Софа

Вера Борисова
                Точка голограммы               

   Июль 1992 года. Я приезжаю в Иваново. Бабушка и Таня встречают меня на пороге.
   - Тише, тише — не разбуди...
   Я осторожно вхожу в комнату, заглядываю в стоящую посередине коляску: маленькая, светленькая — кожица на веках кажется прозрачной — девочка. Редкие рыжеватые волосенки, длинная прядка на лбу. Ребенок открывает глаза и доверчиво протягивает мне ручки — ни на секунду не было ни испуга, ни настороженности. Я подхватываю ее, ставлю на пол. Она крепко уцепляется за мой палец и начинает ходить вдоль комнаты от окна к двери и обратно. Сосредоточенная, с важным видом она ходит и ходит. Видно, что процесс этот совсем недавно освоен, и через держащуюся за меня — ведущую меня — маленькую ручку я чувствую весь восторг и значимость происходящего. Да. Да, моя девочка, ты права. Во всяком случае, я воспринимаю этот мир именно так: и восторг, и страх, и тяга, и тайна.
               
                Желтая машинка
 
   У входа в городской сад на голубых тумбах свернулись два облезлых гипсовых льва. Клумбы заросли травой. «Три грации» - спасибо, что не покрашены голубой краской — прекрасны, даже облезлые. Березовые, липовые аллеи. Центральная — широкая и прямая, с жарким небом и боковые, переплетающиеся, зелено-кружевные. Липы отцветают, но еще сохраняется запах; начинается шиповник. Высокий берег реки, небольшая полоска пляжа. Теза разомлела, раскинула рукава, бликует под солнцем. Редкие облака так пышно взбиты, так дивно подсвечены. Все — река, круглые деревья вдали, воздух — неподвижны и полны покоя и неги. Желтая машинка стоит невдалеке, на обочине. И никто не знает, что она привезла нас сюда в последний раз; на следующий год мы уже будем ездить на автобусе. Женя, носящийся по пляжу, соревнующийся со мной в прыжках, плавающий далеко с дядей Борей, запомнит эту желтую машинку навсегда. Двухлетняя Соня не запомнит ничего. Но сейчас я думаю: почему ты, самая беленькая на всем пляже, так тихо и послушно играла с мокрым песком? Уж если ты с самого начала знала про восторг, и страх, и тайну, может быть, и сейчас ты ЗНАЛА?
               
                Фотография с мамой

   Высокая, худая женщина с классическим профилем. С головой то ли обращенной к сидящему на коленях ребенку, то ли просто поникшей. Руки обнимают — отгораживают. Какая-то легкая замкнутость, легкая отстраненность — странность. Может быть, некоторая не-от-мира-сего, может быть, хрупкий бледно-зеленый лист ландыша: чуть загнутые внутрь края у основания и чуть склоненная вершина длинного, узкого листа скрывают внутри себя — для себя — тоненькую ниточку бледного цветка.

                Сонина песенка

   3-4     ---   мама
   3-4     ---   мышка
   3-4    ---    весь их мир

   - Сонечка, что ты больше всего любишь?
   - Мороженое.
   - А чего ты больше всего боишься?
   - Оленя.
   - Почему?
   - Вдруг на рога подцепит.

                Гущу

   Уставшие, проголодавшиеся, всей компанией возвращаемся с пляжа. Бабушка оставалась дома, готовила обед, и на столе уже стоит большая миска с салатом. Соня тут же залезает на табуретку и запускает руку в миску.
   - Я теперь есть не буду!
   - А что она руками лезет!
   - Я после нее есть не буду!
   Все пытаются урезонить разбуянившегося Женю и забывают про Соню. Она незаметно сползает с табуретки и уходит в комнату. Через какое-то время я иду за ней.
   - Соня...
   Она, отвернувшись, ковыряет пальцем спинку дивана; не поворачиваясь, говорит дрожащим голосом:
   - Я гущу...

