Попугай-мститель и попугаи-говоруны

Наталья Алексеевна Исаева
Попугай-мститель и попугаи-говоруны


автор Наталья Алексеевна Исаева
http://www.proza.ru/2013/03/24/256


Птицы чувствуют человека и его отношение к ним и даже каким-то образом предугадывают события. Они догадываются о состоянии человека, сочувствуют ему, если он болен.

Жил у нас маленький волнистый попугай Рики, который даже днём помалкивал, если я спала. И по каким-то ему одному ведомым признакам догадывался, что я проснулась, хоть и тихо лежу, не шевелясь. Вот тогда он поднимал радостный крик. Но помалкивал, если у меня болела голова.

К его появлению в доме я была не готова. Меня поставили перед фактом. Звонок в дверь. На пороге дети с папой. Гуляли по птичьему рынку. Купили попугайчика. Можно было поступить как в той песенке: «Мама в щёлку посмотрела, посмотрела, посмотрела, …, посмотрела, и решила не пускать», а я жила по принципу: всё, что нравится моим детям и их папе, будет нравиться и мне.

Для начала нужно было выбрать подходящее место для клетки с птицей, а так как наш сынишка норовил погладить птенца и взять в руки, то для того, чтобы он не замучил птаху, папа поставил клетку на высоченный книжный шкаф под самым потолком. Рассудили, что там нет сквозняков и маленьких проворных ручонок.

Даже хорошо зная характер проказника, все посчитали, что туда-то четырёхлетний мальчик точно не доберётся. Если бы...

В этот же день спустя каких-нибудь полчаса раздался отчаянный птичий крик. Прибежав на крик, я обнаружила мальчика, стоящим около шкафа на двух табуретках, поставленных одна на другую. Клетка открыта. Рука сына просунута в дверное отверстие клетки и цепко держит за кончик хвоста отчаянно вырывающегося птенца.

— Отпусти! Ему больно! Ты оторвёшь ему хвост! — завопила я.

Сын разжал руку, я молча сняла его с табуреток. Встала на одну из них сама. Птенец прыгнул мне на ладошку, словно прося защиты.

— Рики, маленький! Покажи, всё ли у тебя цело? Покажи, что у тебя с хвостиком? Покажи! — осматривая птенца, приговаривала я ласково.

Хвост был цел, но около его основания гузка кровила. Как своих детей, так и птенца я сейчас успокаивала:

— Потерпи. Сейчас мама обработает тебе ранку.

Муж принёс пузырёк с зелёнкой и пакетик со стерильной ваткой. А я бережно обработала гузку Рики. Птенец позволил мне так сделать и в этот раз, и потом ещё в течение нескольких последующих дней.

А сын стоял рядом и смотрел виноватыми глазёнками, плакал от жалости. Больше он никогда не пытался ловить птенца. Мальчику очень долго пришлось заглаживать перед ним свою вину. Рики его очень боялся. За свою небольшую жизнь попугайчик успел усвоить, что чем ребёнок меньше, тем он опаснее. Так было в той семье, где жила его мама. А потому долгое время ужасно боялся нашу дочку, которая ползала по полу, а ещё больше боялся её куклу. И только со временем он успокоился, обнаружив, что кукла вообще беспомощное существо, а маленькая девочка — очень добрая и потешная. Она ползала по полу в крошечных красненьких башмачках, а Рики бегал за ней и развязывал шнурочки. Чтобы девочка ненароком не придавила птенца, ей велели быть осторожнее, и она всегда помнила об этом.

