По секрету - родителям и учителям

Магда Кешишева
   Конец мая - время ажиотажа в школах, волнения родителей и ... радостного возбуждения школьников: наконец пришла желанная пора летних каникул! Кстати, родители гораздо больше своих чад переживают за каждую их оценку. Дети молоды, беспечны, их больше радует сам факт: не надо утром с трудом просыпаться, стоять у доски, готовиться к тестам, выслушивать укоризненные наставления учителей и возмущение отца, если вдруг вместо ожидаемой десятки в годовой стоит восьмерка или семерка.

   А, если подумать, что катастрофического, если у сына или дочери "пестрые" оценки?! За то он (она) много читает, увлеченно играет на  нескольких музыкальных инструментах, посещает выставки и неплохо разбирается в живописи, активно занимается спортом... В конце концов, что для вас главное? Каждый ответит - чтобы ребенок был здоров, вырос настоящим человеком и нашел свое место в жизни. Это - правильный ответ. Так давайте поможем своему ребенку, а не будем с раннего детства давить на него: заставлять играть в теннис, когда он хочет играть в футбол, искать знакомых и определять в художественную школу, если у ребенка лингвистические способности, не заставлять учить иностранные языки, когда ему больше нравится наблюдать за жизнью растений...

   И, пожалуйста, не "воспитывайте" детей за оценки, не стыдите, ни с кем не сравнивайте! Каждый из них уникален в своей неповторимости, у каждого будет своя жизнь. Дайте ему право самому доходить до истины и самому выбирать свой путь в жизни. Не требуйте, чтобы он выбрал юриспруденцию, если папа адвокат, или поступать на экономический, как мама, когда дочь мечтает о профессии врача. Не следует "толкать" в медицину сына, которого воротит от крови, и который лелеет мечту стать архитектором.

   Может возникнуть вопрос: что заставило меня писать все это? Я вижу как много приходится выслушивать наставлений, упреков, даже прямых оскорблений от родителей детям соседей, родственников, родителей одноклассников моих внуков и моим же внукам. Дети оправдываются, что - то пытаются объяснить. Как это все неправильно! Дорогие взрослые, не сейте в сознании ребенка комплексов, с которыми ему будет трудно жить! Ведь не случайно говорят - если постоянно говорить ребенку, что он - свинья, ребенок начинает хрюкать.

   Моя старшая дочь живет в Америке и работает в американской школе. Америку можно критиковать и в хвост и в гриву, но, что хорошо, то хорошо. Никогда ученика не ругают, не конфузят перед классом, не повышают голоса. Аналогично - никого во всеуслышание не хвалят. Был случай, когда мой старший внук за тест получил 105%, плюс: - "Smart thinking", "Wow! Awesom job!! " I'm proud of your efford, Reuben!" "Good luck!!" И все это педагог написал на листочке теста, и узнали об этом только мы, домашние.

   В Америке у меня трое внуков. Все они отлично учатся, но никогда - ни в нашей семье, ни в семье дочери - отличная оценка не была самоцелью. Мой муж всегда говорил (тогда была пятибалльная система оценок), что лучше знать на пять, но иметь четверку, чем наоборот. Когда моя старшая дочь перешла в девятый класс, родственник, директор другой  школы, посоветовал: - "Переведите Яну в нашу школу и она медаль получит". Мы этого не сделали, во - первых, потому, что школа была в другом районе города, а, во - вторых, были уверены в своей дочери.

   Но речь сейчас не об этом. Каждый из нас наверняка знает немало примеров, когда отличный ученик проваливал экзамены в институт, ничего не добился в жизни, и, наоборот, школьные середняки достигали больших успехов. В первом случае сокрушенно говорят - "А какой был ученик! Круглый отличник!" во втором - "Кто бы мог подумать! С троек на четверки перебивался! Надо же!"

   А все потому, что первые годы жизни и учебы, первые удачи и неудачи ни о чем не говорят, ничего не гарантируют в будущем.
   
