На фотографии – ВДНХ 1951 год. Фотографировал Виктор.
Ещё до сдачи вступительных экзаменов Виктор начал знакомиться с Москвой. Побывал и - на ВДНХ.
КНИГА 1 ИСТОКИ
ГЛАВА 6 ЮНОСТЬ ВИКТОРА
ЧАСТЬ 6 МЕЧТА СБЫЛАСЬ
СТУДЕНТ МАИ БЕЗ ОБЩЕЖИТИЯ
Студенческие годы начались с момента приезда в Москву летом 1951 года. Вместе с отцом поехали и сдали документы в приемную комиссию, которая располагалась на первом этаже Дома культуры МАИ.
Отказались от общежития на время сдачи экзаменов. Временно Батя поселил меня у своих знакомых, в семье Горбуновых (вдове известного секретаря В. И. Ленина), на улице - Большая Почтовая, недалеко от станции метро Бауманская.
Я написал отцу в Брест…
Здравствуй, дорогой папа!
Я жив, и здоров, о чём в первую очередь сообщаю. Очень виноват, что до сих пор не написал тебе ещё ни одного письма. Исправляюсь. Живу, как говорят, как у бога за пазухой.
До сегодняшнего дня жили вместе с Е.И.. Она тут всё хлопотала по хозяйству. Сегодня поехала на дачу и я остался один. Завтра буду впервые хозяйничать один.
Кормимся мы хорошо: в неделю я даю 100 руб. Но в кино и тому подобное не ходил. На сегодняшний день у меня осталось 250 руб., т.е. до 20 хватит.
На еду, по существу, до 20 я истрачу 600 руб. Остальные на мелкие расходы: на метро (30 руб. в месяц), 4 раза на дачу ездил (24 руб.), купил 2 замка-молнии (11 руб.), купил книги (10 руб.), ну, и т.п. мелочи, вроде спичек, чая, булок, плата иногда за трамвай, и т.п.
В общем, всё расписывать не буду, но скажу, что ещё собственно я не хозяйничал и в точности расход, который я бы сделал, если хозяйничал, не знаю какой будет.
Сейчас сдаю экзамены. 1 сдал математику всю на 5. Послезавтра буду писать сочинение. Всего сдавать 6 предметов. 18 кончаю. Если вышлешь справку, что ты болен, то 20 смогу выехать на 6 дней к тебе.
Сейчас всю эту историю с медалью тебе не буду писать, но вкратце объясню.
(7-го послал министру просвещения РСФСР письмо следующего содержания (найди ошибки)…
Копия
Министру просвещения РСФСР от
выпускника 10 класса МСШ №1 г. Фрунзе
Дудко Виктора Анатольевича
Уважаемый товарищ министр!
Убедительно прошу ответить Вас на интересующие меня вопросы:
1. Имею ли я право получить серебряную медаль, если я, окончив 10-й класс МСШ №1 города Фрунзе, имею по всем предметам 5, кроме русского, по которому у меня стоит 4?
2. Имеют ли право дать серебряную медаль в том случае, если учащийся получил по сочинению 4, а - общегодовая отметка выходит 4, но ему говорят, что в министерстве могут поставить 3 за почерк, а также принимая во внимание, что учащийся последние 3 года оканчивал с похвальными грамотами?
3. Куда и как обратиться с претензией о не получении (надписано: вместе) медали? (ошибка 1-я)
Примечание: школу я окончил в 1950 – 51 уч. году.
В моей просьбе прошу не отказать.
Ответ послать по адресу...................................
Прилагаю также ответ, который пришёл рано утром 1 августа, согласно которому я ничего не могу сделать. Просто время нет, да и голова болит от всего этого ученья. Конечно, письмо было написано отборным почерком – ведь, и я иногда могу писать хорошо. (сверху другими чернилами в письме надписано: как быть с платой за квартиру? За месяц она платит 91 руб., за газ и свет - 10р.).
4 раза перерабатывал, и растянуто на 2 листа. Насчёт ошибок – это, конечно, неверно. К сожалению, их намного больше!.
Извини папаня, что так написал небрежно: всё некогда.
Если что-нибудь нужно узнать Д.М., то можешь сообщить это им.
Письмо это сохрани, может быть, я ещё попробую юридически вытребовать её себе, т.к. имею на это полное право.
