Есть подружки - завидушки...

Магда Кешишева
     У некоторых людей есть забавное хобби - ломать чужое счастье.
                \Досолар\

   У Любови Успенской  в одной из песен есть слова: - "Есть подружки - завидушки, есть подружки навсегда." А вспомнила я об этом не случайно. Дело в том, что для многих моих родных, друзей и знакомых я являюсь "жилеткой": мне доверяют самое сокровенное, "отводят душу", делятся, просят совета. Наверное потому, что, во - первых, я умею слушать, во - вторых, рассказанное - и это знают все -  остается при мне.

   Несколько дней назад позвонила мне подруга, и по голосу я поняла, что у нее какие - то проблемы. Но у меня правило - никогда не пытаться узнать больше, чем человек сам считает нужным рассказать. На этот раз женщина говорила очень взволнованно:
 - Мне ... так надо ... поговорить с тобой... очень. Когда ты будешь свободна?
 - Что значит свободна! Завтра и приходи. Ты знаешь, что после полудня я иду в школу за Диночкой и остаюсь с ней до возвращения Вики с работы. Вечером, после пяти - шести, я всегда дома. Так что завтра я тебя жду.
 - Спасибо. Тогда завтра, где - то ближе к семи я зайду.
 - Я тебя жду. А пока - не вешай носа, еще не вечер!

   Не спится. Часы показывают час тридцать ночи, а я все думаю о милой женщине, которая больше трех часов сидела у меня и взволнованно, со слезами на глазах рассказывала о своей боли. Нет, у нее было все хорошо. Правда, она много лет назад потеряла исключительно порядочного, интеллигентного и горячо любимого мужа, но у нее были прекрасные дети - сын и дочь - и внуки. Женщина была окружена вниманием и любовью, много читала, интересовалась всем, что происходит в мире, любила театр, музыку. Был у нее старинный друг, которого она знала "сто лет". Это был именно друг, без намека на романтичные отношения. Вместе они ходили на концерты, в кинотеатры, иногда - в кафе.

   Не лишним будет сказать, что эта милая женщина, всегда следила за собой: модно одевалась и причесывалась, всегда в обуви на высоком каблуке, с красивой сумкой в ухоженных руках. Ее слабостью были шарфы, косынки и шали. Об этом знали близкие люди и дарили, привозили из других стран и городов. Таким образом собралась солидная коллекция этих сугубо женских аксессуаров для всех времен года, на все случаи жизни.

   В тот вечер женщина пришла ко мне ровно в семь. Открываю дверь и вижу шикарную  даму: элегантный  черно - белый по фигуре весенний костюмчик, вокруг шеи - легкий белый шарфик, черные лодочки, модная кремовая сумка, каштановые волосы, уложенные в красивую прическу. Умелый  макияж, тонкий запах французских духов. Но глаза - печальные, без присущего им блеска, говорят о том, что человека что - то гложет.

   Я постаралась - до того, как гостья заговорит - поднять ей настроение. Включила радио "Шансон", по которому всегда передают хорошие песни, заранее организовала на журнальном  столе натюрморт из фруктов, конфет, хачапури, сока. Посадила подругу на диван:
 - Что будем пить, чай или кофе?
 - Ой, мне все равно.
 - Нет, тебе не все равно. Смотри: чай могу предложить черный, зеленый и "каркаде". Кофе, ты знаешь, у меня всегда самый лучший.
 - Да, знаю, Вика твоя тебя снабжает кофе.
 - Умница! Ну, что пьем?
 - Кофе, пожалуй.
 - Заказ принят! Черный кофе без сахара. 

 - Пей кофе и говори, кто посмел обидеть мою красавицу? На дуэль вызову и убью!
 - Смеешься, а я готова харакири себе сделать.
 - Харакири пока отложим. Давай, пей, ешь и рассказывай.

   То, что рассказала мне женщина было ужасно:  золовка упрекнула ее в том, что она неправильно живет, и обвинила в том, чего она не совершала, о чем даже не думала.

   Подруга была совершенно раздавлена такой несправедливостью.
 - Понимаешь, если бы это была просто знакомая или соседка, я бы  избегала с ней встреч, прекратила общаться. Но это - близкий человек. Не знаю, как себя вести.
 - Ну, положим, человек она не очень близкий. Кроме того, она не имеет своей семьи. А человек не может говорить о том, чего сам не испытал. Не обращай внимания.
 - Как не обращать внимания?!
 - Очень просто! Ты ее  выслушала, но смолчала, да?
 - Да. А что я могла сказать?!
 - Хорошо, что ты смолчала, а то еще стала бы оправдываться.  Я ничего не буду советовать тебе. Скажу только, что, во - первых, она не имела права комментировать твои поступки и твою жизнь. Во - вторых, если ее жизнь скучна и неинтересна, не значит, что она должна лезть в твою жизнь.
 - Но она считает...
 - Она считает, что имеет право тебе советовать? Смешно! Твой советчик и судья одновременно - твоя совесть. И в отношениях женщины и мужчины мнения третьего лица не должно быть. Со стороны не виднее, а завистливее! Вот пусть и завидует молча!
 - Она не завидует, она думает, что желает мне добра.
 - Добра? Знаешь, где - то я читала, что чужое счастье, как чужая модная обувь: красиво, но не по ноге.
 - Она хочет, чтобы я жила, как улитка.
 - Ее "хочет" тебя никак не должно трогать. Она из тех, кто не может терпеть рядом счастливых людей. Ей давай пожелаем терпения, а тебе счастья!
 - Я боюсь, что она не успокоится.
 - А я тебя уверяю, что если ты еще раз смолчишь, проигнорируешь ее, она не будет тебя третировать. Пусть злится, завидует. А ты не реагируй. От зависти стареют, от злости болеют, а от счастья  молодеют. Так что, моя хорошая, ты будешь всегда молодая и красивая. Сейчас налью сок и выпьем за это.
 - Да, ты права. Я буду молчать, а то, если что - то сказать, значит пытаться оправдываться, а оправдываться мне не в чем.
 - Вот именно! И пусть тебе будет хорошо. А когда женщине хорошо, ей все равно, что у других крупные бриллианты, шикарная шуба и дорогая машина. Знаю по себе, и ты знаешь: жили мы с Гарри в деревне, в маленьком финском домике, казенная мебель с инвентарными номерами, ни телевизора, ни холодильника, все удобства - во дворе, зимой - железная печка, бывало неделю ели одну гречку. Но всю жизнь вспоминаю то время, потому что там мы были бесконечно счастливы.

   Моя подруга немного успокоилась. Проводила я ее, убрала со стола и все думаю: почему некоторые люди берут на себя смелость учить других жизни, осуждать, критиковать их поступки, домысливая поведение человека? Не зная ничего об истинном положении дел, они зло и грубо обижают нормального человека, стараясь внушить ему чувство вины. Как быть? Можно сказать - "Что ты лезешь в мою жизнь? По какому праву ты меня учишь? Моя жизнь тебя никак не касается, уйди и никогда больше не появляйся!"
   Но интеллигентный человек не может себе позволить грубости, оскорблений. Мне думается, лучше всего игнорировать таких "доброжелателей", "ударять" их молчанием и презрительной улыбкой. А как думаете вы?