Макошь

Марина Царь Волкова
Макошь-матушка! Косы-колосья
Буйный ветер огладит, любя.
В сонме птичьего многоголосья
Тихой песнею славлю тебя.

К нам Недоля бывает жестока -
Нити-тропы полынью горчат.
Но, Владычица нашего рока,
Не оставь же Даждьбожьих внучат!

Хоть нелепо порой, неумело
Мы внимаем твоей ворожбе,
Но зато доверяем всецело,
Нам ли, смертным, перечить тебе?

Верю: милая, нежная Доля
Нитку ладную нынче спрядёт.
Добрым словом засеяно поле –
Славным делом ко сроку взойдёт.

Ночь окончится, минет ненастье,
День Сварожий пришлёт нам привет…
Мати Макошь! Спряди нам на счастье
Путь-дорогу в грядущий Рассвет!



*  *  *

В тереме у Макоши

Хочешь с Чудом древним встретиться?
Видишь радугу-дугу?
Деревянный терем светится
На высоком берегу,

Там, где радуга кончается,
И ромашкам – век цвести,
Васильки во ржи качаются,
Приглашают подойти.

В терему под самой крышею
Есть высокое окно,
И оттуда тихо слышится,
Как поет веретено,

Песню нежную да жалкую
Тонким голосом ведет,
Макошь-матушка за прялкою
Судьбы-долюшки прядет.

Руки добрые, умелые,
Знают толк в веретене,
Косы, что колосья спелые,
Расплескались по спине.

А по праву руку – Долюшка
Пряжу добрую прядет
В ней удача, сила, волюшка,
Мощь, здоровье и почет.

Слева дряхлая, понурая,
Спит над рваным полотном
Грусть-печаль - Недоля хмурая,
Что несет несчастье в дом.

Две сестрицы, две помощницы
Не обманет их чутье,
Ткут, девицы-полунощницы,
Судят: каждому - свое.

Полотно Всемирья Божьего
Пряхи Вещие творят,
Ткут-прядут пути-дороженьки,
С Родом мудрым говорят,

Нити радуги-красавицы
Льются к Макоши в окно,
И узорами вплетаются
В расписное полотно.



*  *  *

Боги и цветы, сонет 12-й, Макошь


Любуясь, как сквозь дымку нежных грёз,
На мир земной, и ведая, что будет,
Пряла Богиня Макошь нити судеб,
Вплетала в них порой то жемчуг слёз,

То красоту и радость сердолика,
То злата горсть, то струны серебра,
Была Судьба не зла, и не добра -
Величие её святого  лика

Неведомо ещё обычным людям.
Но каждый раз горит пожар в крови,
Как о судьбе цветок пытать мы будем.

Ромашки лепесток румяным утром,
Как верный знак удачи и любви,
В ковре травы сверкает перламутром.


*  *  *

О, Макошь, веретёнцу
Быстрей вели кружить!
Лучом ласкает Солнце
Светящуюся нить,

Бежит, бежит водица
По высохшим корням.
Встречают Рожаницы
Спешащую меня.

А я иду без страха,
Как ярок мой конец -
Багряная рубаха,
Да маковый венец.

Сквозь белые метели,
Сквозь сумрачные сны
К рукам прекрасной Лели,
В объятия весны.

Цветы - моя отрада -
Пестрят меж быстрых строк,
И ласковая Лада
Сплетает мне венок.

Закатными кострами
В тумане золотом
Иду я за ветрами
Калиновым мостом.

До звёздного чертога
Каких-то два шага -
Бежит моя дорога
На Влесовы луга,

Уже не слыша боли,
Оставив страха мрак.
Цветёт на бранном поле
Кроваво-алый мак,

Дрожит зелёный стебель
Под Мариной косой.
Уйду из были в небыль
Счастливой и босой!


*  *  *

Молитва Макоши


Вновь ноты гремучей тоски
В мелодии строк,
И снова закрыл лепестки
Сердечный цветок.

Нет больше прохладной воды
В небесном ковше.
От тяжести близкой беды
Так душно душе!

Питает печаль синих рек
Богини слеза.
Под белыми сводами век
Глаза-образа,

А коль всё одно – пропадать,
Так к месту ли грусть?
О, Макошь, великая Мать,
Тебе я молюсь!


*   *  *

Осеннее Макошье

Во лесах теперь таинственно и пусто,
Все распутаны клубки земных дорог.
Уродилась нынче матушка-капуста,
Будет к празднику большой-большой пирог!

Стынет в озере прозрачная водица,
Небо в просини – чистейший лазурит.
Ты спряди мне счастье, Долюшка сестрица,
А Недолюшка пускай пока поспит.

А у Макоши на вышитом подоле
Под понёвою пригожи и красны
Рожаницы, да засеянное поле –
Семя, чающее солнечной весны.