                Каруселька

   Уже не голубые — не крашенные — тумбы под гипсовыми львами. Вычищаю окурки у них из пасти.  Детская площадка, когда-то полная аттракционов, с каждым годом пустеет. И вот осталась одна убогая каруселька: стульчики на канатах. Нетрезвый карусельщик продергивает веревку от подлокотника до подлокотника, и напряженный взгляд Сони уплывает. Через секунду из-за поворота вновь — бледное личико, синяя маечка, синие очи. Русый хвостик относит ветром, робкая улыбка и шепот: это не страшно.
   Но мне страшно. Семь-восемь лет назад на этом месте бойко крутились яркие слоники, кони. Машинки. Так быстро, что я, не решаясь оставить Женю одного на толстом слонике, стояла рядом, придерживая. И было много нарядных людей. Куда они все делись?
   - Это не страшно, - выплывает на новом витке Соня.
   Но мне кажутся ненадежными стертые канаты карусели. Мне неуютно в этом неухоженном, безлюдном парке.

   - Это не страшно, - повторяет Соня.
Ну, хорошо. Может быть, ты и вправду знаешь больше. Еще знаешь.

                Крестеки

   Худая-прехудая, с белобрысой косичкой Сонечка скачет по детской площадке. Бегает по бортику песочницы без песка, залезает на горку, на зеленого крокодила, опасно качающегося на цепях. Непрерывно что-то приговаривает, напевает, и я различаю повторяющиеся «крестеки».
   - Что это за крестеки, - спрашиваю Татьяну.
   - А это она так «на кресте тя» выговаривает...


   - Соня, что ты больше всего любишь?
   - Бога. И смотреть телевизор.
   -Чего ты боишься?
   - Всяких ночных животных и привидений.
 
                Первая считалочка

       На золотом крыльце сидели:
       Царь, царевич, король, королевич,
       Сапожник, портной.
       Кто ты будешь такой?
 
                Вторая Сонина песенка

   Уже не очень маленькая девочка — 6-7 лет — на коленях у мамы в трамвае. Тихо поют-воркуют:
       Мама:     мышка моя
       Соня:      маленькая
       Мама:      мышка моя
       Соня:       сладенькая
       Мама:       мышка моя
       Соня:        беленькая

   Куда бы мы ни шли, мы опаздываем — у каждого киоска со съестным Соня останавливается, долго разглядывает, выбирает, и мама покупает — чупа-чупс, сок, печеньице.

                Сонина сказка

   В одно время года жила девочка. Ее звали Соня. Мама ее не любила и часто уходила к Лиде. У нее был папа Фарит. Он ее любил. Однажды папа умер. Мама снова женилась, и их папу опять звали Фарит. Но потом он умер. И теперь уже мама эту девочку любит.  И у нее есть мама и Вера вместо папы.

   - Соня, что ты больше всего любишь?
   - Маму.
   - Чего ты боишься?
   - Вечно мучиться.

                Вторая считалочка

   Через дорогу от бабушкиного дома был детский садик. Был и перестал быть. Окна, двери заколочены, зато калитка открыта. Во дворе — пара качелей, крытая верандочка, по заскорузлым деревьям можно полазить. Там собираются окрестные девчонки. Соня присоединяется к их беготне, повторяет считалки.
               
                Черные стрелки, белый циферблат.
                Быстро как белки колесики стучат.
                В каждой минутке по шестьдесят секунд.
                Бегут, бегут минутки и песенку поют:
                - Я боюсь.
                - А ты не бойся.
                - Я умру.
                - Не беспокойся.

   Как бы ни набегалась, ни наигралась за день, засыпает всегда долго.
   - Я больше всего хочу, чтобы у меня был папа. Или старший брат, или сестра.

