Ефросиния - 1. Вместо пролога

Алевтина Крепинская
Моей бабушке, любимой бабусе,
Кушнарёвой Ефросиньи Трофимовне
посвящаю эту повесть.


Когда я родилась,  в 1947 году ей было уже 63 года, возраст,  только достигнув которого, я стала понимать то, как же трудно ей было с нами.  Родители  с раннего утра и до позднего вечера на работе в колхозе,  а на её плечах было  всё домашнее хозяйство: корова, свиньи, гуси, огород, приготовление обеда для всей семьи и присмотр за нами, детьми.  А детей было пятеро.  Как бабуся со всем этим управлялась?  Она рано поднималась, надо было доить корову, отправлять её  в стадо, управляться по хозяйству.  Но я не помню, чтобы бабуся спала днём. Наверное, она не могла себе это позволить.  В обед она ходила на тырник, куда пастух пригонял коров, чтобы их подоили. Тырник  это специальная площадка  на берегу речки  Крепки, рядом с мостом. Коров там доили хозяйки, они пили воду в речке и отдыхали, завалившись на бок.

Баба  Приська, так называли  бабушку в слободе.  Иногда можно было услышать «баба Кушнырька».  Бабуся  мало рассказывала о себе.  «Я из Таврии» - вот всё, что она говорила о своём прошлом.  И те крупицы, которые  я знаю, складывались у меня из отдельных эпизодов, услышанных от неё. Например, как-то разлилась наша речка Крепкая весной в половодье,  пришли ребята -  мои братья  и рассказывают, что речка в море превратилась. Бабуся и говорит: «Да разве ж это море?  Вы не видели море.  Вон у нас в Колодизях вот это было море!». Или ещё.  Бабуся варила очень вкусный борщ. Мой старший брат, женившись, сказал об этом своей жене Мусе, и она пришла к бабушке поспрашивать, как она готовит его.
- У меня так не получится, как у вас, - сомневалась Муся.
- Получится, получится, - отвечала бабуся, - думаешь, у меня сразу получилось? Нет, не сразу. Сколько же мне доставалось от попадьи, как у попа кухарила! Все ей не так, все не вкусно.

Как-то спрашиваю её:
- Бабуся, а в войну страшно было?
- В какую войну? Разве ж одна она мне досталась? И раньше была война и тут тоже.  Одна, другая, а между ними тоже, как в войну. Мне всегда страшно было.  Страшно было из Таврии на Урал уезжать,   оттуда  бежать пришлось, потом  вот так с Салантарями  получилось… 
- А что с Салантарями получилось? – спрашиваю.
- Та ничего…  много знать будешь, скоро состаришься.

В Большой Крепке, где мы жили, мало у кого были фруктовые деревья, тому была  причина. В войну много деревьев рубили на топливо, а после войны дорожили каждым клочком земли, чтобы посадить картошку, основную кормилицу. Да и налог на фруктовые деревья хоть и продержался недолго, но заставил многих расстаться с ними.  Зато, можно было подняться на гору и там нарвать абрикос.  Абрикосы в  абрикосовой лесополосе обрывали мы, дети, ещё зелёными, приносили домой и бабуся их сушила, чтобы потом, зимой варить озвар, как мы называли компот. Однажды, когда мы вернулись с лесополосы, бабуся спросила: «А до Салантарив не дошли? Надо  к осени сходить туда та тёрну нарвать, там в Салантарях его много. Далеко только нести оттуда»
 
А ещё Салантари называли Кушнаривским хутором. Тогда я ещё не знала почему, и  что это родовое гнездо моей мамы и её сестры.  В памяти сохранилось, как однажды я с подружками была там, и мы хотели искупаться в одном из имеющихся там прудов. Их было три, но в моё время они уже превратились в болото, и вода была лишь на поверхности, так что искупались мы в грязи.  И не знала я тогда, что пруды эти  рукотворные, и вырыл их мой дедушка.

В память врезалась и такая картина. Летом, во время каникул, я, как и вся соседская  детвора работала  в колхозе на прополке. На поля нас возили на подводе, запряжённой волами.  Собирались у правления бригады  и ждали подводу. Вместе с нами  ожидали и взрослые.
Однажды, соседка тётка  Нинка Киянша обратилась к подошедшему  дядьке Кравченко:
- Юхим! (точное имя не помню)
- Шо? – ожидая что-то приятное и улыбаясь, спросил Кравченко.
- Та вот смотрю, что это у тебя сапоги такие рванные?
- Та никак новые не  куплю, - ответил Кравченко.
- Шо,  не хватило теби Кушнаривских хромовых на всю жизнь? Пьфу на тебя, - Киянша сплюнула, покачала головой и отошла от него, а Кравченко отвернулся и замолчал.
Я слушала и, наверное, удивление было у меня на лице видно, потому и подошла ко мне другая женщина и сказала:
- Стыдно ироду. А как снимал чоботы с твоего деда, так не стыдился.

Тогда я думала: «Какого деда? Нет у меня никакого деда, и не было никогда! О чём она говорит?»
В тот же день я узнала от кого-то из старших ребят, что дед у меня был. Когда-то давно, но он был  кулаком и потому его раскулачили и всё у него отобрали.

Мысль о том, что у меня был плохой дедушка, не давала мне покоя, мне было интересно, где он сейчас,  и я осмелилась спросить об этом бабушку.  Я помню, как волновалась, прежде чем спросить и помню, что, всё же, спросила.  Но совершенно не помню этот разговор. Скорей всего, ничего она мне не рассказала. И всё, что знаю я о раскулачивании, рассказывала мне моя мама, значительно позже, уже, когда была я взрослая. 

Эту повесть я пишу на основе собранных по крупице реальных событий, но  с большой долей  художественного вымысла.