Уверовал или нет...

Дана Дрон
             "Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности"... Прочла я это и подумала о том, что очень разные ассоциации у людей с пониманием Добра, в силу разнополярного представления о нравственных ценностях вообще.

В наши дни много стало верующих в Б-га людей, причём открыто, не так, как прежде сокровенно,а позиционирующих себя в своей религиозности. Всё больше, при общении, открываешь для себя людей и их уверование в Б-га. Раньше и не знал, что тот или иной человек очень строго придерживается Православия или Протестанства, или другой религии, и всей душой верит в Б-га, готов постоянно быть на службах в церкви и распространять свои религиозные познания, стараясь приобщить других людей к Б-гу.

Если Вера в Б-га даёт облегчение и просто легче мир воспринимать, то лучше верить...

Но когда не уверовал, и вера в Создателя, как и вся теология, просто как явление или понятия, и когда люди только слегка касаются веры в Б-га, а в них самих ничего не происходит, и эти прикосновения к Б-гу и церкви не особо влияют на всё, то как к этому относиться?

Со мною работал коллега. Его жена не вылезала из психушки, но в те советские времена, чтобы не подорвать свою репутацию, он её отвозил в г. Тихвин Ленинградской области и там, пройдя очередной курс лечения, она возвращалась к обычной жизни и работала инженером-строителем. Была хорошей матерью, по отношению к своим дочери и сыну.

Эта Тамара была очень ревнивая и однажды на банкете, где были все парами, и мне довелось быть со своим супругом, глаза её ни раз были на мокром месте, и даже в кулуарах она слёзы лила, а её супруг вынужден был потихоньку увезти эту безпричинную плаксу домой... Причиной слезливости были разные эмоциональные домыслы, дескать, он на кого-то смотрел вожделенно, а она этого перенести не могла...

Ничего такого не было! Был большой банкет в честь какого-то праздника, не помню, уже какого точно... И множество людей сидели парами, поддерживая весёлую беседу, и никто сексуальных или влюблённых эмоций даже и не испытывал, особенно учитывая даже некоторую пафосность партийно-советского актива в публичном пиршествовании... Были тосты с пожеланиями, как обычно принято. Люди знакомились, кто есть кто, потому что не все были знакомы, а придя парами, представляли свои “половинки"... И танцевали, и играли в разные игры, как это бывает на больших корпоративах ныне, а такое было и раньше...

Тамара, с нежно ранимой психикой, просто всего не переносила, но главное, боялась, что её муж будет не её... Это её теоретическое предположение, видно, сильно изводило её изнутри.

По прошествии временных и общественно-режимных изменений в жизни каждого, я встретила эту пару в городе, и они даже меня подвезли на своей машине... Мы знакомы были давно. Всю психиатрическую эпопею этой Тамары знала только я в нашем отделе, и молчала. Никому! (При всей своей разговорчивости, я умею хранить тайны).

В момент нашей встречи Тамара была одета в чёрном, точно так, как ходят монашки в Пюхтицком монастыре в Куремяэ Ида-Вирумааского уезда Эстонии. И оказалось, что Валерий купил дом близ Монастыря, чтобы Тамаре было удобно посещать каждую службу там... Она уверовала. Настояла на венчании и успокоилась. Сразу вспоминается суждение профессора психиатрии Ирвина Ялома: “Религия направлена на создание удобств и сглаживание неприятностей человеческого существования” . И это замечательно! Не надо проходить курсы лечения в психоневрологическом отделении, а просто верить в Б-га и регулярно молиться на службах в монастыре, и радоваться жизни!

Всё успокоилось в упомянутой чете бывшего партийного работника и матери его детей. И живут они вместе долго и счастливо. Но как?

Были ситуации, когда их взрослые дети прибывали навестить родителей. Например, на встречу дочери прибыли родители на своей машине к автовокзалу, чтобы встретить дочь и отвезти её в свой дом, тем более, что там автобусы строго по расписанию, с учетом служб в монастыре, и не всегда можно туда добраться на любом автобусе, когда захотелось бы.

Дочь, увидев отца, с радостью обнялась с ним, но не обращая внимания на стоявшую у машины мать в монашеском одеянии... И та только наблюдала за встречей дочери и отца, молча сев потом в машину. Не было контакта между верующей матерью и атеистически настроеннной дочерью.

