В гостях у пастора церкви Рождества ЕХБ

Алла Валько
                О турпоездке по Украине

Когда я живу в Карпинтерии, то часто встречаюсь со своими друзьями – супругами Михаилом и Татьяной Виноградскими, прихожанами баптистской церкви. Оба они принимают самое деятельное участие в жизни церкви. Миша во время службы работает с аппаратурой, передающей на большой экран тексты песен, исполняемых солистами и прихожанами, или играет в небольшом церковном оркестре. Таня, благодаря своим связям с цветочными магазинами, каждое воскресенье приносит в церковь огромное количество букетов разных цветов, в том числе роз, и каждый желающий может совершенно бесплатно взять любой из них. Кроме того, она опекает всех нуждающихся в её заботе и внимании. Миша родом из Житомира, как и моя мама, и во время посещения этого замечательного города мне захотелось встретиться с отцом Миши, пастором церкви “Рождества” евангельских христиан-баптистов.
 
Из рассказов своих друзей я знала, что у пастора, кроме Миши, есть ещё два сына – Андрей, капеллан церкви, и Павел, преподаватель школы. К сожалению, во время моего визита в Житомир ни с Андреем, который в это время находился в АТО, ни с Павлом мне встретиться не удалось. Две дочери пастора тоже живут в Житомире. Одна из них - Марина оказывает помощь церкви всюду, где это требуется. У неё в городе цветочные магазины, поэтому она постоянно украшает ими храм. Марина также поёт в хоре и читает стихи. У пастора есть также две дочери, живущие в Голландии. Всего у пастора было девять детей, двое из них ушли из жизни раньше, а третий сын Андрей – в прошлом году, уже после моей поездки в Украину.

Даниил Михайлович стал пастором в 1964 году. Но уже в 1966-1968 годах отбывал в Лефортово за веру свой первый срок. За тюрьмой последовала ссылка в Йошкар-Олу Марийской АССР. Второй срок он отсидел по той же статье в 1971-1974 годы в зоне строгого режима в Коростене Житомирской области.

В один из дней моего пребывания в Житомире я встретилась с Мариной у монумента “Танк-34”. Я ожидала увидеть “упитанную” женщину средних лет, однако Марина больше была похожа на девочку, такой она была тоненькой и изящной в своей короткой юбочке. Оказалось, что ей уже за сорок. Марина пригласила меня сесть в машину и повезла в церковь “Рождества”.

Меня поразил необычный вид церкви и её внутреннее убранство. Кирпичная церковь  украшена орнаментом, выложенным также из кирпича, и своей архитектурой производит впечатление, можно сказать, утончённого строения. Внутри храма нет икон, алтаря и других, характерных для католических и православных церквей реликвий. Пастор с кафедры читает проповеди прихожанам, сидящим в зале на удобных скамьях. Зал просторный, на его балконе установлен орган. После осмотра собственно церкви Марина показала мне школу, которая прекрасно оснащена и имеет компьютерный класс и спортивные залы. В просторных помещениях школы, в которых проходят занятия с детьми или они самостоятельно  проводят свой досуг, стоит пианино, длинные столы для различных занятий, в горшках растут декоративные деревья и цветы. Везде идеальная чистота.

Полюбовалась я и зелёной территорией вокруг церкви, где растут разные цветы и деревья, в том числе чуть ли не экзотические. Здесь же установлена скульптура, выполненная по мотивам картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Поверить, что этот ухоженный парк принадлежит церкви, было трудно. Но это было именно так. Я не переставала восхищаться увиденным.

После осмотра церкви и школы Марина повезла меня к себе домой, где нас уже ждал Даниил Михайлович. Всё, что я только что видела, было создано благодаря непоколебимой вере пастора, его огромной целеустремлённости и работоспособности. В свои 85 он выглядел значительно моложе. Из расположенного в лесу пансионата он, перейдя мост через реку Тетерев, пешком дошёл до дома дочери. Этот пансионат тоже принадлежит церкви и выполняет задачи чуть ли не государственного уровня, занимаясь духовным и физическим оздоровлением детей, молодёжи, пожилых, а также реабилитацией военных, раненных в зоне АТО. У Даниила Михайловича совершенно ясный ум и блестящая память. Он удерживает в памяти не меньший объём информации, чем люди, значительно моложе его. Пастор коротко рассказал о гонениях церкви при тоталитарном режиме и её восстановлении после провозглашения независимости Украины.
 
Пастор прекрасно ориентируется в политической обстановке в Украине и в мире. Наши взгляды по вопросам, которые мы затронули в беседе, полностью совпали. Даниил Михайлович сообщил, что является приверженцем новой, независимой Украины. Узнав, что моя мама родом из Житомира и что она еврейка, пастор сказал, что, в отличие от православной и католической, баптистская церковь с почтением относится к евреям, памятуя слова Библии об избранности этого народа.

