Счастливые дни познания

Татьяна Квашнина-Незавитина
            Счастливые дни познания  во Владимире и Суздале 

С площади города Боровска Калужской области автобус с детьми из «Центра милосердия и культуры» отправился во Владимир и Суздаль.

Здесь где когда-то в XII веке в междуречье Оки и Волги появилось Ростово-Суздальское княжество, позднее названное Владимиро-Суздальской Русью.
Несмотря на ранний час (5 утра) в автобусе царило оживление. Обрадовало участие в этой поездке настоятеля храма Благовещения отца Дмитрия (Орлова). Перед поездкой он  прочитал молитву о путешествующих.

Ребята почти не спали в дальней дороге: наблюдали, как менялись городские пейзажи за окнами, как постепенно исчезали огромные потоки машин. Зелёные поля всё больше радовали глаза. В девять утра мы уже устраивались в паломнический центр города Владимира.

Владимирская область является одной из наиболее богатых по количеству и многообразию сохранившихся здесь памятников национальной архитектуры. Владимиро - суздальское зодчество – одно из сильнейших ветвей русской архитектуры периода феодальной раздробленности, сохраняющее старозаветные формы крестово-купольных храмов и выросшее под сильным воздействием деревянного зодчества.
Экскурсии для гостей  вёл иерей отец Евгений. Старшие ребята, отвечая на вопросы экскурсовода, сами сделали вывод  о причинах возвышения Ростово - Суздальской земли и причинах отделения её от Киевской Руси.  Позднее эти земли догнали и опередили прежнюю столицу в своём развитии.

Жизнь без набегов кочевников, плодородные земли привлекали население. Начался экономический подъём северо-восточных земель Руси.  У впадения Оки в Волгу был основан в 1221 году Нижний Новгород. Укреплялись города-крепости Дмитров, Юрьев-Польский, Звенигород, Переяславль - Залесский, Кострома, Москва, Галич. Дальнейшее развитие получили города – Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль.

Владимир стал новой столицей Руси, а Суздаль – религиозным и политическим центром. Множество храмов украсили эти города.  Особенно торжественно выглядели  белокаменные храмы XII – XIII веков:
Успенский и Дмитровский соборы во Владимире;
Покров на Нерли, близ села Боголюбова; 
Рождественский собор в Суздале.

Фасады зданий украшены аркатурными поясами, стены – рельефами с сюжетами народных преданий и представлений об окружающем мире. Входы в храм (порталы) декоративно оформлены.

Мы посетили Свято-Успенский Кафедральный собор Владимира накануне празднования Владимирской иконы Божией Матери – главной иконы Русской земли. На другой день они были свидетелями праздничного крестного хода вокруг храма, которому уже более 800 лет. В душе была радость оттого, что приехали сюда в торжественный день, и от этого состояния было ощущение, будто сама Божия Матерь встречает нас и ведёт по Владимирской земле. Величественный храм на высоком левом берегу Клязьмы, голубые дали, открывающиеся взору, говорили о том, что место под величественный храм наши предки выбирали самое красивое.

В XII веке храмы и монастыри имели большое историческое значение. На площади у церквей и соборов протекали все события, связанные с жизнью народа и земли; в стенах храмов сохранялись государственные и частные документы и ценности. Храмы и монастыри относились к важнейшим общественным зданиям и в период невзгод служили целям обороны. В мирных условиях они были центрами культуры и просвещения. Здесь переписывались книги, велось летописание, из стен монастырей выходили учёные, литераторы, художники. Церковные сооружения были основным украшением города и являлись гордостью, как князя, так и горожан. В них особенно ярко отразился творческий дух русского народа, вкусы и мотивы, высокое искусство мастеров. Эти сооружения говорят о высоком уровне градостроительного искусства русских зодчих и простых русских каменщиков, об умении отразить в созданных ими храмах величие и мощь своей Родины.

Архитектура храмов сочеталась с величественной красотой родной природы.
На высоком холме, возле главного храма города Владимира  сфотографировались группой.
 
