Эпиграммы

Майя Уздина
Недавно я  опубликовала очерк о замечательном  человеке-Ефиме Григорьевиче Эткинде  http://www.proza.ru/2016/05/18/1068. В библиографии среди других книг указан сборник  «323 эпиграммы» (1988). Я очень люблю этот литературный жанр. Когда в тексте встречаюсь с эпиграммами, всегда записываю.  Много эпиграмм помещала в литературном дневнике.

 Эткинд во вступительной статье пишет : «Я начал коллекционировать эпиграммы лет двадцать пять тому назад, — сначала только фиксировать, что слышал, а потом стал специально просить моих знакомых записывать и передавать мне все, что они помнят. Так что собирал я эпиграммы, как собирают фольклор — сказки или песни. Бродячие тексты нередко испытывают те же превращения, что песни: переходя устно от одного к другому, они трансформируются — возникают варианты, иногда меняется адресат, иногда два соединяются в один, один дробится на два или текст сокращается с шести строк до двух, иногда одно имя заменяется на другое».

 Эпиграмма-небольшое стихотворное произведение, высмеивающее какое-то лицо или явление.
Зародилась эпиграмма в глубокой античности и сохранилась до наших дней.
С уважением ко всем читателям!


Предлагаю вниманию читателей некоторые эпиграммы.

Весь зоопарк смешил до колик
Борец за правду — смелый кролик,
Сказавший прямо, что не прав
Его глотающий удав.
 Вл. Гершуни

 Черепаха
Из чего твой панцирь, черепаха?
Я спросил и получил ответ:
Из пережитого мною страха
И брони надежней в мире нет.
 Лев Халиф

Мы все евреи понемногу
Когда-нибудь и как-нибудь,
Так обрезаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.

 На советского читателя.

К литературе тяготея,
По магазинам бегал я,
Купил себе Хемингуэя,
Не понял ни хемингуя.
 
Диалог
 
Молодой поэт:
Я сижу на берегу,
Мою левую ногу.
Старый поэт:
Не ногу, поэт, а ногу.
Молодой поэт:
Все равно отмыть не могу.

Есть тяжелые моменты
В жизни творческих людей:
Пожилые импотенты
Ищут  опытных ****ей.
  М. Дудин

Этапы большого пути

Мама. Ясли. Детский сад.
Школа ВУЗ. Гослитиздат.
1958

О берег плещется волна
И люди от жары раскисли ...
Как много плавает говна
В прямом и переносном смысле!
К. Симонов
 
Выхожу один я на дорогу.
Предо мною даль светлым - светла.
Ночь тиха, пустыня внемлет Б о г у ...
Это все нам партия дала.

 Жили были дед да баба
На сто пятом этаже.
Так как лифт работал слабо,
Оба умерли уже.

Торжествующий порок или неправильное распределение богатств.

У одного педераста
Было рублей полтораста.
Евгений Шварц.
 
Что значит в наши дни быть баснословно смелым?
 
Звать черным черное, а белое звать белым.
Чрезмерно громких од убийцам не слагать,
Лгать только по нужде, а без нужды не лгать.
 Фридрих фон Логау Перевод Льва Гинзбурга

 Ходит, бродит по цехам
Наш директор, поц и хам.
 
(На М. Маргулиса)
Писанным красавцем вы проснулись?
Знайте, ночью был у вас Маргулис.
М. Светлов 1962   ( Маргулис-парикмахер Дома литераторов М.У.)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
 
Символическое распоряжение.
По распоряжению краевого правительства закрыты две газеты: "Кубанская земля ” и « Кубанская воля ”.
 
Вновь не стало двух газет ...
Это символ, что ли?
На Кубани нынче нет
Ни "Земли ”, ни "Воли ” !
С. Маршак

На К. Ворошилова

Ах, Клим, пустая голова,
Навозом доверху завалена!
Не лучше ль быть хвостом у Льва,
Чем задницей у Сталина?

Я государство мыслю статуей,
Мужчина в бронзе — символ властности;
Под фиговым листочком спрятанный,
Огромный орган безопасности.
И. Гарик
 
Плодотворная идея
— Новый облик иудея,
Поголовного агрессора,
От портного до профессора.
И мне золото — кумир,
А борьба с борьбой за мир.
Они все головорезы.
И в штанах у них обрезы .
1969.
 
На "Литературную Газету ”

Наш усталый, дряхлый орган
Так измотан, так издерган,
Что ему и в самом деле 
Трудно трижды на неделе.
Неужели греховодник
Превратится в ежегодник?
 Н. Разговоров 1967

 - Что делать мне с тобой, моя присяга?
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага,
И как встречала в шестьдесят восьмом?
1968 Ал. Твардовский

Мне Маркса жаль: его наследство
Попало в русскую купель,
Где цель оправдывает средства
А средства обосрали цель.
1969

В Риме

 Везде — хоть бейся, хоть кусайся
— Тут серп и молот, как в Москве!
И это мне серпом по яйцам
И молотом по голове. 
Коржавин 1976

На президента Насера

Лежит на пляже кверху пузом
Надежный друг СССР,
Герой Советского Союза
Гамал-Абдул-на-всех-Насер.

Сказал однажды так Маршак,
Как мог сказать один Маршак:
 — Я переводчик на Руси
И этим дорожу,
Но я, в отличье от такси,
Не всех перевожу.
 Я. Козловский
 
При всем при том,
При всем при том,
При всем при том при этом
Маршак остался Маршаком,
А Роберт Бернс поэтом .
 Ц. Вольпе (?)

