Детям Мишенька и тётя Валя

Лариса Азимджанова
               
               

Вот и пятница. Приехали соседи по даче Шнели. Как только Миша услышал звук подъезжающей машины, так вскочил и побежал навстречу. Приехал Саша! Какое счастье!
   Лучший друг приехал! За неделю Миша ужасно соскучился, хотя у него была подружка Алина и новый друг – огромный чёрный пёс Чапик. Но сейчас они пошли домой, а Мишенька, оставшись один, ещё не нашёл себе дела.

   Весь вечер Миша торчал у Шнелей, наблюдая, как они разгружают машину, вносят какие-то вещи в домик, какие-то – в сарай. Вот Саша понёс в домик огромный арбуз, посмотрел выразительно на Мишу и подмигнул. Миша всё понял, весело рассмеялся и захлопал в ладоши. Разгрузив машину, д.Володя, Сашин папа, поцеловал жену и сына, потрепал Мишу за щёчку, помахал рукой и укатил в город: у него там срочная работа.

    Весь вечер друзья наслаждались встречей. Мишина бабушка показала созвездие «Кассиопея» и «Лебедь». Большую и маленькую медведицу Саша и сам умел находить. Небо было какое-то чёрное всё усеяно звёздами. В городе освещение, и  такого неба не увидишь. А здесь ребята наслаждались звёздным небом, искали созвездия по книге, которую привёз Мишин дедушка.

   У дедушки срочная работа и он приедет только в воскресенье. Миша очень любил дедушку. Всегда с нетерпением ждал его, тем более, что дедушка никогда не приезжал с пустыми руками. Кроме продуктов с чем-нибудь вкусненьким, он всегда привозил либо новую игрушку, либо книжку. Недавно он привёз шашки с доской. И теперь в жару или просто в свободное время Саша с Мишенькой играли в шашки.

   Иногда приходила и Алина с Чапиком. Тогда они играли «на вылет». А, чтобы партнёры быстрее менялись, играли в «вышибалу», причём в двух вариантах. Один вариант – это, когда выигрывает тот, кто больше «убьёт» шашек противника, перепрыгивая через них. До противоположного края должно дойти как можно больше шашек. Другой вариант – «поддавки». Нужно подставлять свои шашки, чтоб  враг убил как можно больше. Хорошо, чтоб до противоположного края не дошла ни одна шашка.
 
    Когда дети играли в шашки, то и дело раздавался взрыв дружного хохота: это Миша спутал варианты и, когда нужно беречь свои шашки, он их подставлял. Всеобщий хохот, игра прерывалась, чтоб начаться снова. Во время игры в шашки Чапик, сидевший рядом и внимательно следивший за игрой, очень смешно переводя взгляд с одного игрока на другого, терпеливо ожидал, когда Миша проиграет.
 
   Тогда он сразу клал свою тяжеленную голову Мише на колени, как будто хотел его утешить. Миша гладил его, теребил за ушами. А Чапик лежал, затаив дыхание, млел и, наверно, просил своего бога, чтоб Миша чаще проигрывал.

   Суббота началась как обычно. Миша с подружкой и мохнатым другом купались на озере. Валя, мама Саши, хлопотала то по дому, то в огороде. Саша помогал ей. К обеду вся компания бегала на речку. День был необычайно жаркий, душный: разгар лета. Хорошо, хоть у Саши теперь каникулы, и он редко будет уезжать в город.
 
   Ребята смотрели, как Саша уже здорово сплавляется по грохочущей от переворачиваемых камней, речке, как он здорово лавирует по бурной воде, стоя на своей маленькой пенопластиковой платформе. Миша уже давно не кричал от страха за Сашу, но, как только Саша кидался в бурлящий поток, он хватался за Алинину руку, крепко сжимал её и не выпускал, пока Саша не доплывал до них.

