединений художников и поэтов послесталинской эпохи,
куда входили поэт и художник Е. Крапивницкий, поэты И. Холин, Г. Сапгир и др.
Российская К.п. формировалась независимо от западной, но результаты оказались
 во  многом схожие. Художественные задачи были близки.  «До конкретности и до
кому чего надо доходили больше порознь и никак не подражали немцам, а в свой
черёд по схожим причинам». (Журавлёва, В. Некрасов).

КОНКРЕТНО-художественная тема – относительно устойчивая предметность содержания
произведения искусства, одна из основных категорий, с помощью которой исследуется
неповторимый мир художественного произведения, слитый с пластическим,
музыкально-мелодическим и т.д. формальным воплощением и проникнутый определённым
 типом содержательно-эстетического отношения к действительности (трагического,
юмористического и т.п.). В ней преобразованы аспекты объективной, культурно-
типологической и субъективной темы в новое качество, присущее данному
произведению данного автора.   

КОНКРЕТНЫЙ автор – реально существующий автор данного произведения. К.а. 
существует независимо от своего произведения.

КОНКРЕТНЫЙ читатель – имеется в виду не один,  а бесконечное множество  реальных
людей, которые в любом месте и в любое время становятся читателями данной книги.

КОНЛАБОТ – в тайландской литературе стихотворения-ребусы, жанр XVII в.

КОН-ЛА-БОТ – в Сиаме собрание стихов XVIII в., хитроумные строфы. В них были
стихи, в которых слова начинались с определённой буквы, либо использовался приём
 внешней и внутренней рифмы.

КОНЛАН – жанр лаосских лирических народных песен.

КОННОТАТИВНОЕ письмо – структура, в которой означающее не отсылает к какому-либо
конкретному означаемому, но предстаёт носителем множества самостоятельных,
автономных значений, не имеющих никакого отношения к будто бы обозначаемому
объекту или описываемому предмету.  Р. Барт (1916-1980) находит такой текст у
авторов «потока сознания».

КОННОТАЦИЯ1 – эмоционально-оценочная или стилистическая окраска языка:
"волосёнки". В лингвистике добавочное значение (слова) образует коннотативное
поле слова в сознании под воздействием национальной культуры и становится частью
национального менталитета.

КОННОТАЦИЯ2 – в постмодернизме возможность различного толкования одного и того же
текста, полисемии.

КОНСЕ – испанское стилевое направление ХVII в. Предполагает игру на
многозначности слова, на смысловом расчленении фразеологизмов,
пародийное их обыгрывание.

КОНСЕПТИЗМ1 – школа остроумия в английской поэзии ХVII в.

КОНСЕПТИЗМ2 – испанское стилевое направление ХVII в. Предполагает игру на
многозначности слова, на смысловом расчленении фразеологизмов, пародийное
их обыгрывание.

КОНСЕПТУАЛИЗМ – в постмодернизме течение, скрестившее поздний авангардизм
с приёмами поп-арта, cоц-арта, открывшее для себя мир как текст.

КОНСЕРВАТИВНО-почвенническая литература – эта литература развивалась
как в форме профашистской идеологии, так и в форме националистических романов.

КОНСОНАНС (консонантизм) –  неточная, неполная рифма, основанная на совпадении
только согласных звуков, ударные же гласные не совпадают – диссонируют: кедр–
бодр. «В ХХ в. усиливается консонантизм, то есть опора на звучание не гласных,
а согласных звуков. Перестраивается слух поэтов, перестраивается и слух
читателей». (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

КОНСОТ – в тайландской литературе стихотворные импровизации.  Стихи силлабические
из шести - девяти слогов с общей рифмой или сочетание конечной рифмы с цезурной.

КОНСПЕКТ – краткое изложение существенного содержания чего-либо. Например,
конспект статьи.

КОНСТАНТА – постоянный признак, определяющий ритмическую природу стиха в
той или иной системе стихосложения. Так, в русском силлабо-тоническом стихе
есть несколько метрических ударений, но только последнее – К., остальные
 могут пропускаться.

КОНСТАНТНАЯ пауза – ритмическая пауза, отделяющая один стих, от другого.
«В стихе встречается ещё один вид паузы – постоянная (константная),
заключающая строку» (А. Карпов).

КОНСТАНТНЫЙ ритм – ритм, создающийся в результате постоянного совпадения
ударного слога с метрическим акцентом.


КОНСТАНТЫ бытия – это прежде всего такие вселенские природные начала, как хаос
и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода
и т.д. Всё это составляет комплекс онтологических тем искусств.

КОНСТАТИРУЮЩИЙ уровень восприятия – точная эмоциональная реакция, способность
заметить смену настроений, но неспособная дать свою оценку текста. 

КОНСТАТИРУЮЩИЙ уровень эстетического развития  – характеризуется предметным
мышлением, не склонным к обобщению и абстракции, без которых невозможно познание.

КОНСТРУКТ – не наблюдаемый лингвистический объект, вроде фонемы.

КОНСТРУКТИВИЗМ – построение. Направление в искусстве 1920-х гг., тесно связанное
с индустриальным ростом культуры. Для него характерна эстетизация техники и
всевозможных конструкций. В литературе и поэзии К. появился впервые в среде левых
течений – футуристов, кубистов и т. д. К. в поэзии отстаивал "грузификацию"
слова, замену образности функциональной, конструктивной целесообразностью форм.
Основной принцип конструктивного распределения материала – коротко, сжато, ёмко.
В малом – многое, а точнее – всё. Использование в поэзии средств прозаического
повествования.

КОНСТРУКТИВНАЯ функция – элементы формы всегда взаимосвязаны, каждый из них
занимает в системе приёмов и средств, использованных в произведении, определённое
место, т.е. соотнесён с данной системой. Это соотнесение и называется К.ф.
способов выражения.

КОНТАМИНАЦИЯ –  1) составление единой текстологической версии литературного
произведения посредством соединения различных черновых версий. 2) Смешение
двух или нескольких событий при их описании.

КОНТАСТАРИ – итальянские средневековые народные певцы-рассказчики.

КОНТЕКСТ – сплетение, соединение. Связное словесное окружение, благодаря которому
смысл отдельного слова становится понятным. Система значений и понятий,
выражающая неизмеримо больше, чем непосредственный смысл составляющих её слов.
 К. определяет единство смыслового содержания и речевой формулы, законченность
смысловой окраски; выражает эмоциональное и действенное отношение говорящего к
тому, что говорится.

КОНТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ анализ – построение «лестницы контекстов», на каждой ступени
которой уточняется значение слова в данном тексте.   

КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ изучение литературы – широкая область связи литературного
произведения с  внешними ему факторами как литературными,  текстовыми,  так и
внелитературными, внетекстовыми – биография автора, его мировоззрение,
психология, черты его эпохи, культурная традиция, которой он придерживался.

КОНТЕЛЕТАР – сборник финских народных песен.

КОНТИНЕС – французские колыбельные, игровые песни и считалки.

КОНТИНУАЛИЗМ – термин М. Эпштейна, характеризующий манеру творчества
А. Драгомощенко и В. Аристьва. Это «поэзия размытых семантических полей,
упраздняющих значение каждого определённого слова, рассчитанная на тающее,
исчезающее понимание».

КОНТРАПУНКТ – параллельное движение сюжетных линий, увязка «противодействий» в
рамках мизансцены, приёмы контрастной «сшибки» в кино, видеофильмах, монтажах и
т.п.

КОНТРАСТ – художественный приём, заключающийся в резко выраженном
противопоставлении качеств и характеров, изображаемых в произведении искусства
предметов и явлений, что помогает оттенить их особенности.

КОНТРАФАКТУРА – переложение светских и народных песен на церковный лад.
Существовало в швейцарской, немецкоязычной литературе средних веков.

КОНТРАФАКЦИЯ – литературная подделка, самовольное нарушение авторского права
путём воспроизведения и распространения чужого произведения.

КОНТРКУЛЬТУРА – употребляемое в литературе общее обозначение разнородных
по идейно-политической ориентации ценностей определённых групп молодежи
("новые левые", хиппи, битники, и др.), противопоставляемых официальным
ценностям. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до
экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом,
"левацким" радикализмом; "неприобретательский" образ жизни проникнут
культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.

КОНТРКУЛЬТУРНОЕ движение – началось в 60-х гг. XX в. в США. Зародилось в среде
леворадикального студенчества. Это был период поиска новых ценностей, социальных
идеалов, новые утопические эксперименты в период экономического подъёма

КОНТРОВЕРСИЯ –  имитация судебного процесса: спор истца и ответчика, обвинителя
и защитника.

КОНТРОЛЬНЫЙ ряд – пространственная модель тактометрического периода, в пределах
которого образуются нормы реального стиха. Всякий правильный период расчленяется
 на равновеликие части равномерными метрическими акцентами, которые выделяют
 краты, повторяющиеся в периоде определённое число раз. Метрическая структура К.
 р. состоит из одинаковых модельных ячеек. Позитивным наполнением их являются
 звуковые и паузные элементы стиха

КОНТРОЛЬНЫЙ экземпляр – книга, присылаемая в издательство типографией, из первых
 экземпляров тиража – для утверждения на выпуск в свет.

