Книга 1 истоки глава 6 юность виктора часть 2 ранн

Дудко 3
На фотографии – справа – ШУРОЧКА (БАС), моя первая настоящая любовь и её сестрёнка – Люся.

КНИГА 1 ИСТОКИ

ГЛАВА 6 ЮНОСТЬ ВИКТОРА

ЧАСТЬ 2    МОИ ДНЕВНИКИ

                РАННЯЯ ЮНОСТЬ

Пока Батя устраивал свою жизнь в Бресте, я продолжал учиться и жить во Фрунзе у его брата – Михаила Евстафьевича Дудко.

За школой, метров 100 или 200 слева, находился дом Бурлаковых, который я, спустя 25 лет, находясь в командировке, так и не нашёл.

В этом домике жила моя первая любовь - Шурочка Бурлакова. И я учился тогда в 9-м классе.


Ещё раньше -  после окончания восьмого класса мои опекуны достали путёвку в пионерлагерь  на озеро Иссык-Куль. Мне ехать туда не хотелось, но узнав, что туда же едет мой друг Владилен, я согласился. Это было прекрасное лето, отличный отдых, замечательное чистое прозрачное озеро (видимость на 10-20 метров, под водой  находился древний город, но так глубоко мы нырять не могли).

 Нас, переростков, было несколько человек, остальные мелкота, которая подчинялась всем лагерным законам. К этому времени я подрос на 15 см и стал высоким парнем, выглядевшим старше своих лет на 2-3 года, чем  несказанно гордился (рост у меня был 170 - 175 см). Я стал значительно выше моего друга. Здесь в лагере я познакомился с Шурой, за которой стал ухаживать и мой друг, который был старше меня года на два.

 Здесь я допустил непростительную ошибку, когда уйдя в горы, я невзначай столкнул камень, который вызвал каменную лавину. Под неё чуть не попали Владилен и Шура, находившиеся  ниже, на тропе. Я успел крикнуть: берегись!!! Они прижались к стене скалы и камни пролетели перед их носом вниз. Я получил серьёзный урок: нельзя шалить и баловаться в горах.

Ещё один урок я получил, когда, гуляя вдоль берега,  не захотел обходить залив метров 300 - 500 шириной, а на ту сторону,  по прямой -  решил его переплыть. Вначале и в конце у берега росли водоросли, мешавшие плыть. Тогда я плавал стилем брасс.  На середине пути я почувствовал, что, если силы меня покинут или сведёт ноги или руки (и мне стало так жалко себя!), то никто меня не спасёт, тем более, что это случилось  ночью, когда ярко светила луна, а ребята пошли в обход по берегу и были далеко от меня.
 Из последних сил я доплыл до берега - никому ничего не сказал, а для себя решил научиться плавать без ног или рук. Без ног получилось, а вот без рук - нет. (Хорошо ещё, что по молодости ничего не сводило, и не намечалось).

Шура была старше меня - она перешла в 10-ый класс школы, находящейся у дома Правительства. По возвращении в город мы с другом продолжали ухаживать за Шурой, часто бывали у неё дома. Родители не препятствовали этому. У Шуры была младшая сестрёнка Люда, которая также была в лагере. Шура отдала предпочтение мне. Мы дружили больше двух лет. Это были ничем не омрачённые отношения. Я был на её выпускном вечере. Она поступила в мединститут. С моей стороны была юношеская влюблённость, мне нравилось, что в меня влюблена взрослая уже девушка, я пытался ответить ей тем же. Вот передо мной лежит листок из школьной тетради. Стихи, которые Шура посвятила мне.

К    Д В А

Острый ветер уносит вдаль
Всё, что было мне так жаль.
Чайка взмыла в ночную высь,
Сердцем слышу её печаль.
Берег озера при луне
Спит в серебряной тишине. -
Лунный свет мой, любовь моя,
Разве ты не придёшь ко мне?

Самому дорогому и близкому другу от его подруги.
13/ Х11 – 50 г.

Но это будет всё годом позже.

А пока я ещё был глупым неотёсанным мальчишкой, мечтавший познать все секреты отношений с девочками, а потому, придумывавший себе объект влюблённости, о чем делился только со своим дневником.


               

                МОИ  ДНЕВНИКИ

  В чемодане со старыми письмами и бумагами были найдены мои дневники конца 49-го и 50-го года: учёба в школе во Фрунзе и Бресте и письма Шуры  Бурлаковой. Привожу их полностью, хотя не помню некоторых событий и имён.

ДОБАВЛЯЕТ ИРАИДА:

Виктор вел дневник в 1949 – 51 г. г., когда ему было 15, 16  и 17 лет.

По объёму дневник большой. Если систематизировать его содержание, то напрашиваются две основные темы: самоанализ и жажда любви.

Самоанализ – копание в часто меняющихся настроениях, самобичевание, недовольство собой, но главная цель этого всего – воспитание силы воли.

Если бы этот дневник прочитал психоаналитик, он бы проследил, как трудно и медленно продвигался процесс   преодоления своих недостатков.