Так они и жили много лет. Сын был более сострадателен к своей матери и до такой степени не обострял своих отношений с матерью, но не допускал её набожного постоянного вмешательства в его жизнь или в распорядок каждого дня пребывания в их доме, когда ничего нельзя сделать, не помолившись! Тем более, что отец их – эстонец, и если даже был бы он верующим, то лютеранство не требует неукоснительного следования канонам. Лютеране не осеняют себя крестом, что для меня было даже открытием, потому что я считала, что все христиане это делают.

В наши дни молодёжь несёт в себе то, что получено в семье и что переосмыслено ею и принято. На свадьбе моего сына была пара, которые в скором времени тоже сыграла свадьбу и пригласили моих детей на торжество. Не могу точно сказать, прошло, может быть, 1-2 года, но как-то я поинтересовалась, как живут молодожёны и была огорчена услышанным.
Они расстались, и по религиозным убеждениям, даже не их самих, а их родителей. Молодой супруг был из атеистической семьи, а молодая жена – из верующей... (Мы не вдавались в подробности, была ли эта религия традиционной, или нет, и какой...)

Дело – совсем в другом.

После свадьбы молодые, естественно, зажили своей жизнью, но при этом, естественно, стремились поддерживать отношения со своими родителями. Однажды молодая пара прибыла в дом родителей состоявшейся невесты. И молодой супруг всячески старался подстраиваться под атмосферу в том доме, где росла его нынешняя жена. Любя свою жену, он любил её родных, своих ныне приобретённых родственников. Ему хотелось, чтобы были хорошие родственные отношения, ведь это же будущие бабушка и дедушка его будущих детей!

Сразу по приезду в этот дом, зять был окутан аурой верующих людей, которые ни одну трапезу в их доме не проводили без молитв ... И в доме том царила религиозность по полной программе, с молитвами по всем поводам и обстоятельствам, а также постоянное озвучивание всех своих суждений в свете Святого Писания.

Парень из атеистической семьи был очень толерантным, а его влюблённость в свою избранницу, и желание построить прекрасную семью, помогали ему перенести то, что было вразрез его взглядам и убеждениям. Он смиренно принимал всё, стараясь понять происходящее и найти мотивацию следовать всем религиозным канонам. Он увидел, в какой семье выросла его замечательная красавица Катя, но которая раньше никогда не обнажала своей религиозной сущности во время их знакомства, конфетно-букетного периода и последующего свадебного и семейного бытия. Он даже этого, практически, не ведал, что она воспитана в почитании Б-га и неукоснительном соблюдении всех ритуальных канонов своей религии. (Возможно, это была и не традиционная религия, а устои какой-то религиозной секты... Но открыватель религиозного происхождения породнившейся с ним семьи, даже в это не вдавался. Для него были понятия: верующие люди и атеисты.)

Визит в религиозную семью молодого супруга, по имени Дима, не поколебал его уверенности в своём выборе, ведь он всем сердцем и естеством любил Катю и, женившись на ней, планировал долгую семейную жизнь именно с ней. Поэтому принять её родителей, с любыми взглядами, он был готов, тем более, что имел свой личный дом, подаренный его родителями, атеистами, и свободное проживание только своей новой семьёй позволяло делать в нём всё, что было душе угодно...

Наступило время ответного визита: молодые принимали родителей Кати у себя дома. Дима подготовился наилучшим образом, чтобы принять гостепримно и по-родственному своих тёщу и тестя, предоставив им все блага проживания у себя дома, с щедрым застольем и культурной программой по столице Эстонии. Всё было подготовлено к приёму тёщи и тестя так, что вырисовывалась гарантия того, что все будут довольны. И Катя была рада такому отношению её мужа к её родителям. И сама она была всегда желанна в доме родителей её Димы. И всё было славно и душевно, когда в их новый дом прибывали в гости и его родители. Приятно было сознавать, что так может быть так, когда все рады друг другу.

Молодые встретили родителей Кати, и дочь, и зять проявили свою сердечность, и дальше все встретились за хлебосольным столом в красивой гостиной их прекрасного дома. И что же?

Оказывается, без молитвы нельзя было приступить к трапезе... И главенствовать решил тесть, ведь он несёт в себе важную религиозность и праведность.(Как смело и менторски, как прямолинейно и не правомерно мыслил религиозный человек!)