Д. Миша и Т. Катя мне не пишут, хотя я и написал им ещё в том месяце письмо. Чем объяснить – не могу?
Может адрес не знают. (Можешь отвечать мне сюда или на 57 от. почты до востребования).
Следующее письмо напишу 9-го вечером.
Не беспокойся обо мне.
С приветом ко всем - твой сын ВИКТОР.
Большущий привет братишке: пусть надеется на небольшой подарок.
4/VIII – 51 г. 9 ч. вечера.
В письме есть пометки (в скобках), сделанные мой.
Ответ:
................................При ответе ссылайтесь на наш Кирг/3952.......
Р С Ф С Р................................................28 июля 1951 года...
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ...................... Москва,82,Большая Почтовая,18/28
Управление...............................................корпус 11,квартира 106
Е. И...
Москва, Чистые пруды, д.6................................... для Дудко В. А....
Телефон Комммут. К 0-28-00..................................................
На В/№ ________ Дата _______...............................................
Управление школ Министерства просвещения РСФСР сообщает, что заявление о награждении Вас медалью Вам следует направить в Министерство Киргизской АССР. (ошибка)
Одновременно отмечаем, что в Вашем коротеньком письме на имя Министра просвещения имеются грубые орфографичес- (ошибка) кие ошибки, что говорит о недостаточном усвоении русского языка по курсу средней школы.
Заместитель Начальника Управления школ (подпись красным карандашом)
(Мною мелким шрифтом отмечены две ошибки, одна - политическая).
Батя уехал, а я стал осваивать Москву. Ходил в музеи, побывал на ВДНХ.
Но, прежде всего, я, как и многие другие, ездил на все консультации по всем приёмным дисциплинам. Робости у меня не было, но было огромное самомнение, проще говоря – нахальство. Поступал я на 1-ый факультет – самолетостроительный - самый трудный и почетный. Девчонок на него почти не брали.
Консультации проходили: в лекционных залах основного корпуса, в физическом и химическом корпусах, и в пятом - на Волоколамском шоссе.
Многое, о чём говорилось на консультациях, мне были знакомо, но некоторые вещи я не знал, и не всегда понимал. Среди абитуриентов встречались такие, которые задавали множество вопросов, не всегда нужных всем остальным.
Надо отметить, что какой-то робости или неуверенности перед экзаменами у меня не было.
Вступительные экзамены я сдавал легко. Только по сочинению я получил четверку, а вслед за ним и по русскому языку тоже поставили четверку. (Преподавательница сказала, что по литературе они ставят отметку не выше отметки по сочинению!).
Остальные предметы я сдал на отлично.
Запомнился экзамен по математике, который проходил в читальном зале 5-го корпуса: огромный зал и множество преподавателей, рядом с которыми сидели абитуриенты, получившие билеты и готовившие свои ответы. Один выходил, а новенький входил. Все не хотели попасть к одному преподавателю, который ставил много двоек. Пришлось мне пойти к нему.
Мой экзаменатор сидел за столом, облокотившись рукой о стол и, положив голову на руку. Казалось, он спал и не смотрел на сидящих рядом за столом абитуриентов: и тех, кто готовился отвечать по билетам, и тех, которых он отсадил, дав им дополнительные вопросы.
Но, на самом деле, замечал он всё. Когда подошла моя очередь, я подошёл и сел на стул перед ним, положил свои записи на листочках и начал отвечать на первый из семи вопросов билета. Он остановил меня вопросом:
- «Где вы так загорели?» Я ответил, что специально не загорал, а часто был на стадионе, и у нас во Фрунзе в это время очень жаркое солнце.
- «Переходите ко второму вопросу». Я начал отвечать на второй вопрос билета.
- «Хорошо. Следующий вопрос покажите. А что это за такой большой значок у вас на груди?»
Я сказал, что это знак чемпиона республики (действительно, на груди у меня был знак чемпиона республики среди юношей по лёгкой атлетике, размером и видом напоминающий настоящий орден).
Мы довольно быстро прошлись по всем остальным вопросам и я, довольный отметкой, быстро оказался за дверью в читальный зал, где меня окружила толпа абитуриентов, как нашего потока, так и других.
