Синусоида судьбы

Арк Лапшин
СИНУСОИДА СУДЬБЫ

       В портовый город, где впервые началось перекатывание моей жизни по Синусоиде Судьбы, как можно было бы назвать всё происходящее со мной, я попал в начале восьмидесятых прошлого столетия, по назначению выпускника Политехнического института. В ту пору я был очень доволен своим назначением, так как, во-первых, меня направили трудиться в Вычислительный центр Морского флота, а, во-вторых, мне предоставили хорошее общежитие: однокомнатную квартирку, которую делили двое молодых специалистов. Когда я заселился в общагу, то понял, что мне повезло ещё и по третьему направлению: мой напарник по жилью трудился радистом на судне и почти не бывал дома.

       Я начал работать программистом со скромной заработной платой, но  ощущал себя богачом, так как до этого мне приходилось выживать на студенческую стипендию. На службе всё складывалось нормально: мы с начальником отдела понравились друг другу.  Он сразу, видимо для проверки моих профессиональных возможностей, поручил мне пару интересных и сложных заданий, меня выбрали членом Комитета Комсомола, зарплаты, по моим скромным меркам того периода жизни, хватало на вполне достойное существование. За полгода я даже сумел собрать деньги и купить новый костюм, пару рубашек и самые крутые джинсы. В общежитии у меня образовалась хорошая компания из таких же молодых парней. Мы часто вместе коротали свободные вечера: смотрели кинофильмы на видеокассетах, которые привозили знакомые моряки, качались в спортивном зале, играли в пинг-понг или в волейбол. По выходным, большой компанией, мы отправлялись на танцы в Городской дом культуры. На танцах я познакомился с милой работницей Метеослужбы порта Ларисой. Наш роман уже начинал складываться и мог бы завести нас обоих в какие-нибудь прекрасные дали... Но от судьбы не уйдёшь...

      В один летний вечер, возвращаясь с работы, я заметил среди пешеходов молодую женщину, которая, согнувшись в три погибели, стараясь из последних сил, тащила огромный и очень тяжёлый магнитофон. В те времена такие магнитофоны называли студийными, они использовались  музыкальными профессионалами для работы. Мужчина и джентльмен не мог оставить девушку  без помощи. Я решительно подошёл и заявил: - Стройным женщинам с такой красивой фигурой, как у вас, не следует перегружать позвоночник. Давайте помогу...
Она ответила: - Таскать тяжести вредно всем женщинам, стройным и нестройным... Помогите, если у вас нет более интересных занятий. Я подхватил магнитофон, мы зашагали в нужном моей спутнице направлении и завели беседу.
- Чем вы занимаетесь в этом городе, прекрасная незнакомка?
- Я – Соня. Я работаю заведующей музыкальным отделом драматического театра, сейчас мы ставим новый спектакль, режиссёр попросил, как можно скорее, подобрать сопровождающую музыку. Пришлось тащить этого монстра, у меня завтра выходной, но я буду работать дома, мне нужно прослушать много разных записей, чтобы выбрать что-нибудь подходящее для спектакля.
- Неужели в этом городе у вас нет близкого мужчины, который готов помогать своей девушке в переноске тяжестей?
- У меня раньше был парень, но ему предложили более высокую должность по его специальности, в другом городе. Он согласился на переезд, звал меня с собой, но я решила не ехать – у меня здесь мама, любимая работа и квартира...
- А у вас есть девушка?
- Пока нет – я недавно приехал сюда по назначению. Кстати, меня зовут Аркадий.
За подобным трёпом мы добрались до очень красивого дома старой постройки на одной из центральных улиц города.
- Ну вот мы и дошли – я живу в этом доме. Может зайдёте попить чаю?
- Чаю? Я с удовольствием, а это удобно?
- Конечно удобно. Моя мама будет рада гостю, к нам почти никто не заходит...