Мы сидели в уютном, озеленённом садике у дома Марины, где было всё так же, как и в церкви, ухожено, продумано и красиво выполнено. Даже помещение под навесом для хозяйственных нужд, выложенное с наружной стороны камнем, внешне выглядело как симпатичная башенка. Потом мы пили чай с шоколадным тортом, который я принесла. Очень хотелось бы надеяться, что он понравился Даниилу Михайловичу и Марине. На прощанье я подарила пастору книгу моей дочери “Сказки из рюкзачка”, а также сборник “Ветеран” с моей новеллой “Сострадание”. В свою очередь, пастор подарил мне томик своих проповедей, а также проспект Георгия Мокрицкого, изданный по случаю 2000-летия Рождества Христова: “Церковь Рождества. Исторический путь от лютеранской кирхи к храму евангельских христиан-баптистов с христианской школой в Житомире”.

В проспекте говорилось, что первоначально в церкви “Рождества”  евангельских христиан-баптистов располагалась лютеранская церковь. Место, на котором она построена, было пустырём, неиспользуемой землёй, находившейся в собственности помещика фон Жерара Вильгельма Кнаака. В 1848 году после смерти мужа его вдова Джезента Кнаак передала некоторую часть унаследованной земли лютеранской общине Житомира под строительство церкви и дома пастора.

Лютеранская община живших в Житомире немцев было основана в 1801 году. В 1858 году число лютеран  (протестантов) достигало 117 человек и составляло 0,4% населения города. Прежде лютеранская церковь занимала один из частных домов, и для строительства церкви лютеране получили от городской думы место на Сенной площади - тогдашней окраине города, что их не устраивало. Поэтому дар миссис Кнаак оказался весьма кстати. На предоставленном участке была построена современная церковь, точнее, молитвенный дом.
 
Здание  лютеранской церкви на Лютеранской улице было освящено при пасторе Генрихе Мартине Давиде Ваземе в 1896 году. Оно было сооружено по проекту житомирского архитектора Арнольда Енша. Используя обычные кирпичи, он сумел создать оригинальное здание в стиле модернизированной готики. Церковь была построена на искусственном холме, возвышавшемся над узкой долиной реки Поповка. Постепенно долина была засыпана и застроена, и теперь о прошлом естественном ландшафте напоминает лишь небольшой спуск сзади церкви, позже позволивший расширить её за счёт строительства полноценного нулевого этажа. Последний настоятель лютеранской церкви служил до 1917 года.

В этой церкви играл на органе почётный житель Житомира, талантливый музыкант Даниил Рихтер – дедушка выдающегося пианиста Святослава Рихтера. Он жил неподалёку в маленьком домике, который купил у садовника лютеранской общины. Позже здесь жил Теофил Рихтер, отец Святослава Рихтера. Некоторое время органистом в церкви был также дядя Святослава Эдуард Рихтер. И Теофил, и Эдуард были расстреляны НКВД, но и сама лютеранская церковь была обречена.

В середине 1930-х годов её здание было преобразовано в спортзал Динамо - спортивного клуба сотрудников ВЧК и НКВД. С тех пор, вместо органной музыки и проповедей, здесь можно было слышать звуки сражений борцов и боксёров. После войны церкви не удалось возобновить свою деятельность, поэтому в её помещениях продолжал функционировать атлетический клуб. С задней стороны церкви была сделана грубая трёхэтажная пристройка для администрации клуба. Полукруглые выступы здания – апсиды - и алтарь были разрушены.

Приблизительно в то же время, когда в Житомире появилась лютеранская община, то есть в начале XIX века, среди немецких поселенцев на юге Украины возникли баптистские церкви. В отличие от лютеранской общины, церковь ЕХБ в Житомире выжила, несмотря на все преследования, которым она подвергалась при тоталитарном режиме. Начиная с 1920 года, существование общины в Житомире связано с тяжёлыми испытаниями, хотя церковь ЕХБ была основана здесь значительно раньше. Несмотря на беспощадное преследование, от которого церковь ЕХБ страдала во второй половине 1930-х годов, и потерю молитвенного дома на улице Котовского, прихожане церкви продолжали осуществлять богослужение в частных квартирах и домах.

Официально церковь возобновила свою деятельность в начале 1944 года после освобождения Житомира от немецко-фашистских захватчиков. После периода относительного спокойствия в 1960-е годы церковь ЕХБ испытала новую волну преследований и притеснений со стороны советской власти. Дважды до 1980 года пастор церкви “Рождества” в Житомире и его прихожане были необоснованно заключены в тюрьму и претерпели многочисленные репрессии.

