Из славян в греки. Часть 3

Михаил Козин
"В Греции все есть" -говаривал герой Чехова. Хотелось бы проверить,но придётся поверить. Через сутки,вечерком нас буксирами притащили к причалу. Первым делом захотелось сразу в город. Но не туда,в центр к Акрополю,а выйти здесь,прогуляться,поглазеть на  вечерний Пирей , пройтись по улочкам и вдохнуть воздух города. Он не морской ,но иногда,даже дрянь приятна. Никакой вахты,как водится во всех Российских портах здесь нет. Пройдя метров сто вдоль причала и вот он город. Улица. Напротив пивнуха. Это приятно. Но не сейчас. Надо все таки прогуляться,поразмять ноги. На судне особенно не находишься,ведь некуда,все под боком. Пошли с Серегой Касаткиным. Вдоль припортовой улицы масса всяких магазинчиков и забегаловок. Прошлись ,поглазели. Приятно,после определённого периода нахождения в море,вот так,расслабившись, пошляться по городу,который даже не заметил нашего прихода. Посидели в  пивнушке,а лучше кабачке,потому что здесь не только пиво подавали,а и местное вино.
      Любое  незнакомое место притягательно. Что-то узнаешь новое,на первый взгляд необычное. Это потом,по прошествии некоторого  времени,когда все уже знакомо ,  считаешь, -  ничего здесь нет примечательного, а что и было уже не впечатляет. Но Пирей особый город.  Здесь все дышит стариной. Любая улочка,мостовая как бы говорит тебе,смотри,а здесь гулял возможно Фемистокл или Сократ. Даже камни и те мудры не по годам.
   Вернувшись,заступил на вахту,а проще сторожить. Мастер решил так. Стоять мне ночью,а день свободен,хочешь спи,хочешь гуляй.Сам не знаю,что делать?
После работы многие из экипажа проводят вечера в одном кабачке. Хозяин - понтиец , то есть не коренной грек. Савелий, так его зовут , родился в СССР, в Крыму . Ну а когда СССР распался уехал на историческую родину. В кабачке работает вся семья: жена,дочь и сын, Евангел.Подают жареную средиземноморскую рыбку на деревянных шпажках, обильно политую лимонным соком, белое вино. Пиво. Играет только советская музыка и здесь в основном русские моряки,которых много. Работают на разных судах. Один штурман частенько заходил к нам на судно,посмотреть какой- нибудь российский фильм ,да и так,просто поболтать. У него экипаж форменный интернационал. Рядовые малайцы,командный состав все от греков,до немцев и он один русский.
- Прихожу,чтобы от России не отвыкнуть,- говорил.
Пашет уже полтора года и даже не знает,когда домой уедет.
Столики в кабаке есть как в самом заведении,так и прямо на тротуаре. Моряки сидят,ведут разговоры,слушают музыку,играют в биллиард или шахматы. Я был там пару раз,но и то набегом. Ведь с 20.00 как я уже говорил мне на стражу. Хотя бывало по разному. Чаще вахта в прямом смысле наступает с ноля часов.
   Через несколько дней в воскресенье решили съездить в Афины,поглазеть на Парфенон. Ещё очень давно,будучи курсантом,мы бывали в Пирее и стоя на рейде разглядывал греческую древность в бинокль. Тогда не удалось побывать там,потому что нужно ехать на метро,тратить и без того скудную валютную наличность,лучше накупить жвачки,какие никакие шмотки или что-то более ценное. Мой однокурсник купил чуть ли не на всю валюту диск Сьюзи Кватро и большой плакат. Каждый выбирал для себя наиболее ценное и доступное.Стоя тогда не рейде я часто и подолгу в бинокль разглядывал этот храм,и так тянуло,так тянуло посмотреть на него поближе,походить по тем камням,которые конечно помнили и  кто его воздвиг и кто разрушал потихоньку,начиная с римлян. А дальше пошло- поехало. Кого только не видели эти колонны? Венецианцев,генуэзцев,турок и так далее,и так далее.
  И вот собрались,поехали. Здесь есть метро. Но не то как в Москве,а немного другое. Оно наземное. Так иногда забегает в тоннель,а в основном по верху,как электричка. Вагоны поменьше. Проехали минут пятнадцать и вот центр Афин. Вышли и сразу окунулись в древность. Невозможно пройти и десяти шагов,чтобы не наткнуться на старину,или -если по круче - антик. То какая-то статуя,на которую и не скажешь,что это древность. Так кирпич  и только. Но потом сознаешь и проникаешься духом античности. Улица вела нас вверх. Слева расположился парк,где средь деревьев манил нас своим мрамором небольшой храм с колоннами. Но это потом,Выше по улице,немного левее. И вот он,через дорогу всем известный Акрополь. Отсюда открылся нам изумительный по красоте вид. Слева пару зданий,не таких древних,так 19-й век, прямо аллея выложенная мрамором,по обеим сторонам которой росли ливанские кедры. Выше деревьев виднелись развалины театра Ирода,какого не знаю,а ещё выше весь ансамбль Акрополя.
   Сразу в голову полезли Сократы с Платонами,ещё Перикл,в правление которого это чудо построили. А уж всякие там мифы и легенды толпами закопошились  где- то в мозжечке.Мои глаза пытались ухватить все и сразу. Но,чтобы не получить косоглазие решил не спеша,постепенно вникая в каждую деталь осмотреть все!