       За первым чаепитием случились второе, третье и четвёртое... В пятый раз произошёл общий званный обед в присутствии мамы и Сониной сестры с мужем. Затем я несколько раз сводил всё семейство в ресторан. Потом я  побывал в театре по бесплатной контрамарке, а в ответ пригласил свою девушку в туристическую поездку по Прибалтике, организованную профсоюзным комитетом моей организации. Короче говоря, наш роман получился, протекал активно и бурно, и, как это часто случается у молодых людей, после скромной свадьбы, докатился до совместного проживания, рождения прекрасной дочурки и супружества в течение пяти лет. Но от судьбы не уйдёшь...
Постепенно любовь стала угасать: Земной шар не уходил из под наших ног во время объятий, мы теперь не старались пораньше сбежать с работы домой, перестали планировать совместный отпуск, простые семейные проблемы приводили супругу к истерике со слезами и криками, запах бывшей любимой больше не волновал душу... Жена предложила развестись, я не стал возражать. По выходным дням я, по-прежнему, проводил много времени с нашей дочуркой. Софья, здесь стоит отдать ей должное, не препятствовала моему общению с ребёнком.  В этот период восьмидесятых годов мне только исполнилось двадцать восемь лет. Прекрасный возраст зрелой молодости, увы, не оказался самым спокойным временем в моей личной жизни: тяжёлый развод, пятилетней дочурке предстояло взрослеть в неполной семье или называть чужого дядю папой, я вернулся жить в общежитие, на душе было гадко и тревожно.

       Чтобы занять свободное время я стал писать статьи для газеты, одним из редакторов которой был мой приятель. Работы понравились Главному редактору, однажды в выступлении на производственном совещании он похвалил мой  талант: у автора лёгкое перо, сюжеты всегда актуальны, автор  умеет правильно выбрать героя для своей статьи...  В романтическом направлении у меня завязался ни к чему необязывающий роман с учительницей истории, прибывшей на полгода работать в филиале института, который недавно открыли в нашем портовом городе. В это время мне на глаза случайно попалось объявление в Экономической газете о том, что Ленинградский университет имени Жданова открывает специальный, ускоренный, трёхгодичный курс для специалистов с высшим образованием в любой области с целью их переучивания в журналистов. Я загорелся – мне всё-таки очень хотелось после развода полностью сменить окружающую среду.  Случайно, именно в это время, начальник отдела на планёрке рассказал своим подчинённым, что в связи с болезнью его жены ему приходиться временно отложить командировку в Питер, в Центральный научно-исследовательский институт ММФ. С трудом дождавшись окончания планёрки, я буквально вскочил в кабинет шефа с предложением: - Борис Андреевич, давайте я поеду вместо вас, обещаю не подвести... Приложу максимум усилий для достижения успеха... Мне очень нужно, на время, сменить среду обитания...

       Начальник отдела с минуту подумал, а потом сказал: - Для себя эту поездку пробил у руководства, задание совсем простое – нужно скопировать программы и документацию по системе «Расчёты оптимальной разгрузки судов в порту». Я собирался вечерами по театрам походить, не получилось, поеду в следующий раз... Аркадий, ты конечно справишься, я позвоню своим бывшим однокашникам, которые там работают, чтобы они помогли. Билеты у меня на прямой поезд, переоформление на другое имя не требуется, место в купейном вагоне. Командировочные получишь в бухгалтерии, я сейчас поручу нашей секретарше Леночке составить приказ о твоём командировании на неделю в ЦНИИ ММФ. Бронь на гостиницу в Питере она переоформит по телефону. Сейчас иди домой, поезд отправляется завтра в двадцать три часа...

       Следующим вечером я отправился в Питер. Справиться со всеми пунктами командировочного задания у меня получилось всего за три дня. Однокашники моего начальника реально помогли. На четвёртое утро наступил мой звёздный час – я отправился в Приёмное отделение факультета журналистики. Основательное здание, где располагался факультет впечатлило провинциала своими огромными размерами, старой архитектурой, мраморными полами и расписными стенами. Мне ещё больше захотелось получать второе образование именно в таком здании, в котором, в буквальном смысле слова, витали тени и призраки основателей Российской науки. Юный студентик, в ответ на мою просьбу, рассказал мне, как попасть в Приёмное отделение. Через десять минут я уже сидел напротив женщины, которая принимала документы у абитуриентов.  Моя собеседница оказалась очень внимательной, дотошной и говорливой: - Проверяем анкету... Здесь всё правильно, в конце второй страницы ещё раз расписаться,  на третьей пропустили индекс в адресе и год рождения матери... Диплом политехнического – это хорошо, технарей у нас не хватает, некому писать о проблемах промышленности... Оценки – хорошие! Теперь покажите публикации... Ого, двенадцать работ в городской газете областного центра! У нас некоторые претенденты приходят с одной публикацией в заводской многотиражке и гения из себя строят...  Всё, документы в порядке, сейчас пройдёте в кабинет председателя  Приёмной комиссии, там придётся немного подождать, пока вас вызовут... Если собеседование с ним пройдёт успешно, то примерно через месяц мы пришлём вам вызов на вступительные экзамены... Программу экзаменов получите в двадцать первом кабинете... Я, ощущая себя студентом, полностью уверенный в своём успехе, птицей метнулся в сторону кабинета председателя Приёмной комиссии. Но, от судьбы не уйдёшь...

