Свет звезды или напоминание о высоких стремлениях

Зоя Орлова
Как и многих, меня приятно удивило выступление редактора газеты «Культура» Е.А. Ямпольской на заседании Совета при Президенте по культуре и искусству от 25 декабря 2015 года. Решила даже написать письмо в редакцию, отправила старым способом: заказным письмом с уведомлением. И ответа, конечно, не дождалась. А хочется, чтобы мои мысли тоже кто-то прочитал, вот потому и размещаю свои размышления здесь.

Позиция Е.А.Ямпольской вызывает глубокое уважение. Она сказала правду о том, что отечественная культура, немало утратившая за годы реформ, нуждается в возрождении. И главные человеческие идеалы нужно сохранять, а не отвергать в угоду каким-либо партиям или чьим-то амбициям. Наверное, многие  сейчас переживают общую боль от того, что мы, советские люди, создававшие и сохранявшие свою Родину, незаслуженно были отвергнуты реформаторами вместе с принципами нашего времени, с нашей совестью и патриотизмом.
 
За 25 лет нового времени создано немало хорошего, однако отрицательное перевешивает, и потому требуется срочное решение проблем. А предложения наши, наши сердца и творческая энергия могут быть вполне востребованными для улучшения сложившейся ситуации. За эти годы мы, граждане уничтоженного Советского Союза, слышали, в основном, только язвительную критику, убийственные отзывы о самих себе и обо всём, что было связано с общественно-политическим строем, с экономикой и достижениями страны в советское время. Нас не называли иначе, как «совками», а жизнь и деятельность миллионов граждан сводили к нулю, насмехаясь над нашими идеалами и стремлениями. Конечно, позволяли себе хамство, высокомерие, презрение
люди определённого типа, их не назовёшь интеллигентными или людьми высокой культуры, но от этого ещё тяжелее, поскольку понятно, кто одержал победу.
Было больно слышать и читать в прессе, как всё перечёркивалось, и не было возможности возразить тем, кто так легко уничтожил государство, значительно уменьшив население всех бывших советских республик. Отчего так много погибло тогда людей? Сыграли свою роль многие факторы: безработица в результате закрытия заводов и фабрик, искусственный развал колхозов, уничтожение армии и флота (военные самолёты и подлодки на металлолом пустили!), падение уровня жизни, падение рождаемости, увеличение числа бездомных, разгул преступности. А потеря накоплений, когда люди мгновенно оказались без гроша за душой? Инсульты, инфаркты и невозможность лечения нередко приводили к преждевременной смерти.  К сожалению, свидетелем всех бед довелось быть лично: убийства, увечья, смерть и похороны в 90-е годы были частым явлением.
 
Несправедливость возмущала, но попытка высказаться оканчивалась ничем. Это в советское время опубликовать в газете свои мысли было просто, ещё и гонорар обязательно выплачивали. А в нынешние времена (если ты не находишься в штате редакции) свободно печататься могут только те, кто имеет связи, кто приближен к определённым кругам. Вот и остаётся сказать о наболевшем где-нибудь в социальных сетях или на сайте Проза.ру, а это значит, что в верхах глас народа слышат довольно редко.

Считаю, что НЕ ВСЕ представители интеллигенции мечтали о переменах и о свободе, как про это недавно сказал своё мнение известный режиссёр С.Говорухин. Это была небольшая, подготовленная к протестам часть населения (москвичи, в основном). Они в конце 80-х одурели от желания  этой свободы, которая обернулась вседозволенностью, беспределом. Эти граждане рвались к большим доходам, к неограниченной частной собственности. Добились, разбогатели, им стало жить лучше, а миллионы соотечественников теряли не только работу, но и жизнь. Это и привело к тому, что бОльшая часть населения с ностальгией вспоминает старые добрые времена, ведь число "предпринимателей", умеющих преступным путём грабить соотечественников, не уменьшается, оно растёт! Вот такой "свободы" добились господа-реформаторы...

Кстати, почему-то у меня, как и у многих, вообще не было ощущения несвободы в советское время. Потому и считаю ту «борьбу» демагогией чистой воды! Кто мешал добросовестно трудиться и хорошо зарабатывать, кому не давали высказываться? (Речь не о первых годах после революции или перед войной). Только надо помнить всегда об ответственности (как слово наше отзовётся), оставаться в поле законности и нравственности, не содействовать враждебным силам, то есть не играть на руку той же Америке...
Что-то Пушкину ничто не помешало писать даже политические стихи, направленные против самодержавия и крепостничества! И он смог сказать с гордостью, что не гнул "ни совести, ни помыслов, ни шеи", несмотря на преследование и ссылку. Потому что не о себе думал, а о народе и Отечестве своём.
Вот это и есть свободный человек с высокими стремлениями и великим талантом! Не бросился в Европу, не искал поддержки за границей, чтобы книги напечатать и премию зарубежную получить. Тяжело жить было, зато совесть не грызла, и всегда патриотом оставался.

