Глава 4В-г Альтернативные опр. Духовности

Владимир Молчанов 2
   Р.Л.Лившиц отождествлял понятия "Духовности" и "Открытости" личности:

     "Если попытаться найти общий знаменатель
     атрибутивных характеристик духа, то им, вероятно,
     будет открытость. Открытость личности навстречу
     миру - такова, коротко говоря, сущность       духовности.
     Соответственно, бездуховность - противоположная
     жизненная позиция личности, её субъективная
     отгороженность от мира."
           Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность
           личности. Екатеренбург, 1997. с.24

   Однако и у данной трактовки "Духовности" есть свои оппоненты...

     "Возражу: далеко не всякая открытость есть       
     духовность (можно ли приписать духовность, скажем ,
     открытому водопроводному крану или исхождению
     газов?). Из Библейского представления о том, что
     дух всегда свободен, стремится выйти за любые
     границы и "дышит, где хочет", логически вовсе не
     вытекает, будто любые формы открытости человека
     (честность, искренность, простота и пр.) суть
     прорявление его духовности. Дух в известном
     смысле "открыт", но не всякая открытость души
     есть её духовность. Вопреки взгляду проф.
     Лившица на духовность, как на открытолсть
     личностит, в народе о духовных людях, в
     особенности о святых, судят иначе, как о
     "закрытых" - говорят, что они "не от мира сего",
     что им чужды злободневные дела и заботы."
           Пивоваров Д.В. "Научно ли знание о духе и
           о душе". "Вестник Российского
           философского общества. М., №1, 2008, с.
           103-104

     "...духовное не есть ни культура, ни религия, ни
     мистика, ни этика и т.д... Производится
     определение духовного по сфере его действия и
     сущностным характеристикам, т.е. духовное
     выявляется как нечто самобытное и
     самостоятельное.
      Нельзя также провести прямого соответствия
     духовного со сферами философии, религии или
     искусства. Они духовное лишь в той мере, в какой
     в них или посредством их определяется
     духовное делание."
           С.Я.Нижников "Проблемы духовного в
           западной и восточной культуре и
           философии" М.,1995, с.7

     "Апостол Павел, как известно, противопоставлял   духовному человеку
     человека плотоядного: духовную функцию души он
     усматривал в вере, совести, интуиции, а плотскую
     - в воле, предметной чувственности и разуме.
     Отождествление духа с "открытостью личности 
     миру", с "предельно абстрактной мыслью" -
     характерные примеры попыток атеизации
     традиционного понятия духа."
          Там же. С.104

                * * * * *

  *В.Н.Шевченко дефинирует духовность через погруженность индивидуального сознания в тело культуры и приобщенность личности к культурным смыслам и ценностям.

  *В.Г.Распутин, по писательски ярко и красочно заявляет, что: "...духовность - это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины...", не конкретизируя, однако, понятия-дефинаторы.

  *Г.Э.Бурбулис и В.Е.Кемерова характеризуют духовность как нравственный аспект человеческой деятельности, как антитезу рациональности.
   Эти авторы и некоторые другие ассоциируют, также, духовность с внутренней вертикалью, с движением человеческого существа снизу вверх - к высшим ценностям.

  *Для Н.А.Бердяева духовность есть приобщение личности к безликому Мировому Духу.

  *В.С.Соловьев связывает духовность со способностью человека владеть собой, подчинять воле свои витальные влечения. Но не как самоцель, а как средство для сознательного самоутверждения.

  *Порост и велик гуманистический подход и определение духовности, данное великим педагогом Сухомлинским:

     "...с детства и отрочества понять ту истину, что
      самое главное, ни с чем не сравнимое богатство
      в нашей стране, - богатство духа: разум, знания,
      умственные способности, талант, творчество,
      верная человеческая дружба и любовь, счастье
      продолжать и повторять себя в человеке."
            Васисилий Сухомлинский "Потребность
            человека в человеке", М.,1981, с.5

  *Р.Л.Исхаков и Я.И.Колтунов считают, что "...духовность человека это способность его к самопрограммированию. Индивидуальный дух - это личная программа (или личный план) развития человека, которую он создает для себя".
            Равиль Исхаков "Теория человека:
            психобиокомпьютер. Развитие
            психобиокомпьютерных способностей в
            школе". Казань, 2005, с.62