                Письмо

   Дорогая тетя Вера!
   У нас все хорошо. Я сижу за партой с Кроминой Леной. Нашу учительницу зовут Екатерина Павловна, мне она очень нравится. Я подружилась с ребятами в классе: Белоусовой Леной, Алией и мальчиком Женей. Мы с девочками убегаем, а Женя нас догоняет. Я не в какие кружки не хожу. Потому что я долго делаю уроки и не успеваю ни на какие кружки. Я хочу ходить на кружок гимнастики и рисования. Мне дед Мороз подарил маленькую куклу с мебелью и зубную щетку, а мама кассету со сказкой про Илью Муромца. Дядя Тагир подарил коробку со сладостями и зайчика. Мы с мамой поздравляем вас с Женей с новым годом. Пусть Господь благословит вас.
                Софа.

                Я пишу с ошибками
 
   – Я всегда пишу с ошибками! Я хуже всех. У меня всегда за диктант тройки или двойки! Таких даже нельзя переводить в третий класс! Нет, я никогда не смогу писать лучше!
   
   На рынке Соня просит купить пирожок у частной бабушки. Мама, только что дома рассуждавшая, как тщательно надо все мыть и дезинфицировать, покупает  пирожок «с собачатинкой». На мое недоумение отвечает:
   - А с молитовкой все можно.

   - Сонечка, что ты больше всего любишь?
   - Смотреть мультики, играть, гулять.
   - Чего ты боишься?
   - Смерти.

                Третья считалочка
            
                На золотом крыльце сидели:
                Винни Пух, и Том, и Джерри,
                Микки Маус, три утенка,
                Выходи, ты будешь Понка!
                Если Понка не придет,
                Скрудж Макдак с ума сойдет!
               
                Изгнание

   Мы не виделись года два. Три? Я была раздавлена, пыталась выжить. Похоже, что и по Соне проехал свой каток.
   Я натыкаюсь на застывший, отсутствующий взгляд. Запредельная медлительность, рассеянность. Если куда-то идем вместе, ее невозможно дождаться: уже собравшись, вдруг надумает менять одежду; уже выйдя, - вернется, чтобы переплести волосы.
   Она стесняется своей худобы, неподдающейся загару белой кожи. Я пытаюсь рассказать ей, как она хороша, зачитываю кстати подвернувшиеся цитаты из Щаповой-де-Карли. Но ее взгляд все больше уходит внутрь. Я ничего не слышу в ответ. Я беру ее за палец, как когда-то при первой встрече она взяла меня, и мы полностью — до конца — слышали друг друга. Я ничего не слышу. Кто из нас оглох?

   - Что ты больше всего любишь?
   - Не знаю... А из какой области?   Не знаю...
   - Чего ты больше всего боишься?
   - Одиночества.

                Мне не надобно больше ни света,
                Ни тепла. Мне не нужно любви -
                Я плачу своей жизнью за это.
                Я уже далеко — не зови.

                Этот мир — он не мой. Он не связан
                Ни малейшею нитью со мной.
                Этот мир мне ничем не обязан,
                От него ухожу я домой.

                Там, где мгла не меняется светом,
                Где прохлада и вечность царит.
                Я мечтала всегда лишь об этом.
                Жизнь моя лишь на нити висит.

                И не надо презренья-молчанья -
                Этот выбор всегда только мой.
                Я ушла в мир иной от изгнанья,
                Я стремилась туда всей душой.

      
                Долгий путь в начало

   Высокая девушка в длинной юбке, в каких-то дешевых и неудобных босоножках, которые она то и дело поправляет. Русые волосы распущены, неловкая челка. И готовность сейчас же быть счастливой, и сейчас же быть совершенно несчастной. И смутное ощущение предназначения, и незнание себя. И открытость новому, и болезненная робость. Ах, девочка, как я знаю все это! Иди. Как я знаю... Но все равно — иди. Ведь, может быть, там, в конце пути, мы снова научимся говорить — без слов, и слышать — без расстояний.