КОНТРРЕАЛИЗМ –  термин создан американцем Дж. Барту. Для него интересны лишь
«факты жизни», такие контакты бытия, которые не соединяются ни с социальными
условиями, ни с метаморфозами идей. Эти контакты трудно познаваемы и
 тривиальность будней должна быть передана без ретуши. Подобная правдивость
не самоцель. Сквозь фактографию должна проступать универсальность коллизии,
затрагивающая всех. Наиболее естественно это достигается с помощью типовых
ходов  непретенциозного искусства, представляющего язык масс.

КОНТУРНАЯ рифма – возникает, когда в рифмующихся словах совпадают все  буквы
 до ударной: праща – прощать, привет – привесть, невеста – невежа.

КОНУГАКУХА – в японской литературе одно из художественно-идеологических
направлений, школа национального учения.

КОНФЕРАНС –  текст выступления конферансье.

КОНФИСКАЦИЯ – изъятие из обращения запрещённых произведений печати.

КОНФЛИКТ –  столкновение нового со старым, прогрессивного с реакционным,
общественного с антиобщественным, противоречия жизненных принципов и позиций
людей. В художественном произведении К. – противоречие, приводящее к столкновению
характеров, характера и обстоятельств, различных сторон характеров. К.
непосредственно раскрывается в сюжете, составляет ядро темы. Способ разрешения К.
является определяющим фактором развития художественной идеи. «Характер не может
быть раскрыт вне тех жизненных конфликтов, с которыми он связан» (Л.И. Тимофеев).

КОНФЛИКТ в беллетристике – бывает:  внутренний, внешний; национальный, классовый
 и межнациональный; религиозный, расовый,  международный К.

КОНФЛИКТ драматический –  специфически художественная форма отражения
 противоречий в жизни людей, отражение в искусстве острого столкновения
противоположных человеческих поступков, взглядов и т. д.

КОНФЛИКТ в драме –  столкновение персонажей с такими силами жизни, которые

КОНФЛИКТ в комедии – часто основан на случайности.

КОНФЛИКТ в сентиментализме – если классицизм склонен был видеть в конфликте
эгоистическую личность, то сентиментализм видит его в порочном обществе.

КОНФЛИКТ в трагедии – возникает из непреодолимого противоречия в душе героя.

КОНФОРМИЗМ – приспособленчество, уступки, некритическое принятие чужого мнения.
В области искусства принятие точки зрения  власти.

КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ сюжет – такое произведение, которое строится на одной событийной
линии, сюжет одного действия.

КОНЦЕПТ1 – то же, что и мотив.

КОНЦЕПТ2 (устоявшееся, клишированное) – 1) план, очерк, сочинение; 2) долго
бывшее в употреблении и совершенно стёршееся высказывание.

КОНЦЕПТИЗМ – мысль, понятие. Искусственно созданный усложнённый стиль в испанской
литературе ХVII в.

КОНЦЕПТИРОВАННЫЙ автор – для Р. Кормана (американский кинорежиссёр) такой автор
воплощается при помощи «соотнесённости всех отрывков текста, образующих данное
произведение, с субъектом речи – теми, кому приписывается текст и субъектами
 сознания – теми, чьё сознание выражено в произведении».

КОНЦЕПТОСФЕРА – в значительной степени определяется жанром литературы. Для
любовного романа это – любовь, ревность, счастье, зависть. Для производственного
романа –успех, карьера, начальник/подчинённый.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ1 –  средневековое  философское направление утверждающее, что общие
 понятия не могут существовать реально вне зависимости от единичных вещей, но
существуют в уме как особые формы (концепты) познания действительности. 

КОНЦЕПТУАЛИЗМ2 – стилистическое течение в русской поэзии 1960-70-х гг. Его
относят к андеграунду. Зародился в нашей стране. На Западе К. называлось
искусство, рассматривающее произведение как способ демонстрации понятий,
 употребляемых в различных сферах жизни. Предметы, являющиеся материалом этих
 произведений, сочетаются таким образом, чтобы наглядно передать идею.
Особенность бытования Концептуализма – потребность в публичности.

КОНЦЕПТУАЛИСТСКАЯ проза – проза XIX в. – писатели:  А. Островский, Д. Григорович,
А. Писемский, В. Даль, П. Мельников-Печерский.

КОНЦЕПТУАЛИСТСКОЕ произведение – в постмодернизме такое произведение, которое
можно читать и полностью, и отдельными главами без утраты содержания. Иногда
 авторы сами указывают, какие главы можно опустить.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ искусство – искусство, идущее не от жизни, а от её понимания,
 толкования человеком, художником, писателем. Оно выступает против
 изобразительности и выразительности. Суть его – в выявлении и объективации
непосредственно сущности феноменов, минуя не только видеоряд объекта, но и
видеоряд произведения искусства. Искусство не имеет ничего общего с конкретным
предметом. Это сила идей, а не материала. (Джозеф Кошут, 1945).

КОНЦЕПТУАЛЬНО-гротесковая поэзия –«выполняет важную работу по расчистке культуры,
выявлению и отделению её мёртвых, клишеобразных, китчевых слоёв» (М. Эпштейн).

КОНЦЕПЦИЯ – единый, определённый замысел. Ведущая мысль какого-либо произведения.
Общий замысел творческого произведения или научного труда.

КОНЦОВКА – завершающая часть художественного произведения, следующая за развязкой, финал.

КОНЧА – жанр мексиканской народной поэзии, близкий к корридо.

КОНЧЕТТО – вычурная метафора; неожиданная, остроумная или глупая аналогия. (См. ВИДЫ метафоры).

КОНЪЕКТУРА – 1) догадка, предположение; 2) восстановление испорченного места
в старинных рукописях на основании смысла контекста и критического изучения характера произведения.

КОПЛА1 – фиксированная форма 12-стишия; форма стансов в старо-испанской поэзии,12-строчная строфа,
разбиваемая системой рифм на два шестистишия, в которых третий и шестой стих укорочены. Рифмовка:
abc abc def def. Образец коплы из «Стансов на смерть отца, капитана Родриго», Хорхе Манрике:
Не предавайся скорби тщетной,
Душа, и ясными очами
     Взгляни вокруг:
Жизнь иссякает незаметно,
И смерть неслышными шагами
     Подходит вдруг.
Отрады длятся лишь мгновенья,
Но мукой каждая чревата,
      Увы, для нас.
Прислушайся к людскому мненью:
Мил только прожитой когда-то,
       Ушедший час.                Переводчик, О. Румер

КОПЛА2 – куплеты, жанр мексиканской народной поэзии. Их стихотворная структура
сходна с отдельной строфой корридо, но отличается большей смысловой самостоятельностью.

КОПЛАС – в Испании фольклорный жанр – куплеты окто-силлабической структуры.
После открытия Америки К. стали частью латиноамериканского фольклора. Запечатлел
в себе мудрость, юмор, передряги испанских солдат, очень часто злободневные.

КОПРАС – в галисийском народном творчестве куплеты (Сев.-Зап. Пиренейского п-ова).

КОПТСКАЯ поэзия – лишена размера и рифмы. Строится на ритмико-смысловой основе
и предназначена для пения или речитатива.

КОРАН – священная книга мусульман – чтение вслух. В Коране 114 сур (глав),
разделённых на аяты (стихи). Весь текст для удобства чтения делится на 7 частей.
Коран содержит основы мусульманского вероучения. 

КОРДАК –  пляска хора в древнегреческой комедии.

КОРЕ каё – вид корейской поэзии в традициях хянги. Многострофные песни, различные
 по форме и содержанию.

КОРЕЙСКАЯ поэтика – в Корее поэзия издавна писалась и на корейском языке и
ханмуне. Сохранились стихи VII в., которые записаны китайскими иероглифами.
В Корее существовали, уставные стихи, 5-7-ми сложные, «оборванные строки»
–  цзюэ-цзюй, 7-ми сложные и др. В XVI-XVII вв. проводились

КОРЕЛИОНИЗМ – движение в финской литературе начала ХХ в. Интерес писателей
к фольклору. Он включал в себя и элементы идеализации прошлого.

КОРИБАНТЫ – комические актёры.

КОРИФЕЙ – 1. в древнегреческой трагедии – предводитель хора, его руководитель.
Иногда К. от лица хора обращался к зрителям или участникам действа.
2. Выдающийся деятель науки или искусства. Например, А.С. Пушкин корифей
русской литературы.

КОРНЕВОЕ значение слова – с одной стороны мы имеем ряд значений слова, принятых
в обществе в настоящее время, а с другой стороны этимология раскрывает нам
первоначальное значение того же слова. Так хлеб – основной продукт питания из
муки, запечённой в печке, но первоначально  – это жидкая еда из зерна, которую
можно было хлебать, хлёбово.

КОРНСКАЯ литература – литература на языке, близком к бретонскому (Англия). Самые
ранние записи на этом языке датируются концом IX в., сделаны они на полях
латинского текста «Комментарии Смарагда к Донату». Сохранились религиозные пьесы,
 стихи и проповеди. До наших дней дошли фольклорные сказки, песни и переводы
Библии.   