       В кабинете за огромным столом устроился большой, седовласый красавец внешне похожий на телевизионного диктора тех времён Балашова. Он приветливо протянул мне руку, назвал своё имя, указал на кресло напротив и завёл целую речь:
- Хорошо, когда к нам на учёбу прибывают взрослые люди, хлебнувшие реальной жизни. Анкета отличная, родители заслуженные люди, отец – офицер на пенсии, мать – преподаватель математики... Я не люблю возиться с молодняком, из опытных людей гораздо легче сделать настоящих журналюг... Молодёжь нынче не та, не такая, как прежде... Вы, Аркадий Петрович, почему решили переучиваться на журналиста?

       Я смутился и начал мямлить какую-то пафосную, советскую чушь: 
- Весь мир и наша страна в частности сейчас находятся на пороге больших перемен и глобальных свершений... Эти изменения следует умело освещать в прессе. Задача журналистов вовремя, доступным языком доносить новости до советских людей... Мне очень хочется стать в славные ряды советских распространителей правды...

- Складно излагаешь, Аркадий Петрович, но ведь так не думаешь... В душе ты надеешься на красивую жизнь, приёмы, интересные встречи, автографы, зарубежные поездки и так далее...

- Совсем нет, Сергей Иванович, я и в душе думаю так, как сказал...

- Если сейчас не врёшь, то ты не достаточно умный человек, а глупцам в журналистике делать нечего. Я раскрою тебе главный секрет своей профессии: журналист – не художник, который пишет на вольные темы. Задача советских журналистов и зарубежных, я думаю тоже, доносить до читателей такую правду, которую требуют политические силы... Довольно часто нам приходится писать неправду... В нашей стране главной и единственной политической силой является Коммунистическая партия, мы обязаны точно следовать её указаниям... Сейчас я приведу пример, после которого ты сам согласишься, что не сможешь быть советским журналистом... Недавно Центральный Комитет партии разослал новую Директиву для организаций, работающих в области идеологии. СМИ, как ты понимаешь, относятся к этой сфере. В Директиве прямым текстом указано: «Усилить пропаганду против государства Израиль и проводимой этим государством агрессивной политики на Ближнем Востоке...». Ты советский человек, еврейской национальности... Скажи честно, если тебе поручат писать статью с ярыми, возможно даже неправдоподобными выпадами против твоих соплеменников, ты ведь начнёшь юлить, придумывать способы ухода в сторону... Я ведь прав?

- Вы правы, Сергей Иванович! Но юлить и придумывать я не буду, просто откажусь и всё...

- Ну вот, ты сам всё понял. Пойми, Аркадий Петрович, ничего личного... Ты мне очень симпатичен, судя по твоим публикациям, ты действительно хорошо пишешь... Для советской журналистики ты совершенно не подходишь, ты плохой боец идеологического фронта...

       Злой на весь мир и полностью убитый неудачей с поступлением, я решил досрочно уехать домой. Я поменял в кассе дату выезда на билете в обратную сторону, кое-как перекусил прямо на улице, забрал сумку из номера в гостинице, прошёлся, в последний раз, по Невскому проспекту и поехал на вокзал. Я занял место в купейном вагоне среди первых пассажиров поезда и сидел со слезами в глазах, не зажигая свет, полностью погружённый в свои душевные страдания... Несколько часов назад ещё одна мечта моей жизни была разрушена председателем Приёмной комиссии... Но от судьбы не уйдёшь...

       Внезапно в купе зажёгся яркий свет – это проводник устраивал в купе второго пассажира. Моей попутчицей оказалась дама средних лет, начальственного вида, в строгом тёмном костюме с двумя знаками отличия на лацкане. Один значок был мне знаком – Заслуженный Учитель, точно такой у моей мамы. Второй в виде развевающегося знамени, возможно указывал на принадлежность важной дамы к органам власти. Поезд тронулся. Мадам неожиданно нарушила тишину в купе: - Моё имя Мария Эриковна... Не здороваетесь, не представились... Молодой, интересный парень, а такой мрачный... Молодость сама по себе подразумевает оптимизм, бодрость и задор, а вы насупились, как старик на смертном одре, ожидающий священника для причастия...
- Извините, не поздоровался... Я – Аркадий... У меня неприятности... Учителей я очень уважаю – святая профессия, мама у меня учительница математики и физики в школе, значок у неё такой же...
- Что стряслось? Хотите рассказать?  Люди говорят, что полезно исповедоваться случайным попутчикам в поезде – бесплатная психотерапия...
До сих пор не понимаю почему, возможно, в моём подавленном состоянии, проникающие в душу голос и взгляд попутчицы заставили меня расслабиться и раскрыться. Я коротко рассказал бесплатному психотерапевту о ситуации в целом и своей последней неудаче. Дама внимательно меня выслушала, а затем сказала: - Не огорчайтесь так сильно, Аркадий, не всё потеряно... Сходите, пожалуйста, к проводнику за чаем, я пока сменю костюм на халатик...