В конце концов, начав с   посредственной успеваемости, Виктор окончил школу почти  с  серебряной медалью, а, в последствие, с отличием институт.

Жажда любви. Не могу сказать, свойственно ли это качество всем мальчишкам этого возраста, и одинаково ли оно проявляется. Опять же, ссылаясь на дневник, можно отметить, что эта тема  является навязчивой. Ему хочется быть постоянно влюблённым. И, если этого не случается, в какой–либо период, он придумывает себе это чувство. Поэтому он – «в вечном» поиске…

Наконец, волной накатывается первая любовь. Но, пресытившись первыми впечатлениями, он пугается мысли, что теряет себя, свою свободу. Воспользовавшись причиной – отъезд в Москву, в институт, он сознательно готовится к разрыву отношений, как бы тяжело это не происходило…

Намеренно становится грубым, придумывает, что по её вине чем-то заболел,  ухаживает на её глазах за другими и т. п.

 С его позиций он желает, чтобы такое поведение показало ей, что в разрыве виноват он (она?)… И кто на самом деле больше пострадал от этого разрыва тогда и впоследствии?

Остальные темы в дневнике – СПОРТ и немного о всяком…


               
                Д Н Е В Н И К  1949 года

На обложке тетради написано красным карандашом:
Не распечатывать !!!  Хозяин будет сердит за это!

На внутренней стороне обложки в рамке написано:
Читать чужой дневник – это значит нагло из-за угла воровать, как бы у сонного, его мысли, чувства, переживания. Это – позорно!!!
                21/ IX – 50 г.

                «Лучше падать, стреляя, чем вставать
                со связанными  руками»      Липкин.

                «Счастье приносит только любовь»

                и сверху добавлено -  «и полезная общественная деятельность».

               «Истинная ценность обладания – это владеть собой»  Д.Голсуорси.

                «Время всё стирает»  Гончаров.

 Сверху в верхнем левом уголке добавлено:
 
 «Настойчивость и упорство я считаю самыми лучшими    качествами человека» 

   Мухтар Ауэзов  28/ III - 50 г.



 30 апрель. 1949 г. Суббота.

В 1949 мне было – 15 лет.

Завтра 1 мая. Как буду проводить этот праздник: не знаю. Вообще, буду на вечере у Розы. Всего будет 12 человек: 6 на 6. Фактически знакомых 6: я и мой ближайший товарищ по спорту - Валентин Хакимов, Роза (Файзулина), (подлинно не слышал), Ида Бурова – хорошие знакомые (давно),  Рена и Валерий – средние, Света, недавно познакомился  и другие, которых я не знаю.

Распорядок завтрашнего дня:
8 часов в школу до 12 – 1 ч. дня.
К 2 часам – домой, до 10 часов и в 10 ч. пойду на вечер.

На сердце какая-то пустота. Близкого, преданного друга у меня нет, да и вообще есть ли у  меня друг? – Нет. Почему. – Да, потому что у меня   такой же характер, как у Тамары Салышковой – непостоянный, требующий новизны, новых тревог, впечатлений – но этого нет и …   Дружу с Розой – разве это дружба?

 До того как объяснились, любил её, меня тянуло к ней, быть вместе всегда и везде, ждал с нетерпением субботы и воскресения и не хотел уходить, когда встречал, но всё-таки уходил, мучил: то на танцплощадку, то ещё куда-нибудь.

 Я узнал: любит меня и… всё пропало. Я думал, что это будет более крепкая любовь, чем Шурина, правда, с её стороны может быть, но  мне она уже сейчас мало нравится.

 Мне надо новых впечатлений в любви, но этого вовсе нет, даже того, что я больше всего не люблю: целоваться и этого нет.

Когда мне бывает скучно, я хочу видеть её, но увидев, стараюсь побыстрее уйти. Недаром я говорил, что мой характер очень похож на Тамарин С., я «полюбил» её, но всеми силами старался заглушить любовь и мне это удавалось.
Под конец я узнал, что она в 47-48–ых годах ****овала. Я вовсе затушил свои чувства, я ревнив и очень. Так было с Т.С. (Тамарой Салышковой). Я узнавал о ней всё у В.Х. (Хакимова), и готов было его задушить, так хотел быть на его месте.

Всё это оттягивало развязку с Долорэс. Я стараюсь не замечать красоты хороших девчат, порочу их, чтобы дольше держать связь с Долорэс.

Сегодня долго морочил с письмом Вена М.  Всё-таки прочитал.

 6 августа. Суббота.

Сегодня решил продолжить писать дневник  каждый день, потому, что каждый день бывают новые впечатления, да и старые нужно вспомнить: иначе забудешь всё, что ещё осталось в памяти.
Итак, сегодня я проснулся в 9 30 . Умылся. В 11 часов позавтракал и, взяв книгу «На досуге», стал разгадывать ребусы. Влен ещё в 9 часов ушёл сдавать конституцию. Сдал он на 5. Пока хорошо сдаёт: по русскому он сдал  на 4. Ещё осталось ему математику письменно 8–го и устно  - 9-го авг.  Он пришёл в 1 час. Часа в 3 10  мы отправились к Ваське Загруднему. На буксире притащили к нам. Пригнали воду. Замесили глину и заложили фундамент для будущего  Вленова коридора.