КОРОВЬИ песни – так на языке фульбе (Западная Африка) называли песни пастухов.

КОРОЛЕВСКОЕ просветительство –  явление второй половины XVIII в. в Сиаме, 
Афганистане: для поддержания культуры, клонящейся к упадку, развитие литературы,
науки и искусства находится под  наблюдением  королевского двора.

КОРРЕКЦИЯ – уточнение:
И вот конец печальной были,
Иль сказки – выражусь прямей… (М.Лермонтов).

КОРРОБОРИ –  в  Австралии  песни аборигенов с танцами.

КОСЁКУМОНО - жанр японской новеллы XVII в. о любви и любовных похождениях.

«КОСМИСТ» – Петроградская литературная группа, созданная в 1920 г. А. Гастевым
(1882-1939) и В.Казиным (1898-1981). Задачи её были те же, что и у группы 
«Кузница». Название «Космист» символизирует мировую революцию, гиперболизацию
образов. В 1922 г. группа распалась. 

КОССАНТ – древнейший памятник португальской литературы (XIII в.–XV в.).
Лирические стихи, создаваемые в результате скрещения церковной и народной
песенной традиции.

КОСТЮМНЫЙ исторический роман – разновидность авантюрного романа, в котором
историческая достоверность подменяется переплетением сюжетных линий, любовной
интригой и бытовыми подробностями.

КОФЕЙНЯ Печкина –  московская литературная  кофейня (на Театральной площади
 у ресторана Печкина), существовала с 30-х гг. до середины XIX в. В неё ходили
актёры, писатели, профессора и студенты. Там обсуждались литературные и
театральные события. Владелец кофейни И.Бажанов  выписывал русскую и иностранную
 периодику. Там бывали  А.Герцен, В.Белинский,  М.Щепкин, А.Островский и др.

«КОЧЕВЬЕ»  – «свободное литературное объединение», по словам создателя
М.Л. Слонима (1894-1976). Создано в 1928 г. в Париже. «К». ориентировалось
прежде всего на литературную эмигрантскую молодёжь. Целью общества было
сделать «К». свободной литературной трибуной, лишённой всяких партийных
пристрастий. Основной задачей Слоним считал необходимость изучения литературы
метрополии – русской советской литературы; в частности, лучших произведений
советских писателей 1920-го начала 30-х гг. Обсуждалась политика ВКП(б) в области
литературы. В журнале общества «Воля России» печатались Г. Газданов, Б. Божнев,
В. Андреев и др. В 1939 г. группа распалась.

КОШЛАСУ – у каракалпаков прощальная песня невесты с родными, с домом, с детством.

КОШМА – строфические стихотворения в стиле ашугских песен.

КОШОК (причеты) – жанр киргизского народнопоэтического творчества; плачи в
свадебных и похоронных обрядах. Существуют К. двух видов: короткие представляют
выкрики, обращения, восклицания; и полу эпические, довольно большого размера.

КОШУК – древнеуйгурские стихи, поэмы.

КОЭВОЛЮЦИЯ – термин введён Н. Моисеевым (1917-2000) для обозначения важного
развития культуры, когда развитие природы и общества не противоречили друг
другу.

КРАЙНИЕ пуристы – группа греческих учёных XVIII-XIX вв.(во главе с П. Кодрикасом)
считала, что надо писать на древнегреческом языке.

«КРАКОВСКАЯ цыганерия» (Цыганерия Молодой Польши) – группа польских прозаиков и
поэтов конца ХIХ – начала ХХ  в. Станислав Пшебышевский (1868-1927) перенёс на
польскую почву обычаи немецкой литературной богемы. Декадентский стиль жизни,
вызов принятым моральным нормам, экстравагантность одежды краковской богемы были
выражением неприятия мещанских взглядов и представлений. Для творчества этих
писателей характерны юмор, остроумие, внешняя беззаботность, стремление
к развлекательности.–

«КРАКОВСКИЙ авангард» – группа польских поэтов-авангардистов 20-х гг. ХХ в.
Ю. Пшибось, Я. Бженьковский, А. Важик, Я. Курек), сложившаяся вокруг журнала
«Зротница». Группа выступила с лозунгами «объятия с повседневностью», «город –
масса – машина», обозначившими ориентацию поэзии на проявление современной
технической цивилизации. Была выработана концепция поэтического языка, в основе
которой лежал отказ от поэзии как выражения чувства в пользу рациональной
 конструкции стихотворения. Основным художественным приёмом провозглашалась
метафора, которая не называет явлений и переживаний, а «псевдонимизирует» их.
 «К.А» оказал влияние на развитие польской поэзии ХХ века.


КРАКОВЯК –  весёлые,  чаще  свадебные, стихи в польской народной поэзии. Напоминают частушки.         

КРАЛЕДВОРСКАЯ рукопись –  найдена в Чехии в.1817 г.,  рассматривается как образец народно-искусственных поэм, которые были явлением в славянской литературе. Подделка Вацлава Ганки (1791–1861) написана по материалам XIII в. на пергаменте.

КРАСИВАЯ дева и ТАЛАНТЛИВЫЙ юноша – в китайской художественной литературе так назывался жанр старой любовной прозы о красавицах и талантах.

КРАСИВОЕ – эстетическая категория, определяющая красоту.  К.— своеобразная грань,  составляющая более общей категории прекрасного. К. характеризует преимущественно внешнюю, формальную сторону явлений. Понятие К. приложимо практически ко всем проявлениям природы и человеческой деятельности и опирается на сочетание таких объективных свойств, как пропорциональность, гармоничность, целесообразность. Разновидностями К. являются грациозное, изящное, идиллическое.

КРАСИВОСТЬ – признак красоты, эстетически обесцененное нарушением меры и вкуса, суррогат.

КРАСОТА – одна из важнейших категорий эстетики, которая наряду с категорией прекрасного служит для определения и оценки таких свойств предмета, как совершенство, гармоничность, выразительность, завершённость. К. тесно связана с категорией прекрасного. «Художественное прекрасное выше природы. Ибо красота искусства является красотой, рождённой и возрождённой на почве духа» (Г. Гегель).  «Красотой в смысле субъективном мы называем то, что доставляет нам известного рода наслаждение. В объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее» (Л.Н. Толстой).

КРАСОТА художественного произведения – состоит в ясности его идеи, в гармонии формы и содержания, а также в богатстве мыслей и языка автора.

КРАСОЧНОЕ определение – эпитеты, выраженные оригинальными в полной форме словами: Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов).

КРАТА – первичная мера правильного метрического стиха, построенного на повторяемости одной из четырёх элементных групп: трёхдольник,  четырёхдольник,  пятидольник и шестидольник.  Пределы повторяемости: минимум – трёхкратность, максимум – шестикратность.

КРАТКАЯ история русской рифмы –  как регулярное созвучие концов стиха рифма появилась в XVII в. в досиллабических виршах. Сразу в мужском, женском и дактилическом вариантах. А. Кантемир писал: «Рифмы могут быть односложные, двусложные и трёхсложные. Первые называются тупыми, вторые – простыми, третьи – скользящими». В XX в. были эксперименты с разноударной рифмой. В это же время появляются неточные рифмы. Стали рифмовать левую часть слов до ударной гласной, корневые рифмы. В истории русского стиха определённое место занимают суффиксально-флективные (грамматические) рифмы: отбывает-отгоняет.  Сейчас появляются и анаграммные рифмы.

КРАТКИЕ  хроники – жанр эфиопской литературы XVIII в.  Очень типичные по содержанию и краткие по объёму хронографы.

КРАТКИЙ метр  –  во французской силлабике метр, содержащий  менее  восьми слогов.

КРАТКИЙ слог – слог, состоящий из краткого гласного звука или из согласного с кратким гласным; в античном стихосложении равен море.

КРАУЗИЗМ –  учение второстепенного немецкого философа К. Краузе (1781-1832), получившее распространение в Испании. В К. основой является «первичное Я». Человек начинается с познания самого себя. Все его пороки – это противоречие тела и интеллекта. Писатели такого направления (М. Унамуно) попытались примирить разум с верой.

КРАХ классицизма в драмах – случился впервые в Италии XVIII в. П. Метастазио (1698-1782) в своих пьесах нарушил единство "места - времени - действия". Вслед за ним так же поступал и драматург К. Гольдони (1707-1793).

КРЕАСЬОНИЗМ – авангардистское течение, созданное чилийским поэтом Висенте Уидобро (1893-1948) вначале ХХ в. Его стихотворение «Поэтическое искусство» служит своеобразным манифестом креасьонизмв:
Ключом-стихом
Любую дверь открой.
Пади листом. Пари свободной птицей.
И слушай мироздание душой,
И образам дай в сердце отразиться.
Мир новый создаёшь – так не робей.
И если в слове – ложь, – его убей.

КРЕАТИВНОСТЬ (креативный) – 1. Уровень творческой одарённости.
2. Творчество, созидание; творческий, отличающийся поиском нового.

КРЕВИНКЛИДС –  комедии в Вене, высмеивающие  нравы венского захолустья.