 Из гроба встал Адам Мицкевич:
— Кто мой редактор? — Усиевич.
— А кто мой переводчик? — Румер.
Адам Мицкевич снова умер.
— А предисловье чье? — Живова.
Адам Мицкевич умер снова.
 1949

 Старик божественный Джамбул Меня одел бы и обул,
Но беспощадна клаузула: Меня раздела и разула. 1937-1938 М. Матусовский

Когда выходим мы из моды,
Нас выручают переводы .
Е. Тараховская .

Свидание с Ахматовой кончается тоской:
Как даму не обхватывай,
Она доска доской.
 
Ах у Инбер, ах у Инбер
Что за глазки, что за лоб ...
Все смотрел бы, все смотрел бы,
Все смотрел бы на неё б.   

Эпитафия
Под камнем сим лежит Серова Валентина.
Моя и многих верная жена.
О Господи, спаси ее от сплина,
Ведь в первый раз она лежит одна.
От имени К. Симонова

Не для меня такая дама,
Я на нее не претендент.
Она профессор. Скажем прямо,
Ей нужен член-корреспондент.
Вас. Казин (?)

 ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 20 -х ГОДОВ

Есенина куда вознес аэроплан?
В Афины древние, к развалинам Дункан. 1921

Луначарскому
Ценя в искусстве рублики,
Нарком наш видит цель:
Дарит лохмотья публике,
А бархат — Розенель.
Д. Бедный
 
Демьяну Бедному

 Демьян, ты мнишь себя уже
Почти советским Беранже.
Ты, правда, ”б ” , ты, правда, ”ж ’
Но все же ты не Беранже.
Луначарский.

На четвертом этаже Проживает эта ”ж ” ,
Ну а пишет так, что аж
Пахнет и шестой этаж.
 С. Михалков (Добавление)
Но на пятом  этаже
пишут тоже это же

На Николая Тихонов.

 Гвозди бы делать из этих людей:
Больше бы было в продаже гвоздей. 1923

На Осипа Брика.

Вы думаете, здесь живет Брик,
Исследователь языка?
Здесь живет шпик
И следователь из Чека.

Как приехали в Тбилиси
Сразу все перепилися:
Шо-то пили, шо-то ели, Шота Руставели ...
А. Н. Толстой 1938

  На Алексея Толстого.
 
В доме сем под каждым шкафом
Очень гнусно пахнет графом .
Борис Лавренев 1939 б. Царское Село

Корнейчук и Ванда
Не семья, а банда.
Эм. Казакевич 50-е годы

На Сергея Васильева.
 
Бывает, что и С. Васильев
Стихи слагает без усильев. 1949

Суровый Суров не любил евреев,
На них везде и всюду нападал.
Его за это порицал Фадеев,
Хоть сам он их не очень уважал.
Когда же Суров, мрак души развеяв,
На них кидаться чуть поменьше стал,
М. Бубеннов, насилие содеяв,
Его старинной мебелью долбал.
Певец ’’Березы ” в жопу драматурга,
Как будто в иудея Эренбурга,
Столовое вонзает серебро.
Но, следуя традициям привычным,
Лишь как конфликт хорошего с отличным
Рассматривает дело партбюро.
 Эм. Казакевич 1954.

НА ПИСАТЕЛЕЙ -ДОНОСЧИКОВ.
 
На Льва Никулина.
 
Никулин Лев, стукач-надомник,
Недавно выпустил трехтомник.
 1956
Каин, где Авель? Никулин, где Бабель?

Дорогая родина,
Чувствуешь ли зуд?
Оба Воеводина По тебе ползут.

 (Глеб Семенов!?)1963

На роман Аркадия Первенцева "Матросы ”

Читал я "Матросы ” .
Сознанья уж нет,
В глазах у меня помутилось,
Увидел в конце: ’’Продолжение след .”
Упал, сердце больше не билось.
 
На Павла Нилина

В мозгу у Павла Нилина
Всего одна извилина,
И та от Яна Сажина
Из жопы пересажена.
Теперь у Яна Сажина
На этом месте скважина.
1949

На С. Наровчатова
 
От Эльбы до Саратова,
От Волги до Курил
Сергея Наровчатова
Никто не перепил.
 
Мих. Исаковский 1949.


Львы — очень тонкая наука,
Их чтит по разному народ:
Вот Лев Ошанин — это сука,
Лев Озеров — наоборот.
 Н. Глазков

На Николая Шпанова.

Писатель Николай Шпанов
Трофейных обожал штанов
И длинных сочинял романов
Для пополнения карманов.

На Николая Грибачёва.

Наш переводчик не жалел трудов,
Но  десять лет назад он был щедрее:
Перевести хотел он всех жидов,
А перевёл лишь одного еврея.

Татьяна Тэсс, Татьяна Тэсс
Одна из лучших поэтесс
И даже Эдуард Багрицкий
Порой хватал её за цицки.

Пред камнем сим остановись прохожий:
Здесь Федин спит, на всех похожий.
Ю.Тынянов.

Однажды ГПУ пришло к ЭЗОПУ
И хвать его за жопу.
Смысл этой басни ясен:
Не надо басен.
 Н.Эрдман 1938(?)

Продолжение следует.