   Задумывались ли вы когда - нибуль, почему в школьной программе, знакомя учеников с известными писателями,  физиками, химиками, учителя обычно, говоря о том ГДЕ учился тот или иной великий, обходят молчанием факт - КАК  он учился? Это и понятно!

   Может ли преподаватель английского поведать ученикам, что Максим Горький 15 лет прожил в Италии, но так и не выучил итальянского?
   Или сказать о великом Сергее Ковалёве, открывшем людям путь к звёздам, что был он очень слабым учеником в школе и оснавной его отметкой была тройка, а порой и двойка.

   Для педагогов, конфузящих неуспевающих учеников перед классом, а родителей - пред другими родителями, на классных собраниях, хочу привести несколько примеров из жизни "великих двоечников". Почитайте, подумайте, но  - ни в коем случае! - детям не показывайте

   Великий физик, изобретатель электричества, один из самых плодовитых изобретателей Америки, Томас Эдисон был  признан  умственно отсталым и исключен из школы. Представьте себе ситуацию: учитель спрашивает сколько будет 1+1 и слышит ответ - "Если слить две чашки воды, получим одну". Естественно, ответ не устроил учителя. Также  "непонятно" Эдисон обосновывал другие свои ответы. В результате будущего ученого исключили из школы. Мать научила его читать, а все остальные знания он почерпнул из книг.

   Весьма поучителен пример Исаака Ньютона. Мальчика учителя считали ленивцем и тупицей. Одноклассники издевались над ним, придумывали оскорбительные прозвища, порой жестоко избивали. Ньютон словно чего - то выжидал. Однажды одноклассник избил его особенно беспощадно. Это стало поворотным моментом в жизни Исаака: он стал лучшим учеником класса.

   Наверное многим известно, что великий Альберт Эйнштейн только в четыре года начал говорить. В школу он тоже пошел позже сверстников, а в возрасте 15 - ти лет был отчислен за неуспеваемость. Что было дальше, знает весь мир. Многих великих двоечников не устраивало простое усвоение знаний. Им казалось скучным готовое знание. Они выходили за рамки простого решения задачи. Как - то Эйнштейна спросили, в чем разница его интеллекта и интеллекта других людей, он ответил: - "Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливается, найдя ее. А я продолжаю искать, обнаруживаю вторую, третью, а, если повезет, даже четвертую и пятую".

   Сегодня трудно поверить в то, что Николай Васильевич Гоголь не умел ... писать сочинения, а Александр Блок занимался с репетитором, чтобы подтянуть словесность.

   Конечно, отсутствия интереса к учебе может быть обусловлено разными причинами.
Сейчас хочу обратиться к педагогам: у вас есть сильное "оружие" против ученика - отметка. Но она не просто цифра в дневнике, а оценка знаний. Прав ли учитель, ставящий самую низкую отметку ученику, забывшему тетрадь дома(если это единичный случай, а не система)? Допустимо ли, чтобы учитель рисования или черчения на глазах у класса зло и грубо рвал не понравившийся ему рисунок или чертеж ученика? Тот же  старался, работал! Да, в классе семилетний ребенок, а не Айвазовский, но зачем так плохо показывать себя?!  Родители всегда хотят педагога оправдать в глазах ребенка, но, бывает, педагог "мешает" им в этом. Был возмутительный случай: ребенок  верно выполнил домашнее задание, но между словами текста - как нашла учительница - был слишком большой интервал. Как вы думаете, как поступила учительница? Никогда не догадаетесь! Каждый интервал она заполнила ... ругательным словом, самым "безобидным " из которых было - "дура".

   Дорогие родители, не "воспитывайте" детей за отметки! Кому сегодня не знакомо имя одного из самых богатых людей планеты, основателя  Microsoft, Билл Гейтса?! А ведь он, представьте себе, в школе был двоечником. Родители пытались денежным вознаграждением заставить сына хорошо учиться. Это не помогло. Но вот появились в школе ЭВМ и потенциал мальчика раскрылся.