*  *  *

 В преддверье зимы засыпает водица,
 Земля укрывается павшей листвою.
 Нахмурилось небо, и белые птицы
 Прощально кружат над моей головою.

 Серебряным льдом нарядилась Додола,
 А Макошь кружит веретёнце негромко:
 Четыре   угла   у   отцова   престола ,
 Четыре пути во четыре сторонки,

 Четыре квадрата. Засеяно поле,
 Расправлены тысячи тоненьких нитей.
 Сменяют Недолю счастливая Доля
 И Рада – предвестницы добрых событий.

 Стою посредине, вокруг – многомерность.
 Меня берегут от неверного шага
 Четыре столпа: роду русскому верность,
 Отцовы заветы, любовь и отвага.



*  *  *


Ветер крылом задевает калитку,
Звёздочки кажут свой ласковый взор…
Макошь по осени тонкую нитку
Справно прядёт из малиновых зорь.

Осень-царевна гуляет по саду,
Падают яблоки наземь с дерев…
Мир наполняя теплом и отрадой,
Льётся из сердца приветный напев.

Песня души прогоняет Недолю,
Доля мотает все тропы в клубок,
Макошь идёт по небесному полю,
Землю укутав в посадский платок.

Переплетая в безудержной сини
Ниточки судеб и наши пути,
Месяц-ладью отправляет Богиня,
Шепчет напутственно: «Ярко свети!»

Сад мой осенней блестит позолотой,
А в многозвёздной густой тишине
Месяц приветно горит для кого-то
И до утра улыбается мне.




*  *  *


Всё, что Макошью завязано, -
То от Рода нам положено,
Светом горним препоясано,
Духа силой приумножено.

Пусть вертИтся веретёнушко,
Нить прядётся лучезарная,
Пусть восходит в небе Солнышко -
Наша РАдость светозарная!

Мы с Недолей научаемся
Мира полному приятию,
После - с Долею встречаемся,
И растём в её объятиях

Мы душой до сада Ирия -
Пусть Богам воздастся Богово!
Так по Божьему Всемирию
Мы идём земной дорогою.


*  *  *

Пряди и пой!

А знаешь, друг, уже давным-давно
В моих руках Судьбы веретено,
Кружит, кружит – и не остановить,
Прядёт оно светящуюся нить,
И в ней – любовь, отрада и печаль,
О Прошлом память, Будущего даль,
Страницы Вед и буков древних вязь,
И глас Богов, и с сердцем вещим связь.

Но подступает страхов давних рать,
И шепчет мне: пора бы нить порвать,
Ведь так, как ты – словами – не прядут,
Не нужен людям твой напрасный труд.
Да и сама ли выбрала ты путь?
Пора, пора, колдунья, отдохнуть.
Оставь работу да взгляни в окно,
Ведь мир иной уже давным-давно.

Смотрю на мир, что тонет в море бед,
Покрытый тьмой, почти убивший Свет,
Не верит он ни слову, ни лучу,
И я от боли корчусь и кричу,
И нить слабеет, гаснет в вышине,
И червь сомненья селится во мне.
Так что, мой друг, сегодня я спряду,
Себе и Вам – на счастье, на беду?

И я прошу отставки у Судьбы, -
Не слышат Боги робкие мольбы.
Тогда прошу Перуна дать мне меч,
Чтоб с Тьмой сразиться и врагов посечь,
Но грозный Бог смурнеет и молчит,
Во мне ж обида горькая кричит,
Сбежать, уйти желаю налегке,
Но входит Макошь с прялкою в руке
И молвит мне: Смирись - твой рок такой:
Прясти и петь. Иди, пряди и пой!

 

*  *  *

А Вещая Макошь ко мне неизменно добра –
Долги её нити, наузы витые крепки.
Вся жизнь моя – пояс из радуги и серебра –
Светящийся лёд серебристой, морозной реки.

Что было, что будет - того никому не отнять.
Когда ворожу, не жалею ни слёз, ни огня.
И каждое слово на сердце, как будто печать,
Ложится любому, кто слышит сегодня меня.

Над яром высоким моим золотой звездопад -
С полуночи снова не сплю и встречаю зарю.
Сегодня Весна постучалась в заснеженный сад,
Средь белой зимы я с восторгом ей в очи смотрю,

И снова чудесной сирени дрожат лепестки
Под утренне-чистой, хрустальной капелью дождя.
Я помню касание нежной, горячей руки,
И взгляд на прощанье, что ты подарил уходя.

Но тает в тумане волшебных цветов аромат.
Грядущему - время. Минувшее тоже сбылось.
Так старое Солнце, прощаясь, уходит в закат,
Чтоб новое Солнце с рассветом на трон поднялось.