Исповедница Православия схиигумения Нина

Публикации Сборники
Святая исповедница Православия схиигумения Нина,
за Христа от латинян пострадавшая.

Игумения Параскева (в миру Юлиания Ивановна Прокоп, в будущей схиме матушка Нина) родилась 30 апреля 1896 года в селе Иза Хустского округа в Австро-Венгрии (ныне Хустский район Закарпатской области Украины).

В 1934 году она вспоминала: "В декабре 1912 года, ночью, когда мы все спали, вломились в нашу обитель шесть жандармов, не разрешили нам и одеться, но так, как мы встали с постели, попровадили нас в сельскую хижу, где сорвали с нас платье и толстыми бигарями били нас всю ночь. Плакали только некоторые, а большинство нас радовались, что нам приходится страдать за Иисуса и за Русскую Православную веру. Мы при побоях крестились и пели песню: "Иисусе мой прелюбезный". Фамилии жандармов, которые нас мучили: Прикоп, Цавьер, Ковач, Фейер, а остальных двух не помню. Эти жандармы били, мучили нас и издевались над нами ужасно. На утро стены сельской хижи были обрызганы кровью. Днем жандармы водили нас, полуголых, босых, окровавленных, с растрепанными волосами, по улицам Изы, потом повели нас насилу к униатскому священнику Андрашу Азари, который нас "отцовскими" словами убеждал: "Вы страшно заблудились, ибо православна вера шизматицка, поганска, и вы в той вере пропадете". Как бы униатский поп ни старался нас убеждать, все было напрасно, ибо мы решили жизнью пожертвовать за Русское Православное дело и уговорить нас нельзя было".

Вот еще воспоминания игумении Параскевы: "Меня зачали бить воловьей жилой с оловом на конце. Били по лицу и разбили в носу все косточки, а я все стою и молчу. Один жандарм говорит: "Молчишь! Подожди, змея, будешь ты у меня плакать!"… Повалил меня на пол. Я упала на бок. Он вскочил на меня обоими ногами, и я почувствовала, что в боку у меня что-то хрустнуло, и я застонала. "Ага, застонала!" Я опять молчу. Жандарм мне кричит: "Встань!" Я встала, молчу. Он выдернул саблю и ударил меня по голове. Рассек мне голову, и из раны полилась кровь. Все как бы закачалося вокруг меня, но я еще стою. Повели меня к студне и зачали лить на голову воду. Тут я перестала видеть и чувствовать и упала. Отнесли меня в пивницу и зарыли в песок, только голову оставили наверху. На три дня приставили ко мне сокачку, чтобы она следила по зеркалу, есть ли на нем от дыхания роса. На третий день хотели меня бросить в воду; вытягли из пивницы и стали смотреть: жива ли я еще. Каким-то железом стали открывать мне рот и сломали зуб. От боли я как бы немного опамятовалася. Тут из головы у меня снова полила кровь и залепила мне очи: я перестала видеть и чувствовать".

Множество подобных от латинян-униатов мучений приняла в те годы молодая избранница Христова за веру Его Православную.

После окончания Первой мировой войны Подкарпатская Русь вошла в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. В конце 1922 года Юлиания Прокоп тяжело заболела, и потому было решено постричь ее в монашество. Перед смертью игумения Параскева приняла великую схиму с именем Нина.

Умерла Матушка 4 апреля 1967 года. Всю свою жизнь, все свои силы, свою кипучую энергию, возвышенные порывы своей души посвятила ревностному служению Господу Богу, Пресвятой Богородице и своей Свято-Николаевской обители.