 В 10 часов вечера ушли в парк, там пошли на кинокартину «Призвание поэта» (о Шиллере). Вышли из кино не удовлетворенные картиной: неопределённо-туманно окончилась.

 Выходя из зала, увидел Любу с френом. Мы шли сзади. Ребята не заметили её, а я наблюдал за ними. Он выше её, русоволос, широк в плечах, и робок в обращении к ней (как и я). Разглядев все эти качества, я пришёл к выводу и довольно печальному: она любит, чтоб её кавалер был высок, силён, умён, разговорчив, смел (добавлено: сверху другими чернилами), настойчив. У меня защемило сердце от такой потери: ведь  я её ещё долго буду любить. Но я ещё мал для неё: и годами, и ростом и ещё в чём. Надо будет отлично учиться, и чаще заглядывать в финансовый техникум.   
               
  7 августа. Воскресенье.
 
Сегодня с утра была хорошая погода.  Но день прошёл как-то скучно и вяло. С Вленом разгадывали ребусы, потом пошли искупались на канал. Зашли к Джону и предупредили его, чтобы он пришёл к фотографии к 9 30.

 8 августа. Понедельник.


 В 9 часов вышли из дома и пошли к Ваське. Туда же пришёл и Джон. Пошли в парк и сфотографировались. (У нас есть эта фотография, где мы вчетвером).  Потом пошли на танцы.

 На первый тур  - попали на последние 2 танца и танцевали: я с Луизой, Влен с Зинкой.

На 2-ой тур попали - во второй половине. Танцевали с теми же. На танцах был и Джон с З.А.,  которая тянется к нам, почему не знаю. Домой шли одни. Сходили в сад. Позанимались на турнике. Спали отлично: легли в 2 часа, а встал я в 9 30 ч.

Встал поздно. Разгадывал ребусы, ждал Влена. А он явился часа в 4. Он сдал. На что сам не знает.

 В пять часов пошёл в бассейн на тренировку. Проплыл 100 м и чертовски устал. Потом проплыл 200 м. Сначала шёл хорошо, но на последней сотке «сдох». Еле доплыл до финиша. Всё это оттого, что я не тренировался целый месяц. Сегодня узнал, что, может быть, Дет. спортшкола организует поездку в Алма-Ата. К этому времени надо  будет войти    в спорт форму. Вечером никуда не пошёл.

  28 августа. Воскресение.

Не писал 20 дней: некогда было, да и никак нельзя было достать дневник: в комнате постоянно были посторонние люди.

За эти 20 дней произошло много событий, многих я уже и не помню.
Постараюсь вспомнить…

 11 августа.

 За строительство пристройки Т.В.  (мама Влена) дала нам 45 р. Вечером мы, т.е. я, Влен и Вас. пошли в парк, выпили по 150 и пошли на танцы.

Под воздействием водки мы стали смелыми. Танцевали с разными бабами. Мне понравилась одна. Мы с ней танцевали вальс. Но гулять, или вообще, станцевать с ней ещё раз нельзя: фреи.

Кончились танцы и мы пошли в звездочку; даже не пошли, а побежали, чтобы успеть станцевать последний танец. С нами вместе были Влен и Хакимов. Я и Влен перескочив барьер, взяли 2-х проституток, значительно старших  по возрасту. У меня  сначала ничего не получалось, но под конец всё-таки получилось. Влена в это время совсем развезло: он стал очень  смелым, разбил каких-то  баб. Фреи стали защищаться. Вообще этот эпизод надолго запомнится в памяти.
 Хакима немного изметелили вместо Влена.

12 августа.

 Провожали Ваську. Проехали вместе с ним до Пишпека. Сашина (Голубец) Надька плакала, провожая его. Теперь она стала успешно посещать танцы. Особенного больше  ничего не было.

 Вчера с Вленом съездили к моей бабушке в Садовое на велосипедах. Приехали обратно в 10 часов вечера. Вечером не сдержал слово, но это в последний раз.

18.10.49.

  Сегодня решил взять дневник и кратко описать события 2-х месяцев.

Прежде всего, школа. В школе - пионервожатый 6-Б класса. Характеристику мне при выходе из школы дадут не лестную. Из немногих, но верных, источников знаю это: 1). не общителен, 2). не вёл общественной работы, 3).  хороший  физ-к,  но с надломами в характере: во время соревнований у него: то живот болит, то нога и т.д. По прыжкам в высоту установил школьный рекорд 145 см. На 1000 м 3,12…(пл.). Не тренируюсь. От сидячей жизни растолстел, обленился.

  В том месяце сделал отчаянную попытку сблизится с Л.Г.  Сговорился с Н., и она усердно стала помогать. Это было в одну из суббот. Л. уехала (она живёт у Л.Г.) домой в Токмак. А  Л.Г. с Веркой (не красивая, но имеет большой авторитет среди пр.) пришли на танцы. Н. дала инструкции в отношении поведения, разговора и т.д. (но вышло  совсем по-другому).

