Пир во время чумы. Глава 1. Персты и знаки

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *





               
                А деспот пирует в роскошном дворце, тревогу вином заливая
                Но грозные буквы давно на стене чертит уж рука роковая
                А. Архангельский



Если наша гипотеза верна, то накануне Нового года Навуходоносора подменили. «Семья» либо подготовила двойника, либо инициировала старинный обряд «спасения» царя. Безвестного простолюдина усадили на престол, а недееспособного правителя отправили в ссылку. Знала о перевороте лишь узкая группа «своих», а остальные полагали, что страною по-прежнему правит «царь царей».

                * * * * * * * * * * * * * * *



                И вот
                Прошли года,
                Почил изгнанник,
                Правителей сменилась череда,
                И вдруг открылась мрачна тайна.

Случилось это на праздничном пиру у очередного вавилонского царя, Валтасара. Там некий безвестный старик-еврей ошарашил всех дерзостью и наглостью. Он не приветствовал царя, отверг его дары, оскорбил богов Вавилона, корил владыку* и его знаменитого отца. И чем! Еврейскому богу, видите ли, не по нраву, что царь повторяет грехи Навуходоносора! Их божество, дескать, опекало великого Наву, а потом рассердилось, свергло и обратило его в скотину. Теперь покарает и тебя, Валтасар.   

Забавно. Старый фанатик воображает себя грозным эмиссаром Господа, но его потуги просто смешны. С каких это пор славой и величием Навуходоносор – золотая голова Вавилона - обязан не происхождению, способностям и нашим богам, а племенному божку каких-то иудеев**? С каких это пор их Иегова свергает наших царей, лишает их разума?

--------------------------------------------------------
               *«Ты найден легким» – это ведь тоже оскорбление для его величества царя.
             **Мелкому провинциальному божеству, по мнению халдеев. Разве сравнится он с мощными богами Вавилонии,
                которым поклоняется весь регион! Этот Иегова не смог защитить ни свой народ, ни город, ни святилище, ни
                святыни.
                К слову сказать, Набопаласара (отца Навуходоносора) Иегова ничуть не опекал, однако Набопаласар (слава богам!)
                добился царства, величия и славы. Почему же сын Набопаласара Навуходоносор должен был приписывать свои
                успехи Иегове? 
--------------------------------------------------------


Вот и сегодня ночью еврейский бог якобы отдал Вавилонское царство Мидянам и Персам за поругание святынь, совершенное Валтасаром на этом пиру, хоть всем известно, что победоносный Кир давно сокрушает разные царства, давно вторгся к халдеям, громит их войска и занимает один город за другим. Известно всем и то, что сей «грозный» Иегова стерпел и пленение своего народа, и уничтожение Иерусалима, и разграбление Храма, и даже его полное разрушение*. Так почему же столь покладистого бога должно разгневать куда меньшее зло – использование священных чаш на пиру?

Короче - все это бредни жалкого безумца, но отчего же им внимает царь, внимает и трепещет?
Спору нет, рука, чертившая неведомые знаки, способна испугать кого угодно, но вот все остальное….

Старик, к примеру, утверждал, что персты те посланы самим Иеговой и полагал, чудак, что ему поверят на; слово!
А уж как веско и важно разбирал он таинственные письмена! Послушать его, так за буквами «M N M N T Q L W P R S Y N» скрываются именно такие слова - «МЕНЕ МЕНЕ ТЕКЕЛ УПАРСИН», понимать их надо только как «ИСЧИСЛИЛ ВЗВЕШЕН РАЗДЕЛЕНО»**, а исчислять и разделять, оказывается, можно лишь царство!

