Обыватель и Варвары. 6. Заключение

Алла Моисеенкова
На самом деле, я думаю, что если бы М. Горький прочитал мои заметки, он положил меня поперек лавки, высек розгами больно, при этом ругался бы страшно!
- Это животное какое-то! Не о том я писал!
Это действительно так. Аналогии элементарны и очень понятны. Вот спящая Надежда, видящая загадочные сны про лучшую жизнь – это огромная  Россия начала 20 века. Ее любит муж Монахов – акцизный (акцизы - налоги) чиновник, готовый ради взаимной любви буквально на все, не считаясь ни с какими нравственно-этическими нормами.  Вот интеллигенция-доктор вся рыдающая и сломанная, не способная на решительные действия.
Читаем Википедию «По состоянию на начало Первой мировой войны (1914) государственный золотой запас Российской империи был крупнейшим в мире, и оценивается в 1,695 млрд руб. при государственном долге 8,800 млрд руб.» То есть, это процветающая империя, но морально не готовая к новой формации, с ее пороками, отменой старых морально-этических норм,  другими ценностями жизни, с яростным желанием работать, делать карьеру, зарабатывать деньги, богатеть и процветать, развиваться в ускоренном темпе. 
И вот мы видим, приезжают инженеры-капитализм в уездный городок, то есть, в глубинку, где проживает забитое, необразованное население России начала века, с его дикими нравами, с какой-то совершенно дремучей темнотой – это Редозубов, его сын Гриша, Притыкин, Дунькин муж.  Согласно Википедии в 1913 году «Крестьяне составляли 80 % населения империи».
Наступает 20 век, революция, войны, романтическая Надежда-Россия гибнет, кончает жизнь самоубийством. Написана пьеса в 1905 году, 1914 Россия вступает в первую мировую войну, 1917 год – революция, далее гражданская война.
- Разложено все по полочкам и совсем уж глупому автору объяснено. Какие другие тут могут быть толкования?
- Да знаю я это всё! Поняла давно! В школе проходили! Мне хотелось увидеть живых людей начала века, как они жили? Что чувствовали? Как любили? Какие они были? О чем думали? К чему стремились? Вот о чем я писала. Это единственное мое оправдание. Надеюсь, благосклонный читатель не будет столь строг и сердит.
Вопрос: кто такие варвары? Остается без ответа. Каждый читатель сделает вывод сам. Это то, о чем и написана пьеса, это свобода выбора.
М. Горький как океан! Он великий реалист, у него нет фантазий, он не придумывает жизнь, вот как есть, так он и пишет. Он как жизнь, так же многогранен и разнообразен, и каждый найдет в нем то, что захочет. Читайте! Ищите!