А любимым развлечением Рики было присесть мне на плечо и незаметно вытолкать клювиком дужку серьги из моего уха, а в самый момент выпадения серьги из уха подхватить её и взвиться под потолок, держа её в своём клюве, летать надо мной и дразнить меня. Ему нравилось, что я уговариваю его отдать. А он летает и не отдаёт, а потом бросит её мне на протянутую ладонь.
Или найдёт мою цепочку с кулоном и летает надо мной, а потом бросит на меня. Это он так приучал меня к порядку. А ещё очень любил сталкивать всякие мелкие предметы с книжного шкафа. И тогда мы стали специально подкладывать туда серёжки, оставшихся без пары, сломанные цепочки и канцелярские скрепки. Рики подтаскивал вещь за вещью к краю шкафа, где заканчивается выступ, и сбрасывал, а дети собирали это всё с пола, давали мне, я встала на цыпочки и клала в уголок на шкафу, а Рики заново всё сбрасывал. И так продолжалось долго, пока Рики не устанет.


Спустя время выяснилось, что попугай тоже может быть злопамятным. Мальчик причинил Рики боль всего один раз в тот первый день, и больше ничем и никогда не обижал его, а попугай запомнил обиду и, став взрослее, отомстил человеку. Однажды ходил по спине мальчика, по плечам, трепал его волосы. Всё как обычно. Он и прежде по нему гулял, как по горам. Бывали случаи, когда мальчик даже кормил и поил попугая из своего рта, пока я не запретила это. Вот и на этот раз попугай и мальчик мирно общались. Попугай перебрался на плечо мальчика, что-то рассказал ему на ухо, как обычно. А затем внезапно пребольно ухватил его за верхнюю часть мочки уха. Прикусил клювом и держит! Мальчик кричит от боли, но не решается ударить попугая, а сидит и не пытается себя защитить. Я закричала на Рики точно также, как много лет назад:

— Отпусти! Ему больно! Ты оторвёшь ему ухо!

Рики разжал клюв и улетел прочь. У терпеливого сынишки выступили на глазах слёзы. Крови не было. Укус я обработала. А шрам у сына остался на всю жизнь.

Однажды и мне довелось изведать силу клюва маленькой птички.
Как-то раз Рики летал по квартире, а я собиралась выйти на улицу за каким-то пустяком. И уже было подошла к двери, чтобы уйти, да возвратилась, чтобы посадить Рики в клетку. Проблем с этим никогда не было. Достаточно было сказать ему: «Рики, иди домой». Попугай тут же летел в клетку, а я закрывала дверцу. На этот раз я не успела позвать его. Он сам позвал меня истошным криком. Я побежала на крик и обнаружила, что Рики зацепился лапкой за леску, которой был прикручен высоко к стене кабель телевизионной антенны. Я подставила стул, встала на него, затем протянула руки к птице, но Рики испугался и больно стукнул клювом по моему пальцу, пробив кожу, словно гвоздём.

— Рики, — закричала я, — не кусайся! Мне больно! Я хочу тебя освободить!

Рики понял свою оплошность и больше не кусался, а дал мне возможность спокойно разобраться, как я смогу ему помочь, чтобы освободить. Мне пришлось изрядно помучиться, прежде чем его лапка была вызволена. Мне даже пришлось принести обеденный стол с кухни, поставить на него табурет, и только тогда я смогла правильно оценить ситуацию и высвободить несчастную птицу.

Если бы несчастье случилось в моё отсутствие, Рики мог погибнуть. Я усвоила на будущее и сообщила об этом всем домашним, чтобы никогда не оставляли Рики летать, когда уходят из дома. А это прежде бывало много раз.

Пробитый клювом палец я обработала зелёнкой, как когда-то пострадавший хвост Рики, и долго ходила с зелёным пальцем. А Рики чувствовал себя виноватым и заглядывал мне в глаза, словно хотел убедиться, что я на него не сержусь. Чужие, приходя к нам в дом, утверждали, что попугайчик явственно произносит слова тонким детским голосом. Мы же этого не улавливали, хотя учили его с первых дней жизни в нашем доме.

Так устроено человеческое ухо. Подруга уверяла, что её попугайчик говорит, а я удивлялась тому, что я этого не слышу. Но вот однажды мы беседовали с ней по телефону. На какой-то миг подруга умолкла, подыскивая нужное слово, и я услышала чёткое:

— Наташа звонит? Наташа, приходи. Будем чай пить с круасанами.

