Разбирая архив отца... 4

Наталия Гурина-Корбова
   

               
                Инженер-капитан 1 ранга К.Амплеев


 В связи с началом войны наша подводная лодка «Щ-202» задержалась в Феодосийском порту до 26 июня. Под руководством военкома п.л. старшего политрука Литовченко С.О. «Щ-202» была замаскирована под фон причальной стенки при помощи рыбацких сетей, кустарника, специально срубленного в горах, и угольной пыли, находившейся в большом количестве на стенке.

    Утром 24 июня Штаб флота оповестил все порты и корабли о том, что через Крым курсом с Запада на Восток движется большое количество самолётов противника и, что требуется принять в связи с этим необходимые меры.
 
     Командир «Щ-202» капитан -лейтенант Козюберда В.Х. объявил боевую , и потом артиллерийскую тревогу .   Артиллерийские расчёты во главе с командиром БЧ-2-3 старшиной Гоглигидзе и командира отделения артиллеристов старшиной 1 статьи Ардельяном С.М. заняли места у двух 45-ти миллиметровых пушек.

     Через несколько минут над гребнями гор,  окружавших Феодосию с северной стороны , появилось большое количество самолётов летевших курсом с Запада на Восток мимо города. По этим самолётам из наших двух пушек, пушки морского охотника, стоявшего в порту, и пушки ,находившейся в районе аэропорта, был открыт отчаянный огонь. Стоя на боевом посту под открытым рубочным люком, оглушённый командами Гоглигидзе и уханьем двух пушек, я невольно подумал, что это наши артиллеристы  ведут впервые артогонь не по учебной  мишени, а по действительной цели - по противнику.

     Через некоторое время я услышал радостные возгласы, раздававшиеся на мостике:
- Смотрите, смотрите!! Один самолёт отстаёт! Он объят пламенем и дымом ! Вот , так мы!!
- Смотрите, он рухнул вот за той горой! Ура-а-а!!! Ура-а-а!

    По окончании арт. тревоги, все находившиеся на мостике утверждали, что один самолёт сбит и сбит нашими артиллеристами. На мостике в это время были: Козюберда В.Х., Литовченко С.О., Панов В.С.(дивмех), Калин С.А. (пом.командира), Гоглигидзе Л. Е. и арт. расчёт 2-х пушек. Версию о том , что самолёт был сбит артиллеристами нашей подлодки, подтверждали потом и жители города, наблюдавшие за арт. стрельбой, Они останавливали на улицах города командиров, старшин, краснофлотцев лодки и поздравляли с боевым успехом, как защитников , которые отогнали от города самолёты противника. Конечно, это звучало наивно. Но, факт остаётся фактом. Если не изменяет память, то в те дни об этом событии сообщала газета «Красный Черноморец».

      В 1941 году подводная лодка трижды несла дозорную службу на позициях под Новороссийском, Феодосией  и Босфором. Последующие боевые походы  ( 5 походов в 1943г и 1 в 1944г) были в районе Тарханкута ,около Румынских берегов, между Севастополем и Констанцей.

        Первые восемь походов боевых успехов «Щ-202» не принесли. В этих походах подводная лодка пять раз обнаруживала конвои противника и маневрировала на сближение с ними, дважды выходила в атаки с производством трёх торпедных залпов. Но торпеды цели не достигали. Подлодка несколько раз обнаруживалась и преследовалась сторожевыми катерами противника, корпус лодки не раз сотрясался от взрыва глубинных бомб; дважды обнаруживалась и подвергалась пулемётно- пушечному обстрелу самолётами противника. Полученные  повреждения хотя и были значительными, но благодаря принятым мерам по их устранению, подводная лодка продолжала находиться на позиции до положенного срока и выполняла поставленные задачи.  Подводная лодка по своему назначению одно из наиболее активных боевых средств на море.

     Благодаря скрытного действия она может наносить большой урон противнику.
    Особенно своими действиями советские подводники проявили себя в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Основная задача, которая была поставлена в этот период подводному флоту нашей страны, заключалась в том, чтобы активными действиями на морских путях противника уничтожать его транспорты и боевые корабли, вести разведку.

   А при обороне Севастополя в 1941 году подводные лодки Черноморского флота использовались также для перевозки продуктов, снарядов и горючего. Выполняя эти задачи подводные лодки помогали Советской Армии на суше громить фашистских захватчиков.

    Находясь в море в поисках противника или для выполнения других задач, ПЛ сталкивается с целым рядом неожиданностей, которые не приводят к роковым последствиям лишь  благодаря быстрым и умелым действиям личного состава.

      В период Великой Отечественной войны я служил на подводной лодке Черноморского Флота инженер-механиком, участвовал в нескольких боевых походах. Вот об умелых и смелых действиях подводников я и расскажу.

       
       Вот отдельные эпизоды:

      Для ясности напомню, что к концу 1941 года всё западное ( Болгария и Румыния) и северное побережье Чёрного моря, включая Крым и порты Керчь и Новороссийск, были в руках немцев.