И только в 1980-х годах, в период так называемой “перестройки” притеснение постепенно уменьшилось, и отношение властей к церкви изменилось. Власть попыталась протянуть руку церкви ЕХБ в качестве моральной компенсации за зло, причинённое ей тоталитарным режимом. Одновременно общественность и местные журналисты подняли вопрос о более “культурном” использовании здания бывшей протестантской церкви. На городской окраине для атлетического клуба Динамо был воздвигнут большой современный комплекс, и здание церкви освободилось. Отдел культуры горисполкома пытался решить вопрос об организации в нём зала органной музыки. Однако отсутствие средств для выполнения этого проекта, настойчивые требования церковной общины христиан-баптистов о передаче ей бывшей протестантской церкви, отсутствие в городе лютеранской общины, а также попытки властей морально компенсировать зло, причинённое ЕХБ тоталитарным режимом, счастливо решили судьбу церкви.

В 1990 году здание церкви было возвращено евангельским христианам-баптистам. Однако религиозной общине было передано только здание церкви с подвалами, а пристройка оставлена во владении Департамента физической культуры и спорта как не имеющая отношения к религиозной структуре.

Тем временем церковь ЕХБ начала проводить богослужения в помещениях бывшей протестантской церкви, требовавших капитального ремонта и перестройки. Реконструкция началась с восстановления прежнего интерьера лютеранской церкви.  В течение двух дней благодаря совместным усилиям общины и помощи христиан из Нидерландов были восстановлены детали интерьера, балкон, орган и подвал церкви. Позже верующим удалось выкупить пристройку благодаря добровольным пожертвованиям голландской миссии. Уже в 1998 году церковь ЕХБ открыла благотворительную столовую и воскресную школу.

Но это было лишь началом на пути реализации идеи создания многофункционального комплекса. Требовалось поднять христианский духовный центр до европейского стандарта. Авторами проекта комплекса стали архитекторы Валерий Гереза, Валерий Головатенко и Сергей Ерко. В то время как житомирская компания “Портал” проектировала комплекс, спонсорская организация – Педагогическая христианская академия “Дристар” в Голландии, возглавляемая её ректором, начала поиск необходимых средств. Ректор организовал широкую компанию по сбору средств среди голландской молодёжи и студентов. Они зарабатывали деньги мытьём машин, выпеканием пирожков и другими способами.
 
Благотворительные акции были также организованы в голландских церквях, где верующим рассказывали о цели сбора пожертвований и преследованиях, которым подверглась церковь ЕХБ в Житомире при тоталитарном режиме. Необходимые средства были собраны в течение двух лет. Верующие в США также не остались в стороне от этого процесса. Баптистская церковь в городе Мемфис также неоднократно поддерживала проект деньгами. Наконец, в апреле 1996 года состоялась торжественная церемония закладки первого бетонного блока. Тем временем в 1995 году была основана частная общеобразовательная христианская школа “Сяйво” (“Сияние”).

Церковь “Рождества” разрешила воскресной школе свободно использовать помещения в пристройке. Так разворачивалась  благотворительная и воспитательная деятельность церкви, пока весь комплекс находился ещё в стадии конструирования. Школа “Сяйво” получала поддержку и всестороннюю помощь от голландской педагогической академии “Дистар”. В 1997 году школа и голландская академия заключили контракт на сотрудничество, в котором указывалось, что обе стороны понимают, что Библия и Божественное Слово имеют бесценное значение для образования и должны являться основой жизни христиан.
 
Голландский институт помогал школе в повышении уровня квалификации учителей, обеспечивал школу необходимыми материалами. Студенты академии проходили практику в школе. В 1997 году школа “Сяйво” была принята в Международную Ассоциацию христианских школ, которая  объединяет аналогичные школы из 96 стран. Строительство новой воскресной школы, в котором принимали участие десятки бесплатно работавших верующих, было завершено в 1998 году. 

Согласно проекту архитекторов школа и здание бывшей протестантской церкви сформировали уникальный гармоничный комплекс, включающий в себя П-образное здание с внутренним двором. В северо-восточном углу здания находится 25-метровая колокольня, доминирующая над всем комплексом. Комплекс представляет собой трёхэтажный учебно-административный корпус со столовой. На его южной стороне расположен главный четырёхэтажный учебный блок, в котором в качестве клуба и жилья для учителей используется чердак.

В 1996 году на всеукраинском смотре архитектурных работ проект реконструкции комплекса церкви “Рождества” ЕХБ с пристройкой, где размещается воскресная школа, был награждён Дипломом Украинского национального союза архитекторов как лучшее сооружение года.
 
Всё воочию увиденное, а также прочитанное о церкви “Рождества” ЕХБ привело меня к убеждению, что разумное, духовное воспитание делает людей более мягкими, терпимыми и миролюбивыми. Я уверена, что истинный христианин никогда не поднимет оружие на своего соседа.

Продолжение следует.