Я решился на всё, лишь достичь бы цели. Купили билеты, зашли на танцы. Не везёт, то фокстрот,  то танго, а я все их плохо танцую.

Наконец подошёл, поздоровался. Танцевали лёгкие бальные танцы вместе. На 2-й тур попал вместе с Л.Г., но не танцевал (опять в том же порядке те же танцы).

 Вышел. Контролёрша дала фальшивую контромарку и обратно не пустила по ней же. Тогда мы с Вл. сделали фальшивки  сами и прошли.

 Потанцевали я с Л.Г., а Влен с Верой (на него все смотрели с удивлением, до чего же не подходящая пара; он ради меня танцевал с ней).

 Провожали домой с Вленом (не по инструкции Н.). Разговор не клеился (тоже не по инстр. Н.). Обещала в воскресенье прийти на танцы.

  Воскресенье. Ждём не дождёмся вечера. Наконец, 7 часов. Мы в парк. Никого.  8. Никого.  9  - то же. Обманут? Увидели Н. Спросили причину? Не знает.

 И вот увидали Верку.  Н. спросила  у  неё. И вдруг: о. удар! Приехал бывший  и, ставший в настоящее время настоящим,  её друг…

 В 10 я дома. Это было 2-го октября. Пришёл и решил написать сочинение: завтра надо было сдавать. И я просидел, как ни в чём не бывало до 4-х слишком часов, даже не вспомнив о ней.

 Но потом постепенно начинает развиваться кризис. Всё равно. Начал не доделывать, не доучивать, не сдерживать слов, и т.д.

 Постепенно кризис развивается, но  не достиг ещё своего переломного момента. Но он наступит рано или поздно. И этот перелом будет или в хорошую, или в плохую сторону, и определит мою будущность в будущей жизни и мою натуру,  характер.

Кризис может ускорить БАС (сокращённое обозначение – инициалы  Бурлаковой Шурочки Степановны).  БАС была накормлена «эликсиром». (Это была таблетка «шпанской мушки», по глупости, кинутая в стакан воды нами).  Завтра сходим и узнаем действие этого эликсира. (Его действие проявляется только на не девственников, а последние чувствуют только неосознанное волнение,  и в целом бесполезны – о чём мы тогда ничего не знали!).

 Между прочим, вчера у учителя литературы (очень хороший – Данилов Н.И.) во время прохождения темы Герцен, загорелся спор о любви и счастье.

 Он сказал, отвечая на чей-то вопрос: - «Влюблённый слеп. Он  не может видеть недостатки и положительные черты своей подруги. И тогда выходит так: парень дружит с девушкой 4 года. Женится. И выходит тяжёлая жизнь. Он не сумел  увидеть, а она скрывала некоторые  недостатки».

 Дальше он сказал: «Если парень, влюблённый, не встретит у девушки взаимности, то не под поезд бросаться, а махнуть рукой: наплевать на неё, а не унывать и тосковать, и пережить это и стремиться к цели в жизни, а девушку ещё после можно будет найти».

 И далее (подлинные слова): - «Счастье не в том, чтобы лежать в кровати с женой, не во взаимной любви и благе жизни, а в творчестве, в общественной жизни. И вот, когда личная и общественная жизни будут одно и тоже, - человек счастлив. А иначе - замкнутость в своём семейном кругу, семейные драмы. Причиной 90% разводов являются женщины. Во время войны женщин было больше, нежели мужчин, да и сейчас тоже самое и поэтому будьте осторожны, выбирая себе подругу жизни, стремитесь к цели в жизни, сочетайте общественную жизнь с личной, не будьте Е. Жилиным,  Базаровым, Бельтовым, Печориным»…

 Вообще урок прошёл хорошо. Он надолго останется в памяти.

Но вчера я не приготовил геометрию, нем. яз. и кир.  и сегодня в 7 45 пойду в школу с не выполненными домашними заданиями.

 Но, принимая во внимание наказ учителя, никогда этого не будет впредь. Сейчас ложусь спать. 0 57  ч. 18.10.49 г.(вернее  уже 19-го).


 30.10.49 г.

  К БАС приехал брат Славка. Он лейтенант артиллерии – моряк, только что окончивший училище.   Пришли к БАС. Позвали Славку. Пришли его родители и БАСа. Дали нам по 100 гр. Парень он хороший. Наставлял меня, чтоб я с кереями  Александру не пускал одну. Он правду сказал: «Нельзя доверять кереям.».

 Были ещё раз у них. Александра рассказывала, как один Стёпа (товарищ Славки), хотел один поговорить с ней. До этого они втроём в 12 00 ч. ночи. подошли к «Кыргызстану». Из парка (звёздочка) вышли Аркадий (он тоже их товарищ). Славка в это время вошёл в ресторан купить папиросы. Аркадий вёл девушку. На лице её были слёзы. Он (Аркадий) познакомил Стёпу с ней. Её звали Тамара. Она еле волочила ноги и Аркадий на буксире потащил её куда-то. Стёпа с Александрой хотел сделать тоже самое, но Славка не разрешил.

