Вечность для классика

Крылов-Толстикович
   Давным-давно, в светлый весенний  день 1897 года, когда  Москва-река с треском взламывала наскучивший за долгую зиму ледяной  корсет, один великий писатель навестил в больничной палате клиники на Девичьем поле другого великого писателя. Первый из писателей был коренаст, седобород и стар. Второй, напротив,-  еще   сравнительно молодой - он недавно достиг рокового пушкинского возраста; был тяжело болен, носил пенсне и эспаньолку. Старика звали  Лев Николаевич Толстой. Его младшего коллегу - Антон Павлович Чехов.

              ***

           4 августа 1897 года в газете «Таганрогский вестник»  извещали: «Одесские новости» сообщают следующие сведения о состоянии здоровья нашего известного беллетриста А. П. Чехова: «Признаки легочного заболевания обнаружились у А. П. Чехова минувшей зимой. В начале весны у него открылось значительное кровохарканье, сопровождавшееся повышением температуры, потами и другими симптомами беспощадного недуга. Врачи произнесли роковое слово «туберкулез»…

    Из писем Чехова следует, что он  связывал начало заболевания с поездкой на Сахалин, когда у него «еще по дороге туда случилось кровохарканье», но считать себя больным не хотел.  «Лечение и заботы о своем физическом существовании внушают мне  что-то близкое к отвращению. Лечиться я не буду», - писал он.
Левитан писал в письме Илье Репину: «Сердце разрывается смотреть на Чехова - хворает тяжко, видно по всему - чахотка, но улыбается, не подает вида, что болен. Интересно, знает или не знает правду? Душа за него болит».  Знал, конечно, знал доктор Чехов свой диагноз. Как врачу ему было все ясно –  симптомы, лечение, посмертный эпикриз...

   Болезнь,  то отпускала, то смерть бродила где-то совсем рядом.   Современники  поражались, насколько  Антон Павлович не любил  жаловаться  на здоровье, даже в самые тяжелые моменты делая вид, что все в порядке, и боясь расстраивать близких и друзей.  «Он даже и вида не подавал, что ему плохо. Боялся нас смутить... Я сам однажды видел мокроту, окрашенную кровью. Когда я спросил у него, что с ним, то он смутился, испугался своей оплошности, быстро смыл мокроту и сказал: Это так, пустяки. Не надо говорить Маше и матери», - вспоминал брат Чехова Михаил Павлович.
   
     Сам  Чехов как-то признался издателю:  «Я на днях едва не упал, и мне минуту казалось, что я умираю. Быстро иду к террасе, на которой сидят гости, стараюсь улыбаться, не подать вида, что жизнь моя обрывается… Как-то неловко падать и умирать при чужих». 

     ***


      После визита к больному  Толстой ушел в приподнятом настроении, вызванным ощущением сделанного добра, а у Чехова открылось легочное кровотечение, едва не унесшее его из жизни.

   В больничеой палате Чехв оказался не случайно.  Конец 1896 года Антон Павлович провел в  своем небольшом подмосковном именьице Мелихово, близ Серпухова. Зима доставила немало тревог, беспокоил сильный кашель, периодически появлялся жар и озноб. Он давно уже поставил себе диагноз и, как врач, прекрасно осознавал серьезность положения -  до открытия антибиотиков Флемингом оставалось еще почти полстолетия...

  «Во мне сидят бациллы, жильцы весьма сумнительные, - пишет Чехов в одном из писем. - Я постоянно покашливаю, но в общем пребываю в непрерывном движении».
 В январе началась первая Всероссийская перепись населения, и Чехов, в качестве простого счетчика,  принимает в ней самое активное  участие, разъезжая по уезду с брезентовым портфелем:  «У нас перепись. Выдали счетчикам отвратительные чернильницы, отвратительные аляповатые знаки, похожие на ярлыки пивного завода, и портфели, в которые не лезут переписные листы... Срам, с утра хожу по избам, с непривычки стукаюсь головой о притолоки, и как нарочно голова трещит адски; и мигрень и инфлюэнция».

    В конце марта 1897 года  в Москве открывался съезд сценических деятелей. Антон Павлович предполагал выехать из Мелихова накануне вечером. Но человек располагает, да Бог полагает... Сильнейший кашель с кровью уложил Чехова в постель. Отлежав день, он, забрав все носовые платки, которые были в доме, едет в столицу.

   График съезда довольно напряженный, заседания, встречи. Пробыв целый день в Малом театре, вечером писатель согласился на предложению   А.С. Суворина пообедать в «Эрмитаж».

  Однако не успели они  раскрыть меню, как приступ кашля заставил Чехова выйти из зала. Вернувшись, он попросил принести льда.

