Новые возможности духовно-нравственного воспитания

Майоров Дмитрий Николаевич
Майоров Д.Н.,
Тюменский государственный
нефтегазовый университет

Новые возможности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в России

Уже двадцать лет перед отечественной педагогикой остро встает вопрос о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, связанный с возвращением в систему нашего образования воспитательной функции. Последнее десятилетие XX столетия для России стало временем тяжелых экономических потерь, распадом СССР, мучительным поиском новых путей социального и экономического развития. Не менее тяжелыми для страны стали нравственные потери. Время показало несостоятельность представления о школе как о месте, в котором потребителям-ученикам  только предлагаются «образовательные услуги». До сих пор продолжается неоправданная ориентация высшей и средней школы на западные образовательные стандарты, приемлемые для США и Западной Европы, но зачастую не для нас (например, критикуемый всеми т.н. Болонский процесс).
Актуальность возвращения к традиционным для России формам духовно-нравственного воспитания очевидна. В настоящее время в Российской Федерации и странах СНГ, Ближнего Зарубежья ежегодно выходят сотни монографий, сборников, статей и диссертаций по этой теме. Конечно, нельзя сказать, что тема нравственного и патриотического воспитания не изучалась в СССР. Однако ее духовная составляющая отчетливо проявляется только после 1000-летия Крещения Руси. Показательный пример можно почерпнуть из анализа 146 письменных источников, собранных в ИНИОН с 1980 до 2005 года по теме «Духовно-нравственное воспитание». 98 источников до 1988 года содержат указания как формировать коммунистическое мировоззрение у обучающихся всех возрастов, остальные 48 источников говорят уже о духовно-нравственном воспитании на основе традиционных ценностей. Кажущаяся диспропорция количества источников до и после 1988 г., по-видимому, объясняется разрушением налаженных связей между научными педагогическими центрами бывших союзных республик в 90-е годы. Значительный интерес к названной теме появляется в связи с празднованием 2000-летия от Рождества Христова. Так в электронном каталоге диссертаций Российской государственной библиотеке (1) содержится в январе 2008 г. уже содержалось 167 диссертаций по теме «Духовно-нравственное образование», написанных в промежутке от 1999 до 2007 года. Крупнейшие научно-педагогические центры, изучающие проблемы духовно-нравственного воспитания  сформировались за это время в педагогических вузах в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге и многих других городах. По примеру Международных Рождественских образовательных чтений, собирающих тысячи педагогов со всей России, ближнего и дальнего Зарубежья, традиционно проходящих в Москве (28.01-3.02.2008 года они собирались уже 16 раз) (2), подобные мероприятия проходят во многих городах России. Так в Тюменском государственном нефтегазовом университете Рождественские чтения проходят уже 6-й раз. (3). Главная цель этих форумов – содействовать вхождению в образовательное поле Российской системы среднего и высшего образования новой образовательной области – «Духовно-нравственная культура».
В 20-21 декабря 2007 г. по инициативе Министерства образования и науки в Калуге состоялась знаковое событие Всероссийская конференция на тему: «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей» (4). В конференции приняли участие: Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко, ответственные сотрудники Минобрнауки России, представители епископата и духовенства Русской Православной Церкви из 48 епархий, руководители и сотрудники отделов и департаментов образования субъектов Российской Федерации и педагоги из разных субъектов Российской Федерации. Общее число участников конференции превысило 400 человек. В ходе дискуссии заместитель Министра образования и  науки Российской Федерации Калина И.И. заявил, что итоги  состоявшейся конференции и дальнейшая работа по теме, в  том числе с участием Русской Православной Церкви по вопросам изучения православной культуры в общеобразовательной школе, будет организована и проводиться на основе содержания трех документов (материалов):
• ранее подготовленного с участием представителей РПЦ Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) Епархии Русской  Православной Церкви (Московский Патриархат;
• Концепции включения в новое поколение государственных  стандартов учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана  «Духовно-нравственная культура», подготовленной специалистами Российской академии образования, Федерального института развития образования, других научных и образовательных учреждений с участием представителей РПЦ;
• - Резолюции конференции «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся» (г. Калуга, 20 декабря 2007 г.) (5).
Данное направление плодотворного сотрудничества между Министерством образования и науки и традиционными для России конфессиями вполне отвечает «Федеральной целевой Программе развития образования на 2006-2010 годы», принятой постановлением Правительства Российской Федерации  23 декабря 2005 г. № 803 (6). В ней, в частности, указывается основная стратегическая цель Программы: «…обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования».
Однако удастся ли реализовать преподавание «Духовно-нравственной культуры» в наших школах, и не будет ли и этому предмету такое противодействие, как и предмету «Основы православной культуры» – вновь покажет время.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Официальный сайт Российской государственной библиотеки.  © 1999-2007 Российская государственная библиотека. http://old.rsl.ru:8080/
2. Программа XVI Международных Рождественских образовательных чтений «Православные ценности и современное образование». – М., изд-во Отдела религиозного образования и катехизации, 2008 г. – 288 С.
3. Духовно-нравственные ценности в образовательном пространстве России (VII Рождественские образовательные чтения): Материалы всероссийской научно-практической конференции (5-6 февраля). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2008. – 600 с.
4. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся. Программа конференции 20-21 декабря 2007 года – Калуга, Правительство Калужской области, 2007 г. – 6 с.
5. Письмо Минобрнауки России органам управления образованием субъектов РФ ИК 273/03 от 4.12.07 «О конференции 20-21 декабря в г. Калуге на тему: «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся»».
6. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803