КРЕДО – твёрдые убеждения, взгляды, мировоззрение.

КРЕЗЬ – название традиционной песни удмуртов, а также музыкального инструмента типа гуслей.

КРЕОЛИЗМ – в Чили литературное течение, главные черты которого – внимание к национальной проблематике и жизни народных масс, преобладание романтических признаков.

КРЕСТЬЯНСКАЯ идиллия – литературный жанр, в котором идеализировалась крестьянская жизнь, её патриархальный уклад, его обряды и фольклор. Встречается во многих литературах стран  Европы.      

КРЕСТЬЯНСКИЕ просветители – писатели Финляндии 10/20-е гг. XX в. обращались в своих произведениях к народу, в большинстве состоящему из крестьян.
Это Я. Ютейни, К.А. Глтлунд, П. Ханникайнен.

КРЕТИК («критский») – античная стопа в пять мор. Состоит из ударного, безударного и ударного слогов. Иначе называется амфимакр.

КРИЗИС жанра – в начале XX века в критике возникла теория «общего кризиса жанра». Это было вызвано произведениями таких авторов как М. Пруст (1871-1922), Ф. Кафка (1883-1924), Д. Джойс (1882-1941) и Д. Дос Пассос (1896-1970), в произведениях сюрреалистов, сторонников «литературы факта» (см). Этот же процесс проявился и в ранней советской прозе (А. Белый (1880-1934), Б. Пильняк (1894-1938), И. Эренбург (1891-1967). У них можно найти неоправданное словотворчество, отказ от сюжета, от изображения характеров.

КРИЗИС искусства – «Много кризисов искусство пережило за свою историю… Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классики прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образцам». (Н. Бердяев, 1976).

КРИМИНАЛЬНАЯ мелодрама – нечто среднее между любовным романом и детективом. Самым важным для героев К.м. является расследование тайн собственной души.

КРИОЛЬЯ – жанр кубинских креольских народных песен лирического характера.

КРИПТА – это стихотворение, имеющее в каждой строке точно посередине цезуру. Его можно читать слева направо, справа налево и сверху вниз.

КРИПТОИСТОРИЯ –  жанр фантастики, в котором автор пытается разгадать загадки истории, проникнуть за её кулисы. Показывая события прошлого так, как они происходили на самом деле, объяснение им автор делает с позиции фантаста, а не учёного.

КРИПТОНИМ – См. Псевдоним.

КРИТЕРИИ оценки – художественность произведения; соответствие художественного произведения эстетическому идеалу и эстетическому вкусу, соответствие критериям-признакам. К критериям-признакам относятся: художественная правда, типичность, идейность, народность, партийность.

КРИТЕРИИ оценки художественного произведения – 1. Критерий статики и динамики. К статике  относятся: ритм, сюжет, образы, тенденция и т.д. Произведение как органичное целое  живёт своей самостоятельной жизнью. Оно отдаёт читателю свою энергию. 2. Критерий жизнеспособности произведения. Залогом этого является его ёмкость: чем богаче его содержание,
тем больше круг вопросов, на которые оно может ответить.. 3. Критерий разнообразия понимания художественного произведения.  4. Критерий истолкования художественного произведения как уравновешенного целого. 5. Критерий  интерпретации художественного произведения.

КРИТЕРИИ эстетики – существуют, когда теория через познанные законы отражает упорядоченность и закономерность бытия и мира.

КРИТЕРИЙ конструктивности формы – способность генерировать парадоксальность представленного текста-события и вовлекать в процесс постижения-проявления сокрытого смысла читателя-зрителя-сотворца.

КРИТЕРИЙ толкования текста – обращают на себя внимание две тенденции: стремление расшифровать текст, найти скрытый смысл и оценка текста как иллюстрации какого-то принципа или идеи. Для решения этих вопросов необходимо понять завязку (в чём состоит конфликт книги) и как она раскрыта автором. Потом надо увидеть, кто является главным героем, каковы его поступки. И, наконец, необходимо понять, на чьей стороне автор. Только после этого можно сделать правильный вывод о том, сумел ли автор выполнить свою задачу.

КРИТИК – человек, профессионально занимающийся разборкой литературных произведений. «Критик – это и политик, и психолог, и моралист, экономист, эстетик, художник» (В.М. Горохов).

КРИТИКА – оценка, разбор, обсуждение какого-либо художественного произведения, книги. См. Литературная критика.

КРИТИЧЕСКАЯ рефлексия – свойство художественных текстов, которые становятся автоматическими «устройствами»: они сами себя описывают и указывают, что чита;ть их надо по-новому.

КРИТИЧЕСКИЙ реализм – художественный метод и литературное направление, сложившаяся в ХIХ в., разновидность реализма. Главная особенность К.р. – изображение человеческого характера в его обусловленности социальными обстоятельствами. «Начавший своё активное развитие в европейских литературах ХIХ века реализм, вытекающий из историзма мышления писателей, был реализмом критическим» (Г.Н. Поспелов). К.р. не отказался от решения вопроса о судьбе отдельной личности в бурях исторических событий и о судьбах каждой нации, он перенёс центр тяжести на внутренние связи событий; таким образом создаётся более объективная основа для оценки вопроса о месте человека в истории, о взаимоотношении личности и массы. «Эстетический идеал в критическом реализме утверждается через отрицание. Это суд над обществом. Задачей искусства становится воспроизведение действительности и вынесение ей приговора» (Ю.Б. Борев).

КРИТИЧЕСКИЙ сентиментализм – или «критическая сентиментальность» (термин С. Гандлевского), одно из главных направлений в русской литературе в конце 1980-х и, особенно в 1990-е годы. Находясь между материализмом и концептуализмом, взяв что-то у них по мере надобности, К.с. переиначивает крайности на свой лад, «сбивая спеси праведной поэзии, окорачивая шабаш поэзии иронической. Этот способ поэтического мировосприятия драматичнее двух других, потому что эстетика его мало регламентирована, опереться не на что – как на чувство, ум, вкус». (С. Гандлевский).

КРИТИЧЕСКОЕ мышление – способность анализировать текст произведения с позиций логики, грамматики,  правильности понимания используемых фактов, выносить обоснованные решения и применять на практике полученные результаты.

КРИТИЧЕСКОЕ отношение к цивилизации – норвежский книжный клуб «Новая книга», созданный в 1976 г. Он вёл борьбу за права писателей, развернул бурную литературную деятельность.

КРИШНАИТСКАЯ литература – в средневековой Индии внимание поэтов было сосредоточено главным образом на изображении и воспроизведении любовного чувства во всех его оттенках. Лиро-эпическая поэзия, полурелигиозная, полу-эротическая, опиралась при этом на легенды о Кришне.

КРОСС-УРОВЕНЬ –  единица изучения текста. Такой единицей являются мотивы произведения, их  пересечение.

КРОСС-УРОВНЕВЫЙ анализ – соединение различных форм анализа литературного текста.

КРОЧЕАНСТВО – в Италии XIX – XX вв. учение философа-идеалиста  Б. Кроче (1893-1952). Он создал книгу «Философия Духа». В его эстетической теории лежит постулат о том, что «искусство есть чистая интуиция».  Иными словами, он отрицал творческую деятельность самого автора. Эта теория имела много последователей.

«КРУГ» – артель писателей, созданная в Москве в 1922 г. В её состав входили писатели В.Иванов, Л.Сейфуллина, Б.Пастернак, А.Аросев, И.Эренбург и др. У них было своё издательство, выпускавшее русскую и зарубежную литературу. Выходил так же альманах «Круг» В 1929 г. Они влились в издательство «Федерация».

КРУГ творчества – количество тем, отражённых автором в своих произведениях. К.т.  может быть узким, когда автор пишет на одну и ту же тему (крестьянские поэты, деревенщики), но может быть и широким (творчество писателей-классиков); чем шире кругозор автора, тем интереснее его произведения.

КРУГ читательского умения – его можно свести к следующему: 1. Умение выделять портретные характеристики, устанавливать их взаимосвязь с характером героя и тем, как к герою относится автор. 2.Судить о герое по его поступкам, сопоставлять их в разных обстоятельствах. Оценивать, насколько соответствует данный поступок (или серия поступков) характеру героя, логике его поведения. 3. Выделять приёмы изображения внутреннего состояния героя, представляя его чувства, переживания, мысли, находить им объяснения, откликаться на них сочувствием или осуждением. 4. Анализируя поведение, мысли, высказывания героя, определять его взгляды, отношение к родине, труду, товарищам, коллективу и т.д.  5. Выделять интерьер, пейзаж, авторские характеристики, отдельные детали и определять их роль в обрисовке характера. 6. Сопоставлять героев с целью выяснения авторского отношения к ним. 7. Понимать место рассматриваемого образа в системе образов, определять его значение в воплощении идейного замысла произведения. 8. Уметь соотносить рассматриваемый характер с жизнью, видеть в нём отражение некоторых черт исторического времени и человеческих отношений, понимать отношение автора к герою и соответствующим жизненным явлениям, оценивать характер героя с   позиций нашей современности, высказывать личное отношение к нему.