       Я отправился в отсек проводника, купил четыре чая и две пачки печенья, поставил на поднос и вернулся в своё купе. Попутчица теперь была в цветастом халатике и реально стала похожей на мою маму.
- Здесь чай и печенье. Угощайтесь, пожалуйста...
- Здорово! У меня жаренная курица есть, присаживайтесь поближе, будем ужинать... Не смущайтесь, я одна ведь всё равно не справлюсь с целой птицей...
Мы стали ужинать, после моего лёгкого перекуса в Питере ужин с жареной курицей показался мне настоящим банкетом. Попутчица внезапно спросила:      
- Как успешно учились в своём Политехе?
- На повышенной стипендии за хорошую успеваемость. Красный диплом не получил – две четвёрки в зачётке...
- Какая итоговая оценка по физике?
- Ну, конечно «отлично», по математике тоже «отлично» – мама в детстве навсегда натаскала...
- Преподавать когда-нибудь пробовали?
- С абитуриентами постоянно занимался – хорошая добавка к стипендии... Я им, обычно, давал усиленный курс по американскому учебнику Фаермана, этот учебник трудно поймать в открытой продаже, но мамочка купила его на республиканской конференции учителей...

       Неожиданно моя спутница перешла в разговоре на «ты», её лёгкий прибалтийский акцент стал ещё более явным:
- Аркадий, я подумала и поняла, что тебе стоит полностью сменить окружающую среду. Я делаю тебе предложение, от которого  откажется только глупец... Я – член Верховного Совета Латвии, Министерство образования поручило мне создать в Риге специальную школу для одарённых детей, отобранных со всей республики. Я – директор этой школы. Я не хочу набирать преподавателями свежих выпускников университета, мне нужны люди с опытом реальной работы.  Цель школы – подготовка будущей элиты, которая в перспективе придёт на смену пожилым руководителям и займёт лидирующие позиции в экономике, науке, СМИ и системе образования республики. Выпускники нашей школы будут поступать в Вузы по школьному аттестату, без вступительных экзаменов... Для работников школы Городской Совет выделил дополнительный фонд квартир... Я предлагаю должность преподавателя физики, прописку в столице республики и, для начала, скромную, однокомнатную квартирку... Сейчас мы будем спать, поезд прибудет в Ригу около шести... За ночь реши, как тебе поступить: сойти в Риге или ехать дальше, в свой портовый городок? 

       В то памятное утро я сошёл с поезда в Риге вместе с Марией Эриковной. Позвонил с переговорного пункта своему начальнику, рассказал, что командировка прошла успешно, а пакет с результатами и моё заявление об увольнении я высылаю почтой на его имя. Начальник сначала ругался матом, потом требовал отработки положенных по законодательству двух недель, а в финале разговора вдруг заявил: - Я тебя понимаю, тебе было жутко и неуютно в нашем городе после развала семьи... Две недели я вычту из твоего отпуска при расчёте, деньги вышлю на Главпочтамт Риги, до востребования... Потом я позвонил своему приятелю из общаги и попросил его собрать мои вещи, книги и отправить весь мой скромный скарб контейнером на грузовое отделение Рижского вокзала, до востребования... Затем я снял временное жильё на один месяц и через день уже вышел на работу в элитную школу...

       Как оказалось, Мария Эриковна слов на ветер не бросала – примерно через месяц я получил полный комплект оборудования для кабинета физики, начал занятия и завёл приятелей в новом коллективе.  В следующем месяце я, впервые в своей жизни, стал владельцем собственной небольшой квартирки. Жизнь в нашей школе кипела в буквальном смысле слова: каждый учитель представлял собой, как минимум, уникальную личность; мы не работали по утверждённым программам Министерства образования, а согласовывали с директором свои собственные методики; кроме общеобразовательных предметов школа предлагала изучение дополнительных дисциплин, по выбору учащихся; у нас функционировало множество секций и кружков. Андрей, представитель газеты «Комсомольская Правда» по республикам Прибалтики, после долгих уговоров нашей директорши, был вынужден согласиться вести в нашей школе факультатив будущих работников СМИ и телевидения. Я заинтересовался его методами обучения ребят и посетил несколько занятий. Выпускник Московского Университета оказался отличным знатоком своего дела...