    - Кажется, я крепко заболел, Алексей Сергеевич, -  сказал Чехов. -  Для успокоения больных мы обычно говорим, что такой кашель желудочный, а кровохарканье - геморроидальное. Но, что за вздор обманывать себя: желудочного кашля не бывает, а кровотечение у меня из правого легкого, как у брата. Боюсь, я вам плохой сотрапезник - придется ехать в гостиницу.

    В номере больного навестил его давний знакомый доктор Оболонский с двумя коллегами. Когда они ушли, Антон Павлович грустно улыбаясь, признался Суворину:

   - Врачи говорят мне, врачу, что это желудочное кровоизлияние! Я слушаю и им не возражаю. Но я-то знаю: это чахотка...

    Весь следующий день Чехов на ногах, он выступает на съезде, много общается и к вечеру приступ повторяется с еще большей интенсивностью. Чехов пишет коротенькую записку Оболонскому:
        «Идет кровь.
        Больш. моск. гост. № 5.
             Чехов»

  Оболонский,  встревоженный состоянием товарища, настаивает на госпитализации. Но врачи традиционно - самые несговорчивые пациенты... Лишь спустя два дня, во вторник 25 марта, Чехов соглашается лечь в клинику профессора А.А. Остроумова.

   В скорбном листе, заплненном  лечащими врачами А.А. Ансеровым и М.Н. Масловым  записано, что «у больного истощенный вид и длинная узкая кость. Вес составляет 3 пуда 36 фунтов (около 62 кг при росте 186 см). В мокроте обнаружены бациллы Коха. Отмечались потливость, зябкость  и явления малокровия.  Над ключицами и углами лопаток с обеих сторон выслушивались влажные хрипы».

     Суворин, навестивший  Чехова в клинике, поражается: «Больной смеется и шутит по своему обыкновению, отхаркивая кровь в большой стакан...»

    Все лечение, по сути, сводилось к  постельному режиму и каучуковым мешкам со льдом на грудь. Возможно, по причине отсутствия излишней активности докторов, состояние больного несколько улучшилось,  он писал: «Доктора определили верхушечный процесс в легких и предписали мне изменить образ жизни... Велят мне есть раз шесть в день и возмущаются, находя, что я ем очень мало. Запрещено много говорить, плавать и проч. и проч.  Кроме легких, все мои органы найдены здоровыми. До сих пор мне казалось, что я пил именно столько, сколько было не вредно; теперь же на поверку выходит, что я пил меньше того, чем имел право пить. Какая жалость!»

    Автора «Палаты № 6» из палаты № 16 перевели в № 14. «Тут просторно, два окна, потапенковское освещение, три стола. Крови выходит немного...»      Посещения больного официально были дозволены только сестре Марии Павловне, но сквозь строгие медицинские кордоны, к удовольствию Чехова, умело просачивалось довольно много его знакомых. Льву Николаевичу Толстому к военным хитростям прибегать не было нужды - для него были открыты все двери в российской империи...

    Толстой навестил Чехова 28 марта. Об этом Антон Павлович  сообщил в письмах знакомым: « В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор, преинтересный для меня, потому что я больше слушал, чем говорил. Говорили о бессмертии. Он признает бессмертие в кантовском виде; полагает, что все мы (люди и животные) будем жить в начале (разум, любовь), сущность и цель которого для нас составляет тайну. Мне же это начало или сила представляются в виде бесформенной студенистой массы, мое я - моя индивидуальность, мое сознание сольются с этой массой - такое бессмертье мне нужно, я не понимаю его, и Лев Николаевич удивлялся, что я не понимаю...»

    Пока обратим внимание на одну ключевую для нашего рассказа фразу Чехова: «Я больше слушал, чем говорил», и посмотрим еще один чеховский отзыв об этой беседе: «...повесть свою "Воскресение" он забросил, так как она ему не нравится, пишет же только об искусстве и прочел об искусстве 60 книг. Мысль у него не новая; ее на разные лады повторяли все умные старики во все века. Всегда старики склонны  были видеть конец мира и говорили, что нравственность пала до предела, что искусство измельчало, износилось, что люди ослабели и проч. и проч. Лев Николаевич в своей книжке хочет убедить, что в настоящее время искусство вступило в свой окончательный фазис, в тупой переулок, из которого ему нет выхода (вперед)».

    Итак, по признанию самого Антона Павловича можно заключить, что беседа в основном носила характер монолога: Толстой вслух рассуждал о бессмертии, смысле жизни, упадке искусства, а больной Чехов слушал, репликами выражая свое согласие или несогласие со словами корифея.

   По-видимому, Чехов был одним из немногих людей, которых Толстой искренно любил. «Милый, скромный, прекрасный,  тихий»,- на подобные эпитеты великий старец к окружающим был крайне скуп.