И всё могло быть так, как это было во время визита Димы с женой к тестю, пребывавшему в полном соответствии с религиозными устоями... - Да, всё могло бы быть в полном послушании воли главного верующего... НО с этим Дима не позволил себе согласиться...!

В их доме – по их канонам, в его доме – по его!

Почему он должен устраивать молельный дом в своём собственном?! Почему их интересы религиозного плана должны быть выше его собственных нерелигиозных!?

И он попытался деликатно озвучить сие, намекнув, что в его доме нет молитв за столом, как в их доме... А  уважая чувства верующих, и будучи толерантным, он никогда не протестовал против молитвенной трапезы в доме тестя... Но здесь - другой дом, с другими традициями, и никаких молитвенных трапез просто не происходит...

Разумеется, это было, “как нож в горло”...  –  не может верующий понять атеиста толерантно, без жуткой обиды, ведь мечом насаждалась вера крестоносцами... За веру шли в бой... И в разных религиях нет терпимости, хотя вроде бы, все религии дают установку на Добро...

Но разве никак нельзя было понять, ещё до прибытия в гости, что в доме зятя-атеиста “не прокатит” весь религиозный сценарий...?

Разве нельзя было моделировать ситуации и взвесить, ЧТО - ценнее: чтобы помолиться за обедом вразрез убеждениям зятя, или - не помолиться, а сохранить добрые отношения с будущим отцом их внуков...

Да, заставь дурака Б-гу молиться, весь лоб разобьёт!, недаром давно в народе это утверждается. Нельзя поперёк верующему человеку: у него – вера, а у того, у кого - иные убеждения, тому безропотно надо подчиняться?! “Щас!”

Любому становится ясно, что категоричная религиозность родителей, да ещё напоказ и во распространение, просто принесла вред...

В скором времени, ну конечно, не сразу после той трапезы, где гостями нагнеталась  насаждаемая ими религиозность, произошёл разлад и между молодыми.

Этому предшествовало много ситуаций, когда религиозные люди просто обрушивались с ненавистными нападками на своих атеистических родственников, и где молодая жена из богобоязненной семьи не могла быть в гармонии со своим молодым супругом-атеистом..., а пыталась склонить его смириться с религиозностью её родителей и не перечить им...

А он и смирился! Разве она это не заметила! В доме её родителей, на их территории, он и слова протеста не выразил!  И ничем никого не обидел. Он просто вливался в их религиозный экстаз, то храня молчание, то просто мирно и подобострастно склонив голову в момент совершения ими молитвы за столом... Он не хотел разлада, а посему и вёл себя так, чтобы ни чем не омрачить их встречи и ни чем не оскорбить их религиозных чувств!

Но кто подумает об его чувствах добропорядочного, образованного человека ХХI века, занявшему позицию агностика. А что он на это не имеет права!?

Да и мог ли он предположить, что его в семейном будущем его ожидает участь подстраивающегося и приплясывающего под религиозную дудку его будущих родственников?! А в студенческие годы и в общении с Димой, Катя и не обозначала своей религиозности, и не проявляла такого религиозного рвения соблюдать и молиться! Откуда ему было тогда знать, что близкие родственники его возлюблюнной в скором времени встанут поперёк их жизни...!

Что это было? Сокрытие своих религиозных устоев или временная забывчивость религиозной рутины, царивщей в доме её родителей?

  – Да нет! Сначала всем правила Любовь. Меж ними было всё хорошо, без молитв и назидательной религиозности. А позже, с ослабеванием любовной биохимии победила психологическая тирания религиозных родителей.

Не устояла любовь молодёжи в наступательных религиозных атаках старшего поколения...!

Что-то отстаивать... Настаивать на своём... Зачем лезть  на амбразуру, разрушая себя и свои чувства...? Лучше расстаться и строить каждому СВОЁ, сообразно своим представлениям... Найти тех, с кем - гармония и понимание, обоюдное согласие строить счастье...

Кто распорядился так, что все люди должны быть обязательно религиозными!?
Кто считает это непререкаемой аксиомой!?