    На Чёрном море было много вражеских боевых кораблей, ходило много военных транспортов, которыми они перевозили своим армиям пополнения людского состава, оружие и другие грузы. Немцы знали, что в Чёрном море на их морских путях действовали советские подводные лодки и поэтому они за ними охотились, стараясь уничтожить. Для этой цели у них было много быстроходных катеров, кораблей и подводных лодок. Кроме того для этой же цели они использовали и авиацию. Во многих местах Чёрного моря, особенно при подходах к портам, немцы поставили мины. Вот в такой обстановке на Чёрном море действовали советские подводные лодки.

    1-ый  эпизод.

 В августе 1942 года подводная лодка типа «Малютка» находилась на позиции около Румынских берегов. Было обнаружено, что вдоль берега в этом районе проходит много транспортов противника.

     Несмотря на мелководье в этом месте командир лодки принял решение атаковать транспорты противника. Первые три попытки выйти в атаку на транспорты успеха не имели. Но вот был обнаружен конвой противника в составе двух больших транспортов, охраняемых тремя сторожевыми кораблями. Глубина моря в этом месте была 12-13 метров. Несмотря на вечернее время , видимость была ещё хорошая , состояние моря -штиль.

    Для атаки лодка  выбрала наибольший транспорт. Приближаясь к нему в подводном состоянии, лодка несколько раз касалась грунта, так как было очень мелко. Но несмотря на мелководье лодка смогла лечь на курс атаки, произвела залп из торпедных аппаратов и потопила транспорт водоизмещением 5000 тонн.
   
   После выхода торпед из торпедных аппаратов подвсплыла и по показавшейся из воды рубки была обнаружена вражескими сторожевыми кораблями. Началось преследование. Лодка отошла от места атаки и на глубине 8,5 метров легла на грунт. С целью обесшумливания были остановлены все работающие механизмы, включая гирокомпас и судовые часы.

     В результате близкого взрыва десяти глубинных бомб, сброшенных с катеров противника, лодка получила большие повреждения. Были повреждены главные и вспомогательные механизмы, в отсеки через подорванные люки проникла вода, многие электрические лампы были разбиты- в отсеках лодки было полутемно.

      Пускать турбонасос на осушение отсеков нельзя из-за того, что враг близко и мог обнаружить точное местонахождение лодки. Один отсек был затоплен полностью, а другой на 1/3 своего объёма.

      Прошло некоторое время и стало ясно, что дальнейшее пребывание лодки под водой на грунте могло привести к её гибели.

     Командир принял решение всплывать и ,если будет необходимо, принять неравный бой с кораблями противника в надводном положении. В Центральном посту были собраны артиллеристы  и матросы, вооружённые пистолетами, гранатами и пулемётом. Лодка всплыла, арт расчёт занял место у пушек. Но к счастью лодки, кораблей противника вблизи не оказалось. Видимо посчитав, что лодка потоплена, они ушли. После приведения основных механизмов в порядок , лодка в надводном положении пошла в свою базу.

     Во время перехода лодка была снова обнаружена и атакована самолётом-торпедоносцем противника, который несколько раз выходил в атаку на лодку. Но всё обошлось хорошо, торпедоносец отгонялся артиллерийским огнём.
     В общем с большими трудностями , истерзанная лодка возвратилась в базу.

 
 2 -ой эпизод.

 В сентябре-октябре 1943 года подводная лодка «Щ-202»,  на которой я служил , находилась на боевой позиции около Румынских берегов.

    Для радиосвязи с нашими самолётами мы ежедневно всплывали в крейсерское положение. Находясь на боевой  позиции, это очень опасно, так как могут обнаружить вражеские корабли, самолёты , подводные лодки и преследовать. Но это делать нам было необходимо , и мы со всеми необходимыми предосторожностями и мерами всплывали.

     Всё обходилось благополучно, но в один из дней, на четвёртые сутки нахождения на позиции, находясь в надводном положении днём, мы чуть не поплатились своими жизнями. Всё более и менее обошлось благополучно благодаря зоркости вахтенного матроса, который вместе с командиром был на мостике. Осматривая в бинокль горизонт и зенит, вахтенный матрос заметил увеличивающуюся точку со стороны солнца. Сразу же определил, что это самолёт противника и доложил об этом командиру.

      Была объявлена боевая тревога и лодка стала быстро погружаться. Но самолёт успел из пушек и пулемётов обстрелять верхнюю часть лодки, не успевшую ещё скрыться под водой, и сбросил несколько бомб. Мы слышали, как по корпусу лодки ударяли снаряды и пули, а также взорвавшиеся бомбы. С подволока посыпалась пыль, перегорело несколько электрических лампочек. После тщательного осмотра лодки, внутри были обнаружены более значительные повреждения, но не влиявшие на наше дальнейшее нахождение на боевой позиции. Таким сравнительно счастливым исходом от атаки самолётом противника подводная лодка отделалась благодаря внимательности сигнальщика на посту.

       Поздним вечером этого же дня с нами произошёл и второй случай, характеризующий коварность врага.

