Э - Энтропия

Фанни Штейн
Дочке на День рожденья подарили пазл на три тысячи деталей. Картина с изображением ее любимой принцессы Рапунцель должна была разложиться на метр в длину, и на шестьдесят сантиметров в ширину. Муж нашел подходящий по размеру лист фанеры, который определили на пол в центр детской комнаты. Под фанеру подсунули большую клеенку, на которую по периметру можно было высыпать фрагменты мозаики. С помощью клеенки импровизированную студию можно было легко засунуть под тахту, чтобы развлечение не мешало привычной жизни, и вытащить обратно, когда захочется вновь помучиться.

Так и повелось, время от времени дочка вытягивала клеенку с мозаикой поближе к окну или под свет люстры. Минут пятнадцать-двадцать корпела над ней и отправляла назад до следующего приступа энтузиазма. За три месяца сложилась рамка, наметился контур башни, оформилась фигура коня Максимуса у ее подножия, нарисовалась улыбка Рапунцель в окне под остроконечной крышей. Улыбка пока что висела в воздухе без остальных деталей лица, словно планировалась вовсе и не Рапунцель, а Чеширский кот. Улыбка имела реальные шансы остаться чеширской, потому что детали мозаики постепенно расползались по всему дому и даже терялись навсегда. Этому было много причин.

Во-первых, когда дочка отвлекалась от картины и резко подскакивала, детали, нет-нет, да отлетали в стороны, будто подброшенные торнадо. Попадали под шкаф, под пианино, за батарею и в параллельное пространство, вход в которое я так и не обнаружила, как и выход. Только знаю, что параллельное пространство существует, и иногда в него ухают очень даже нужные вещи, и чаще всего пропадают с концами. Редко-редко, когда что-нибудь, обычно не очень нужное, или нужное, но не сейчас, а год или более назад, возвращается в самый непредвиденный момент. Не знаю, такой портал – это эксклюзив только нашей квартиры или подобное есть и у других? Поскольку у нас точно имеется, то естественно, что далеко не все куски мозаики можно было вернуть назад на клеенку. Кое-что исчезало безвозвратно.

Вторая причина потерь была связана с уборкой, которая традиционно призвана наводить порядок, но в случае с мозаикой производила прямо противоположный эффект. Фрагменты пазла, то загонялись метлой под плинтус, то заглатывались безжалостным пылесосом. Если момент заглатывания удавалось заметить, например, по характерному хлюпающему звуку, подобному тому, который производит человек всасывающий спагетти, то затевалась операция по вскрытию пылесоса и трепанации мешка для сбора пыли. Обычно в процессе этого увлекательного занятия находилось много нужного и полезного, в том числе и плоские кусочки мозаики. Но далеко не всегда мы вовремя вспоминали, что надо заглянуть в пылесосное нутро. Чаще по инерции мешок с мусором выкидывали, а потом дружно сокрушались.

Ну и наконец, третья причина, тормозившая создание шедевра и не раз ставившее его на грань существования вообще, – это кот. Он отказывался понимать, что под тахтой спрятана не его игрушка. Он считал, что мозаику положили как раз для него. С большим азартом он под тахту нырял и выныривал из-под нее, попутно разметывая по сторонам детальки. Бывало, что воздушные вихри, образованные резвыми прыжками кота, утаскивали маленькие поцарапанные когтями картонки в коридор или даже на кухню. Возвращалось не все по причинам, описанным в предыдущих абзацах.

Но дочка не сдавалась. Продолжала составлять из еще непотерянных частей отдельные элементы картины. К концу четвертого месяца в центре полотна нарисовались Юджин и та злая тетя, которая при просмотре мультфильма лично мне сильно напомнила певицу и актрису Шер. Слева из наметившихся зеленых зарослей выглянул с благородной целью злой офицер полиции. Справа уже угадывались добрые рожи отпетых разбойников. Длинные волосы Рапунцель отдельными пикселями, каждая размером с детальку, как капли воды похожие друг на друга формой и цветом, заполонили все остальное свободное пространство.

И вот, в один явно не прекрасный момент, когда дочь в очередной раз крючком завернувшись нависла над картиной, а кот мирно сидел за ее спиной на подоконнике, смотрел на улицу и завидовал своим гулящим собратьям, с кухни раздалось бабушкино призывное: «кис, кис, кис». Кот среагировал мгновенно. Резво развернулся в прыжке и пронесся в направлении зова со скоростью кометы, производя по пути разрушения, сравнимые с действием цунами и землетрясения вместе взятых. В результате оказалась сдернута с карниза занавеска, снесены с письменного стола тетради и учебники, обрушена обувница, что попалась ему по пути в коридоре, и конечно, разметаны по всей квартире и без того уже не столь многочисленные фрагменты пазла, с большим трудом уже почти сложенные вместе.

Дочка с криком и слезами прибежала ко мне. Дрожащими губами, голосом, полным отчаяния, вопросила:

– Мама, как это называется?! Что это такое?!

Она разводила руками, показывая насколько велика та беда, названия которой она не знает или не может подобрать.

Я определила быстро.

– Энтропия, – спокойно произнесла я. – Естественный процесс, сопровождающий любое течение жизни.