Для меня это было большим удивлением. С тех пор я стала думать, что и Рики в самом деле говорил, только моё ухо не сумело его услышать.

А попугайчика подруги я научилась слушать. Однажды Кеша сообщил мне, что Галя на юге. А это всего один единственный раз Галина мама при нём сказала соседке, что Галя на юге. Но попугай называл Галю уважительно: Галина Юрьевна. И сам заменил в услышанной фразе простое имя Галя на Галина Юрьевна. И в течение трёх недель всем об этом рассказывал. В день, когда Галя возвратилась с юга, у него кто-то шутки ради спросил, где Галина Юрьевна. Он по привычке ответил: на юге, и осёкся, сообразив, что он уже видел её дома.

А ещё Кеша любил встречать гостей, говоря им:

— Надевайте тапочки!

И если гости подчинялись его приказу, то попугай умолкал. А вот если гость, например, сантехник, не желал надевать тапочки, то Кеша ругался на него, заявляя:

— Надевайте тапочки! Бабушка старенькая, ей тяжело полы мыть.

После такого заявления даже сантехники надевали тапочки. Но один мастер попался несговорчивый. На требование попугая надеть тапочки он ответил сердито, что если он будет надевать тапочки в каждом доме, то работать некогда будет. Попугай не растерялся и ответил ему:

— Даже если ты вырвешь мне хвост, я всё равно тебе скажу: невоспитанный ты человек.

А некоторые учёные утверждают, что птицы повторяют услышанное, не понимая смысла слов. Как же не понимают, если они способны вести диалог?!

У моих соседей была самка попугая, которую им отдала много лет назад Наталья Дурова. Она покупала говорящего попугая, чтобы научить его говорить. Спустя время оказалось, что это самка. А считалось, что самки не говорят. Вот и отдала Наталья Дурова птичку в хорошие руки. А та взяла и заговорила голосом хозяина! Птицу как назвали Карлушей, так она и звалась. Умница была. Запоминала всё моментально!

Соседи любили моего сынишку и зазвали к себе в гости показать ему Карлушу. Ввели малыша на кухню, где жила Карлуша, та посмотрела на него и спросила:

— Ты кто?

Мальчик ответил, как его научили родители: полностью имя и фамилия, да ещё и адрес, и номер телефона!

— С ума сойти! — заявила Карлуша.

А когда сынишка в другой раз пришёл к ним в гости, Карлуша, едва заслышав его голосочек из прихожей, назвала его по имени.

Карлуша способна была выдать все семейные тайны, но выдавала их не всем и не всегда.

Она очень любила хозяина и всегда тяжело переносила разлуку с ним, если он куда-нибудь уезжал.

Ужасно не любила старенькую маму хозяина и ругала её словами, которых в доме никто никогда не произносил. Откуда Карлуша их взяла, никто не знал, но старушка ужасно обижалась и подозревала сноху в злом умысле. Однажды Карлуша даже напала на старушку. После этого Карлушу стали запирать в клетке. А до этого она всегда жила на воле.

В этой же квартире жила собачонка. Когда Карлуше становилось скучно, она звала собачку по имени. Та прибегала на кухню и слушала всё, что ей говорила Карлуша, и виляла хвостом, пока Карлуша не спрашивала:

— Надоела я тебе? Ну тогда иди спать.

После этих слов собака уходила в прихожую и укладывалась на своё место.

Когда собака умерла, Карлуша затосковала и даже заболела. Карлуша вообще очень часто болела и прожила очень короткую жизнь по сравнению с попугаями этого вида.





Рассказ о щенках "Четвероногие друзья":
http://www.proza.ru/2012/11/10/1859

«Люби меня, а то укушу. Как животные чувствуют людей»:
http://www.proza.ru/2013/03/24/270