Причём первых интересовала отметка, а вторых номер билета и вопросы, которые были в нём и мои ответы, чтобы можно было подготовить соответствующую шпаргалку (так они делали с каждым, выходящим из зала).
Все очень удивились, что я так быстро ответил, и получил пятерку. К тому же, это была единственная пятерка у этого преподавателя. Хотелось отметить, что ребята из другого потока, встретив меня на следующий день, сказали, что ответ на один вопрос у меня был неверным. Они пытались мне это доказать, но я не стал их слушать, считая себя правым.
Как я сдавал другие предметы, я уже не помню.
Набрав 28 баллов из 30, уверенный, что меня примут, я после экзаменов отдыхал.
Кто-то из знакомых сказал, что уже известны результаты приёма на 1-ый факультет, хотя официально это должно быть известно только ещё через два дня. На 4-ом, 5-ом и 6-ом факультетах ещё шли последние экзамены.
Я не хотел идти в приёмную комиссию, но пошёл. Каково же было мое удивление: в списках принятых моей фамилии не значилось. Меня не приняли!!!
(Нужно было набрать 30 баллов!!!)
Я сразу же дал телеграмму отцу, попросив его приехать срочно. В помещении приёмной комиссии за отдельными столиками обычно по углам находились представители приёмных комиссий других институтов, которые приглашали абитуриентов в свои вузы. А сдавшим и не прошедшим по конкурсу, предлагали сразу же зачисление в институт без экзаменов (с теми отметками, которые они получили в этом институте: считалось, что приёмная комиссия московского института более жесткая, чем периферийные, и более справедливая).
Из всех представителей других институтов, я запомнил членов приёмных комиссий Казанского и Сталинградского авиационных вузов, а других просто не помню.
Здравствуй дорогой папа!
18 августа сдал последний экзамен, немецкий язык, на 5.
В результате 6 экзаменов набрал 28 баллов из 30 возможных. Стипендию буду получать, т.к. все хорошие отметки у меня.
Числа 23 – 24 августа, как нам сказали, будут известны результаты. Надеюсь, что меня примут с предоставлением общежития, но пока ничего не знаю.
Ребята советуют мне не ехать к тебе, т.к. пока будут известны результаты пройдёт много времени, пока перейдёшь в общежитие, пока познакомишься с ребятами – всё это отнимет много времени, но, что особенно важно, - это общежитие. Пока я буду ездить, я могу проморгать общежитие – вот в чём основная загвоздка. Поэтому я не приеду этим летом. Вероятнее всего я приеду после первой сессии, т.е. в конце января и вначале февраля. Так обстоят мои дела с институтом.
Позавчера, т.е. 18 августа, когда я собирался ехать на дачу к Е.И., зашёл какой-то капитан и говорит: «Виктор, здравствуй!» Я, собственно говоря, опешил, но сразу сообразил, что это, вероятно, от тебя. Как потом разговорились, и всё выяснилось.
Очень большое спасибо за варенье и яблоки с грушами, небось - собственные.
С капитаном выпили по 100 гр. и поели «собственные» помидоры, т.е. привезённые им.
Большое спасибо также за деньги, а то у меня осталось 25 руб. На еду, как я тебе уже сообщал, начиная с 10 июля по 20 августа я израсходовал 660 руб.
Причём, питался я всё время с Е.И., и, конечно, гораздо лучше, чем, если бы, я питался сам, т.е. покупал, варил сам себе. Да, и время это отняло бы гораздо больше, чем сесть, поесть, да, обратно за книжки.
И неудивительно то, что я за два дня прочитал, и выучил 5 книжек по физике с 1750 страницами. И неудивительно то, что я 6 августа писал сочинение в течении 3 часов с температурой 39 – 40, хотя внешне держался, как следовало.
Ты, конечно, папа, не беспокойся: сейчас здесь, на даче, я чувствую себя хорошо. Правда, как я тебе уже писал, я чертовски устал, особенно, это было заметно 18 перед экзаменом. С 12 до 1 часу я сидел и не мог подняться, чтобы собраться на экзамен, как-то совсем обессилил, но потом переборол себя, и сейчас чувствую себя хорошо.
Медкомиссию прошёл 16 августа: здоров, как вол, только вот нужно вырвать пару негодных зубов, да я никак не соберусь это сделать: «всё времени нет: занят».
