Обыватель и Варвары. 5. Черкун

Алла Моисеенкова
Этот герой представляется сам:
 «Черкун. Меня зовут Егор Петров, я так же, как и вы, крестьянин, а не барин. Благодарить нам друг друга не за что: вы будете работать, я буду платить вам деньги. А если вы вздумаете жульничать, я вас прогоню и отдам под суд... Это понятно?»
Это напоминает лозунг строителя капитализма и империализма: «Бизнес, ничего личного!»
И вторая цитата: «Черкун. Пессимизм для рабочего человека - излишен, как белые перчатки.»
Поставим вместо «рабочего» - «делающего карьеру», и получим  лозунги Америки и России конца 20 и начала 21 века. А ведь пьеса была написана в 1905 году! О как! Гениальный Горький увидел нового человека, совершенно другой формации, бизнесмена, карьериста в лучшем смысле этого слова, человека, который сделал сам себя «self-made man», как говорят американцы, успешного и очень уверенного в себе, гордящегося собой. Никаких сомнений, никаких морально-этически-философских заморочек, типа Гегеля и Канта.
Надо построить железную дорогу, встал с утреца пораньше и строит! И завтра будет работа! И новые проекты! Это счастье!
Черкун очень открытый, прямой человек, вдруг, что не нравится, тут же говорит об этом смело, прямо в глаза, никого не боится,
«Черкун. Все, что я вижу, - сразу нравится или не нравится мне.»
а потому часто устраивает скандалы, чему ужасается Цыганов, но в любой ситуации дружка поддерживает.
«Черкун. Я не люблю пасторалей.
Цыганов. Он любит только скандалы...»
И вот в гости к инженерам приходит Гриша в тяжелой, меховой шубе, начинается прямо-таки буря. Отца Гриши Редозубова Василия Ивановича, городского голову, заставляющего сына носить шубу, чтобы тот похудел, парочка буквально утаптывает в землю, обещает отдать под суд и вечный позор на все времена. И Редозубов потом так и не смог оправится от этого ужаса, он испугался. Угрозы более чем серьезны и реальны.
А из-за чего поднялся шум-крик?
«Ну, вот что - снимите шубу. На вас противно смотреть. Как вам не стыдно?»
Черкуну противно смотреть(!) на это безобразие, то есть ему лично никакого дела не должно быть до того, что происходит за забором у соседей. Но смотреть неприятно! И тут же следует чуть ли не драка, и ведь Черкун добивается своего, Гриша не только не носит больше шубу, и отец его не бьет, что уж совсем дико для уездного городка, где к семейному насилию привыкли как к той же яичнице на завтрак по утрам.
Все эти ужасы Цыганов объясняет тем, что Чекун
«мужчина интенсивно рыжий и очень дерзкий...»
Но причина, конечно, не в этом. Черкун не переносит глупости, нерациональности. Все должно быть устроено правильно, то есть так, чтобы можно было хорошо, цивилизовано жить, успешно работать, зарабатывать деньги, делать карьеру. А что не так или мешает этому, подлежит исправлению или уничтожению.
У него есть непререкаемые ценности, ради них он готов закрыть глаза на многое, не замечать, не смотря на свое стремление к порядку. И это очень важно для него. А что это такое?
«Анна. А Сергея Николаевича все нет... Ты всегда больше работаешь - и всегда ты вместе с ним. Почему?
Черкун (не поднимая головы). Он имеет то, чего у меня мало, - опыт, знания...
Анна. Но он такой... распущенный.
Черкун. Знания ценнее нравственности...»
Знания! Он, проделавший тяжелейший путь от сына крестьянина до начальника стройки, понимает, что именно знания делают человека настоящим человеком, делают его свободным. И он это ценит.
«Притыкина. …А вы вовсе не строгие, но, конечно, образованные и потому гордые... Что же? Всякому человеку погордиться хочется, - мы вот деньгами гордимся, а вы - науками...»
И есть еще один интересный момент.