---------------------------------------------------------
               *Стерпел Он и похищение священных сосудов Антиохом [1 Мак 1:23], и их кражу Менелаем [2 Мак 4:32], и
                разрушение сосудов Ахазом [2 Пар 28:24], и их уничтожение Навуходоносором [4 Цар 24:13].
            **«Буквы MN\ (МЕНЕ) читаются Даниилом как мен`а "исчислил"; TQL (ТЕКЕЛ) — как тек`ил(та) "(ты) взвешен".
                Конец надписи — WPRSYN (У-ПАРСИН) в 5:25 или PRS (ПЕРЕС) в 5:28 — можно прочесть как пер`ис "разделен",
                Пар`ас "Персия" или парса`ин "персы". Возможность разных чтений связана с тем, что арамейские слова (как
                и древнееврейские) в то время записывались одними согласными; гласные подставлял сам читающий. В то же
                время начертанные на стене слова — наименования трех древних ближневосточных единиц веса (и стоимости):
                мина, шекель и полмины»
                (Перевод Е.Б.Смагиной; КНИГА ДАНИИЛА. КНИГА ЭСФИРИ .М.: Российское Библейское Общество, 2004)
                К тому же слова в записи, как правило, не отделялись друг от друга.
---------------------------------------------------------


Все это выглядит эффектно, но вроде замка на песке. Старик сей – явный шарлатан и доверять ему способен лишь наивный, так отчего же верит Валтасар и превозносит этого пройдоху? ...

Подобные вопросы, вероятно, тревожили пирующих гостей. И до сих пор они нуждаются в ответе. Ведь на пиру пророк и впрямь идет ва-банк, хоть он умен и никогда не рисковал впустую. А Валтасар уж десять лет как правит беспокойным Вавилоном, он не пуглив, и вовсе не доверчив…

Бог иудеев тоже удивляет. Допустим, это он послал предупрежденье. Тогда бы стоило опередить кощунство, то есть вмешаться ПРЕЖДЕ оскверненья. Но он дает знамение тогда, когда уже одумываться поздно.

Кому оно направлено? Гулякам, которых нынче ж уничтожат персы? Иль осажденным жителям, со страхом взирающим на варваров со стен? Все знают, что погибель у порога. Зачем в последний миг предсказывать его?

Вот - час настал, но весть едва бредет. Бог посылает руку, та выводит ребус, царь кличет мудрецов, они в затылках чешут. Тогда царица вспоминает Даниила, его находят и ведут к царю, там Дух Святой пророку открывает и шифр, и смысл. И наконец пророк знамение доносит до царя…. И все это - когда враги проникли в город!

Зачем же Бог так засекретил новость? Хоть Он и раньше применял иносказание, но нынче сжал его до крайнего предела, оставив только несколько (13) согласных. Чтоб Даниилу не блуждать в потемках, Бог подсказал, что написал. По сути Он вещал через пророка, а знаки на стене значенья не имели. Что там 13 букв! С божьей помощью посредник мог так же «неоспоримо» вывести пророчество из 4 начальных букв* или одного-единственного магического знака. Вряд ли такое фантазийное «озарение» сильно впечатлило халдеев, привыкших к четким правилам гадания и предсказания. Куда весомей прозвучал бы глас с Небес, впрямую объявивший приговор Валтасару и Вавилону**…

--------------------------------------------------------
        *Немецкий ученый А.Альт предположил, что на стене была выписана аббревиатура из 4 букв – «MMTW» («;;;;»).
     **Такое бывало и будет не раз: Небеса вещали тому же Навуходоносору в его чертогах, Предтече на Иордане, апостолам
          на горе, Павлу на пути в Дамаск…
--------------------------------------------------------


В общем, картина пира и краха, изображенная в библейском рассказе, навряд ли соответствовала действительности. Кое-что она отразила, но далеко не все.

Так, опускает рассказчик поворотный момент всей истории – кощунственное решение Валтасара пить из священных сосудов иудеев, прославляя при этом своих языческих богов. Ну, захотел и захотел, очередная блажь державного самодура. Ан нет, не блажь! Язычники с опаской относились к чужеземным кумирам и старались не раздражать их без веской причины и поддержки собственных богов. Коль Валтасар пошел на поругание, значит, кто-то или что-то сильно его задело, подтолкнуло, раззадорило*.

