Магия с точки зрения философии и психологии

Николай Лётин
Дебаггинг реальности

Часть I. Магия с точки зрения философии и психологии

Тема о которой я решил завести разговор, не нова. Ее мусолили решительно все: от дешевых бульварных листков до вполне серьезных аналитических изданий. Магия, мистика, эзотерика - эти явления не просто вошли в нашу жизнь. Они буквально стали частью быта. “Инсайт”, “сталкинг”, “карма”, “снови;дение” - эти слова звучат в нашей повседневной речи так же естественно  и праздно, как “пистолет”, “бомба”, “революция” или “Марла Зингер” в начале нулевых. 100 лет назад за вечерним чаем максимум, что делали обыватели гадали на картах или кофейной гуще, сегодня - походя экспериментируют с реальностью .

Один мой знакомый любит рассуждать, что доверять сакральные знания массам - это тоже самое, что отдать ускоритель частиц стае горилл. Маловероятно, что они извлекут с его помощью выгоду. Скорее всего, просто взорвут к чертям родной лес. Но так называемый “закон бумеранга” совсем не то, что меня волнует в данный момент. Нравственная и уж тем более теологическая сторона (греховность подобных знаний) также пройдет мимо. Вряд ли я способен добавить хоть что-то новое в бесконечный поток взаимных выпадов адептов различных течений, который имеет место быть в интернете.

Я бы хотел посвятить несколько строк раскрытию принципов общения с тонкими материями. Причем, принципы эти будут исходить не столько из собственно магических практик, сколько из научных знаний и житейского здравого смысла. Здесь не будет отсылок к авторитетным источникам, будь то оккультисты, нагуалисты, святые отцы или почитаемые гуру. Это своего рода взгляд извне, попытка разумного, рационального осмысления, основанная на личном опыте и в меньшей степени какой бы то ни было литературе. Сразу оговорюсь, чтобы избежать многословия, оккультные, эзотерические, мистические и иные практики воздействия на реальность или получение сакральных знаний я буду называть словом “магия”. Это реверанс не столько в сторону “Гарри Поттера”, сколько в сторону Кастанеды, чье учение стало сегодня одним из самых популярных в массах.

Я бы хотел поговорить о четырех важных принципах, на мой взгляд, общих для любого человека, решившего расширить свой жизненный опыт за счет потусторонних материй.
Первый момент, на котором я бы хотел остановить свое внимание, имеет большее отношение к психологии, нежели к магии непосредственно. Звучит он так “не верьте тому, что видите”. Давайте представим себе гипотетическую ситуацию. К Вам на улице подойдет незнакомый человек, скажет, что он маг и предложит пойти к нему в ученики. Какова будет ваша реакция? Почти наверняка могу сказать, что от недоумения до резко негативной. А теперь представим, что вы слушаете некоего оратора в большом зале, который говорит, как поступать или читаете какую-то книгу, в которой описывается четкая картина мира. По сути вас также учат жить незнакомые люди. Но почему одни слова мы воспринимаем с недоверием, а другие, как истину в последней инстанции? Те из вас, кто занимался научной деятельностью, писал курсовую или хотя бы реферат, помнят, что в таких работах всегда нужно ссылаться на источники. Делается это потому, что в науке, в отличие от школьного курса нет ни на что единого мнения. Даже в точных науках, даже в отношении общепризнанных явлений. Самый простой пример — свет. Он рассматривается как поток частиц и одновременно как электромагнитная волна. Наука знает одно: всегда есть доля погрешности и вероятность ошибки. В отношении эзотерических знаний тоже стоит проявлять здоровый скепсис. Откровения не всегда откровения. Иногда это могут быть игры разума. Астрологи, как и метеорологи могут ошибаться. Астральные сущности, как и барометр могут солгать. Не важно, какой способ познания вы используете. Вероятность ошибки есть всегда. Поэтому не верьте ничему на 100%.

Даже этим моим словам.

Второй принцип вытекает из первого и его по сути можно рассмотреть как частный случай. Не сводите все к одному.
В предыдущем абзаце я упомянул про случайную встречу с шаманом. Эта история действительно произошла с моим товарищем. К нему подошел на улице незнакомый мужчина и буквально предложил билет в Хогвартс. Естественно, друг послал его куда подальше. Но что если это был знак, перст судьбы, который мой товарищ не узрел? Или нет...

Многие религиозные люди видят дань божью чуть ли не в каждой мелочи. Также как индивиды, увлекающиеся эзотерикой, видят причинно-следственную (кармическую) связь чуть ли не в каждом скрипе половицы. Если искать эти взаимосвязи во всем, как это ни банально прозвучит, можно сойти с ума.
Не стоит сводить все к одному или, как еще говорят «складывать все яйца в одну корзину». Обычно так говорят применимо к материальным благам, но если рассматривать сознание как самое большое богатство человека, то оно вполне уместно.