5.XI.49 г.

 Последний день учёбы. 3 дня будем отдыхать. 1 четверть окончилась очень удовлетворительно. Не ожидал, что по математике и химии будут 4-ки. Всего 4 четвёрки (по алгебре, геометрии, физике и химии) остальные все 5.

 Отец к празднику не будет здесь. Да, 2 года – это большой срок. Жизнь здесь неплохая. Только сейчас я понял значение воспитания. Да, моё воспитание было плохим, отвратительным. Характер с «надломами». Нет силы воли. Вечно я замкнут. Должного внимания дядя Миша и тётя Катя не обращали на меня, наткнувшись при нескольких попытках на моё «железное» упрямство.

Поняв это,  дядя Миша стал на более правильный путь - игнорирования моего характера. Сам он иногда очень хорош, но иногда хуже не встретишь. Ну, о тёте Кате  не буду говорить.

 Праздник, я думаю, проведу не плохо. Нас пригласила Вера Романенко, она учится вместе с Вленом. Мы собрали кое-как около 100 руб. и сегодня Влен отнёс ей. Будут 12 (6:6) человек. Нас трое: Влен, я и Вл-в, и 3-ое из гидромелиоративного техникума. Девчат 6. 2-их знаем - Вера и Женя. Остальных даже ещё не видели. Кутить намечается 6 и 7-го. 8-го будем наверняка у БАСа. О Л.Г. начал забывать. От сестрёнки нет писем.

20.11.49 г.

   О Л.Г. и БАС  забыл почти совсем. БАС сама отказала. На месяц раньше, чем думал я.

 Седьмое (вернее 6) провели у Верки. Были: Вера, Витя, Женя, Влен, Вовка (Витькин приятель), Надя, Галя, Верин брат, Петя, Маша и я. Сначала была натянутая обстановка, но под конец стали все как-то развязнее.

Здесь я впервые напился допьяна (до без сознания). Дело было так. Сели за стол. Выпили. Я сидел рядом с Машей и Женей. Женя ухаживала за Вленом. А Влен хотел за Галей. Но Галя захотела «жениться» на Коле (В. брат). Я же за Машей и Женей. Всё хорошо помню, как выпили. Раз, другой, третий…  Не закусывали. Потом вышел с Женей на огород. Тут она оставила меня одного. Я прислонился к сараю и испачкал весь костюм. (Это плохо помню, а остальное постепенно лучше и лучше: протрезвлялся). Женя побежала отговаривать Галю.

 Потом я вошёл в дом. Опять пил, но это к лучшему. Сидел рядом с Женей: испачкал ей платье (она сидела с левой стороны, где я испачкал костюм). Маша рассказала мне, когда я утешал её: она плакала, что  у неё есть мальчик, но его не пригласила сюда. Она по уши влюблена в него, как я был в Л.Г. Я ей сказал, что со временем всё пройдёт, и, конечно, её любовь к нему. Затем, опьяневшую Женю выводил во двор, тёр ей лоб снегом. Она тоже рассказывала, что у неё был мальчик - Марик, что ей 17 лет (1932 г), а мне было -15, что живёт она у отца, матери нет и т.д. В 3 часа пошли домой, а утром пошли на демонстрацию.

Хотел посмотреть на Л.Г., но после того как прошли мы мимо трибуны, пересилив себя, я ушёл домой.

 7-го были у БАС, выпили. Стянули «1001 ночь» и ушли.

 8-го были у Веры. Танцевали до 11 часов. Был Вовка с Шанхая. Грозил Верке (это не обязательно). Последние дни встречались с Женькой. Конечно, я и Влен. К Женьке не имею ничего. И, вообще, делал только вид, что мне охота с ней дружить, но на уме у меня другое было. Узнал, что она с Вленом хочет, и,  чтобы не препятствовать им, и не быть посмешищем, решил не ходить. Конечно, у меня небольшая досада и горечь - «утрата». Решил заниматься ещё лучше и учиться играть на аккордеоне, а девчат ещё хватит. Лучше учиться, а потом девчата ещё сами полезут, и сейчас рано …

29.11.49 г.
 Вчера покончил окончательно с БАС.  Взяли лыжи, тянули палки - Вл.- ну, и одну мне. БАС чуть не довели до слёз: Люся помешала. Я себя держал очень плохо. Но это пройдёт. У неё есть мальчик. Кто? Не знаем. Сегодня, идя из школы, встретил, пожалуй, последний раз её. Вообще.

31.12.49 г.

  Последний день старого года был прекрасен. На улице светло и тепло. Солнце светит по-весеннему. Прямо, кажется, что это не декабрь, не конец года, а весна. К новому году ждали снега, но он ещё не выпал. Таким образом, новый год начинается как бы с весны.

