Подарок и слезы Цезаря

Ольга Ильинична Горшенкова
Переход через Рубикон
В январе 52 года до н. э. после убийства Клодия в Риме начались беспорядки, сенаторы стали вести переговоры с Помпеем о наделении его чрезвычайными полномочиями диктатора. Гней Помпей публично отрицал намерение стать диктатором. Он советовался по этому вопросу с Цезарем, галльский наместник предложил новый династический брак: Помпей должен был жениться на родственнице Цезаря Октавии Младшей, а Гай хотел взять в жёны Помпею, дочь Гнея. Помпей от этого предложения отказался.
В 51 году до н. э. в Риме широко обсуждался статус Цезаря после скорого окончания его проконсульских полномочий, которые истекали 1 марта 49 года до н. э. О намерении привлечь его к суду публично заявляли противники Цезаря, готовились они оспорить недавний закон о его праве баллотироваться в консулы, отсутствуя в Риме. В 50 году до н. э. консулами стали враги Цезаря. В начале 50 года до н. э. Гней ответил отказом на компромиссное предложение: Помпей и Цезарь должны одновременно распустить легионы и сдать проконсульские полномочия.
Помпей, который был старше, требовал, чтобы Цезарь сложил оружие первым.  «Ибо гордыня и великая радость овладели Помпеем и вытеснили все разумные соображения об истинном положении дел. Помпей совершенно отбросил теперь свою обычную осторожность, которая прежде всегда обеспечивала безопасность и успех его предприятиям, стал чрезмерно дерзок и с пренебрежением говорил о могуществе Цезаря» (Плутарх).
В Риме распространился слух, будто Цезарь уже идёт на Рим со всей армией. Вскоре Помпей вызвал в Италию два легиона, временно служившие у Цезаря. Цезарь предпринимал попытки договориться с Помпеем напрямую (в частности, в декабре он просил оставить себе Цизальпийскую Галлию, Иллирик и два легиона, но гарантировать консульство), но все они оканчивались неудачей.
1 января 49 года до н. э. трибуны Марк Антоний и Квинт Кассий Лонгин доставили в Рим и зачитали письмо Цезаря, в котором он угрожал началом войны, если Помпей не сложит полномочия. Эта угроза окончательно настроила сенат против Цезаря, хотя там было ещё немало сторонников примирения. Закон требовал от Цезаря распустить войска, иначе он объявлялся врагом государства.
7 января Сенат принял чрезвычайный декрет, который наделял Помпея самыми широкими полномочиями. Трибуны Антоний и Кассий бежали из города после угроз со стороны сената. Тем временем Цезарь выступил на сходке перед солдатами, которых он просил защитить священные права трибунов, попранные сенатом, а также помочь восстановить его очернённую репутацию. Солдаты полностью поддержали полководца.
Приблизительно 10 января 49 года до н. э. Цезарь перешёл через реку Рубикон, отделявшую Италию от  Галлии, начав тем самым гражданскую войну. Через несколько дней, когда известия о выступлении Гая достигли Рима, Помпей признал неготовность к отражению нападения, в сенате победило предложение Катона: сражаться с Цезарем под командованием Помпея.
Цезарь настаивал на личной встрече с бывшим коллегой по триумвирату, выдвигал предложение распустить армию одновременно с Помпеем и  участвовать в выборах консулов.
Помпей отступил в Капую, где были сосредоточены лояльные войска. Первоначально планировалось соединение сил Помпея и Агенобарба, но оно было сорвано внезапным появлением Цезаря под Корфинием. Несмотря на численное превосходство Агенобарба (приблизительно три легиона против двух), его солдаты после семи дней осады сдали Цезарю и крепость, и полководца.
Узнав о падении Корфиния, Помпей решил переправиться вместе с Сенатом в Грецию. В середине марта из Брундизия, к этому времени уже осаждённого Цезарем, отплыли последние корабли. Помпей уплыл одним из последних. Гней надеялся организовать блокаду Италии, а весной 48 года до н. э. или позже высадиться туда с крупной армией. В январе 48 года до н. э. Цезарь неожиданно прорвал морскую блокаду, высадился и вскоре окрестные города начали один за другим переходить на его сторону.
Сенаторы начали оказывать серьёзное давление на Помпея, критикуя его медлительную стратегию и настаивая на генеральной битве. Сам полководец планировал ослабить противника истощением, уклоняясь от генерального сражения и препятствуя снабжению его армии. В конце концов, Помпей поддался на уговоры сенаторов. 9 августа 48 года до н. э. возле Фарсала состоялось сражение, оказавшееся решающим. Помпей имел численное преимущество, однако не смог его реализовать, поражение на левом фланге обернулось катастрофой для его армии. Вскоре было принято решение просить помощи в Египте, поскольку Птолемей XIII был обязан своим троном Помпею и его стороннику Авлу Габинию.

Подарок и слезы Цезаря
Получив этот подарок, Цезарь рыдал не меньше, чем на похоронах своей дочери Юлии, четвертой жены Помпея, умершей при родах в августе или сентябре 54 года до н. э.
Ровно через шесть лет 28 или 29 сентября 48 года до н. э. египтяне преподнесли Цезарю голову Помпея и его кольцо с печатью (лев, держащий в лапе меч). Согласно наиболее распространённому мнению, Гней Помпей родился 29 сентября 106 года до н. э., именно на день рождения приходятся как трагическое событие - его гибель в 58 лет, так и счастливое - третий триумф.