---------------------------------------------------------
              *И раз уж сосуды храма так дороги Всевышнему, хотелось бы знать судьбу тех, что принесли на пир. Часть из них
                раньше принадлежала халдею Олоферну (их забрала и передала в сокровищницу Иерусалимского храма Юдифь
                [Иудифь 18:19]). Таким образом, часть «священных сосудов», оскверненных пьяными язычниками, возможно,
                принадлежала этим язычникам! В таком случае трудно говорить о каком-либо осквернении.
---------------------------------------------------------


Не вошли в рассказ и бесчисленные манипуляции с воротами. Известно, что дворцовый комплекс представлял собой анфиладу из 5 дворов, окруженных различными помещениями*. Каждый двор имел свои ворота и являлся крепостью в крепости. Тронный зал, к примеру, примыкал к третьему двору и путь к нему вел через главные, первые и вторые ворота. Солдатам Кира пришлось бы изрядно потрудиться, пробиваясь к Валтасару. (Если, конечно, все было наглухо закрыто. А если охрану заставили то и дело отмыкать запоры и это ей порядком надоело?)

Все началось с сосудов Иеговы. Они хранились в Эсагиле**, поэтому слуги царевы вышли за пределы дворца и вернулись обратно с золотыми чашами (то есть всю цепочку ворот открыли и снова закрыли). Потом служители ходили в город и возвращались с мудрецами. Потом мудрецы отправлялись по домам. Затем прислуга выходила за Даниилом и доставляла его к царю. И каждый такой поход сопровождался открыванием и закрыванием шести ворот - двух пар внутренних и одной пары наружных!

В конце концов стража, и без того измученная приемом огромного количества гостей, могла махнуть рукой и перестать запирать ворота. Такая халатность для штурмового отряда персов имела огромное значение, поскольку всякое промедление на пути к царю было смерти подобно.

---------------------------------------------------------
             *Дворец «был окружен мощными стенами общей протяженностью 900 м и представлял собой настоящую крепость
               внутри города. Единственные внешние ворота дворца, укрепленные башнями, находились со стороны проспекта
               Айбуршабум. Дворец состоял из пяти комплексов, каждый из которых включал открытый двор и группировавшиеся
               вокруг него парадный зал и множество помещений. Дворы соединялись между собой укрепленными воротами, и
               каждый комплекс представлял собой крепость в крепости.
               Первый двор и прилегавшие к нему помещения были заняты дворцовой стражей. Вокруг второго двора
               размещалась резиденция начальника дворца, третьего по рангу придворного вельможи.
               Центр дворца занимал самый большой третий двор. Здесь находилась официальная царская резиденция. На южной
               стороне двора помещался грандиозный тронный зал длиной 52м и шириной 17м, из которого во двор вели три
               арки…В глубине зала, в нише против средней арки, стоял царский трон» (Белявский В.А. «ТАЙНЫ ВАВИЛОНА»)
         **«В это время ему вдруг пришло на ум велеть принести из храма те священные сосуды, которые Навуходоносор
               некогда захватил в иерусалимском храме при разграблении его, а затем, не пользуясь ими, поместил в капище
               своего собственного божества» (ИФ.ИД.т.10.Гл.11)
---------------------------------------------------------

Вопросы возникают и к знамению. А кто ж его, собственно, давал? По осторожному выражению Даниила загадочная рука «послана от Него», а писание «начертано»*. Иными словами, Бог шлет «на подпись» то ли часть себя, то ли чужую руку, то ли муляж. И то, и другое, и третье звучит странновато**. «Писец» и является-то странно – не возникает/ нисходит/ слетает с Небес, как следовало ожидать, а прозаически «выходит».  (Луна выходит из-за туч, а откуда же вышли сии персты и куда потом подевались - исчезли или так же обыденно «ушли»?) Хотелось бы рассмотреть «посланника» получше, но он священнодействует в полумраке (стену освещает лишь слабый огонек лампады, хотя Богу по силам залить ярким светом весь зал***).