КРУГ чтения –  читательский кругозор. Он может быть узким, если человек читает книги лишь одной тематики.
Но  может быть и широким, если читатель интересуется книгами различной тематики. Кругозор может расти с возрастом читателя, с изменением его интересов.

КРУГОЗОР автора – объём интересов, знаний, отражённых автором в его произведениях.

КРУГОМЕТ – круговая метафора появляется, когда неоднократно конец одного слова
становится началом следующего – ландыши-ландыши-ландыши – а на слух воспринимается уже новое слово "шаланды". Термин создан А. Вознесенским.

КРУЖКИ по изучению языка – в Венгрии издавна существует подавление национального языка немецким и латынью. С 1781 г. ученый Матвей Рат издаёт первую газету на венгерском языке; К.п.и.я. активно ведут просветительскую работу по сохранению венгерской культуры и словесности. Наиболее видными деятелями были Ф. Казинци (1759-1831), Д. Бешенен (1747-1811), Й. Карман (1769-1795) и др.

«КРУЖОК казаков-литераторов» – учреждён сотрудниками парижского журнала «Станица» в 1937 г. с целью «поддержки и укрепления любви к родным краям и казачьему быту». Старшины казачьего «К.к.-л.» избирались;  это были Н. Туроверов (1899-1972,  (поэзия) и П. Гусев (проза). В  кружке состояли И.Г. Акулинин, поэт А.А. Ачаир, И.В. Воинов, поэт, прозаик и искусствовед и др. Наиболее интенсивная деятельность «К.к.-л.» приходилась на 1938/1939 гг.

КРУЖОК любителей языка –  образован в 1834г. в Пеште как сообщество любителей языка и словацкой литературы.  Ведущую роль в нём играл Ян Коллар (1893-1952). Это общество способствовало стиранию противоречий в области культуры, служило очагом национальной культурной жизни, издавало книги словацких авторов.

КРУЖОК  Нирая Великого –  поэтический кружок был создан в XVII в. правителем Сиама. Деятельность этого кружка носила характер литературной игры: монарх обменивался четверостишиями со своими фаворитами. Но там так же развивалась и серьёзная литература. Среди поэтов особенно  выделялись Пхра Махарачакхру (ум.1687), Пхра Харатибоди, Сипрат и др.

КРУЖОК Похлина – создан в Любляне при монастыре августинцев в 1773 г. Это был литературный кружок, куда входили и монахи и светские жители Словении. Похлин ориентировал участников на римскую поэзию золотого века – Овидия и Вергилия, а также опирался на барочную литературу протестантской школы.

КРУЖОК пяти – возник во Франции вокруг писателя И.Тургенева. В него входили писатели-реалисты Г.Флобер, А.Доде, Э.Золя, Э.Гонкур. Их сближали общие проблемы дальнейшего развития реализма.

КРУЖОК романтиков – образован в Дании И.Л. Хейдером (1791-1860). Это был кружок романтиков с реалистическими тенденциями, требовавшими большей ясности и точности в стиле и композиции.

«КРУЖОК русских поэтов в Америке» – создан в 1939 г. в Нью-Йорке. Состав «К.р.п.А.» был разнородным.  Объединяющим началом была ориентация на высокий уровень поэтической культуры. В кружок входили А. Биск, Ильяшенко, Голохвастов, Магулу, Б.К. Точапский и др.

«КРУЖОК хорошего вкуса» –  под воздействием идей французской буржуазной революции в Бразилии  в XVIII в.стали возникать просветительские кружки. В них распространяли национально-патриотическую литературу буржуазно- революционного классицизма.

КРУПНЕЙШИЕ библиотеки мира – сюда входят библиотеки, имеющие более 14 млн. ед. хранения. Нью–Йоркская публичная библиотека – США, 53,1 млн. ед. хранения; Библиотека и архив Канады – Оттава, 48 млн. ед. хранения; Российская национальная библиотека – С.Петербург, 36 млн. ед. хранения; Королевская библиотека Дании – Копенгаген,33,3 млн. ед. хранения; Библиотека Российской академии наук--С.Перебурн,26,5 млн. ед. хранения;  Национальная библиотека Испании—Мадрид,25 млн.ед. хранения; Немецкая национальная библиотека --  Лейпциг, Франкфурт на Майне, Берлин – 24,7 млн. ед. хранения; Библиотека Иллинойского университета –США, Шампень, 24 млн. ед. хранения; Берлинская государственная библиотека—Германия,23,4 млн. ед. хранения; Бостонская публичная библиотека – США, 22,4 млн. ед. хранения; Библиотека штата Нью-Йорк  (англ.) -- Олбани, 20 млн. ед. хранения; Национальная библиотека Швеции – Стокгольм,18 млн. ед. хранения; Библиотека Гарвардского университета – США, Кембридж, 16,6 млн. ед. хранения; Национальная библиотека Украины им. В.И.Вавилова –Киев, 15 млн. ед. хранения; Библиотека по естественным наукам  РАН – Москва, 15 млн. ед. хранения; Библиотека Йельского университета – США, Нью-Хейвен, 15 млн. ед. хранения; Институт научной информации по общественным наукам  РАН— Россия, Новосибирск,14 млн. ед. хранения.
КРУПНЫЕ единицы словесно-художественного мира -- персонажи, состапвляющие систему, и события, из которых слагается сюжет.
КРУПНЫЙ писатель – это всегда яркая личность, которой присуща неистребимая потребность в самовыражении, в разговоре с людьми, современниками и потомками.

КРЫЖАЧОК – белорусский народный танец и песня.

КРЫЛАТЫЕ слова – одно из средств образной выразительности в литературной речи. Они с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений. Сюда входят поговорки, пословицы, устойчивые словообразования и литературная речь – меткие выражения писателей, учёных и т. д. Название взято из «Илиады» Гомера.

КСЕНИИ – короткие стихотворения в форме эпиграмм и афоризмов. Первым так называл свои застольные эпиграммы древнегреческий поэт Марциал.

КУБАНИЗАЦИЯ – процесс создания кубинской литературы, начатый в XIX в. Зачинателем его в поэзии стал Франсиско Победа-и-Арментерос (1796-1981), а в прозе – Доминго дель Монте.

КУАБАНЬ – в Китае сунской династии (960-1279) книжечки с рассказами на рыночной площади или в чайной.

КУАДЗАСИ – иллюстрированные рассказы в Японии.

КУАЙБАНЬ – в Китае жанр песенно-сказительного искусства, частушки.

КУБАКИР («славная песня») – древний стихотворный жанр башкирской народной поэзии. Творчески создался в ХVI – ХVIII вв. Импровизаторами отражаются события истории, любовь к родине, стремление к свободе, хвала героям.

КУБИЗМ – в литературе К. не  дал ничего интересного. Попытка отразить движение в слове привела к нагромождению «машинных» терминов, к полному распаду синтаксиса и разложению слов, к бессмыслице.

КУБОФУТУРИЗМ – литературное течение в рамках футуризма. Приставка «кубо» возникла от течения в живописи – кубизма. Кубофутуристами были Д. Бурлюк, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Каменский, В. Хлебников, А. Крученых.  «Иногда кубофутуристы называли себя «гилейцами», а Хлебников придумал для них наименование «будетляне». В изданиях кубофутуристов участвовали Н. Асеев, Б. Пастернак и В. Шершеневич» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

КУВЕНТОНГ-баян – в филиппинской литературе сказка.

«КУЗНИЦА» ¬ –  литературная группа, основана в 1920 г., в неё входили В.Д. Александровский, М.П. Герасимов, В.В. Казин, Н.Г. Полетаев, Г.А. Санников и др.; их творчество – яркий образец пролетарской романтической лирики первых лет советской эпохи. К середине 20-х гг. в «К.» образуется сильное крыло прозаиков: Ф.В. Гладков, Н.Н. Ляшко, А.С. Новиков-Прибой, П.Г. Низовой, В.М. Бахметьев и др.  В 1931 г. «К.» вливается в РАПП.

КУИКАНЕ (певец)  –  у  народности ацтеков так назывался поэт.

КУЛАЦКАЯ литература  –  так в первые годы советской власти называли писателей, которые не сразу безоговорочно приняли идеи Октябрьской революции, какое-то время писали о прошлом нашей страны. Это творчество Н. Клюева (1884-1937),  С. Клычкова (1889-1937),  П. Орешина (1887-1938), С. Есенина и др. Их объявляли носителями кулацкой идеологии, произведения их, якобы, имели националистическую окраску, воспевали прошлое, а город показывали как врага крестьянского уклада жизни (кулаков).

КУЛАЧНАЯ академия – создана в Италии трудами П. Верри (Милан). Объединяла самую боевую часть миланской просветительной интеллигенции во второй половине ХVIII в. Ставила целью распространение научных знаний. Способствовала правовым и экономическим реформам и борьбе против аристократии. Её традиции отразились на итальянской поэзии и драматургии.

КУЛГАРЫ – в Испании народные певцы, сочинявшие и распевавшие песни о подвигах королей и героев борьбы с арабами.

КУЛЬМИНАЦИЯ – вершина. В драматическом произведении момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов.