   Да и сам факт посещения клиники Толстым довольно примечателен. Всю свою жизнь классик, откровенно презиравший медицину и докторов, старательно избегал больничных стен - извечную обитель страданий и смерти. Антон Павлович оправдывал Толстого:    «...Каждую ночь просыпаюсь и читаю "Войну и мир". Читаешь с таким любопытством и с таким наивным удивлением, как будто раньше не читал. Замечательно хорошо... Если б я был около князя Андрея, то я бы его вылечил. Странно читать, что рана князя, богатого человека, проводившего дни и ночи с доктором, пользовавшегося уходом Наташи и Сони, издавала трупный запах. Какая паршивая была тогда медицина! Толстой, пока писал свой толстый роман, невольно должен был пропитаться насквозь ненавистью к медицине».

 Думается, дело, конечно же,  не в неприязненном отношении к врачам. С ранней молодости Толстого преследовал безумный страх смерти, уйти от которого не удавалось ни с помощью религии, ни философских размышлений о смысле бытия.

 Впрочем, боялся он только собственной смерти, к финалу других людей, даже очень близких, Толстой относился значительно спокойнее.  Когда опасно заболевшей жене писателя врачи предложили операцию, он высказал особое мнение: «Я смотрю пессимистически на здоровье жены: она страдает серьезной болезнью. Приблизилась великая и торжественная минута смерти, которая на меня действует умилительно. И надо подчиниться воле  Божией. Я против вмешательства, которое нарушает величие и торжественность акта. Все мы должны умереть не сегодня,  завтра, через пять лет. И я устраняюсь:  я ни "за", ни "против"».
Операция прошла успешно, и Софья Андреевна прожила еще около пятнадцати лет. Через два дня после операции Толстой в дневнике записал: «Это ужасно грустно. Мне ее жаль: перенести большие страдания и фактически напрасно. Я просто не знаю! Это грустно, очень грустно, но очень хорошо!»

 Толстому очень нравилось изречение: умереть - значит присоединиться к большинству...  Однако сам он присоединяться не торопился... В его окружении  всегда находились домашние врачи, а когда он болел, то не возражал против консилиумов медицинских светил, съезжавшихся из обеих столиц. Толстой покорно и добросовестно  лечился,  забывая на время о своих принципах. Еще в середине 1867 года,  находясь в расцвете  физических  и  творческих сил, писатель становится  постоянным пациентом известного московского клинициста  Г.А. Захарьина. Маститый профессор обнаружил у Толстого нервное перенапряжение и желчнокаменную болезнь.  Хотя никаких опасений оба недуга не вызывали,  Толстой очень серьезно воспринял рекомендации врача и принялся регулярно принимать прописанные минеральные воды и лекарства.

      «Удивительно меняется Л.Н. по состоянию здоровья, - говорил секретарь Толстого В.Булгаков, - если он болен, он угрюм, неразговорчив и пишет в дневнике, что даже борется в такие минуты с "недобротой"».

          ***

  Для Чехова, одного из глубоких и тонких умов того времени, не могли остаться незамеченными недостатки классика. При всей любви к Толстому, он отмечал: «Толстовская мораль перестала меня трогать, в глубине души я отношусь к ней недружелюбно... Во мне течет мужицкая кровь, и меня не удивишь мужицкими добродетелями...».

    Так, по-разному, смотрели два великих писателя на одну из самых сложных проблем человеческого бытия - отношения к смерти, бессмертию, вере. История не сохранила подробности беседы, происшедшей между Толстым и Чеховым в то мартовское утро столетие назад, но, перелистав письма, дневники, воспоминания современников,  попробуем  реконструировать  их диалог.

    Л.Н. Толстой:
  - Я живу, жил, я должен жить, и вдруг смерть, уничтожение всего. зачем же жизнь? Умереть? Убить себя сейчас же? Боюсь дожидаться смерти, когда придет? Боюсь еще хуже. Жить, стало  быть? Зачем? Чтобы умереть?  Я качусь, качусь под гору смерти... А я не хочу смерти, я хочу и люблю бессмертие... Я люблю мою жизнь. Думал, как думаю беспрестанно, о  смерти. И так мне ясно стало, что так же хорошо, хотя по-другому, будет на той стороне смерти... Мне ясно стало, что там будет так же хорошо, - нет, лучше. Я постарался вызвать в себе сомнения в той жизни, как бывало прежде, и не мог... Все тверже и тверже знаю, что огонь, погаснувший здесь, появится в новом виде не здесь ...