       Со временем мы с Андреем стали друзьями. Однажды я показал ему свои статьи и рассказал о неудаче в Питере... Мой друг улыбнулся и следующим утром отвёл меня в редакцию рижской газеты «Советская Молодёжь», в одном из помещений которой располагалось Бюро представителя «Комсомолки»... По рекомендации Андрея, я был оформлен на полставки корреспондентом «Советской Молодёжи»... Однажды, в выходной, зимний день я проверял письменные работы учеников, результаты которых собирался засчитать итоговой оценкой за четверть. Автоматически выполняя простую работу, я задумался над собственными достижениями в новом городе. Итог получался положительным: две интересных работы, приличный заработок, своя квартирка, много новых знакомых... А что же в «минусе»? Я редко вижу свою дочуру, живу один... Буду чаще ездить к дочери и куплю собаку... Но от судьбы не уйдёшь...

       В этот же день, после обеда я решил зайти в пошивочное ателье, чтобы заказать брюки. Я находился у стенда с образцами материи, когда моя будущая вторая жена выплыла в приёмное помещение из примерочной кабины, облачённая в наскоро сколотую булавками заготовку вечернего платья и выставила блистательную фигурку перед огромным зеркалом на стене. Несмотря на мгновенно разбитое сердце, я решился на смелый поступок – пригласил девицу в театр. Её звали Галиной, она училась на архитектора, у неё была своя собака. После первого совместного выхода в театр, произошли ещё походы на студенческие вечеринки в её институте, поездка на каникулах в Вильнюс, летний отдых в Паланге и ещё много проведённых рядом дней, наполненных разными приключениями. Однажды я надел свой единственный приличный костюм и предстал перед предками девицы. Скрепя сердце, родители Гали согласились с выбором любимой дочери, им очень не нравилось обстоятельство, что я уже был женат. Свадьбу справили следующей весной.

       В этот период я уже догадался о своей особенной участи – скольжению событий  моей жизни точно по Синусоиде. Как же тут было не догадаться, если любая моя удача обязательно сменялась неудачей, на смену которой, в свою очередь, опять приходила удача... Каждая победа обязательно сменялась поражением, каждый успех – провалом, положительный всплеск графика линии жизни всегда сопровождался отрицательным...             

       Подтверждения моей догадки не заставили себя ждать. Приведу ещё пару простых примеров:
Через пару лет после второй женитьбы я решил уйти со школы и перешёл работать в Вычислительный Центр НПО. Руководитель новой организации обещал помочь в Горисполкоме с обменом моей однокомнатной квартирки на большую по площади и числу комнат. Когда были пройдены все инстанции и собраны все необходимые подписи, обмен, на неопределённое время, задержал Горисполком. Ровно через неделю мне на работу позвонил нотариус и поведал, что мой девяностолетний, одинокий дядюшка со стороны матери ушёл в лучший из миров и оставил мне в наследство его кооперативную квартиру. Мы с женой обменяли две квартиры на одну большую и шикарную в центре.

       Моя кандидатская диссертация не прошла предварительную защиту в московском ВНИИС по причине неактуальности темы, но уже через три месяца со мной связался проректор по научной работе и попросил приехать в Москву для защиты, так как тема вдруг стала необыкновенно востребованной в их отрасли.

       Однажды, прямо со стоянки около работы, украли мой Жигуль третьей модели. Мы с женой расстроились, так как в те времена страховка возвращала не более семидесяти процентов реальной стоимости машины. Всего через два дня мне внезапно позвонил бывший коллега, который уезжал работать за границу. Он спросил не знаю ли я кого-нибудь, кто может срочно, по сильно заниженной цене купить Жигуль шестой модели. За хлопотами по переезду он забыл позаботиться о пожилых родителях. Я, конечно, купил его машину за деньги, которые получил от страховки.

       Со временем я привык, совершенно перестал расстраиваться во время негативной впадины в моей жизни, а просто всегда терпеливо ждал когда чёрную полосу сменит белая... 
Арк Лапшин, Нью-Йорк, Май 2016