КУЛЬТ и КУЛЬТУРА – культура родилась из культа. Она соприродна духовности и, следовательно, религии. Между религией и культурой существуют многомерные связи и различия. Это позволяет говорить, что сходство   слов «культ» и «культура» -- поверхностно.

КУЛЬТИЗМ1 (утончённый) – рукописный сборник испанского поэта Л. Гонгоры (1561-1627). См. Гонгоризм.   

КУЛЬТИЗМ2 – в испанской поэзии ХVII в. направление, которое не вводит сюжетов и тем, отличающихся от ренессансной поэзии, но трактует их в особом ключе. Своеобразие его объясняется новой мировоззренческой позицией поэта и состоит в новой стилистической трактовке традиционных тем. Тёмный стиль, неясность рождаются как некая оппозиция оптимистической ясности художников Возрождения. Опорой художника становится внутренняя душевная гармония.

КУЛЬТОВЫЙ автор – модный автор; чаще всего, создатель лёгкого чтива.

КУЛЬТУРА – исторически определённый уровень развития общества: совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. «Искусство, будучи сложной динамической  системой, как бы скрепляющей в единое целое различные формы «художественной энергии», является подсистемой более широкой информационно-коммуникативной художественной системы «творчество (художник) – произведение (искусство) – восприятие (публика)», входящей в ещё более сложную и широкую систему – художественную культуру общества, которая, в свою очередь, есть подсистема самой широкой и самой сложной системы – системы социальных отношений, материальных и духовных» (Б.В.Бирюков, Е.С. Геллер).

КУЛЬТУРАНИЗМ – барочный термин с характерным для него обострённым чувством формы. См. Гонгоризм.

КУЛЬТУРА и ЛИТЕРАТУРА – соотносятся как целое к части, как высшее и низшее. В культуре имеется содержание, которое может быть освоено только в рамках литературы, ибо представляет собой главный дифференцирующий признак культуры, в отличие от литературы. К.и.л. существуют в социуме и представляют собой выражение духовности: необходимым условием их существования является – социальное; достаточным – духовное. Поэтому культура и литература не просто несут информацию, но являются информационным феноменом, к тому же литература – ещё и вид искусства. В итоге получается следующее соотношение: информация – культура –  искусство – литература.       

КУЛЬТУРА и ПОЛИТИКА – эти два понятия испытывают взаимное тяготение: у политиков вызывает интерес искусство, составляющее высшее выражение культуры. Тесные связи между политикой и культурой существовали уже в древности. Власти всегда стремились к тому, чтобы культура служила их интересам: уже в государстве Платона не было места поэтам, ведь поэтами трудно управлять. Власти старались избавиться от неугодных им авторов. Но и культура не может существовать без поддержки государства, политики. На Западе сложилось два варианта связи государства с культурой. Первый – это максимально возможное управление культурой (Франция); второй – минимальное отношение государства к культуре (США). 

КУЛЬТУРА и ЦИВИЛИЗАЦИЯ – если культура формирует совершенную личность, то цивилизация формирует законопослушного, идеального   члена общества. Общее в них то, что они являются следствием прогресса.

КУЛЬТУРА книги в античности – в античности книги были рукописные. Их могли писать на ткани, папирусе, на пергаменте. Отдельные тексты писали на фольге. Такие книги свёртывали в рулон и хранили в тубусах. Были книги для срочных записей (подобие блокнота) в виде коробочки с воском и стилом (палочкой для письма). Лишь гораздо позднее появились книги, похожие на современные.

КУЛЬТУРА книги в средневековье – продолжается переписывание книг, на папирусе и пергаменте. Этим делом занимались монахи в скрипториях. В XI в. н.э. появляется бумага и принадлежности для письма: стило, тростниковая палочка (калам) и заострённое птичье перо. С III в. появляется книга в современном виде – кодекс; а 1440 г. И. Гуттенберг изобретает способ книгопечатания.

КУЛЬТУРА  мышления  –  Мышление культурно – это означает, прежде всего, что оно развилось, развернуло все свои потенции. Культурное мышление ни перед чем не останавливается, стремясь  всё осветить своим разумом. Культурное мышление означает так же его современность, иерархичность – что связано с осведомлённостью человека в потребностях
и запросах своего времени,  ориентированностью в интеллектуальных достижениях, в их глубинной и «стилевой» сущности.  Мышление, не воспитанное исторически, легко  оказывается  в плену моды, конъюнктуры; оно способно  стать своеобразным флюгером, лишённым самостоятельной ориентации. «Рассмотрение  КУЛЬТУРЫ как некоего семиотического механизма, имеющего целью выработку и хранение информации, ещё только начинается». (Ю.М. Лотман)

КУЛЬТУРА постмодернизма – это культура постиндустриального информационного общества. Усиление модерна, как эстетики будущего. Предельно широко трактуется сама сфера прекрасного и эстетики «повседневного» в целом. Ещё одной чертой модернизма является умышленное многообразие стилей. Это взрывает изнутри все представления о ценности, стройности, законченности эстетических систем. Всё, что с таким трудом делалось в прошлом теперь подвергается критическому пересмотру. Любой вариант постмодернизма несёт на себе печать "усталости" культуры, господствует смешение "языков культуры".

КУЛЬТУРА  рационалистическая – смысловое единство идей, представлений, установок, мыслительных навыков эпохи Просвещения. Постановка и решение проблемы культуры шло на протяжении XVII-XIX вв.

КУЛЬТУРА чтения – это прежде всего любовь к искусству, глубокое проникновение не только в то, что сказано, но и понимание того, как это сказано. К.ч. предполагает наличие у читателя трёх взаимосвязанных признаков: 1) культуры выбора художественной книги, 2) культуры её восприятия при чтении, 3) культуры усвоения и интерпретации полученных впечатлений. К.ч. требует высокого культурного уровня самого читателя, постоянства, непрерывности чтения, что проявляется и в выборе книг для чтения.

КУЛЬТУРА чувств – степень общественной развитости, «очеловеченность» чувств, эмоциональной одухотворённости человека.

КУЛЬТУРА речи – 1. Соответствие индивидуальной речи нормам данного языка. 2. Раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка.

КУЛЬТУРА творчества – умение пользоваться в своём творчестве всем арсеналом средств, созданных литературой за время её существования.


«КУЛЬТУРБУНД» –  Союз работников культуры за демократическое обновление Германии. Создан в 1945 г. Иоганнесом Р.Бехером (1891-1958). В работе «К.» принимали участие А.Абуш (1902-1982), Б.Брехт (1898-1956), В.Бредель, Э.Вайнерт (1890-1953), Б.Келлерман (1970-1951), А.Цвейг (1887-1968). Западными оккупационными властями в 1947 г. деятельность «К.» была запрещена.

КУЛЬТУРНАЯ антропология – наука о культуре, как совокупности материальных объектов, мыслей, ценности. Концентрация внимания на отношении человека и культуры.

КУЛЬТУРНАЯ грамотность – объём информации, которой владеет  человек, знание базовых понятий культуры, имён, дат. Термин предложен культурологом и психологом Э.Д. Хиршем.

КУЛЬТУРНАЯ доминанта – в культурологии термин, обозначающий главенствующую идею или важнейшую составную часть культуры. Так, доминанта  римской культуры—гражданственность и государство, понимаемые как включённость в дело государства, ощущение себя гражданами и готовность ради этого защищать его.

КУЛЬТУРНАЯ значимость прозы – количество информации, которую несёт прозаический текст  для  восприятия его разумом, т.е., что он даёт уму.

КУЛЬТУРНАЯ значимость  стиха – количество информации, которую несёт поэтический текст для восприятия его душой.

КУЛЬТУРНАЯ индустрия  –  это понятие впервые ввёл М. Хортхаймер (1895-1973) и Т. Адорно (1903-1969). Представляет собой  поставленный  на поток государством процес литературы, музыки, театра, кино и других видов искусства. К.и. блокирует инициативу и творчество, приучает к пассивному восприятию  информации. Подменяет личностное обще-неопределённым.

КУЛЬТУРНАЯ критика  –  одновременно и культурно-социологическая практика. Анализ воздействия на мышление и поведение «культурных практик», их систем обозначения и общественно-духовных институтов, обеспечивающих функционирование их в обществе.  Особенностью этого типа исследований является настойчивый призыв изучать, прежде всего, современную культуру.

КУЛЬТУРНАЯ общность – в науке различают три категории К.о.: расово-этническую, национально-культурную и регионально-историческую. 1. Расово-этническая общность имеет биологическую природу и является самой древней. Это наследственные психофизические особенности людей, связанных единством происхождения. Этническая общность включает в себя племя, народность, народ. Это не только наследственно-биологическая, но и культурная общность. 2. Национально-культурная общность складывалась на экономической основе в процессе обретения единой территории, языка и культуры. 3. Регионально-историяеская ???культурный ареал???????

КУЛЬТУРНАЯ память1 – термин Я. Ассмана, египтолога. К.п. может быть личной и коллективной. Это память о культуре прошлого. Она может быть запечатлена в письмах, рисунках, фотографиях и т.д. Но может сохраниться и в поступках – приветствия при встрече, рукопожатие, пожелание успеха и т.д.