   Крики «Ура!», смех, радость и Саша вновь бежит к своей стартовой площадке, к своему камню. Потом они плюхаются в прохладной заводи и идут по домам обедать.
  - Миша, как пообедаешь, приходи кушать арбуз. Половину сейчас съедим, половину вечером, когда папа приедет.

  - Вечером дедушка приедет и привезёт арбуз. У меня будет свой.
  - Отлично, - засмеялся Саша, - сегодня едим наш, а завтра ваш арбуз попробуем. Чей будет вкусней.
   - Дедушкин, - уверенно заявил Миша.
После обеда Миша пришёл к Саше. Саша что-то доделывал в душе.

    - Скоро будем купаться под тёплой водичкой, хоть голову можно будет мыть. Я на днях ухожу в отпуск, будем всё время здесь, на даче. Ты рад?
   - Да, тёть Валя, а то мне без Саши очень скучно. Я его очень, ну, прям, очень люблю.
   - Да и он тебя любит. Вот приедут твои родители и заберут тебя, и Саша будет скучать. А хочешь, я покажу тебе фокус? Саша очень любит его. Он тебе не показывал?

   - Нет. Он никаких фокусов не показывал.
   - Вот и отлично. Я первая покажу. Только смотри внимательно. Ладно?
   Миша с готовностью кивнул головой, и т. Валя начала что-то манипулировать руками, глядя на Мишу интригующим взглядом. Она положила пальцы правой руки на пальцы левой. Под прикрытием пальцев правой руки согнула большие пальцы, приложила один к другому, оттопырила мизинчик, чтоб был виден ноготь большого пальца.

   - Смотри внимательно, Мишенька. Сейчас мой большой пальчик будет растягиваться, пока половинка от него не оторвётся. Смотри, смотри.
   Миша смотрел во все глазёнки. Сначала они выражали удивление, так как палец то вытягивался, то снова становился нормальным, как будто он резиновый.
   Валя оттягивала половину пальца левой руки всё больше и больше. Миша смотрел уже с ужасом.

   - Тёть Валя хватит, а то половинка пальца оторвётся, и тебе будет больно.
Он смотрел, наморщив носик, широко раскрыв глаза.  Валя тянула всё больше и больше.
   - Ой, оторвался. Показать?
   - Нет, нет. Как ты терпишь? Теперь как ты будешь работать? С половиной пальца?

     Миша уже собирался заплакать. Валя засмеялась, и стала успокаивать Мишеньку.  Она не рассчитывала на такую реакцию. Обычно, палец «отрывается», и все смеются.
  - Сейчас я его присоединю, и он прирастёт, не переживай. Оп! Смотри! Пальчик целый! А! Хороший фокус?
 
   - Не-а! А если б он не прирос? Больно было?
   - Нет, Мишенька! Это же просто фокус. Обман людей. Просто, чтоб было интересно и весело. Смотри, я тебе покажу всё в открытую.

   И она проделала этот трюк, не прикрывая стык больших согнутых пальцев пальцами правой руки. Теперь фокус Мише очень понравился, и он с т. Валей стали тренироваться, чтоб удивить дедушку с бабушкой. А потом и маму с папой. Миша обожал удивлять маму разными сюрпризами.
 
   - Вот покажу маме, она с ума обалдеет! – радостно смеясь, говорил Миша, предвкушая будущее впечатление.
 Вот и Саша пришёл.
  - Мам, душ работает нормально, водичка в самый раз. Хочешь помыться?
  - Да, Саша. Я вся потная, пыльная и очень уставшая. Я больше не буду сегодня работать. Я пойду в душ. Новый душ нужно обмыть, да? А вы с Мишей пока организуйте наш «Дастархан».

    Это они любили перед крыльцом поставить низкий широкий национальный столик, вокруг поставить маленькие скамеечки, а кому их не хватало, тот садился на пол, то есть на коврик. Получалось очень уютно.  Валя вышла из душа и подошла к ребятам.