   Владимир Маяковский, как сам он писал, "жил весь в пятерках", а в 11 лет учеба пошла по наклонной: Володя стал двоечником, а в пятом проучился всего два месяца и оставил школу.

   Оноре де Бальзак( кто из нас не подпадал под очарование его романов!) слыл лентяем и тупицей. Как часто в колледже - интернате его наказывали карцером! Мальчик сидел часами на холодном полу, но ему это даже нравилось, т.к. можно было читать. Так, перебиваясь с двоек на тройки, мальчик провел семь лет.

   Кто мог бы подумать, что Антон Павлович Чехов в школе не блистал, об уроках думал в последнюю очередь, дважды оставался из - за неуспеваемости на второй год! Кстати, имея двойки по арифметике, географии, греческому языку, по русской словесности Антон никогда не имел выше четверки.

   "Отец космонавтики" Константин Циолковский  был неуспевающим учеником по всем предметам. Правда, из - за перенесенной в детстве скарлатины он плохо слышал, но  учиться не старался. Во втором классе его оставили на второй год, а из третьего исключили. После этого Костя никогда нигде не учился, но через шесть лет успешно сдал экзамены на звание учителя.

   Всех "переплюнул" человек, который в школе слыл заядлым двоечником, лентяем и активно презирал учебу. Этого задиру, хулигана, срывающего уроки и отказывающегося отвечать на уроках, грубияна и неряху учителя не могли терпеть. И как могло быть иначе! Его грязные, неряшливые тетради с какими - то рисунками и надписями бесили учителей. Так было до пятого класса. В шестом мальчик вызывающе прогуливал школу. В седьмом имел четыре годовые двойки, был оставлен на второй год, после чего оставил школу. Дальше - жизнь тунеядца и антисоветчика, циника, космополита и ... великого поэта - Нобелевского лауреата.
   Вы  поняли, о ком я говорю? Да, это - Иосиф Бродский.

   Если ваш ребенок учится не совсем так, как вам хотелось бы, не записывайте его в неудачники, не унижайте сравнением с другими, не позволяйте себе оскорбительных слов, и главное - не лишайте его любви, не наказывайте доступными вам способами: не отлучайте от компьютера, встречи с друзьями, подарков... Он зависит от вас, но не надо этим злоупотреблять.

   Школа - не объект психологического террора и травли, а родители должны создать благоприятную атмосферу для ребенка, независимо от его успехов в учебе.

   Ни в коем случае, однако, все сказанное не надо воспринимать ошибочно:  ребенок плохо учится сегодня, завтра он станет Менделеевым или Биллом Гейтсом.
   Кто может отрицать, что хорошо учиться прекрасно, но... Если отличная оценка - результат  "насилия" над ребенком, неоправданное желание родителей, чтобы его ребенок непременно был в классе первым, ничего путного из этого не выйдет. Когда ребенок легко учится, да еще читает книги, играет с друзьями, занимается музыкой или спортом, находит время для театров, концертов, чего еще желать! А если он только учится, кому это надо?!

   И потом, высокая успеваемость не может быть гарантией больших успехов в будущем. Вспомните талантливую Нику Турбиных или Кристофера Лангена, человека с самым высоким IQ в США. Они были вундеркинды, от них много ждали, ими справедливо восторгались. Но печальным оказался их конец: Ника в 27 лет добровольно ушла из жизни, а Кристофер поселился в провинции и стал лесником.

   Любите своих учеников и детей такими, какие они есть! Каждый из них - единственный в своем роде.
   Когда девятого чемпиона мира по шахматам, Тиграна Петросяна спросили, какими фигурами он предпочитает играть, он улыбнулся:
 - Любите нас черненькими, говорят черные фигуры. Белыми нас любой полюбит.

  P.S. С фотографии нам улыбается заядлый двоечник, лентяй, прогульщик, не
       желающий учиться, антисоветчик ... и Нобелевский лауреат, блестящий Иосиф
       Бродский.