---------------------------------------------------------
           *В сходной ситуации Моисей выражался куда яснее:
                «и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим» (Втор 9:10)
                «И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали
                каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх 31:18)
        **Не посылал же Он рот, чтобы провозглашать с небес, или десницу с мечом, чтобы поражать народ! Обычно Бог давал
            поручения ангелам, людям или животным.
            «И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его» (1 Пар 21:15)
            «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам» (Дан 6:2)
            «Господь Иисус…послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа» (Деян 9:12)
            «И повелел Господь большому киту поглотить Иону» (Иона 2:1)
            «И отверз Господь уста ослицы» (Чис 22:28)
           «И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу» (Деян 12:7)
           «Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба» (Деян 22:6)
---------------------------------------------------------

Судя по тому, что в дальнейшем никто, кроме Даниила, о Руке не упоминает (ни царь, ни вельможи, ни мудрецы, ни царица), особого впечатления она не произвела. Все заняты лишь письменами на стене и не задаются вопросом, кто их там начертал. То ли в пылу веселья гости эти персты не заметили, то ли выглядели они не так пугающе, как расписано в книге. Однако прибывший пророк вновь напоминает царю о длани и сакрализует ее. Странно: сам-то он Руки; не видел, но все равно твердо знает, что она была и что послал ее Бог. Откуда же? В общем, таинственную длань окружает не столько тайна, сколько тьма недомолвок.

В сумраке зала и сумраке смысла тонут и руны Саваофа. Самые мудрые люди государства не могут их даже прочесть*, тем паче – объяснить. Отчего же они нечитабельны? Всех ставит в тупик какая-то особая форма записи, непонятная халдеям**. Вышеупомянутый историк А. Альт считает надпись аббревиатурой из 4 букв, профессор А. А. Олесницкий располагает слова вертикально***.

Можно еще пустить слова по кругу, писать их слева направо, снизу вверх, применить анаграмму или некую руническую тайнопись, но к чему все это?**** Зачем понадобилось Богу секретить свое широковещательное заявление, которое к тому же вот-вот исполнится? В его усложнении заинтересован только один человек - Даниил, получающий прекрасную возможность блеснуть умом и ученостью.

Подход его и прост и эффективен: он, как всегда, объявляет источником знамения Всевышнего и затем вещает от Его имени. Бог, дескать, возмутился и приговорил, а он, Даниил, узнал и разъяснил - разъяснил вердикт Небес, вынесенный за святотатство, совершенное пирующими.

--------------------------------------------------------
        *«И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его» (Дан 5:8)
       **Рассказ Даниила написан по-арамейски, слова «МЕНЕ МЕНЕ ТЕКЕЛ УПАРСИН» тоже арамейские. Значит, в переводе с
           арамейского строка 5:24 должна была иметь следующий вид:
           «И вот что начертано: ИСЧИСЛИЛ ИСЧИСЛИЛ ВЗВЕШЕН РАЗДЕЛЕНО» (без каких-либо «МЕНЕ», «ТЕКЕЛ» и т.п.
           вкраплений). Однако с давних пор все переводчики текст ПЕРЕВОДЯТ, а письмена ЦИТИРУЮТ, словно те были
           написаны иначе, чем окружающий текст.
   ***«По талмудическому преданию таинственныя слова были написаны не по обыкновенному способу, а
          столпописанием, в таком виде:

;    ;    ;    ;    ;               
;    ;    ;    ;    ;               
;    ;    ;    ;    ;               

           Мудрецы вавилонские читали каждую горизонтальную строку и потому не находили смысла, а Даниил отделял
           строки сверху вниз; таким образом вышло первое слово ;;;, второе ;;;, третье ;;;, наконец четвертое представляет
           соединение двух последних строк, читая сверху вниз ту и другую: ;;;;;;.» (Опыт переложения на русский язык
           священных книг Ветхого Завета проф. А. А. Олесницкого)
   ****Есть и такая форма записи, как бустрофедон, когда направление строк чередуется (первая - слева направо, вторая –
            справа налево и т.д.). А в зеркальном бустрофедоне еще и буквы переворачиваются «вверх ногами».
--------------------------------------------------------