   Перешли улицу.Асфальт кончился,начался мрамор. Большими мраморными плитами была выложена аллея ведущая туда,на вход к ансамблю.По её сторонам стояли тетки и старушки торгующие туристическими справочниками ,сувенирами и сувенирчиками,одним словом всякой ерундой,так необходимой для туристов. Около киоска с  газированными напитками стояла строгая дама с мегафоном и периодически на английском,потом на русском зазывала на экскурсию. Ходить толпой нам не хотелось. Взяли по бутылочке  холодной минералки ,купили билеты,да я ещё у одной торговли купил две брошюры и карту Акрополя.
- Сразу видно штурмана,-заметил Касаткин,- а что без карты пропадешь?
- Друг мой,познавательная литература поэтому так и называется "познавательная". Значит я собираюсь не просто глазеть,а познавать,- глубокомысленно произнёс я.
    - Ну,ну,только не врежься в какую-нибудь колонну.
   - За мной друзья,я поведу сейчас вас туда,где все дышит началом Европы.
   Касаткин шутливо ткнул меня в плечо.
   - Пошли,Вергилий.
По ступеням поднимаемся к главному входу.
  - Пропилеи,- прочитал я по карте,- Вот тут,ребятишки,все и поднимались туда на верх,справа видишь это храм Афины-Ники.
- Чего пропили? - не понял Сергей.
С нами был ещё третий механик  Вова Зуб,то есть Зубов. Он так громко хохотнул,что шныряющие рядом туристы шарахнулись по сторонам.
   -Что ты ржешь Конь? -  Боцман шагнул вперёд и чуть не упал подскользнувшись на мраморе.
  - Ребята,ведите себя прилично. Мы в центре европейской цивилизации,- предупредил я обоих.
Поднявшись  и пройдя через колонны,мы очутились наверху Акрополя. Тут я вычитал,что Акрополь,так и переводится,как "Верхний Город". Вот он перед нами. Вокруг лежали или валялись мраморные глыбы,остатки колонн.Парфенон,главный храм древних  Афин выглядел подобающе своему возрасту. Он дремал, грея свои колонны под летним жарким солнцем Греции и мысли его витали так далеко от сегодняшних реалий,что подобраться к ним,вникнуть и понять не представлялось возможным. Я сел на лавочку, закурил. Здесь надписей,что курить нельзя не было. Справа Парфенон,слева ещё один храм намного меньше,Эрехтейон. Название хоть и мудреное,но понятное. Был тут царь Эрехтейон. Вот он и построил. Ребята пошли дальше. Там расположилось  совсем современное здание,конечно музей. Но на сегодня он закрыт.
Посидел , почитал.
  - Что нового вычитал? - спросил подошедший Касаткин.
  - Давай,обойдем Парфенон с другой стороны,а там можно или спуститься к театру,вот смотри,здесь написано Ирода,театр Ирода,а на карте Гирода Аттийского. Куда пойдём?
  Мужики недоуменно поглядели  на меня,потом Касаткин улыбнувшись,понял шутку,погрозил мне пальцем.
- Не умничай.
Пошли по тропинке уже с другой стороны Парфенона.Здесь в центре храма  половина колонн была разрушена. Когда-то венецианцы отбивали Афины от турок. Те засели конечно здесь. Нападавшие стали обстреливать из пушек храм,где турки прятали свой боезапас. Ну и рвануло! Да так,что и крышу снесло,колонны пообломало. Разнесло прилично. Не будь той войны может и стоял бы Парфенон целехоньким? Да нет,не простоял бы. Ведь после 16- го века сколько здесь всего произошло! Ох ти,да ах ти.
  - Вот где - то здесь должна была быть гробница Перикла. Указал я на груду мрамора перед ступенями. А внизу раскинулся театр,но туда не пускают,да и особенно смотреть не на что. Скамейки,лавочки. Сцена.
 - Мих,а кто такой Перикл? - спросил  Зуб.
 - Не хотел книжку покупать,а это очень познавательно! Так что бери и читай.Перикл,чтоб ты знал, это тот перец,кто построил Парфенон! Понял?
  - Понял,я за понял три года отпупонил,понял?
  - Ну-ну,акуратней с феней,здесь Европа!
Пошли вниз по ступеням. Мимо шмыгали с вытаращенными глазами туристы,глупо улыбались,пяля глаза на мраморные глыбы.
  Выйдя на площадь перед театром Ирода,- он и впрямь был закрыт,- состояли,потоптались. Решили пройти подальше к другим развалинам,театру Диониса. Где-то здесь , между этими театрами когда-то Александр Македонский пробил свой щит,когда завладел Афинами. Намного позже его примеру последовал Вещий Олег,прибивший щит сами знаете куда,на врата Царьграда.
  Зуб уставший от экскурсии, побежал к киоска и принёс пакет с пивом. Сели наверху,на галерее,по русскому,- достали пивко и неспеша,поглядывая античные окрестности попивать,размышляя о бренности бытия. Тупо хихикали и курили. Несмотря на наш беспредел,к нам никто не подошел,не урезонил и мы даже это не заметили.
 - Может дойдем до храма Зевса?,- предложил я ребятам.
Помявшись немного,согласились. А зря. Дошли до этих развалин и что? А ничего , пара- тройка колонн и все. Вокруг мрамор,куда без него. Дальше опять всякие ларьки среди аллей ,ну вот,пожалуй и все. Вышли на перекрёсток,гадали куда пойти. В раздумье я облокотился на неприметный столб, оказалась статуя. Вот голова,лицо,руки. Точно статуя! Что она тут делает? Глянул в справочник,ничего о ней нет. А стоит. Прямо на тротуаре.
Хотелось бы ещё походить,посмотреть,но пора и на пароход. Глянем и походим ещё не раз. Вечерело. Мы пришли на судно. Первый день экскурсии закончен.