Известный журналист Владимр Познер в своих интервью всегда спрашивает собеседника об его отношении к Б-гу и сам выражает своё отношение. Это – или через вопросник Марселя Пруста, или дав свой ответ на тот же самый вопрос:

 – Оказавшись перед Б-гом, что Вы ему скажете?
 – Как Тебе не стыдно? (Познер)

Каждый имеет право на свою позицию. Люди науки не могут принять всю религию, как свод определённых религиозных аксиом и не приветствуют закостенелую во времени каноническую ритуальность служб, месс...  Не могут принять всё, как 1:1 и то, что только так и должно быть, а не иначе...

Большим резонансом и открытием для меня стало осознание мною того факта, что мой кузен, на 10 лет моложе меня, уверовал в Православие на столько, что стал категорично нетерпим ко всем людям с иным отношением к Б-гу.

Сергей прошёл путь от курсанта Высшего военного политического училища, службы в группе Советских войск в Польше и до кадрового офицера республиканского МВД, откуда после общего стажа службы в 25 лет, вышел на пенсию, приличную по своему номинальному размеру.

Но что такое двадцать пять лет трудового стажа? – Это ещё сравнительно молодой мужчина, в полном расцвете сил... (как говаривал Карлсон...). Он мог бы работать и работать, тем более, что был женат и в семье – взрослая дочь и сын-школьник. Есть для кого, если не для себя... - Для светлого будущего своей семьи.

– "Щас!"

– Нет! Душевное состояние – не то! Времени для работы – нет!

Уверовал. Стал регулярно посещать службы в церкви, а на это надо много времени и сил,(всегда делаю вывод, после просмотра трансляций из Храма во время великих Православных праздников).

Уверовал. – Пусть будет так!

Но как же обычная светская жизнь и семья! Как  обеспечение семьи, работа жены и как учеба детей?

По его мнению,  –  очень просто! Жить и делать всем надо так, как он... И во всех вопросах – только так!...

Что... вся семья – это дрессированные тигры, которым можно скомандовать:”На тумбу! “ или другие дать команды!?

Семья – это союз личностей. Никто не в праве принуждать и ломать эти личности. Находить консенсус – да! Но без принуждения, насилия, унижения и сквернословия. Надо договариваться постоянно.

Всё же, союзниками становятся только по взаимному согласию, независимо от побуждающих причин. В итоге, если союзничают, то в тот момент уже вынуждены прийти к некому согласию по определённому вопросу, даже если до этого были на противоположных орбитах разногласий.

И что же стало с семьёй, в которой глава семейства уверовал, а жена и дети не поддержали его в этом и мгновенно, как мановению волшебной палочки, не прониклись верой в Б-га!?

Ясно, что ничего хорошего! Уверовавший стоял на своём, в полной убеждённости, что только он - прав, и раз он уверовал, то должны уверовать и они: жена, дочь и сын!

А жена и взрослая дочь имели другие представления и планы на жизнь, и не могли в миг просто подчиниться и следовать его убеждениям. И только школьник-сын, почти на десятилетие младше своей сестры прислушался к отцу, а имея определённый склад психики, очень нежной и травмируемой, с царством многих страхов в душе..., всецело погрузился в выполнение требований уверовавшего отца. Стал посещать с ним все службы в церкви и Воскресную школу, и познавать Православие в деталях, а по окончании школы поступил в Православный университет....

Но семья  тогда раскололась на две половинки по религиозным причинам. И совместное проживание стало тягостным. Жена Сергея, ничего даже не взяв с собой, просто выехала по другому адресу и продолжала жить и работать. Дочь, поступив в университет и окончив его, вышла замуж, родила дочку и вдохновлённо работала, создавая дизайнерскую одежду..., много путешествуя, и поддерживая тёплые контакты со своей мамой, братом и родственниками своего мужа.

В принципе, каждый нашёл свой образ жизни, к которому был склонен и который принимал.

И всё бы ничего! Но жизнь, продолжаясь, и в связи со врослеющей внучкой, предлагала Сергею очевидные родственные контакты. Дочь, приехав со своей дочкой в город матери и отца, вышла на связь с отцом, чтобы тот смог познакомиться со своей внучкой...

Какова же была его реакция!?

Отец не захотел встречаться ни с дочкой, ни с внучкой, в силу того, что те ведут не тот образ жизни... Какой не тот? Аморальный что ли?! Асоциальный что ли!? – Подумается любому...