О своих размышлениях не раз пыталась написать, даже вопросы для ежегодных встреч Президента с гражданами отправляла по известным электронным адресам. Писала и в Госдуму, и в Министерство просвещения, но никогда и ни разу не получила ответа. Точно так же получалось и с редакциями газет. Возможно, мои мысли кто-то даже и использовал, но не от моего имени.
Я все эти годы говорила, что достижения советского образования следовало сохранить, а реформы должны быть минимальными и оправданными, если хотим помочь трудолюбивым школьникам, хотим дать возможность учиться в вузах одарённым детям из глубинки, не зависимо от конкурса и взяток.
Но ЕГЭ не панацея! Никакие камеры и надзорная система не могут устранить изобретательность при фальсификации результатов экзаменов. И разве это хорошо, что дети себя чувствуют под надзором, как в камере тюремной? Наоборот, всё печальнее дела, знаний всё меньше, вера в справедливость нулевая, а дети (за исключением сильных и честных) вполне уверились, что фальшь и подлоги выгодны не только им.
Отрицательного в самих тестах ЕГЭ гораздо больше, чем положительного, потому и нужно иначе проводить экзамены. Однако это отдельная тема, и по ней у меня тоже есть предложения, только нужны ли они министру Ливанову и другим господам?

Сейчас многих волнует, прежде всего, та обстановка в стране, что накаляется и нагнетается с помощью западных спецслужб.
И началось это не сегодня. Когда "революционеры" нового времени рьяно начали разрушать всё советское, никто и не думал выслушивать мнение граждан. Меняли господа, дорвавшиеся до власти, названия улиц и городов, сносили памятники, с лёгкостью уничтожали колхозы, что приводило к вымиранию деревень, поскольку работы для сельских тружеников не было. Теперь же удивляются, что на Украине шагнули дальше: там с яростью и ликованием проводят «декоммунизацию», отправляя под удары молота уже и памятники советским солдатам. При этом украинцы  возмущаются, что россияне их учить вдруг вздумали, хотя сами натворили немало зла и пример подали, охаивая и уничтожая всё советское.
Однако отличие всё же есть, и разница огромная: у наших соседей верховодят безобразиями возродившиеся бандеровцы, националисты. Не допустить бы подобного и в России.

Считаю актуальными мнения тех граждан, кто осознаёт, как вредно было отказываться от принципов советского периода в жизни нашей страны. Эти мысли отражены и в словах Е.А.Ямпольской. Вот один из тезисов:
«Советское – это книги, песни, фильмы, это ряд установок, которые из нас, выросших в СССР, вытравить невозможно...».
И с этим высказыванием перекликаются мои мысли, что написала год назад. Эссе опубликовала на портале Проза.ру под заглавием «Что так сердце, что так сердце растревожено...». Там, например, есть и такие слова.
Думали «рыночники», что не может быть никаких противоречий со странами Запада, потому что теперь стали друзьями для капиталистов всего мира. Как же можно было не понимать, что у капиталистов друзей не бывает?! Кругом волки-конкуренты с их вечной войной за господство и собственность, за богатства и власть. Так что дело не только в общественно-политическом устройстве страны, но и в её силе, мощи, в духовном превосходстве. Это останавливало Америку и Европу, особенно после разгрома гитлеровской Германии. Тогда фашисты и буржуи поняли главное:
СТРАНУ С ТАКОЙ  НРАВСТВЕННОСТЬЮ,
С  ТАКОЙ  СИЛОЙ  ПАТРИОТИЗМА 
ПОБЕДИТЬ  НЕВОЗМОЖНО.

Жаль, что немногие говорят об этом вслух и напрямую. Правда, за последнее время стали вдруг более деликатно вспоминать о советском прошлом. А раньше некоторые, похоже, боялись, что сторонники и последователи Новодворской, представители оппозиции, за признание нравственных идеалов и прежних моральных принципов обзовут «коммуняками» (слово-то какое мерзкое, но хорошо характеризует самих авторов данного ругательства).
И ведь права Е.А.Ямпольская, когда говорит, что «нам необходимо ощущение мощного, уважаемого государства». В этом её слова созвучны с уверенностью В.В.Путина, внешнюю политику которого поддерживают уже 90% населения, хотя есть у президента (на мой взгляд) некоторая непоследовательность во внутренней политике и в экономических вопросах.