Пророку не откажешь в страсти и напоре, однако же толкует он предвзято, как всегда. Ведь исчислил Бог царство Валтасара и положил конец ему не сейчас, октябрьской ночью 539 г. до н.э., как утверждает пророк, а гораздо раньше. Еще весной, задолго до осквернения халдеями сосудов, персы напали на Вавилонию и приступили к планомерному захвату городов и земель*. До этого они покорили Мидию, Лидию, Ионию, Карию и Ликию. Поражений Кир не знал, поэтому любому халдею было понятно, что участь их страны предрешена. Стало быть, мрачная рукотворная весть не должна была никого ошеломить и вовсе не заслуживала тех высочайших почестей, которыми поспешил наградить Даниила Валтасар.

Быть может, царя взволновала вина и судьба? Но ведь он на это не получает четкого ответа. «Ты найден легким»! Мол, на весах Судьбы царь оказался нетяжел. Речь здесь идет, конечно, не о весе тела, а о деяниях, помыслах, жребии Валтасара и т.п. Каковы же они? Если царь грешил (а он грешил!), то грехи тянут его чашу книзу. Напротив, непорочность, праведность легки. Глупость тяжела, а премудрость легка. Праведник воспаряет на Небо, а беззаконник низвергается в преисподнюю**. Поэтому легковесность Валтасара совсем не повод для столь сурового наказания царя и всей страны.

Притянуто и объяснение третьего слова («РАЗДЕЛЕНО») – что Вавилонию поделят между собой Мидия и Персия. Дело в том, что к этому времени персы уже завоевали Мидию и превратили ее в рядовую провинцию. Поэтому Кир мог одарить землями Вавилона своих подданных (в том числе - мидийского сатрапа), но повелитель Персиды не делил трофеи со слугами. Иначе говоря, в действительности Вавилон безраздельно захватила Персия и никто другой.   

В очередной раз приходится констатировать, что содержание запоздалого и сомнительного пророчества особого значения для власти не имело. Тогда за что же щедро награждает Даниила Валтасар?

---------------------------------------------------------
             *«С конца 40-х годов персы начали захват внешних владений Вавилона, постепенно отрезая его от остального мира.
                Одновременно многочисленные агенты успешно вели пропаганду в пользу Кира в самой Вавилонии….
                Приготовления Кира не являлись секретом для вавилонян, и царь Набонид принимал меры для отражения врага….
                По его приказу Вавилон запасался продовольствием и готовился к осаде…. В 20-х числах сентября, он (Кир)
                неожиданно обошел Мидийскую стену с запада…. Посланный Киром корпус Угбару, наместника страны Гутиум,
                осадил город…. Сам же Кир ударил по армии Набонида с тыла.
                В самом конце сентября произошло сражение при Описе. Вавилонская армия потерпела сокрушительное
                поражение…. 10 октября 539 г. персам без боя сдался Сиппар»
               (В. А. Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. Гл.10)
           **И в Библии, и мифологии многих стран легкость считается заслугой, свидетельством чистой и безгрешной жизни.
               «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не
                поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе» (Быт 4:6-7)
               «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт 18:20)
               «ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне» (Пс 37:5)
               «Что тяжелее свинца? и какое имя ему, как не глупый? Легче понести песок и соль и глыбу железа, нежели
                человека бессмысленного» (Сирах 22: 15-16)    
               «Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее» (Премудрость
                Соломона 6:12)
               «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя»  (Премудрость Соломона 7:25)
               «пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» (Иов 31:6)
               Египет. После допроса боги взвешивали сердце умершего на весах истины. На одну чашу клали сердце человека, а
               на другую - перо Маат. Если чаши весов уравновешивались, покойный считался оправданным.
               В "Илиаде" Зевс взвешивает Судьбу на золотых весах, две чаши которых воплощают жизнь и смерть.
---------------------------------------------------------



Продолжение следует.

(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).