  - Ой, как здорово! Саш, да ты уж и арбуз разрезал? Так, какую половину будем осваивать? А поднос где?
   Саша побежал за подносом. А иначе весь сок будет растекаться по столу, а потом и на коврик стекать начнёт.
  -.Мишенька, а ну-ка, посмотри, чего у нас не хватает? А? Ну-ну. Так чего? Вернее, кого?

   - Ой! – вскрикнул Саша. – Тёть Ларису не позвали. Я побежал, мама.
   И Саша побежал в соседний двор, а Валя стала разрезать арбуз на аккуратные ломти.
   - Тёть Валь, а ты как настоящая фокусница, да? Как в цирке? Ты ещё фокус покажешь? Вдруг Миша  начал хихикать. Потом весело расхохотался.
   - Ты чего так развеселился?

Миша хохотал всё сильнее, показывая рукой в сторону Вали. Валя оглянулась. Сзади открытая в домик дверь и больше ничего. Мишка захохотал ещё сильнее. Он уже упал со стульчика и катался по полу. Глянет на Валю и просто заходится смехом. И есть от чего: лицо у Вали начало распухать. Вот уже нос круглый, как у клоунов, щёки так раздулись, что видны будут с затылка. А когда уши стали приближаться к ушам Чебурашки, Мишка уже не мог ничего никому сказать.
   
 Валя недоумённо смотрит на него, от чего он смеётся ещё сильнее. Вот уже валяется на спине, дрыгает ногами, вертится волчком на спине, как современные танцоры. Валя не на шутку за него испугалась. Мишка уже икать начал. «Что это с Мишенькой? - подумала Валя. Может, перегрелся?»

   - Саша, Лариса! Ну, где вы там застряли? Тут с Мишкой что-то творится. Скорее!
   Тут выбежала испуганная бабушка, за ней Саша. Бабушка кидается к Мише, у которого смех уже перешёл в своеобразную истерику.
   - Мишенька, успокойся, скажи, что с тобой? Что с тобой?

   Вздрагивающий всем телом Миша, показал на Валю.
  - Боже! Что с тобой, Валя? Что с тобой?
  - А что со мной? Не понимаю.
  - Мама, тебя оса, наверно, укусила. Помнишь, так уже было? У тебя все лицо раздуло! Мама! Тёть Лариса, что делать?

   - Как ты себя чувствуешь, Валя? Тебя раздуло, как воздушный шарик.
   - Точно, меня оса укусила. Я глину приложила к укусу, и всё прошло. А теперь вот началась реакция. Я пока чувствую себя почти нормально, но скоро начнётся сердечный приступ. Дома так было, пришлось скорую вызывать. Знаешь, всё начинается и проходит молниеносно. Нужно срочно принимать какие-нибудь меры. Я не соображаю уже. Началось сердцебиение: пульс в ушах, в горле.

   - Секунду. Потерпи, Валя. У Сергея должен быть валидол. Саша, я за валидолом, а ты к т. Вале Капустиной.
   Миша уже испуганно смотрел на раздутое лицо т. Вали, которое стало краснеть. Бабушка дала ему полотенце, смоченное в воде, поставила рядом тазик с холодной водой.
  - Миша, прикладывай полотенце к лицу и груди. Я сейчас.
 
Через пару минут, она прибежала с корвалолом.
  - И валидол, и нитроглицерин, видимо, у него в машине. Куда же Саша запропастился? 
  Побегу к Капустиной.

Саша, как скромный мальчик стучится в калитку и зовёт т. Валю, которая, то ли не слышит, то ли не хочет слышать. Лариса подставила ящик к высокому забору соседки. Соседка была чем-то занята у домика. А домик у них был у дамбы, то есть в глубине участка,  не как у всех – у дороги. Видимо, поэтому Саша и не мог докричаться.