 Пусть же в этом году всем людям нашей страны и рабочим всего мира этот новый год принесёт как можно больше счастья и любви. Пусть со 2-ой половины  XX  века наступят революции во всех странах, и власть возьмёт рабочий класс совместно с крестьянами. Я не оставляю и себя без пожелания (т.к. я очень самолюбив, от чего требуется избавиться). Пусть я забуду всё прошлое, и Новый год начнётся с наилучшими для меня сторонами жизни. Но всё это пышные слова.

 Вчера с Вленом договорились: говорить правду друг другу и не обижаться. Таким образом, мы надеемся установить действительные дружеские отношения и попробовать  чуть-чуть  исправить у меня самолюбие. «Так  Женьке ты понравился лучше всех вчера. Однако, во время вечера, когда вы выходили, ты, наверно, проявил нотку самолюбия, и был лишён расположения» - сказал Влен.

Теперь я встретился с Тоней. Требуется найти ключик к её сердцу. Вообще,  девочка она не плохая, нравится мне немного, но придётся много потратить времени отыскивая «ключик». Или этот «ключик» отыщется или придётся отступиться.



Где я учился в 8-ом классе я не помню, скорее всего в городе Фрунзе. Очень хорошо я помню учёбу в 9-ом и 10-ом классах.

Меня перевели в школу № 1,  где наш класс состоял только из мальчиков, многим из которых было по 18 – 20 лет  (большинство ребят были на 3 - 5  лет старше меня). Все остальные классы уже перешли на смешанное обучение. Нас отсутствие девочек не смущало.

Так мы последовательно закончили 9-ый и 10-ый классы. Я сидел на Камчатке, т.е. на последней  парте, возле окна. И, если раньше я учился плохо, то в 9-ом классе я  стал отличником.

 Всё мне давалось легко, запросто, я решал все задачи  по  математике,  легко давалась химия и физика,  по русскому языку я  перестал делать ошибки. Даже по немецкому я  знал  практически  все  правила, хотя слова запоминал с огромным трудом. Причём, я не прилагал каких-то усилий: всё запоминалось легко и свободно на уроках (за  исключением иностранного языка и стихотворений по литературе).

Девятый и десятый классы я закончил с единственной  четверткой по русскому языку, получив две Похвальные Грамоты, но, к сожалению, почему-то без серебряной медали.

 Причём,  в девятом классе в сочинении,  приводя  стихотворение  Некрасова,  я  допустил ошибку в слове  "любвеобильный",  вместо "е" я поставил "и".

 А в десятом меня тянули на  золотую  медаль  (в туалете мое сочинение проверила учительница  русского языка, которая симпатизировала почему-то мне: ей был 21 год ).

  Но  в Гороно мне поставили за сочинение четвёрку.  А, так как все  медали были распределены заранее, то мне не досталось никакой.

 Почему всё это произошло со мной - я не знаю. На любых контрольных я успевал сделать своё задание и выполнить или подсказать  другим.  Причём,  со своего последнего места я видел почти всё на первых партах, и, всегда мог исправить замеченные мной ошибки.

 Кроме того,  в 10-ом классе  я самостоятельно изучил курс Дифференциальной алгебры и геометрии (по учебнику "Дифференциальное и интегральное исчисление").  Для чего я сделал это - не знаю,  просто мне было интересно.  Хотелось бы отметить,  что, если бы я закончил школу с золотой медалью,  а это планировалось  всеми, то  меня  хотели  целевым  назначением направить в Московский  университет без экзаменов,  где для Киргизской ССР забронировано два  места. Но мне стало известно,  что кто-то другой должен поехать, может быть даже киргиз.

 Так как это стало известно за месяц до экзаменов, то я понял,  что даже с медалью в университет можно и не поступить, я стал подумывать поступить в другой ВУЗ. Им стало МАИ: я хотел стать инженером по конструированию самолётов и других летательных аппаратов, в том числе и ракетной техники, хотя в этом я разбирался довольно плохо.

Грамотности я научился,  когда мой дядя Миша стал приносить с работы редкие по тому времени книги для чтения дома. Работал он секретарём  у полномочного представителя Совета Министров при церкви (как сейчас говорят при разных конфессиях) и  там была большая библиотека. На работе читать было некогда, да, и нельзя, и  дядя приносил книги домой.  Он никогда и никому не давал их в руки.

 Мы все: дядя Миша, тётя Катя, их  сын Толик и я, жили в одной комнате. Там  было все: и печка с конфорками, и разделочный стол, и шкаф с посудой, и помойное ведро, и обеденный стол. Над этим столом висела лампочка. Стол был широким. Напротив меня у стены сидел дядя Миша и читал принесённую  книгу,  а  у меня лежали учебники и тетради.  Я занимался,  готовясь к завтрашним  занятиям в школе. Справа сидела тётя Катя, проверяя задания учеников.  Чтобы успеть прочесть страницу,  лежащей напротив меня книги, я должен был научиться читать справа налево перевернутые буквы так  быстро,  чтобы успеть выполнить и задание.  При этом нужно  было,  чтобы  никто не заметил моего интереса к  книгам:  иначе  меня  бы  выгнали  из-за стола, и потребовали бы,  чтобы я готовил уроки в другое время.  Скорость чтения у меня стала такой,  что спустя несколько лет, я мог  за  одну ночь прочесть книгу объёмом в 300 - 500 листов.  Но остался  существенный недостаток: я помнил сюжет, отдельные интересные эпизоды, но имя автора, имена почти всех героев я не успевал запомнить.