КУЛЬТУРНАЯ память2 – сохранение литературой национальных особенностей, традиций, что является стимулом любого творчества. Творческое следование традициям предполагает поиск живого, нового – в старом.

КУЛЬТУРНАЯ политика – деятельность, 20-30 гг. XX в. связанная с организационными и регулятивно-контрольными функциями в сфере культуры в гос-х, общественных, религиозных структурах и корпоративных объединениях. Различается несколько типов К.п.: «патерналистская» – отбор культурных ценностей и сосредоточение их в одних руках; «популистская» – рыночное регулирование производства художественных ценностей; «эклектическая» – частное потребление на основе «статистической достоверной выборки» из наличия художественных ценностей; «социодинамическая» – которая исходит из количества параметров потребляемой продукции; и т.п.

КУЛЬТУРНАЯ психология – поддисциплина, изучающая культуру как часть психологии.

КУЛЬТУРНАЯ революция – термин, введённый в России в мае 1917 г.  братьями Гордиными (А. Гордин, 1887-1964; В. Гордин, 1911-?).   Потом этот термин  использовал В.И.Ленин.в своей работе «О кооперации». В 20-х гг. XX в. в России  произошёл разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия, что вызвало К.р.  В СССР был осуществлён  ряд мер,  направленных на создание народной интеллигенции. По  всей стране велась борьба по ликвидации неграмотности (ЛИКБЕЗ), шла перестройка быта, создавалась новая советская школа, высшие учебные заведения.  Особое внимание  было направлено на развитие науки, литературы, искусства.  Для сравнения: в Китае культурная революция (1966-1976) нанесла большой ущерб культуре. Писатели «движения 4 мая» были запрещены, их перестали печатать, начались репрессии против интеллигенции, уничтожались памятники культуры.

КУЛЬТУРНАЯ революция в Армении – произошла в начале V в. Она обновила весь духовный мир народа. В этот период задача сохранения языка, культуры и самобытности поставил вопрос создания письменности и литературы как мощного средства сплочения. 

КУЛЬТУРНАЯ рефлексия – состояние сознания, повёрнутое на переосмысление составляющих культурных актов и своего культурного опыта в поисках новых образцов (парадигм) развития культуры и собственного культурного роста.

КУЛЬТУРНАЯ семантика – занимается изучением куль-турных явлений как текст, с помощью которого хранится вся информация. Это может быть азбука или какие-л. условные знаки, символы.

КУЛЬТУРНАЯ советология –  развивалась на Западе, где занималась анализом фундаментальных положений марксистско-ленинской эстетической мысли, культурологией и советской художественной практикой. Исследовались эстетические и искусствоведческие проблемы, стремились найти аналогии с развитием Запада, проявляли интерес к национальным и религиозным аспектам культуры.

КУЛЬТУРНАЯ среда – общество культурно развитых людей, в котором живёт человек. Такое общество делится на четыре составляющих: символическая деятельность – обучение людей нормам социального поведения; нормативного социального поведения как такового – соответствие нормам поведения, принятым в данном обществе; языка, с помощью которого происходит общение; нравов, с помощью которых осуществляется социальное взаимодействие.

КУЛЬТУРНАЯ традиция  –  накопленное, исторически унаследованное культурное достояние данного общества. Оно может пониматься в трёх разных смыслах:  1) как всё, что было раньше;  2) как то, что из прошлого влияет  на современную жизнь; 3) то из прошлого, что выбирает сам современный человек.

КУЛЬТУРНАЯ черта – обозначает устойчивую, традиционно соблюдаемую в определённой культуре совокупность разделяемых представлений, отношений, характеристик и т.д. Всё это выражается в говоре, поведении, одежде и т.д. Детали К.ч. особенно важно показать в художественном произведении.

КУЛЬТУРНОЕ бессознательное – в это понятие входят обычаи, нравы, конвенции, традиции, социально-духовные институты. Все они находятся в царстве, не подлежащем обсуждению подразумеваемости. Это те знания, что бессознательно ассимилируются человеком в силу его погружённости в концепт культурного бессознательного. 

КУЛЬТУРНОЕ наследие – важная часть жизни каждого народа. Объект К.н. – место, сооружение, комплекс, их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные антропогенные или созданные человеком объекты, независящие от степени их сохранности, которые доносят до нас ценность с антропологической, археологической, художественной, научной эстетической, исторической точки зрения и сохранили свою подлинность. Достопримечательность (занесён в Государственный реестр неподвижных достопримечательностей России). – объект культурного наследия национального или местного значения. Историческое населённое место –  сохранившее полностью/ частично исторический ареал и занесено в список          исторических населённых мест России.

КУЛЬТУРНОЕ пространство – территория, которую охватывает культура вообще и книга в частности.   

КУЛЬТУРНО-историческое наследие – 1. Культурные смыслы – рациональные построения, связанные с культурными объектами, как со знаками, т.е. являющиеся информационным, эмоцио-экспрессивным содержанием. 2. Культурные. универсалии – общие черты в культурах разных народов. Выделяется стабильно 60 культурных универсалий: орудия труда, украшения тела, литература и т.д. 3. Культурные ценности – не только отдельные объекты, памятники (письма;, печати, музыки, археологии, архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства, фольклора), но и также – традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев.

КУЛЬТУРНО-историческая школа – направление в западноевропейском и русском литературоведении второй половины ХIХ в., философской основой которого был позитивизм. Принципами исследования материальной и духовной культуры представители К.-И.ш. провозглашали "нейтральность", "объективизм", "беспартийность", а основной задачей исторической науки – накопление фактов, а не объяснение их.

КУЛЬТУРНО-типологическая тема – это означает предметность, ставшую художественной традицией мирового или национального искусства.

КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ практика – в широком общефилософском значении =-- вся совокупность реально созданных материально-художественных и духовных ценностей. В узком смысле – организация К.х. процесса и культурной жизни в целом. 

КУЛЬТУРНЫЕ мутации – технологические перевороты, культурные сдвиги в жизни общества.  Смена одного литературного направления другим.

КУЛЬТУРНЫЕ программы – комплекс мероприятий, связанных с созданием, сохранением, восстановлением и распространением художественно-культурных ценностей. Развитие и совершенствование отдельных направлений культурной жизни.

КУЛЬТУРНЫЕ универсалии – понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: смех – плач, огонь – вода, земля – небо и т.д.

КУЛЬТУРНЫЕ ценности – это незаменимые материальные и духовные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие научное, историческое и эстетическое воздействие на человека. Сюда относятся предметы быта (одежда, мебель), научные труды, произведения искусства и т.д.

КУЛЬТУРНЫЙ ареал – пространство, на котором существует культура одного типа. Так, античная культура существовала у греков и римлян. Культура эпохи Возрождения распространялась по всей Европе.

КУЛЬТУРНЫЙ артефакт – элемент культуры, формирующий постоянные модели духовной жизни и составляет лирическое в культуре. К.а. литературы как культурной формы в конкретном материальном продукте, в частности, в форме литературного произведения в поэзии или прозе, происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В этнокультурных архетипах в сгущённом виде представлен коллективный опыт народа. К.а., оставаясь неизменным по существу, – диахроническим (в языке) и синхроническим (во времени) – проявляется в самых разных формах: в мифологии, в сюжетных элементах, а также в творчестве.

КУЛЬТУРНЫЙ архетип – элементы культуры, формирующие постоянные модели духовной жизни. Содержание К.а. составляет типическое в культуре. Он происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации культурного опыта. В этнокультурных архетипах в сгущённом виде представлен коллективный опыт народа. К.а. оставаясь неизменным по существу, диахронически (в языке) и синхронически (во времени) проявляется в самых разнообразных формах: в мифологических образах, в сюжетных элементах, а также в творчестве. 

КУЛЬТУРНЫЙ взрыв – существуют два вида развития культуры: непрерывное – предсказуемое и прерывное – непредсказуемое, взрывное, порывающее с традицией, порождающее принципиально новый эстетический феномен. Одним из таких феноменов является постмодернизм.

КУЛЬТУРНЫЙ классицизм – омертвляющая канонизация, оказёнивание, догматическая схематизация авторитетных произведений как воплощение окончательных и абсолютных истин.

КУЛЬТУРНЫЙ код – ключ к пониманию данного типа культуры. Уникальные культурные особенности, доставшиеся народу от предков, позволяющие идентифицировать культуру. К.к. определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании.

КУЛЬТУРНЫЙ образ – термин взят из биологии и применён Р. Бенедикт к общим «атрибутам» или «стилям», лежащим в основе культуры. В качестве К.о. могут выступать явления культуры широкого диапазона действий и различной формы: материальные предметы, способы и манеры поведения, жанры и стили художественного творчества и т.д. К.о. выполняют очень важную роль. Они выступают образцами поведения, взаимодействия, оценивая людей, их отношения с предметами культуры, помогают людям действовать в привычной среде без затраты излишних усилий.

КУЛЬТУРНЫЙ отбор – измерение культурного процесса с точки зрения формирования данной культуры и с точки зрения влияния культуры на человечество в целом.