   - Валя, Валя, у нас беда!
   - Что? Опять с Мишкой что-то случилось?
   - Нет. С Валей Шнель. Её оса укусила.
   - Эка невидаль! Кого только осы не кусают. Пусть приложит мокрую глину.
   - Она умирает! – в отчаянии закричала Лариса. – Помогите! Помогите, скорее! На вас вся надежда. Валя! – взмолилась Лариса. – У неё дикая аллергия!

   - А! Сейчас. А что у вас есть?
   - Ничего!
   - Сейчас. Бегу, супрастин только найду. Должен быть, если Володька не выкинул, - говорила она, вбегая в домик.

   - Ну, есть? – спросила Лариса, у выбегающей из домика, Вали.
Та помахала рукой и кинулась к калитке. « Господи, долго она будет возиться с запором? Зачем так запираться? Да ещё днём?» – недоумевала Лариса, подбегая к Вале.
Та уже лежала рядом с арбузом. Краснота на лице пестрела бледными пятнами. Она периодически теряла сознание.
 
    Саша рыдал: «Мама, мамочка, не умирай, не умирай!»
Прибежала Капустина. Разжала Вале рот. Сунула под язык нитроглицерин, на язык положила супрастин, посчитала пульс.    
  - Я сейчас, - сказала Валя и убежала.

А Миша? Где же Миша? Миша здесь. Тихо и сосредоточенно он всё это время смачивал полотенце в воде, держал на груди, периодически вытирая лицо. Когда Валя стала съезжать со стульчика, теряя сознание, он подбежал к изголовью, придерживая его. Потом, вытащил кое-как стульчик из-под обмякшей Вали.
 
    Голова Вали оказалась запрокинутой назад. Мишка увидел подушку от старого кресла, валяющуюся у стенки, приволок её и подсунул под голову Вали, которая периодически приходила в себя. Видимо, она  старалась изо всех сил не терять сознание. Когда прибежал Саша, кинулся к матери, стал трясти её и плакать, Миша гладил его по голове и всё приговаривал: «Саша, Саша, не плачь, она не умрёт. Не плачь, пожалуйста. Саша, а то я заплачу». Саша посмотрел на него и улыбнулся сквозь слёзы.

Тут Валя опять страшно закатила глаза и Саша, буквально затрясся в истерике. Пока Капустина бегала домой, бабушка хлопотала около т. Вали, Миша решил убрать арбуз. Какая здравая мысль! Ай, да Миша! Но арбуз был очень тяжёлый. Миша чуть сдвинул, хотел поднять, но не получилось, только из подноса вылился сок на столик. Миша подошёл к Саше и очень уверенно потребовал: «Саша, помоги!»  И Саша, хлюпая носом, как автомат, взял со столика арбуз, и стал оглядываться, куда бы его пристроить.

   - Давай сюда, Саша.
Это Миша сообразил, что можно арбуз поставить на козлы, на которых  Сашин папа стругал доски. Миша этим же полотенцем протёр стол, и снова приложил его к Валиной груди.
    -Ты, что же делаешь? Оно же арбузное, -  сказал Саша, уже взяв себя в руки.

   Он взял у Миши полотенце, прополоскал его, заменил воду, и стал протирать маме лицо и грудь, бормоча: «мамочка, потерпи, сейчас т. Валя придёт, она же врач, она тебя спасёт».

- Какой умница, наш Мишка, - подумала бабушка. - Я сколько ни утешала Сашу, ничего не получалось, а Мишенька сумел отвлечь его. Только вот, поможет ли Валя? Она не врач, а медсестра, работавшая в хирургии. Интересно, Миша сознательно отвлёк Сашу, или просто захотел убрать со стола.
 
  Между прочим, это было очень кстати. Прибежала Валя К. с какими-то инструментами, и разложила на чистом столе.
   - Молодец, Лора, что стол приготовила. – И, узнав, что это Миша постарался, недоверчиво посмотрела на него.