Внутри собора рассматривали фресковую живопись  талантливого художника XII Андрея Рублёва.  Сиянием цвета были наполнены его иконы.
Далее наш путь лежал в Боголюбово, где юные экскурсанты узнали о трагической судьбе князя Андрея Боголюбского, стремившегося возродить политическое единство русских земель под властью одного князя. Он построил  в городе новую систему земляных укреплений с Золотыми, Серебряными и Волжскими воротами.
До нашего времени сохранились белокаменные Золотые ворота. Поражает их невероятная мощь.

Юрий Долгорукий, правящий Ростово-Суздальскими землями после Мономаха, во время междоусобных воин захватил Киев. Но сын его - Андрей Боголюбский не пожелал остаться в захваченном отцом Киеве. Его влекли северо-восточные земли. Он понимал, что Киев утратил свою роль. Андрей привёз из Киева «святыню Руси» - икону Владимирской Богоматери. Вёз её в Ростов, но дальше города Владимира кони не пошли. Князь разбил лагерь, молился. Явилась ему Божия Матерь и говорит: «Не хочу в Ростов, хочу во Владимире быть. Поставь храм Рождества Моего и монастырь для иноков».  (До настоящего времени сохранился только список с иконы). Боголюбивый Андрей перенёс столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир на Клязме, который застроил с необычайной пышностью и сделал столицей.

Собор для иконы построил, как ларец для «жемчужины», а место на слиянии рек Нерли и Клязьмы назвал Боголюбово.

Бояре Кучковы из маленькой Москвы, не желавшие объединения, жестоко его убили.
Отец Евгений показал нам к место гибели князя Андрея, но дверь в строение была заперта. Все с сожалением вздохнули…  Когда-то… там, за железной чёрной дверью, сползал вниз по винтовой лестнице, смертельно израненный боярами Боголюбивец Андрей… 

Его брат Всеволод Большое Гнездо продолжил политику брата и стал сильнейшим князем, продолжив белокаменное строительство во Владимире.

Город в его время был знаменит тем, что здесь жил святитель Симон, написавший первый Киево-Печерский патерик (житие святых). 

Во Владимире, в мужском Рождественском монастыре был похоронен защитник русской земли Александр Невский, мощи которого сейчас покоятся в Невской Лавре.
Трогательный рассказ отца Евгения о жизни Ростово - Суздальских князей переносил нас в прошлое, где шла ожесточённая борьба за выживание и объединение русских земель.

В ходе экскурсий мы заметили, что дети-инвалиды не поспевают  за группой. Не просто догнать ребят Неметулаевой Ире (ДЦП), но маленькая девочка терпеливо, без жалоб, проходит трёхкилометровый путь, чтобы вместе со всеми полюбоваться резным белокаменным красавцем-храмом Покровом на Нерли. Белым чудом среди зелёных лугов стоит он, отражаясь в водах реки. В разлив к нему можно добраться только на лодке.

Как спуститься из автобуса по крутым ступеням инвалиду Алёше Морозову? Кто будет пересаживать его на коляску? Кто повезёт к храму? Четверо ребят  - Тумашевич Коля, Орлов Ваня, Голубев Никита, Черняев Ефим вызвались помогать его маме. Самым трудным испытанием стал чрезвычайно высокий мост через железнодорожное полотно. Стояли в раздумьях… Дорожка только до платформы. Строители не планировали  посещение храма инвалидами. Храм на другой стороне железной дороги и очень далеко. Лифт по выходным дням не работает.
 
Отец Дмитрий всегда приходил на помощь ребятам. Вчетвером перенесли Алёшу через мост без отдыха, без остановок. Алёша сказал, что он будто на крыльях перелетел, так Господь всё управил.

На другой день мы посетили город-музей Суздаль. В древности эти земли назывались «Суждалем». Своеобразие города чувствует каждый, кто сюда приезжает. Поражает изумительная гармония высоких соборов и стен среди низких одно - двухэтажных домов, зелени садов и огородов.
С конца XI века городом правил род Владимира Мономаха.  Укрепляется его кремлёвский центр – опора князей, бояр. Строители, чеканщики, живописцы украшают   Рождественский собор, строится княжеская резиденция Кидекша. Посад ограждается земляным валом с тыном.

В XIII веке строятся Дмитриевский, Косьмо-Дамианский, Ризоположенский, Троицкий монастыри. Александр Невский в 1240 году строит здесь Александровский монастырь.
Монастыри занимают здесь наиболее живописные участки. Они являются самостоятельными архитектурными ансамблями.
В конце XIV века Суздаль был вынужден подчиниться растущей и набирающей силу Москве. Он постепенно теряет своё политическое и стратегическое значение и превращается в крупный религиозный центр Московского государства.