КУЛЬТУРНЫЙ фламангонизм – движение в Бельгии XX в. за выведение литературы на фламандском языке на уровень мировой литературы. Духовным лидером этого движения стал Август Ферменлен. Выдвигалась концепция поливалентного развития фламандской литературы.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ – процесс возникновения и развития культуры.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ1 – научная дисциплина, изучающая закономерности развития культуры, тенденции взаимодействия
 культуры и общества. Её функции делят между собой этнография, этнология, культурная антропология, социология, семантика и философия культуры.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ2 –  комплекс исследований  культуры как структурной целостности. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знаний и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную К. Фундаментальная К. изучает культуру с целью теоретического и исторического познания. Тут можно выделить философию культуры. Прикладная К. изучает экономическую, политическую, религиозную культуру с целью прогнозирования, проектирования и регулирования её процессов.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ концепция искусства – игровая теория происхождения искусства. Она зародилась в XVIII – XIX  вв. и стремилась к целостному рассмотрению искусства и культуры. 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ниши – сооружение, которое создаётся культурной деятельностью человека. Каждая нация имеет такие ниши.

КУЛЬТУРТРЕГЕР  –   человек или государство, которые навязывают другим свои культурные ценности.

КУМЕДЬЯ (моро-моро) – на Филиппинах комедия «плаща и шпаги». Назидательное изображение событий войны
христиан с мусульманами.

КУМУЛЯТИВНЫЙ сюжет – очень простой, даже примитивный сюжет, в котором просто наращиваются события. К таким сюжетам относится сказка «Колобок», где встреча со зверями нужна лишь для их количества. Сами же они ничем не отличаются. Колобок от них уходит с помощью примитивной песенки. Но зато тем страшнее его конец.

КУМУЛЯЦИЯ (увеличение, скопление, нагромождение) – количественное накопление тех или иных элементов в произведении. Термин используется применительно к фольклору; например, для обозначения принципа организации композиции в так называемых кумулятивных сказках "Колобок", "Теремок", "Репка" и др.

КУНДИМАН – традиционная филиппинская (тагальская) лирическая любовная песня, «филиппинская серенада». Создаётся по заказу влюблённых. Исполняется под музыку.

KUNSTLERNOVELLE (кюнстлерновелле) – так называются произведения об искусстве, тема искусства в творчестве писателя (Гоголь «Портрет», Т. Манн «Доктор Фауст» и др.).

КУНЦЗУЙ (куньцзюй) – жанр китайской драмы Х – ХI в.

КУНЦЗУЙ и кысла или хикая – в арабской поэзии разновидность дастана (повести, рассказы). Непременным условием К.и Х. была доступность слушателям.

КУПЛЕТ –  1. Строфа в песне, иногда завершающаяся припевом. Обычно песня разбивается на несколько куплетов, одинаковых по своему внешнему строению. В куплет входили по началу две, а потом четыре строки. 2. Сатирические куплеты – песни на "злобу дня", исполняемые с эстрады, а также вставные номера в оперетте и водевиле.

КУПЮРА – сокращение, пропуск в тексте.

«КУРАНТЫ» –  первые русские рукописные газеты.

КУРДСКАЯ литература – самые ранние памятники К.л. относятся к VII в., где говорится об арабском завоевании. Время сохранило имя раннего курдского поэта Пире Шариар (Пире Шапиар,
жившего в X в. Он создавал четверостишия и изречения, ставшие пословицами и поговорками. Крупнейшим поэтом средневековья был Али Тереман (X-XI вв.), автор поэм и трактата по грамматике. В XII-XV вв. появилась целая плеяда поэтов курдов. Наиболее ярким из них стал Ахмед Малаи Джезири (XII в.), он создал школу газели. В его творчестве сочетались метры аруза с народной поэзией. Но самым выдающимся курдским поэтом считается Ахмед Хани (1650-1708), автор поэмы «Мам и Зин», лучший памятник курдской литературы. Ему же принадлежит создание поэтического арабско-курдского словаря «Ноубор».
«Мохами раш» (чёрная книга) и «Джильва» (блеск) – священные книги курдов-езидов (XII-XIII вв), а также книга  ахли-хакк (молитвы) на языке гарани под названием «Саранджам».В современной литературе выделяются имена поэтов: Нали (Мела Хизра 1800-1856), Абдуррахман-бек (1805-1869) и Мустафа-бек (1812-1850). Из поэтов начала XX в. можно назвать Адаби (1859-1916), поэт красоты и любви. Последним представителем классики является Тахир-бек. Национально-освободительное движение (20/30-х гг. XX в.) усилило патриотические мотивы в курдской литературе. Появляется гражданская лирика и поэзия в духе европейского романтизма.
В 1950/60-х гг. господствует жёсткая цензура, патриотическая поэзия распространяется рукописно или устно.


КУРИДО  –  Жанр филиппинской литературы. Лиро-эпические и героические баллады.

КУРТУАЗНАЯ лирика – жанр зрелого средневековья, где впервые была найдена поэтическая формула любви. Куртуазный – придворный поэт. Тема К.л.– любовь, сатира, дидактика, политика. Культ дамы в рыцарской поэзии.

КУРТУАЗНАЯ литература – придворно-рыцарское направление в европейской литературе XII – XIV вв., представлена лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами, где воспевались воинские подвиги и служение прекрасной даме, отражавшие ритуал рыцарской чести. Постепенно К.л. выродилась в изящное придворное стихоплётство.

КУРТУАЗНЫЙ – рыцарский, учтивый.

КУРТУАЗНЫЙ роман – разновидность средневекового рыцарского романа. В его центре куртуазный герой, его любовь и подвиги, слитые воедино.

КУСАДЗОСИ –  в японской литературе повести и рассказы всякого рода.

КУСОКАРА УТО – в Японии песня косцов.

КУТТАРЫ – у тамилов (Индия) одна из категорий подразделения поэтов: танцоры и музыканты.

КУТЮМЫ – жанр франкоязычной литературы Швейцарии средних веков, городские хроники. Иногда художественный вымысел с документальной точностью.


КУШАНСКАЯ драма – создавалась в Индии в первые века н. э. Текстов почти не сохранилось. О ней можно судить только по более поздним произведениям. К этому времени относится творчество Ашвагхоши драматурга и философы – II в. н.э.

КУШИК – жанр протяжной узбекской песни.

КУЭКА  –  жанр чилийской песни-танца, текст строфический, лирического содержания.

КХАМ ПХАЯ – жанр лаосских мудрых речений, каждое из которых состоит из двух-трёх стихотворных строк и представляет поговорку, благопожелание, афоризм, отражающий трудовой или социальный опыт народа.

КХИТСАН –  движение в бирманской литературе (век эксперимента, 1933 г.). Его сторонники боролись за возрождение понятной народу классической бирманской прозы. Лучшими авторами  К. стали Маун Тин и другие.

КХУК – жанр философско-лирической поэмы во Вьетнаме XVII в.

КХЬЯТЫ – в литературе раджастана (Индия) летопись.

КЫЗДАРЫРЫ – киргизские девичьи песни.

КЫНЕ – в поэзии Эритреи (В.Африка) жанр, напоминающий церковные песнопения.

КЫНТЕК  бэтрынеск – молдавские эпические песни.

КЫССА – литературный и фольклорный жанр историко-героического или любовно-приключенческого характера на Ближнем, Среднем Востоке и в Юго-Западной Азии.

КЫСКАЙ КЕЙ – татарские короткие песни. Имеют 8-7 стихотворных слогов.

КЫСКА  КЮЙ –  татарские скорые песни.

КЫТ’А (кит’а, мукатта) – монорифмическая жанровая форма поэзии Ближнего и Среднего Востока. Используется для создания небольших форм произведений философского или дидактического характера. Рифма К.: ба, са, да – без парной рифмы в первом бейте.

КЬАДУЛ – аварский жанр мужских эпико-героических песен.

КЬАЛУЛ кучидул  – специфический жанр аварских мужских эпико-героических песен.

КЭДУЙ – во вьетнамской прозе миниатюры, состоящие из двух параллельных фраз, содержащих литературные и исторические реминисценции. Писались на случай –  К. смешит и поучает.

КЭЛУШУЛ  –  молдавские весенние песни. 

КЭНЪЮСИ –  литературное общество. В 1885 г в Японии литераторы Бимё и Коё создали литературное  общество  «Друзья тушечницы». Это общество издавало журнал «Гаркуто бунко» (всякая всячина). Авторы признавали независимость, самоценность литературы.

КЭРОЛС  –  древнеанглийский жанр песен. Сначала носил религиозный характер, а потом – светский.

КЮБАН  касса («женская половина дома») –  разновидность поэтического жанра касса в Корее XVIII века. В корейской поэзии женская каса.  Темы стихов: разлука с любимым, одиночество, не сложившаяся жизнь, тоска по друзьям и родным. (См. Каса).

КЮГ/КЮК – древнеуйгурские стихи манихейского содержания.

КЮЙ – казахская народная пьеса, исполняемая под аккомпанемент домбры.

КЮЙГЕЙ – киргизская народная песня  не разделённой любви.

КЯНУХОН – пьесы для театра Кабуки (Япония). Жанр исторической и бытовой тематики.