   - Судя по всему, супрастин не очень помогает. На,  Лариса, дай ей  нашатырь. Помоги  мне. Саша, возьми у т. Лоры нашатырь и давай маме периодически нюхать.
   Она померила давление, пульс. Открыла стерилизатор, достала шприц. Лариса за это время отбила кончик у ампулы с димедролом, и несколько ампул с папаверином. Набрала полный огромный шприц.
 
   - Саша, помоги повернуть маму на бок. Миша, дай ватку спиртовую. Молодец, спасибо.
Протерев место для укола, Валя К. положила ватку на стол. Миша тут же снял панамку и этой ваткой осторожно сдвинул в неё ампулы, отбитые кончики и самые маленькие осколочки, приговаривая, чтобы никто не порезался. Деловито проверил, не осталось ли маленьких стёклышек, пошёл к душу и  высыпал всё в мусорное ведро. Потряс панамку и тщательно проверил, всё ли вытряхнулось. И, убедившись, что всё в порядке, вернулся. Валя с бабушкой переглянулись, дескать, помнит Миша, как на разбитую бутылку напоролся.

 - Ну, вот, всё, что я смогла сделать. Будем ждать. Надеюсь, всё обойдётся. А, Мишенька! Как ты думаешь? Всё хорошо будет?
   Миша зарделся от внимания к нему.
   - Хорошо будет. Я так Саше и говорил. Ой, смотрите! Тётя Валя улыбнулась! Саша, Саша, мама улыбнулась, она выздоровела.

   Мишка запрыгал, подбежал к Саше и стал прыгать вокруг него. Опухоль у Вали начала потихоньку опадать ещё до укола. Но сердце не приходило в норму. Давление было очень высокое. И что, интересно, как неожиданно Валя стала умирать, так же неожиданно она стала оживать. Вот уже села на подушку, что принёс Миша. Сейчас все удивлялись, как он справился с такой тяжестью.

   Вот уже Валя смеётся, всех благодарит. Капустина Валя собралась уходить.
   - Нет, мы тебя так не отпустим! Саша, неси моё вино! И лепёшки захвати! Надо же отметить воскрешение. Валь, в прошлый раз меня в больнице никак не могли откачать, а ты здесь смогла.
    Она разлила по стопочкам самодельное вино. Саша поломал ещё свеженькие таджикские лепёшки.

    - Нет, Валя, мы с Ларисой выпьем за твоё воскрешение, а ты в этот раз потерпи. Я в тебя столько всего влила, что с алкоголем оно не совместимо.
    - Выпили по стопочке за двух Валь, у которых и мужья с одинаковыми именами – Володи.
   - А арбуз? Арбуз будем кушать? – вдруг спросил Миша своим звонким голосочком.
Все дружно засмеялись.

   - Молодец, Мишенька! И тут ты взрослым дал фору, - засмеялась Валя Шнель. -               Ишь какие! Сами пьют, а им с Сашей сухую лепёшку жевать? Нехорошо взрослые поступили. Так, Миша?
    И Миша радостно закивал головой. На столе появился замечательный, красный, сладкий арбуз. Все с большим аппетитом накинулись на него. Ели и хвалили Мишу, который не растерялся и делал всё правильно, как не всякий взрослый в такой ситуации вёл бы себя. Миша смотрел на всех, хлопал своими пушистыми ресницами и радостно улыбался.

    А бабушка вспомнила французский фильм: «Невезучий» с Пьером Ришаром в главной роли.
   - Помните, как его раздуло в самолёте после укуса какой-то мошки? Было смешно. Думали: « Ну, французы, придумают же смешные ситуации». Казалось, что такого не бывает в жизни. Ну, Валя! В жизни, оказывается такие ситуации совсем не смешные.

   Тем не менее, веселились долго, рассказывали Вале К. , как Мишка хохотал, когда увидел, как Валя на глазах начинает раздуваться.
   -  Я думал, она нарошно так делает, чтоб меня смешить, как фокусник в цирке. Она и вправду очень смешно раздувалась.
   Вот такая история произошла однажды на даче.