На закате жизни словно предчувствуя свой конец, утомлённый и недовольный властью пророчески изрек: „Увы, что за бесконечная борьба! Насколько лучше было бы остаться одним из незаметных людей — ведь теперь я никогда не избавлюсь от войн, никогда не спасусь от зависти, не смогу мирно жить в деревне с женой!“ (Плутарх)
Разве Юлию нужен был такой подарок!? Разве думал Цезарь, что так  завершатся их словесные баталии с Помпеем и сенатом?! Поначалу они оба не хотели уступить! Вот он самый злейший враг человека, язык словно «враг мой в уме моем вещает». Неукротимый язык часто сравнивают с огнем (Иакова, 3:5,6). Поистине, язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, «небольшой огонь как много вещества зажигает! Язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иакова, 3:5-8).
Да, у них были распри и разногласия. В отличие от Помпея, который безропотно подчинялся всем решениям Сената, Цезарь хотел всей полноты власти, чтобы утверждать свои идеи и принципы построения справедливого общества.  Да, порой он обижался на Помпея, которого уважал, к тому же его четвертой женой была дочь Цезаря. Но как без этого в политике? В написанных вскоре после гибели Гнея «Записках о Гражданской войне» подвергает Помпея резкой критике.
Цезарь обвинял бывшего коллегу по триумвирату в предательстве их дружбы, ранее скреплённой брачным союзом, подчёркивает его честолюбие, хвастовство и самоуверенность, а также отмечает плохой выбор тактики в решающей битве при Фарсале. Цезарь считал Гнея «недостаточно решительным, несамостоятельным, самонадеянным и неумным человеком, которого не за что уважать, но не за что и ненавидеть», хотя молодой Цезарь, до своего возвышения активно поддерживал Помпея.
На Кипре Гней отправил письмо к Птолемею с просьбой о встрече. Советники царя, фактически управлявшие страной, решили, что помощь Помпею в любом случае поставит под угрозу их власть и независимость Египта, потому решили поддержать на словах, а на деле — убить его. Осуществить убийство было поручено Луцию Септимию, римлянину на египетской службе; он вместе с Ахиллой должен был встретить корабль Помпея в гавани, посадить полководца в шлюпку, отвезти к берегу и убить. Помпею же было отправлено письмо, написанное в дружеском тоне, с приглашением о встрече. Плутарх описал убийство полководца.
«Корабль находился на значительном расстоянии от берега, и так как никто из спутников не сказал ему ни единого дружеского слова, то Помпей, посмотрев на Септимия, промолвил: „Если я не ошибаюсь, то узнаю моего старого соратника“. Тот кивнул только головой в знак согласия, но ничего не ответил и видом своим не показал дружеского расположения. Затем последовало долгое молчание, в течение которого Помпей читал маленький свиток с написанной им по-гречески речью к Птолемею. Когда Помпей стал приближаться к берегу, Корнелия с друзьями в сильном волнении наблюдала с корабля за тем, что произойдет, и начала уже собираться с духом, видя, что к месту высадки стекается множество придворных, как  будто для почётной встречи. Но в тот момент, когда Помпей оперся на руку Филиппа, чтобы легче было подняться, Септимий сзади пронзил его мечом, а затем вытащили свои мечи Сальвий и Ахилла. Помпей обеими руками натянул на лицо тогу, не сказав и не сделав ничего не соответствующего его достоинству; он издал только стон и мужественно принял удары».
Похоронный обряд с телом Помпея провели его вольноотпущенник Филипп и один из ветеранов его армии, использовав для погребального костра обломки старой лодки. Предполагается, что пепел Помпея впоследствии был перезахоронен его последней женой Корнелией Метеллой в имении Помпея.  По слухам, могилу Помпея в Египте засыпало песком, только император Адриан  разыскал её и восстановил.
Не зря Цезарь стоял в глубоких раздумьях, прежде чем перейти Рубикон, речку, отделявшую Галлию от Италии. Если бы он знал, к каким результатам приведет этот переход?!
В войне с Парфией погиб его друг и соратник Красс. Потеряв одного союзника, Цезарь уповал на оставшегося в Риме Помпея. Повсюду сооружали статуи славы не Цезарю, а Помпею. Цезарь хочет вернуться в Рим, но Помпей со своими сторонниками, среди которых Цицерон, Катон, Гай Кассий, Марк Брут, ждут его без легионов. Они уже начинали бояться удачливого полководца. Цезарь же пошел со своими когортами. После многолетней кампании он со своими легионами идет на Рим.
В отличие от Красса, Помпея ждало вероломное убийство в спину. Как все-таки вероломно и глупо погиб великий Помпей, который раньше побеждал везде и всюду! Удача отвернулась от него! Сначала испугавшись Гней Помпей, прихватив  с собой несколько легионов, весь флот и Сенат, бежал из столицы. Не встретив никакого сопротивления Цезарь входит в Рим, его восторженно встречает беднота. Оставшиеся сенаторы провозглашают его диктатором республики. Цезарь шлет послов, надеясь на переговоры.
Помпей уплывает в Грецию, тогда Цезарь, круто разворачиваясь, ведет свои легионы в Испанию, где сосредоточены основные силы Помпея и сначала разбивает «войско без полководца»  в пух и прах. Затем переправляется в Грецию, где без особого труда побеждает «полководца без армии». Из Греции Цезарь отправляется в Египет, где не мог не вмешаться в раздоры тамошних правителей. Там Юлий, которому уже за пятьдесят, возвел на престол Клеопатру, которой всего двадцать с небольшим. Потеряв голову, он застрял в Египте еще на год.