Да, «оголтелый антисоветизм» натворил немало бед, отчего и оказались многие  «на духовном дне». Падение нравственности только на руку врагам России, потому и перестали считаться с нашей страной НАТО и Пентагон. Западные кукловоды наводнили все бывшие союзные республики своими «советниками», опустили ниже некуда образование и воспитание, расплодили совсем уж по-хозяйски различные НКО, секты, что позволило уверенно действовать оппозиции, как и ворам, мошенникам, грабителям.

Нельзя сказать, что ничего не делалось в борьбе за сердца и умы молодёжи и вообще всех граждан нашей страны. Ведь немало разумных и добрых людей трудится у нас не только в сельском хозяйстве и в промышленности, но и в сферах образования, культуры, есть они и в правительстве, и даже среди чиновников. Эти наши соотечественники прекрасно помнят слова М.Горького о том, что война ЛЖИ и ЗЛА с ДОБРОМ и ПРАВДОЙ всегда была нешуточной, а «поле битвы – сердце человека». Но ведь и в Советском Союзе не сразу утвердились нравственные идеалы. Сначала была побеждена безграмотность, а позже, научив народ читать и писать, сумела советская власть перестроить всю систему воспитания и образования. Вот тогда и оказались почти все наши граждане «на стороне светлых сил», став настоящими патриотами и духовно богатыми людьми. Естественно, были и мелкие душонки, и сторонники «темных сил», и те, кто  мечтал о возврате к другим ценностям, но это какие-нибудь 5-7%.

В нынешней ситуации можно с уверенностью сказать, что возвращение к серьёзному изучению классической литературы обязательно принесёт свои плоды. Именно русские классики посвящали свои произведения идеалам добра и справедливости, мечтали о просвещённом государстве, в котором невежество будет устранено полностью. Но, увы, сейчас мы видим, как сильно напоминают нынешние чиновники персонажей, изображённых ещё Фонвизиным, Грибоедовым, Салтыковым-Щедриным, Гоголем и другими писателями.
И стала коррупция опять, как в XVIII и XIX веках, «следствием душевной неразвитости». Вот таким господам не нужна ни литература, ни традиционная культура граждан разных национальностей большой страны.
Да, и понятно: зачем такому чиновнику, бизнесмену, банкиру честь, совесть, достоинство, если эти качества не способствуют обогащению? Потому смеются богачи над честностью и бескорыстием, считая это глупостью пролетариев. И тут прав Стародум, герой комедии Фонвизина «Недоросль», который говорил, что «одному человеку и всей Сибири мало». Понятно, о каком «человеке» идёт речь: о примитивно мыслящем «Гобсеке», о низкой душе капиталиста или банкира, если личная выгода и нажива являются для них главными целями. Идолами для таких господ становятся бумажки денежные, золото или нефть.

Можно вспомнить и героя повести М.Булгакова «Собачье сердце», профессора Преображенского, у которого трудности жизни пролетариата в 20-х годах XX века сочувствия не вызывали.
Один из персонажей повести, пёс, подобранный для экспериментов, размышляя о жизни, делает вывод: "Дворники из всех пролетариев – самая гнусная мразь" (значит, все остальные - тоже мразь, но меньшая). Вот в этом и суть классовых отношений, и через слова пса выражена мысль многих противников социалистической идеи.
Квартиру профессора пёс называет "похабной" (за дела, творимые здесь), но жизнь в достатке ему очень понравилась. Он ведь не знал, какие впереди развернутся события.
Профессор был учёным-исследователем и частным доктором, за свои операции брал большие деньги, но клиентура имелась: это были очень обеспеченные граждане. Благодаря связям, Преображенский получил такие преференции, как исключительное право на подобного рода деятельность. Однако в его отношении к людям малоимущим главными оставались чувства неприязни и превосходства, которые выражены через слова пса, через разговоры доктора с разными людьми.

Представитель интеллигенции, которого правильнее было бы отнести к буржуазии,  вовсе не хотел помогать голодным детям (это был его ответ на вопрос девушки-комсомолки) и не собирался делиться жилплощадью, чтобы отдать хотя бы две комнаты по просьбе жильцов дома. Он считал, что имеет право на комфортную и обеспеченную жизнь, и поэтому доходы будет тратить на себя, а семи комнат ему  и самому мало. Можно, конечно, понять человека, не желающего лишать себя привычных удобств, однако следует вспомнить, что это были трудные, голодные годы, послевоенная  разруха, восстановление хозяйства страны.