     После погружения от атаки самолёта  подводная лодка до наступления темноты  находилась под водой. Сначала мы ходили на большой глубине, а потом на перископной. Осматривая при помощи перископов горизонт и зенит, мы ничего не обнаруживали, самолёта не было, всё было спокойно. С наступлением темноты подводная лодка всплыла в крейсерское положение.
 
     Осмотром мостика и надстройки убедились, что снарядами и пулями самолёта были нанесены повреждения важным устройствам. Море было спокойно, Светила полная луна. Мы приступили к устранению повреждений. Для этого, кроме вахтенной службы, на мостике и надстройке находилось около 19 человек. Все повреждения были уже почти устранены, в это время мы услышали нарастающий гул со стороны луны. Догадались, что это самолёт, хотя в лучах луны его и видно не было. Все стали быстро с мостика прыгать в люк и спускаться вовнутрь лодки. Самолёт опять произвёл пушечно-пулемётный обстрел подводной лодки и сбросил бомбы. Но вреда ни людям, ни лодке не причинил, т.к. лодка быстро погрузилась.
      Своевременное обнаружение самолёта и быстрое действие личного состава и на этот раз не дали самолёту противника успеха.


   3-ий эпизод.
        В том же походе с нами произошёл и ещё один случай.
     Через несколько дней мы получили приказание перейти в другой район моря, находящийся около г. Судак в Крыму, для выполнения специального задания.

     Придя на новую позицию после наступления темноты поздно вечером всплыли в позиционное положение и ходили в недалёком расстоянии от Крымского берега вблизи Судака. Море тихое , светила полная луна. На мостике находились командир и вахтенный матрос. Осматривая теневую часть горизонта у береговых гор, вахтенный матрос заметил сначала точку, а потом появившийся около неё бурун. Догадавшись, что это торпедный катер противника доложил командиру. Быстро оба спустились в лодку, которая стала немедленно  погружаться. Когда лодка была уже на глубине 40 метров, над  ней  разорвалась серия глубинных бомб. Посыпалась пыль с подволока , перегорело несколько десятков электрических лампочек, загремели покатившиеся предметы. После этого последовало ещё несколько  взрывов  серий бомб , но уже дальше и дальше от лодки.  Всё же от взрывов были повреждены некоторые механизмы, которые удалось быстро исправить.
 
     Отойдя на значительное расстояние в море , подводная лодка через некоторое время всплыла. Кругом было тихо и спокойно. Можно было продолжать нести позиционную службу. Через день, получив приказание, мы вернулись в
базу.
     Этот случай также свидетельствует о бдительности и мужестве советских подводников.

   4-ый эпизод.
    В апреле 1944года началась операция наших войск по уничтожению крымской группировке врага.
    Фашисты предприняли попытку вывезти остатки своих войск морем на транспортах и самоходных баржах. Но редкому кораблю удавалось пробраться к берегам Румынии.
      Наши боевые  надводные и подводные корабли блокировали Крым и с успехом уничтожали вражеские корабли. В этой операции по уничтожению остатков немецких войск спасавшихся на кораблях участвовала и подводная лодка , на которой служил я.
   Мы занимали боевую позицию около Румынского порта Констанца. Первые дни нахождения на позиции нам не приносили успеха, хотя соседние с нами подводные лодки в это время топили вражеские корабли. От этого нам было и радостно, но в то же время и досадно, почему это делаем не мы? И всё же наступили радостные дни и для нас.В один из дней конца апреля, а именно 28-го, мы обнаружили на горизонте транспорты противника. После маневрирования в подводном положении ,подводная лодка легла на боевой курс для атаки транспортов врага.
 Через несколько минут командиром была дана команда «Пли!» и торпеды с большой скоростью понеслись к транспортам. Вскоре мы услышали глухие взрывы. Значит торпеды попали в цель- было потоплено два транспорта противника. Через несколько минут стали рваться глубинные бомбы сбрасываемые на нас кораблями охранения противника. В течении 2-х часов катера противника преследовали нас, а потом они нас потеряли. Через несколько дней нам вновь посчастливилось обнаружить противника.

        Поздно вечером 7 мая лодка находилась в позиционном положении. Небольшое волнение моря, сквозь туман светила луна. Находясь на мостике вахтенный матрос обнаружил на горизонте силуэт корабля. Была объявлена боевая тревога, и лодка  в позиционном положении после маневрирования легла на боевой курс. Вскоре прозвучала команда «Пли!», и мы через несколько секунд вновь услышали , а кто находился на мостике, и увидели взрыв торпед. В этот раз была потоплена быстроходная десантная баржа.

     На другой день в перископ был обнаружен на горизонте дым, а потом и сам  конвой из 4-х барж.. Снова объявляется боевая тревога, и лодка ложится на боевой курс. Выпущенные торпеды потопили ещё одну баржу противника.
 
      После этого, израсходовав все торпеды и получив разрешение
командования , наша подводная лодка взяла курс на возвращение в свою базу.
      Итак , в этот поход наша подводная лодка «Щ-202» потопила четыре корабля противника.

    Для нас это было большой радостью. Эта радость стала ещё больше, когда мы по радио узнали, что город Севастополь освобождён.

                1958г.