Вероятно,  встречаясь при чтении с теми или иными словами, я постепенно запоминал их.  Так  к  десятому  классу  я перестал делать ошибки в написании слов,  правописание далось совсем просто.

Из учителей мне запомнился историк (я не помню его имя), фронтовик, раненый в ногу, который много рассказывал об обратной стороне войны нам мальчишкам. Я его понимал: ведь дядю Мишу с его взводом послали на верную гибель, на дзот, без поддержки артиллерией - так приказал командир. Взять высоту и никаких отговорок. Так и полёг весь взвод под пулемётным огнём, но высоту взял. А дяде Мише прострелили обе ноги. За этот подвиг он был представлен к званию Героя (правда, он получил  только орден Ленина). Дядя ходил на костылях.

Хочу  отметить такой факт:  в институте,  сдавая математику, сидя  напротив преподавателя, отвечая на дополнительный вопрос  по учебнику,  написанному этим преподавателем, я воспроизвёл две печатные страницы  по памяти,  не сделав ни одной ошибки,  чем страшно удивил его. Но я  не только отличался памятью,  но и рассудительностью.  Сам  себя  не  похвалишь, долго будешь этого дожидаться...



                ДНЕВНИК 1950 года

18.III. 50.

 Душевное расстройство. Охота чего-то. Но это «чего-то» -  неизвестно что. Стараюсь всеми силами подавить  какие-то новые стремления к чему-то. Музыка стала не удовлетворять «новому». Изучение немца тем паче. Стал заниматься лёгкой атлетикой. Чувствую себя на занятиях превосходно. Сегодня проходил мед. осмотр. Рост 168 см, вес 67 кг, гр. нагр. 95 см., вдох 98 см., выдох 89 см., жим об. рук. 125 кг., пр. 56 кг., левой 50 кг. Объём лёг. 4200 куб. см. Эти данные - ничего. Только вес сбросить надо немного..

 Часто вспоминаю БАСа. Только теперь –  после потери – действительно начинает проявляться какая-то внутренняя любовь к ней. Надо её задушить. Всеми способами. Надо воспитывать силу воли.  Многое кое-что надо. Но … сил нет взяться за выполнение «надо». Особенно, надо произвести внутренний переворот и взять в руки себя. А то … 
               
18.3.50.

  Мысли прервал приходом Влен. Про БАС – это последняя вспышка воспоминаний. Л.Г. так и не прологарифмировал. Давно забыл. Мне многого хочется. Но всё это - «многое», можно добиться только терпением, упорством и настойчивостью, которых, к сожалению, у меня почти, даже совсем, нет.

 Что-то «новое» - это девчонка. Мне охота увлечься  какой-нибудь девчонкой, представляться влюблённым и т.д.

 III четверть прошла. У меня есть всё, абсолютно все условия быть отличником. Но я ленюсь. В этом помогают малодушие и всё развивающееся самолюбие, доходя до скупости, дурного упорства и упрямства. Лентяй в высшей степени, «барчук» наел жиру и бесится. Но это всё чепуха.

 Вот отца я не вижу 3-ий год. Летом обязательно съезжу к нему с бабушкой. Встреча доставит много приятного и в то же время много неприятного. Но ничего, вытерпим. Я же человек.

5.4.50.

 Пасмурно. В такую погоду охота побыть с кем-нибудь. А «его» нет. Тягостно. Противно на душе. Отвращение ко всему.  Психически – нервозное состояние. Не охота ничего делать. Даже музыка  и та не удовлетворяет. Учу вальс «На сопках Манчжурии».  Выучил кое-как I и II части, а третью не охота. Читаю «Жак Вентра» - не охота читать. Если с АТИ ничего не выйдет, я узнаю завтра, то не знаю, что делать. Поссорился с Вленом из-за  книги. Я что-то ненавижу в нём, или, вернее, у нас есть одно общее, из-за  которого мы ссоримся, дуемся и т.д. (не девчонка, а в характере).

Лень – ничего не охота, но я ничего не могу сделать. Скорей бы лето и отдых.  Устал занимаясь. Весна.

12.4.50 г.
 
    Пасмурно.  Идёт временами дождь. На душе хорошо, тоскливо. Всё наладилось. Одно беспокоит. Отец заболел. Что-то ерундят у него лёгкие. Я ему не желаю болеть. Пусть будет долго-долго жить здоровым. Ему 20-го 40 лет. Надо поздравить. 

Лень понемногу пропадает.  С ТИА наладил переписку.  Вчера ходил с Шуркой. Она уже не нравится мне.  Всё в ней вызывает отвращение: и смех, и анекдоты, и, вообще, всё. Чего хочет от нас, не знаю...