Ну, вот и всё нового о себе.
Да, ты так и не написал, как быть с уплатой за квартиру Е.И. или ждать тебя, когда ты приедешь, или отдать мне самому, хотя бы за 1 месяц.
Ты, ведь, с сегодняшнего дня в отпуске и, как говорил капитан Ананьев, думаешь приехать сюда. Пиши, когда собираешься навестить меня здесь, а то, может быть, ты будешь отдыхать дома? Твою просьбу постараюсь исполнить, но пока, кажется, в магазинах он не появлялся, однако вскоре, должен быть. Сегодня еду в Москву. Думаю побывать, пока время есть, в музеях галереи, а также на выставке: она откроется 1 сентября.
Передавай всем привет от меня.
С приветом, до встречи, твой сын Виктор.
20/VIII 51г. 12 час. дня.
(РЕПЛИКА ИРАИДЫ
САМОНАДЕЯННОСТЬ ПОДВЕЛА, ПОЕХАВ К АЛЛЕ
УЗНАЛ, ЧТО ОБЩЕЖИТИЕ -ТО НЕ ДАЛИ)...
Телеграмма из Москвы Брест Адамково Добрая 1 ДУДКО
СРОЧНО ВЫЕЗЖАЙ НУЖНА КВАРТИРА
Виктор
Батя приехал на следующий день. Мы пришли в приёмную комиссию. Познакомились с секретарём. Выяснили, что на свой факультет я уже никак не попаду, так как с общежитием можно было попасть только, набрав 30 баллов, а без него – 26. Мы несколько раз встречались с секретарём. Однажды, даже вместе на Соколе ходили обедать, правда, всего лишь, в столовую.
Секретарь подсказал, что на 5-ом факультете будет дополнительный приём, и, если мы быстро перебросим документы, то, возможно, меня возьмут, но без общежития. Мы посоветовались и решили никуда не ехать, а поступать на этот факультет (о чём я теперь, безусловно, не жалею!), а потом, может быть, перейти на «свой» факультет.
Так мы и сделали, подали заявление с отказом от общежития, представив справку - о проживании на частной квартире... Отец договорился с Горбуновыми, что я поживу у них, хотя бы год.
Наконец, секретарь приёмной комиссии сообщил, что я принят. И, когда несколько дней спустя, мы пришли посмотреть списки принятых на факультет, я нашёл свою фамилию в группе АП-1-4, став, наконец, студентом Московского Авиационного Института имени С. Орджоникидзе (сокращенно – МАИ), чем очень гордился.
Мне ещё раз повезло: я попал в группу прибористов – как раз вышло постановление об увеличении приёма в институты и факультеты приборостоительного направления и дачи им некоторых льгот. Об этом я узнал много лет спустя!
За несколько дней до начала учебного года нас всех собрали и проинструктировали – ведь мы теперь не абитуриенты, а полноправные СТУДЕНТЫ!!!, и вести себя должны соответствующим образом.
Нам рассказали, что у нас будут следующие виды занятий: лекции по потокам или полупотокам, практические и лабораторные занятия - по группам, семинарские и другие виды занятий, как правило, тоже по группам.
Занятия будут проводиться по спаренным двум академическим часам (два по 45 мин. с перерывом в 10 мин, который, иногда, попадает на большой перерыв - в 30 мин. или 15 мин). За это время мы должны переместиться к указанной в расписании аудитории и, если необходимо, побывать в буфете или в столовой.
Мы: дали подписку «о неразглашении», получили пропуска для прохода на территорию института, записались и взяли обязательный набор книг в библиотеке (впоследствии каждый преподаватель давал список дополнительной литературы, которой, как правило, в библиотеке не было или их было в ограниченном количестве и выдавалось только в читальном зале).
Затем, приобрели необходимое количество разных размеров тетрадей, ручек и карандашей. Естественно, у каждого была сумка или портфель, куда все это складывалось.
В каждой группе был назначен староста, который был обязан следить и отмечать посещение студентами занятий, а впоследствии и получать стипендию на группу и выдавать её студентам. Нам сказали, что в течение первого месяца, когда все уже познакомятся друг с другом, нужно будет провести собрание по выбору комсорга и профорга группы (у нас было, кажется, два коммуниста).