ЛИХО

Борис Бычков
        Родила Кикимора болотная от Лешего Лихо.
Лихо оно и есть Лихо – кого угодно достанет да изведет. Вот и решили они от него избавиться. Отправили к доброму родственнику – домовому. И только Лихо у него поселилось, всё в избе «насмарку» пошло.
     Хоть семья дружная и работящая была ( и хозяин – гармонист на всю деревеньку весёлым нравом славился ), а всё из нужды выбиться не могли. Теперь же и вовсе несчастья одно за другим посыпались. То хорь повадился в курятник лазить , то колодец завалило, то печь дымить стала, а то и  крыша прохудилась. Где денег взять?  А кормить ораву ребятни любимой  - семерых русоголовых девчушек и двоих пареньков кудрявых – как?
     Не хотелось Петру Алексеичу, а пришлось идти на поклон к богатому соседу. Тот не только был богат, но и очень завистлив. Что ,кажется, бедняку- горемыке завидовать? А вот что.
     Во первых завидовал он всем у кого детей много было: у самого только одна дочь росла –  пучеглазая,с вечно всклокоченными волосами. Больше детей они с женой не прижили- денег на их воспитание жалели. Пуд Силыч не только завистлив был, но и непомерным жадюгой слыл. Больше пол села у него в должниках числились и никак из этих силков не вылезали. Да как освободишься? Давал Пуд горсть зерна, а отдавать три горсти требовал – под расписку. Никому снисхождения не было. Даже с бедного приходского священника мзду собирал.
   Вот к нему и отправился Пётр Алексеич наш – просить семье на пропитание. Получил и денег, и зерна – и в кабалу угодил. Всё Лихо виновато.
   - Как же мне от проклятого избавиться? – задумался Алексеич.
   - Тоня,- говорит утром жене.- Пойду я по белу свету лучшую долю искать. Дай котомку, туда положи каменное точило для косы. Еще луковичку возьму с собой, крошки хлебные и палку крепкую, -сказал  и спать лег, а котомку рядом положил.
   Лихо весь его разговор с женой слышало и подумало:
   - Уйдёт хозяин – я совсем пропаду. И так-то есть нечего. Заберусь лучше к нему в котомку, да с ним и отправлюсь.
   Так и сделало. Утром Пётр Алексеевич закинул котомку на плечи и пошёл. Но только до конца села добрёл, остановился возле одинокой берёзы. Утёр пот со лба и говорит сам себе:
   - Не пойму что-то . Какое тяжёлое точило оказалось. Надо проверить. Если камень – выкину, а если животина злобная (крыса, к примеру,) – прибью,- с этими словами взял палку да кааак вжахнет по котомке, а оттуда вдруг жалобные вопли раздались.
   - Кто там стонет?- спросил Алексеич.
   - Это я –Лихо твоё, -раздался скрипучий, противный голос.
   -Ты и тут мне вредишь? Вон, как я умаялся пока тебя бездельника тащил, а ещё и версты не одолел. Сейчас проучу, из котомки пыль выбивая, а потом и закопаю под берёзой,- и начал Лихо изо всех сил палкой охаживать. Бил, бил – умаялся.
   - Всё,- говорит,- пора с тобой расставаться и закопал его прямо в котомке под корнями берёзы, а сам обратно – в село.
   Вернулся домой, зашел в горницу и диву дался. З чисто убранным столом вся семья в сборе, перед тарелками сидит, а оттуда ароматный дымок поднимается- петрушечкой, укропчиком и чесночком в ноздри аппетитно тянет. Посерёдке стола и вовсе царское угощение –горшок с мясом .
   - Откуда такое богатство?
   Жена пояснила:
   - Только ты за порог, а к нам гость пожаловал – твой знакомец  из соседнего села; сказал, что он должник твой – вот он долг и возвращает: картохи мешок и оленины кусок ( охотником назвался).Садись ,муженёк дорогой к столу. Обедай.
   Перед тем, как в руки ложку взять, прочитал Пётр Алексеевич «отче наш» - только тогда семья за еду принялась.
   В ту же ночь Зорька – корова их – отелилась двойней: тёлочкой и бычком. С утра ещё радость: куры от того, что кормилец-хозяин дома остался, а не в дальние края отправился сразу по два яичка снесли ( одно простое для еды, а каждое  второе – золотое ).
   С тех пор всё у них в доме на лад пошло. Не успевали прибыток считать. На всех хватало. Мальчишек послал в город  учиться. Когда же его дочки- красавицы подросли и заневестились стал одну за другой замуж выдавать -  лишь бы по любви и с согласия.
   Наступило время долг отдавать. Пошёл он к Пуду и расплатился с ним золотом. У богатея чуть глаза на лоб не вылезли. А Пётр Алексеевич у него все долги селян выкупил и расписки сжёг. Пуд Силыч давай к нему приставать:
   - Как от Лиха избавился? Он же –простая душа – всё без утайки рассказал. Когда услыхал это богатей, сначала позеленел от злости, а потом желтым стал. Решил  Пуд Силыч всё вспять повернуть. Ведь Пётр его и дохода лишил – должников больше нет; и работников дармовых и сна из-за разлива желчи от зависти.
   Отправился он к одинокой берёзе, откопал котомку и …выпустил Лихо.
   - Ступай к своему хозяину,- говорит. А Лихо в ответ:
   - Ну уж нет. Меня он палкой бил да под берёзу в землю закопал. Лучше я у тебя жить стану,- вскочил к нему «на закорки» и пинает пятками, чтобы его Силыч к себе в дом тащил. Делать нечего – поплёлся Пуд домой с тяжёлой душой. Сразу и неприятности начались. В тот же день всех его свиней – две дюжины – грипп смертельный скосил. Ночью от окурка неаккуратно брошенного амбар с зерном заполыхал. Хорошо на следующий день дочку свою- страшилку просватал за отпрыска трактирщика. «Теперь не пропаду»- думал с надеждой. Но нет – и тут прогадал. Зять пьяницей оказался и вскоре чуть было всё его добро не пропил.  А когда узнал, что Пуд богатство растерял и вовсе сбежал.