 – Не православные... Не венчаны, не крещены...

Как приговор, звучало из уст уверовавшего бывшего политработника!

А Ты что, возомнил себя Б-гом, чтобы вершить свою волю!...– хотелось воскликнуть наблюдателю сей картинки бытия... Но никто, конечно, не озвучил этого. Да и не всякий и подумает так.

ЧТО дало Православие для данного конкретного человека? Чтобы познав заповеди, человек стал враждебен к своим близким!?

Но Православие, конечно,  здесь – ни при чём!

Всё дело – в человеке, в его реакциях и поступках. Один познаёт и становится добрее и разумнее. Другой познаёт то же самое, но уже с квази-истиной, патологически витающей в его мыслительном аппарате, искажённо и зазеркально... А потому и вёдёт себя такой уверовавший просто не адекватно, разрушительно, в унисон не Добру, а Злу...

И много фактов того, что Вера в Б-га таких “знатоков” Истины... разрушила свою собственную семью и родственные связи, а не помогла стать добрее и счастливее.

Хотя не беру на себя смелость сказать, что для всех это – так.

Возможно, Сергей –счастлив только в религиозном экстазе, забыв про дочь и внучку, и вычеркнув жену, раз не пошла за ним, не раздумывая... Возможно, он – искренне счастлив от того, что приобщил к Православию своего сына, родившегося в Покров... Но какой ценою? - Да при этом православном приобщении, отец на подростковые годы удалил от сына мать...

Раз человек поступил в Православный университет, в моей душе только одно пожелание – Дай Б-г, ему всё познать и быть в будущем митрополитом, патриархом ... и нужным верующим людям!

Только хватит ли у него на это способностей и мудрого мышления, а также умения гибко ориентироваться в этом сложном мире...!? Ведь нынешние главы церквей – это очень умные и влиятельные люди. Их интеллект и эрудиция достойны восхищения. Это другой уровень священнослужителей. Высокий, не такой, как у служителя культа намного ниже рангом, и в малопросвещённой аудитории ...

Личность священнослужителя очень важна и влиятельна. Но вера в Б-га – это личное дело каждого. Каждый верит так, как умеет, и так, как представляет, и на столько, на сколько уверовал... И вера – либо она есть, либо её нет, а бывает, нечто среднее между верой и неверием...

Все молитвы – это нечто сугубо душевное, интимное, а – не поблично-застольное. Их ценность – в настрое на Добро, на гармонию внутри себя, прежде всего.

Люди со способностью к философскому видению могут диалектически ко всему подходить, а не закостенело зацикливаться на одном и том же. Непроявление гибкости в вопросах Веры ведёт к Злу.

Главное, всё же, в этом мире – Добро. Добро в жизни людей. А если прикладная вера в Б-га не несёт в себе заряда Добра, то тогда ЧТО это!? Нужна ли такая вера, которая ссорит людей, приводит к гибели народы, когда оголтелое деление на правоверных и неверных даёт инструмент для убийства!?

А живём мы на одной планете... И люди должны быть людьми разумными...

Каждый изначально в своей миссии индивидуален. Но лучше, когда он – дипломат доброй воли, а не воин-разушитель.

Религия, вера в Б-га, призваны делать человека лучше, чтобы балансировать его душевные переживания и настраивать на совершение разумных и добрых поступков, т.е. ориентировать человека на Добро, а не наоборот...

Ещё в ХIХ веке Николай Некрасов в своём стихотворение  призывал нести разумное доброе вечное... обращаясь к «сеятелям знанья на ниву народную».

Это и миссия любой традиционной религии, а не противопоставление одной и другой... с жестокими выводами вражды...

Тогда и люди смогли бы впитывать мёд доброго отношения друг к другу, а не яд разногласий, и могли бы вести себя иначе, не навязывая друг другу ничего разрушительного, и ничего того, что по сути дела,  – личное дело каждого...

Всем давно ясно, что всё в идеале невозможно никогда. Но на обычном человеческом, семейном и бытовом уровнях, неужели религиозные “надо” имеют право разрушать Любовь и Добро?!


                ***
Добро; и зло; — дихотомия в философии, этике и религии нормативно-оценочных категорий, относящихся к социальным явлениям, действиям и мотивам людей, и означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое. (Википедия)