Цыганов поддерживает дружеские отношения с Монаховым, и тут еще доктор регулярно наведывается в гости, который ругается по очереди и  со всеми вместе одновременно: с Монаховым и с Цыгановым, с Черкуном, там по ходу дела парочка Монахов-доктор еще и  подралась. А Чекрун все терпит, ну куда деваться: вот в гости пришли знакомые Цыганова! Такие вот гости-скандалисты! Но его терпение иногда лопается, и Черкун начинает ругаться и их выгонять. И вот Черкун этих двоих на дух не переносит, злится страшно!
«Чекун(вдруг обозлился). Он (Монахов прим автора) – как лужа грязи, ногой… ваш супруг…»
«Черкун.(говорит Надежде про мужа Монахова прим авт.). Я удивляюсь, как вам не стыдно терпеть около себя такого… пошляка!»
«Черкун. Удивительно грубое животное этот доктор!»
Причина такой открытой неприязни не лежит на поверхности, Черкуна дебошами не удивить, драками не напугать, да и он сам не против поскандалить. Тут другое. А что?
Черкун считает Надежду «глупой бабой» и видит, как ее любят Монахов и доктор. И вот это чувство ломает их, делает несчастными, жалкими.
«Доктор. Я весь изломан, раздавлен страстью… Я буду любить тебя, как огонь, и всю жизнь!»
И Монахов такой же мученик по той же теме. Это неправильно! И находим еще цитаты, которые проясняют все.
Черкун говорит, что его жена Анна любит покой и тишину, любит мечтать.
«Лидия. Многие в этом видят поэзию...
Черкун. Трусы, лентяи, усталые...»
«Черкун. …Во мне нет жалости, нет снисхождения к тем жадным и тупым животным, которые командуют жизнью... И бессилие тех, которые подчиняются, меня приводит в ярость...»
Речь идет о жизни и социальном неравенстве, это серьезная тема, но вот отношение важно. Черкун видит, что произошло с доктором и Монаховым, эта слабость, нищета духа его раздражает безмерно. Мужчина не должен быть таким! Ну, в крайнем случае, уж, когда совсем плохо, настоящий мужчина может, как Цыганов недовольно шевелить усами, но вот так позорно показывать и вести себя не имеет право. Надо быть умным, надо быть сильным, а главное, уважать себя.
А почему у Егора Петровича такая фамилия: Черкун?
Смотрим словарь: ЧЕРКАТЬ - Проводить черты по чему-нибудь, зачёркивать.
Зачеркнуто написанное, но что написано пером, не вырубишь топором.  Приезжают в городок инженеры построить железную дорогу, и планы у Черкуна великие, но получилось только подвести черту, зачеркнуть старое, да и то не до конца. Мы слышим разочарование М. Горького, неверие в этого нового человека, призванного построить счастливое будущее. А почему? Новое только строится, и Черкун один из строителей этого нового мира.
Написана пьеса в 1905 году, это тяжелый год, расстрел 9 января, жестокое подавление восстания, репрессии, суды. И это разочаровывает. Не случилось революции, ничего не поменялось, а стало еще хуже. И вот это крушение наивных, но прекрасных надежд мы слышим в пьесе.
У Горького есть странное замечание и это авторская речь: «где-то дергает коростель», и второй раз мы видим такое же упоминание в тексте про коростеля. Это маленькая птичка, она не поет, как соловей, а издает звуки, похожие на треск. Почему и зачем упомянут коростель не понятно, как-то совсем ни к чему не привяжешь. Но вот если рушатся прекрасные мечты, то, наверно именно с таким тихим треском. Гибнут мечты, умирает Надежда.
Буквально все у Горького, великого драматурга, стянуто в тугой, неразрывный узел. Написана пьеса с ювелирной точностью и какой-то невероятной проницательностью. Горький – гений.
Осталось за пределами обсуждения очень много интересного. Посмотрите фильм «Варвары», почитайте пьесу. И у Вас найдется что добавить, что сказать. Успехов.