Любое учение, на мой взгляд призвано дополнять картину мира, расширять восприятие, а не втискивать его в некие рамки. Подчинять свою жизнь догматам любого, пусть даже весьма продвинутого, либерального и антидогматичного учения — будь то, политическая, религиозная или научная концепция — вершина абсурда. Весьма комично смотрятся фанатичные атеисты на фоне просвещенных христиан или мусульман. Не менее комично, чем мужчины и женщины, ищущие любовь по совместимости социотипов или знаков зодиака.

Все как бы есть, но как бы ничего и нет. Ничто не абсолютно. Кажется, в том же самом «кастанудизме» такой подход называется контролируемой глупостью. В науке существует понятие — границы применения. Любая теория или концепция не универсальна и применяется при определенных условиях.

Третий принцип относится к прагматической стороне применения магии. Не секрет, что многие, начиная практиковать различные оккультные дисциплины, преследуют прагматические цели: достижения благосостояния, успеха, получение власти, укрепление здоровья. Кто-то решение проблем личной жизни: нахождения взаимной любви, гармоничных отношений или просто удовлетворения половых инстинктов. У кого-то на первом месте стоит не удовлетворение амбиций, а жажды места.

Сделаю ремарку (по просьбе знакомого шамана): существует магия конкретного и магия абстрактного. Они преследуют разные цели. Магия конкретного занимается влиянием на внешние процессы Магия абстрактного - на усиление сознания и осознания Однако речь в данном случае идет не о непосредственно магии, а о ее восприятии обывательским сознанием.

Думаю, всех практикующих ту или иную форму магии волнует один вопрос: можно ли с помощью магии в нашей реальности метать во врагов молнии, переносить тяжести или превращать свинец в золото? Потому что большая часть результатов относится либо к неосязаемым, либо связь между воздействием и результатом неочевидна, и ее невозможно подтвердить опытным путем. Словом: зрелища, показательных выступлений.
Можно ли влиять с помощью магии на нашу повседневную жизнь? Скорее всего, да, вот только достижимо это становится на таком уровне сознания, когда теряется интерес не просто ко всему меркантильному, но и вовсе к земному.
«Можешь ли ты двигать горы?»
«Могу»
«Так сдвинь!»
«Зачем?»

Лучше всего эта философская гипотеза объяснена в романе Стугацких «Волны гасят ветер». Там существует раса неких космических странников, сверхразумных существ, которые являются по нашим меркам являются полубожественными ущностями. В это время на земле ученые центра открыли в мозгу человека некую «третью импульсную», активировав которую человек делает существенный скачок в эволюции. Их сообщество приняли за агентурную суть пришельцев и решили внедрить туда агента. Для этого ему предстояло пройти процедуру активизации «третьей импульсной». В результате герой не просто отказался от выполнения задания, он вовсе теряет интерес ко всему человеческому.

Иное восприятие, иные потребности, иные интересы…

Еще один, четвертый, аспект относится к практике предсказания будущего. Я называю его эффектом «обратного программирования», когда получив информацию о грядущем мы сами, осознанно или нет, способствуем, чтобы пророчество сбылось. Доказать, что предсказание на самом деле имело место возможно только, если зафиксировать слова ясновидца, не сообщая этих сведений человеку. В этом смысле практика ясновидения схожа с практикой благословения (проклятия). Если человеку не сообщать, что он благословлен или проклят, то эффекта может и не последовать. С другой стороны, если ему сказать, то он может с новыми силами и горы свернуть (в случае с проклятием - зачахнуть). Особенно, если его вера в потустороннее сильна. «Каждому воздастся по вере его», - говорится в Библии. Некоторые расширяют значение фразы, приходя к выводу, что не только мысли материальны, но и Бог есть порождение нашей веры. (Подобная концепция озвучивается в романах Терри Пратчетта). И он такой, каким мы его видим.

Но исследовать природу Бога (или богов) экспериментальными методами на сегодняшний день не представляется возможным. А вот то, что мы программируем свою судьбу, доказать вполне даже реально. С рациональной точки зрения судьба есть ничто иное как совокупность наиболее вероятного стечения обстоятельств с нашим наиболее вероятным поведением в них. Люди все-таки весьма предсказуемы и несмотря на то, что каждый из нас уникален, существуют типичные модели поведения. Поэтому людям с развитой эмпатией и знаниями психологии хотя бы на бытовом уровне порой достаточно несколько минут наблюдать за человеком, чтобы составить весьма точный прогноз его будущего.

Каких-то выводов не последует. Это просто мнение, ставшее результатом наблюдений.