Развиваем фонематический слух

Елена Гвозденко
Как подготовить ребёнка к школе? Что такое фонематический слух и как он влияет на успеваемость и развитие? Чем страшна фонематическая глухота и как самостоятельно организовать занятия с малышом? Да и вообще – стоит ли?

Мы часто сетуем на снижение уровня образования, справедливо сетуем. Но что стоит за нашими претензиями? Желание делегировать ответственность или всё-же желание помочь своему ребёнку? Даже ответственным родителям трудно сориентироваться в потоке псевдопедагогической литературы, в самом смысле обучения.

Удивительно, но при доступности материала, при таком количестве различных методик, речевые навыки детей снижаются, всё больше детей с логопедическими проблемами,  дислалией, дислексией, дисграфией. Страшные термины? Намеренно ввела их в текст статьи, чтобы развенчать родительский ужас перед специфическими понятиями. Дис – недостаток чего-либо. Дислалия – нарушение произношения при отсутствии физиологических нарушений, дислексия – нарушение способности обучению навыкам чтения и письма при сохраненной способности к обучению (т.е. опять-таки речь идет о физиологическом здоровье). Дисграфия, соответственно, неспособность к письму.

Так почему столько детей столкнулось с этими проблемами?
Давайте вместе перенесемся  в наше далекое детство. Вспомните мир неспешных сказок, тихих дворов, редких автомобилей, уютных вечеров с близкими, мир без гаджетов, реклам, мир погружения.
Сколько звуков сейчас окружает малыша с самого рождения, сколько динамично сменяющихся шумов выделяет его слух. Физиология современного младенца работает на пределе сил, вычленяя, отождествляя звуки в соблазнах постоянного переключения слухового внимания. 
Между тем, уже на 3-4 неделе жизни у ребенка появляется сосредоточение не только на сильных звуках, но и на речь взрослого. К 5 месяцам ребенок узнает голос близких, различает интонацию. С 6-7 месяцев появляются  лепетные слоги, которые к году соединяться в простые слова. К 2 годам ребенок изъясняется предложениями, состоящими из 2-3 слов. В лексиконе появляются прилагательные, местоимения. Речь становится активным коммуникативным инструментом. Считается, что именно тогда фонематический слух уже сформирован.  Так что же такое фонематический слух? Это способность слышать, различать речь, основные структурные единицы – фонемы.

С 3 до 5 лет идет формирование фонематического восприятия. Это время, когда происходит дифференциация различных звуков из речи, время воспроизведения услышанного. К этому периоду должно сформироваться правильное звукопроизношение.   

Пеемоориикаке… Сейчас я пыталась, разумеется несколько утрировано,  воспроизвести то, как слышит ребенок с нарушениями фонематического слуха. Усложним. Кремабокадоаваскооло? Это математическая задача, которая требует действия. Представьте, как страдают мыслительные операции при плохом речевом слухе, а это значит, что и мышление ребенка формируется с задержкой.

Так как же помочь своему малышу? Перейдем от теории к практике.
Важно научить ребенка слушать неречевые звуки, основу формирования фонематического слуха. Для этого как можно чаще слушаем тишину. Соревнуемся, кто больше услышал посторонних звуков: скрип двери, разговор соседей за стеной, шум автомобиля, звук льющейся воды и т.д.
Множество игр на определение звуков с завязанными глазами. Сделайте простое пособие, наполнив баночки различными крупами, галькой, металлическими гвоздиками, болтами. Отгадываем, что звенит. Стараемся выделить глухой и звонкий звук. Слушаем, какие звуки издают различные материалы при постукивании: кастрюля, стекло, дерево.

Выделяем звуки на прогулке, вычленяя из общего шума. Слушаем, как скрипит ветка, как звучат шаги на льду, по снегу, асфальту, грунту. Подбираем определения: глухо, звонко, тихо, мягко и т.д.
Прослушиваем звуковые файлы (пение птиц, звуки животных, природных явлений). Придумываем сказку к звуковому файлу.


Игры для формирования речевого слуха.
Хлопаем в ладоши на определенном звуке. По аналогии берем из вазочки 1 ягодку, конфетку, проч. при звуке «З». Ошибаемся – возвращаем в вазочку.
Важно, звуки, которые определяем, должны звучать четко, без оглушения и озвончения, гласные в ударном положении, безударные проговариваем четко.
Различные варианты игры в «города»: придумать имена, начинающиеся на «н», животных на «с», растения на «к» и т.д. Усложняем. Имена с последней «а», любые предметы, название которых оканчивается на «ш».
Игра «где живет» - найти место звука в слове. Например, шуба, корешок, мышь.
Игра-бродилка «найди клад». На этапе, пока ребенок не учится читать, дается задание найти спрятанное в предмете, у которого в названии в середине «з» (помним, что на данном этапе звуки должны быть в четкой позиции, в данном случае перед гласной). Не забываем положить сюрприз в вазу. В следующий раз прячем  в диван и предлагаем ребенку отыскать место, которое звучит: д-и-в-а-н (позвуковое произношение, без слияний, именно так как слышим). Ребенку, обучающемуся чтению, можно организовать большую ролевую игру поиска сокровищ, когда каждое следующее задание прячется в заветных местах.

Обратите внимание на разделение речи на предложения, предложения на слоги. Определяем хлопками конец предложения (слоги). Составляем предложения по картинке с заданным количеством слов. Используем картинки для поиска слов с заданным звуком, с определенным количеством слогов и т.д.

Знакомим со звучанием глухих и звонких, мягких и твердых.

Проводим тестирование. Дети с хорошо развитым фонематическим слухом, хорошо различают парные звонкие-глухие (га-ка, са-за и т.д.), мягкие-твердые.

Для справки: в произнесении звонких звуков участвует голос. Для определения положите ладонь на горло, при звонких вы почувствуете вибрацию. 

И помните, каждая игра, каждое упражнение должно быть нацелено на выполнение определенных дидактических задач, осознаваемых педагогом.