Расцвету каменного строительства в Суздале в XV – XVI веках способствовали московские государи, которые своими вкладами и крупными пожертвованиями обогащали суздальские монастыри. По заказу московских государей Василия III и Ивана IV строится Преображенский собор Спасо-Ефимиевского монастыря.
Трижды прерывалось строительство Суздаля: во время нашествия монголо-татар в XIII веке, во время польской интервенции в начале XVII века, в 1634 году он был разграблен крымскими татарами. Враги нанесли городу огромный ущерб. Экономический застой Суздаля стал причиной отсутствия в нём строительства на протяжении XIX и начала XX веков, но этот минус оставил нам без наслоений богатое наследие давних веков.
 
Мы должны сохранить то, что оставила нам история. Памятники архитектуры прошлого требуют от нас большой заботы об их сохранности. Надо помнить, что город – это книга, где каждая улица -  страница истории прошлого.
В ходе экскурсий мы увидели, как богаты торговые ряды Суздаля. Прилавки переполнены сувенирами и изделиями ручной работы. От них исходит радость, которая создаёт весёлое настроение.

За торговыми рядами есть холм, с которого открывается дивный вид на реку Каменку, многочисленные храмы городка, сельские пейзажи.

В Суздале нет суеты, нет движения машин по историческому центру. Город поражает … ТИШИНОЙ и  каким-то необыкновенным уютом. Старинные кареты стоят на улицах города к услугам гостей. Городок площадью девять квадратных километров живёт туризмом. Мы обратили внимание на подростка, который заменил родителей на повозке в дни каникул. Он угощает лошадь-кормилицу из ложки своей порцией вермишели.
По узким улочкам ребята цепочкой возвращаются к автобусу. Уезжать из Суздаля не хочется, но нас ждёт музей деревянного зодчества под открытым небом. Он перекликается с «Этномиром», расположенным у города Боровска Калужской области, в котором ребята были накануне. 

Музей деревянного зодчества в Суздале поражает многообразием экспонатов русского быта, старинными мельницами, обустройством изб и подворий,  продуманными до мелочей постройками и хитрыми придумками внутри дома. Кажется, будто хозяин, куда - то вышел, а хозяйка, принимая гостей, хлопочет на кухне. Соседки-кумушки, старушки сидят в крытых дворах, встречают нас у ворот. Городок-музей не кажется пустым и заброшенным.  Детки качаются на качелях, устроенных посреди улицы.  Гогочут гуси на лужайке, пощипывая траву. Люди столпились у огромного колодца, тяжёлые бадьи из которого поднимаются при помощи огромного колеса, высотой с дом.
Чувствуя сквозь века своё, родное, в нас просыпается любовь к многовековому и самобытному творческому труду русского народа.

Со знания собственной истории начинается любовь к Родине.
Целью нашей паломнической поездки было не только ознакомление с историей Владимиро - Суздальской земли, но и большая духовная работа, которая шла в каждой детской душе. Я задала вопрос руководителю поездки Морозовой Алле Юрьевне: «Каков ваш взгляд на удивительные дни, проведённые с детьми на Владимирской земле?». Прозвучал замечательный ответ, который порадовал не меньше, чем сама поездка: «Это большая духовная подвижка для наших детей, что и стало конечной целью путешествия. Главное, что ребята сами себя увидели в поездке. Все разные, из разных семей, различные по воспитанию и здоровью. Важно было и то, что с нами ездил батюшка, отец Дмитрий, и дети в поездке могли с ним общаться и совместно молиться, нарабатывая свой духовный опыт. Всё время чувствовалось духовное покровительство Божией Матери. Перед отправлением домой все стояли в большом светлом храме и вместе с батюшкой молились, как умели, о предстоящей дороге. Уже не спрашивали, как молиться, о чём просить, как благодарить Господа за полученные дары.

Мы очень благодарны организатору поездки Людмиле Георгиевне Киселёвой, художнице из города Боровска, которая помогает детям из многодетных семей, детям-сиротам и инвалидам посещать замечательные памятники русского зодчества.