Искусство палеолита

Дмитрий Пикалов 2
Периодически сталкиваясь с произведениями искусства, задаюсь вопросом, а что же автор имел в виду. И если для современных произведений искусства этот вопрос как-то можно разрешить, то что делать с картинами, авторы которых жили десятки тысяч лет назад.

Возьмем, к примеру, вот эту картину из пещеры Ласко, относящуюся к эпохе верхнего палеолита. Некоторые ученые утверждают, что перед нами сюжет, на котором раненый бизон с вываливающимися внутренностями и копьем, проходящим поверх его корпуса. В центре рисунка — фигура падающего человека с птичьей головой!!! Рядом с человеком, дескать, лежит копьеметалка, украшенная фигурой птицы. Слева художник нарисовал носорога, который, убегая, оставляет за собой четкие точки-следы. И вероятно, древний мастер изобразил трагедию, произошедшую с одним из соплеменников: человек увидел бизона, смертельно раненного носорогом, и приблизился к нему. Но умирающий бизон неожиданно бросился на охотника и сбил его с ног. Невероятно! Короче, умерли все.
 
Религиовед  Андрей Зубов трактует эту сцену по-другому. Дескать, это умирающий человек перед Богом, которого первобытный художник изображает в образе бизона. Так как Бог большой и сильный, то первобытный человек, по мнению А. Зубова изображал его в образе большого и сильного зверя. Почему, правда у умирающего голова птицы и член стоит, Зубов не объясняет.

Грэм Хэнкок, британский писатель и журналист, опираясь на концепцию Дэвида Льюиса-Вильямса о нейропсихологической основе древнего искусства, утверждает, что в этой сцене художник изобразил путешествие шамана в мир духов. Шаман находится в состоянии транса, поэтому у него птичья голова и член стоит. Не то, чтобы у шамана член стоит только в состоянии транса, но дескать, как еще по-другому нарисовать это состояние. Ведь не на бизона же у него в конце концов  встал. И уже в мире духов, шаман встретил бизона, птичку на палке и черт знает что, в чем некоторые ученые видят носорога, который, убегая, оставляет за собой четкие точки-следы, а так же копье и вываливающиеся внутренности.

А я как человек, выросший в махачкалинском дворике в окружении железобетонных джунглей, смотрю на этот рисунок и вижу совсем другое. И видится мне, что первобытный художник изобразил тут фразу, которую я в различных инвариациях, когда с акцентом, а когда и без, слышал от всяких дятлов в юности: «Да каждый щегол тут знает, что я ваших бычар местных на х*** вертел! Чё обос***лись?  Быстро съе***нули отсюда!»