 Тренируюсь по л/а. Пока ничего.  Занимаюсь музыкой. Только музыкой, которую я ещё почти не знаю, можно передать, не сфальшивив, все свои и чужие переживания. Вперёд к овладению теории и практики (по аккордеону) музыки!  Всё равно, хотя у меня и нет слуха, но буду играть.   

Воспитывать силу воли (СВ) надо - лишив себя чего-нибудь. Например: пить меньше воды, ходить в чистой одежде, не кушать много, следить за зубами и причёской и т.д. Попробую первым третье. Буду учить.

24/IV-50 г.

  Сижу на чердаке. Учить ничего не охота. Да книги мешают. Читаю «Педагогическую поэму» Макаренко. Голова что-то болит. Надо будет бросать всё и готовиться к экзаменам. Но (опять оно…)

Ничего не охота, тем более учить. Новость. Тамарка С. приехала. Но у неё броня и не одна, а две. Но это чепуха. Меня больше интересует АГИ (таи). Снова надо будет (более осторожно) разыгрывать комедию влюблённости. Правда,  писем её я жду с нетерпением или, даже, страдаю из-за них. Но всё-таки не верится, что так будет. Я ей кажусь, наверно, (по письмам) немного чудаковатым. Но ничего. Лишь бы она не разочаровалась во мне под чьим-либо влиянием (в частности Аллы). Но если у меня с ней ничего не выйдет, то … не знаю, что со мной будет. Впрочем, будущее покажет, а пока помолчим. Всё определиться 5 июня. В день приезда будет всё выяснено вполне. Если поцелуемся, значит …, если просто по-дружески поздороваемся, то придётся в быстрых темпах нагонять упущенное, или отступить.   Таким образом, дело за приездом и за моим отношением к ней в письмах. Посмотрим,  - в дальнейшим всё будет ясно. Вот и всё. Писать больше не о чём. Событий выдающихся пока нет.

29.4.50.
 
Послезавтра 1-ое   мая. Встречать не с кем. 4 пацана: я, Влен, Канька и Петька. На несчастные 90 р. Хотя все те, с кем я в прошлым году встречал 1-ое мая и живы и находятся здесь, но время не терпит. Наша прошлогодняя группировка разбита и образовались уже новые (у старых знакомых), кроме меня. У меня  ещё никого нет. ТАИ  что-то не пишет. Хотел поиграть с Нинкой (с муз. кружка), но у неё кажется, кто-то есть, хотя она немного смущается в моём присутствии, но всё-таки я хочу верить, что она немного влюблена (не по настоящему, так по любопытству, по-дружески). Но время прошло. И уже поздно, хотя вчера (мы выступали у себя) она хотела пригласить к себе, или к кому-то другому (другой)). Ведь, она детдомовка, но застеснялась. Она хороша на вид. Но черт с ней, раз ничего не вышло. Бросаю об этом говорить, да и в школу пора уже 7 45 ч. ут. 

10.6.50.

  Сдал последний экзамен. Я десятиклассник. Сдал все на 5, кроме сочинения (4). Как-то незаметно, как становишься всё более возмужалым.

 10-й класс думаю кончать здесь и больше нигде. Отец не пишет, мать и сестрёнка тоже (я им сегодня напишу). Последний год учёбы: надо приложить все усилия, чтобы сдать на все 5. Летом подучу нем. язык, литературу и русский. Буду и отдыхать, занимаясь спортом. Думаю попасть на всесоюзные соревнования или по л/а или по плаванию (более вероятно), а после них съездить к отцу (но у него не останусь).

 Дома у дяди Миши надо вести себя более прилично, чем раньше: помогать в чем можешь, чтобы остаться у них ещё на 1 год.

 Хотел бы написать всё, что было в период с 1 мая по 9 июня, да сейчас нет охоты писать. Только одно волнует: ТАИ с 1 июня ничего не писала и телеграмму не посылала: приехала или нет, или ей сообщили о ММ и она не хочет встречаться – не знаю.

30.6.50 г.
 
    Полгода 50-го пролетело. Как быстро бежит время: за ним не угонишься. Всё движется вперёд. Без движения – нет жизни. Жизнь будет обывательской, если события будут повторяться без изменений. В жизни всё должно быть новым. Двигаясь вперёд, ты встречаешь новое. Если нет ничего нового, значит, ты остановился, или двигаешься назад. А кто остановился, или двигается вспять, будет раздавлен «колесом истории».

 А я остановился. Меня больше прельщает старое, чем новое. Я хочу «встряски»: Чтобы двинуться снова вперёд, нужна, именно, «встряски». Этой  «встряской» и будет, наверно, приезд отца (на днях). Его я как-то боюсь и не боюсь. Он далёк от меня. Я рос лодырем и «белоручкой». Сейчас очень трудно меня переломать. Окриками и силой тоже ничего не сделаешь в этом отношении. Здесь лучше поможет подход хорошей девушки, которая возьмёт меня в руки. Чувствую надо перестраиваться, но сам не могу, а друзья не видят этого. Нужна всё-таки «встряска».