А вот во время войны с фашистами советские люди брали в свои дома и квартиры эвакуированных граждан. Может ли кто-нибудь себе представить, чтобы отказали в приюте ленинградцам-блокадникам, не поделились бы хлебом с голодными? Хотя речь опять о людях с совестью, с добрым сердцем, а к буржуям по натуре или к предателям, враждебно настроенным по отношению к советской власти, за сочувствием и помощью обращаться было всегда бесполезно.
Вот и профессор Преображенский высокомерно разговаривал с робеющими перед его напором представителями домового комитета: «Он... смотрел на вошедших, как полководец на врагов». Господин готов прибегнуть к связям и шантажу. Звонит важному лицу, клевещет на посетителей, обвиняя мирных людей в «вооружённом терроре», и угрожает уехать из России навсегда.
Когда профессор поговорил со «значительным лицом» из высших властей, то ошеломлённый и униженный Швондер, пытаясь защититься от клеветы, говорит ему  правду: «Вы извратили наши слова».
Далее Швондеру по телефону было приказано убираться, а пёс делает вывод о «ловкости» ПРОФЕССОРА:
«Как оплевал! Ну и парень!»

Очень напоминает подобный стиль то, как относятся к «нижестоящим» нынешние  разбогатевшие господа.
И умение прибегнуть к шантажу, ко лжи используют современные бойцы идеологического фронта, ведущие информационные войны: умело перевирают факты, искажают смысл событий, переваливают с больной головы на здоровую. А верховные власти почему-то слабо препятствуют многочисленным дельцам, кто не только унижает россиян, но и грабит их. Или же стремятся марионетки западные вытравить из людей лучшие качества души. При этом растёт число граждан, недовольных современной действительностью.
К сожалению, сейчас не все готовы оставаться патриотами той страны, в которой законы справедливости слабо осуществляются. Потому и чувствует себя уверенно американский десант в Екатеринбурге, как и в других городах. А власти наши всё деликатничают с «партнёрами», мягко и почти дружелюбно сотрудничают с тем же Ельцин-центром. Сей сценарий напоминает те времена, когда ничего не было сделано, чтобы противодействовать трагедии, которую готовили определённые силы задолго до «встречи друзей» в Беловежской пуще.

Перестройка и «рынок» способствовали уничтожению культуры в обществе, и многие светлые, высокие стремления заменились самыми прозаическими и низменными: урвать как можно больше для себя лично (можно и из бюджета), хапнуть в собственность то, что должно принадлежать народу и государству, или просто отнять чужую собственность...
Одно только благополучие и достаток не могут дать развитие личности творческой и богатой духовно, нужно многое другое. Деньги не должны быть ИДЕАЛОМ, то есть идолом, божком, на которого молятся. Иначе превращается и сам человек в золотого болвана, в ничтожество, которому нет дела до умирающих детей в семьях бедноты.

Продолжать можно бесконечно. Но достаточно сравнить песни, танцы, фильмы советского времени с современными, чтобы понять, чего лишили нас реформаторы-рыночники. Потому и получили такой результат, когда на стороне светлых сил сейчас чуть больше половины наших граждан, сохранивших чистоту духовную, стремления добрые. А ОСТАЛЬНЫЕ ГДЕ?  Остальные – на духовном дне. Их число резко выросло за 25-30 лет! Это уже не 5-7%, а около 40%, видимо.

Взяточники и коррупционеры были во все времена, как следствие невежества и жадности. Но современная душевная неразвитость достигла ужасающих размеров. Не могут вызывать сочувствие и уважение проявления превосходства одних граждан, «выдающихся», над всеми остальными, обычными. К счастью, существует и другая категория людей, у которых доброе отношение к жизни превалирует над тягой к материальным ценностям или к власти, а душевная красота ценится выше и дороже, чем личные интересы и выгода.

Не все люди талантливы, духовно богаты, многие не получили в детстве понятия о совести, чести, благородстве. Однако, как правильно сказано умными людьми, надо стремиться к лучшему, чтобы душевные качества КАЖДОГО из нас были высокими. Тогда и уровень жизни справедливо будет повышаться, улучшаться ДЛЯ ВСЕХ граждан, а не только для избранных. Возможно, меньше будет и тех, кто желает грабить людей, присваивать средства из государственной казны или захватывать реки, леса и даже недра страны лично для себя.

Если работники культуры и образования, осознают свою ответственность за нравственное состояние общества, за качество человеческой личности, то удастся возродить важную миссию отечественной культуры и просвещения. Может быть, произойдёт даже, как предположила Е.А.Ямпольская, «гармонизация общественных отношений», когда не будет один человек эксплуатировать, «сваливать», уничтожать и грабить другого. Ради этого стоит потрудиться всем, кто способен служить Отечеству на пользу общества. И следует поторопиться, чтобы не позволить отдельным «сверхчеловекам» и безумцам уничтожить бОльшую, добрую и честную часть населения планеты, как и саму нашу Землю-матушку.