 - Смерть есть перенесение себя из жизни мирской  (то есть временной) в жизнь вечную... Отчего же мы готовимся к завтрашнему дню, к ночи, к зиме, а не готовимся к смерти? Надо готовится к ней. А приготовление к смерти - добрая жизнь. Чем лучше жизнь, тем меньше страх смерти. Для святого нет смерти.    Смерть есть прекращение, изменение той формы сознания, которое выражалось в моем человеческом существе. Прекращается сознание, но то, что сознавало, неизменно, потому что вне времени и пространства...  Если есть бессмертие, то только в безличности...
  - Божеское начало опять проявляется в личности, но это будет уже не та личность. Какая? Где? Как? Это дело Божье.
   
 А.П. Чехов:
        - Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно.
  -  Человек не может быть всю жизнь здоров и весел, его всегда ожидают потери, он не может уберечься от смерти, хотя был бы Александром Македонским - и надо быть ко всему готовым и ко всем  относится как к неизбежному, как это ни грустно.
   -  Ни в коем случае не можем мы исчезнуть после смерти. Бессмертие - факт. Да, впрочем, что ж... Мы все приговоренные. И ведь знаете, так жить хочется, чтобы написать большое.  Это скверно - самому быть доктором. Все преувеличиваешь. На что вы не обратите внимание, - для меня показатель...
   
 - Между  "есть бог" и "нет бога" лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский человек знает какую-либо одну из этих двух крайностей, середина же между ними не интересует его; и потому обыкновенно он не знает ничего или очень мало.
               
                * * *

      Последнюю зиму Чехов провел в Москве.  «Он радовался и умилялся на настоящую московскую зиму, — вспоминала Ольга Книппер, — радовался, что можно ходить на репетиции, радовался, как ребенок, своей новой шубе и бобровой шапке».   Но московская погода не могла не сказаться на здоровье Антона Павловича, в феврале он вернулся в Ялту «в значительно худшем состоянии». Продолжал скучать по Москве: «Надумала ли что-нибудь насчет лета? Где будем жить? Хотелось бы недалеко от Москвы, недалеко от станции», - писал он. В апреле Чехов вернулся в Москву снова, но, простудившись по дороге, «получил резкое обострение, плеврит с необыкновенно для него высокой температурой и немедленно по приезде слёг».
               
                ***

    Ночью 2 июля 1904 года в гостиничном номере небольшого городка Баденвейлер закончится земной путь замечательного русского врача и великого писателя Антона Павловича Чехова.

 «В начале ночи он проснулся и первый раз в жизни сам попросил послать за доктором, - вспоминала Ольга Леонардовна Книппер-Чехова. - Пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: "Я умираю..."

    Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: "давно я не пил шампанского...", покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолк навсегда...

    Ушел доктор, среди тишины и духоты ночи со страшным шумом выскочила пробка из недопитой бутылки шампанского... Начало светать, и вместе с пробуждающейся природой раздалось, как первая панихида, нежное, прекрасное пение птиц, и донеслись звуки органа из ближайшей церкви. Не было звука людского голоса, не было суеты обыденной жизни, была красота, покой и величие смерти...»

Его лечащий доктор Эрик Шверер писал после смерти Чехова : "Он переносил свою тяжелую болезнь, как герой. Со стоическим, изумительным спокойствием ожидал он смерти. И все успокаивал меня, просил не волноваться, не бегать к нему часто, был мил, деликатен и приветлив»...

                ***

        Хоронили Чехова в Москве. Транспортировка тела на столь большие расстояния требовала определенных условий гроб  великого русского писателя был доставлено в Москву в вагоне, на котором красовалась надпись "Для перевозки свежих устриц". 

   Горький в письме к Е.П. Пешковой возмущался:  что «часть небольшой толпы, собравшейся на вокзал встретить писателя, пошла за гробом привезенного из Маньчжурии генерала Келлера и очень удивлялась тому, что Чехова хоронят с оркестром военной музыки. Когда ошибка выяснилась, некоторые веселые люди начали ухмыляться и хихикать. За гробом Чехова шагало человек сто, не более». И те, что были среди этой толпы, толком не знали кого они на самом деле хоронят. Горький писал, что ему очень запомнились два адвоката «оба в новых ботинках и пестрых галстуках - женихи. Идя сзади их, я слышал, что один <…> говорит об уме собак, другой, незнакомый, расхваливал удобства своей дачи и красоту пейзажа в окрестностях ее».
   Гроб писателя опустили в могилу рядом с отцом. Родные бросили по прощальной горсти земли, она ударилась о крышку гроба - и могила закрылась навсегда.
               
                ***
 
   Великий старец Толстой жил и пророчествовал в Ясной Поляне еще шесть лет после смерти Чехова. А что, по сути, такое - шесть лет? Мгновения в нескончаемом крестном пути человечества от незнаемого к неведомому...