Вырос я в Кокчетавской области - 28

Владимир Сизенов
Таня

Как- то я услышал, как мать говорила отцу: «И чего это Таня Васильева к нам повадилась ходить? Ведь с Галей у неё нет никаких общих интересов. Вот она покрутится, покрутится около Гали и уходит».

До этого я на Таню не обращал внимания, но тут я заметил, что при моём появлении её щёки покрывались румянцем и глаза начинали блестеть. Мне стало понятно, что Таня ходит не к Гале, а ко мне. Но мне до Тани не было никакого дела. По природе я однолюб, и у меня была Мила.

Если человек однолюб, хорошо это или плохо? Не берусь судить. Но согласно греческой мифологии вакханки забили насмерть камнями Орфея и руками разорвали его тело только за то, что тот был однолюб и не мог забыть Эвридику.

Что касается Тани, то осенью она уехала в Кокчетав. На это у неё были свои веские причины.

Травматический радикулит

Через неделю после трудовой практики мне пришлось играть в «красно-белы». При беге у меня появились очень болезненные ощущения в области поясницы. Вначале я не придал этому большого значения, поболит, мол, и пройдёт.

Но с каждым днём мне становилось всё хуже. А тут ещё дрова надо пилить. Поднимая с отцом бревно на козлы, я почувствовал в пояснице нестерпимую боль. Опустив свой конец бревна, я с трудом добрался до кровати и лёг пластом. Родители меня не тревожили.

Несомненно, причиной боли был сдвиг позвонка. Сместить диск мог Герберт, не зря же он перебирал пальцами мои позвонки. Кроме того, сдвиг позвонка я мог получить и при погрузке ЗИЛовских колёс. Но это уже менее вероятно.

Что делать? Обратиться к хирургу? Но он вряд ли возвратит позвонок на место, а от операции я ничего хорошего не ожидал. Целыми днями я лежал на кровати, любое движение вызывало адскую боль. Вскоре даже дойти до туалета стало для меня большой проблемой. Но как раз туалет и вылечил меня.

Утром мелкими шажками я добрался до туалета, и когда, ухватившись руками за поперечные жерди, я начал подтягиваться для того чтобы встать, меня вдруг всего передёрнуло и подбросило почти до потолка. После этого боль стала терпимой, и я пошёл на поправку.

Через неделю я мог уже свободно передвигаться, но перевернуться в постели с одного бока на другой для меня ещё полгода оставалось проблемой.

Неприятности в этом году были и у моей сестры Гали. В сентябре её класс ездил на уборку картофеля. Мальчишки баловались, бросались картошкой и угодили Гале картофелиной в ахиллесово сухожилие.

В больнице Гале предложили наложить гипс, но родители выступили категорически против. Тем более что был наглядный пример.

За год до этого Наде Романовой, которая жила от нас через дом, на уборке картофеля также попали картофелиной в ахиллесово сухожилие. В больнице наложили гипс, под гипсом развилась газовая гангрена. Когда хватились, то было уже поздно. В итоге у Нади ампутировали ногу выше колена.

Каково четырнадцатилетней симпатичной девочке остаться без ноги? Конечно, подружки помогали ей как могли. Но судьба Нади сложилась трагично, летом 1962 года при катании на лодке она выпала за борт и утонула. По крайней мере, о её смерти я услышал именно эту версию.

У Гали нога болела около месяца, потом боль прошла, и всё закончилось благополучно.

Секция по бегу

В 1960 году в Арыкбалыкскую школу из ВУЗов по распределению пришли новые учителя: преподаватель по физкультуре Сухой и преподаватель немецкого языка Русаков Алексей Иванович.

Новый физрук оказался очень деятельным. Он быстро организовал секцию по бегу и записал в неё всех желающих. Записался в эту секцию и я. Набралось нас человек двадцать.

По первому снежку Сухой решил провести тренировку. Что мне сразу не понравилось? Во-первых, нужно было без всякой подготовки пробежать около пяти километров. Во-вторых, члены секции были одеты не по сезону. Особенно это касалось обуви. Я вынужден был бежать в спортивных тапочках на гладкой подошве.

Мы вышли из школы и побежали за Сухим мелкой трусцой. Мороз был градусов около пяти, и мы бежали налегке.

Поднявшись на гору, Сухой увеличил темп бега. Я бежал вполне сносно, пока в лесу около родника, поскользнувшись на льду, дважды хорошо не приземлился на копчик. После этого я потерял всякий интерес к бегу.

Морозец тем временем усилился, и я стал мёрзнуть. Особенно нехорошо чувствовали себя ступни ног, влажные носки заиндевели и стали покрываться тонкой коркой льда.

Пробегая на обратном пути мимо своего дома, я уже было вознамерился плюнуть на всё и пойти домой отогреваться. Но надо было ещё бежать до школы, чтобы забрать пальто и обувь.

Когда мы добежали до школы, нас осталось человек пять. Остальные участники забега сошли с дистанции раньше и поджидали нас около запертой раздевалки.

После этой тренировки я понял, что с меня достаточно и лыж, а чтобы бегать зимой в гимнастических тапочках по пересечённой местности, то дурных нема. Нет, сюда я больше не ходок. Мы разошлись по домам, и секция на этом прекратила своё существование.

Сухой пытался ещё что-то организовать, но я к его затеям был полностью равнодушен. Летом мне не раз приходилось наблюдать утреннюю пробежку Сухого до «Золотого ключика» и обратно. Бегал он в основном в одиночку. Постоянного компаньона для совместных утренних пробежек ему так и не удалось найти.

Медкомиссия

Осенью я вместе с одноклассниками проходил допризывную медицинскую комиссию. Медкомиссию я прошёл нормально за исключением одного пункта. При замере кровяного давления значение верхнего (систолического) артериального давления у меня оказалось около 200 мм ртутного столба. Врач тут же обвинил меня в симуляции и желании «откосить» от армии. Мол, специально перед медкомиссией наглотался какой-то дряни.

Меня, конечно, это возмутило, но я промолчал. Какой смысл мне симулировать, если до призыва в армию оставалось ещё три года. Да и в медкомиссии истинная причина повышенного давления никого не интересовала. Просто нужны были кандидаты в будущие новобранцы.

Здесь я впервые столкнулся с тем, что меня рассматривали не как человека, а как механизм для службы в Армии. Заглянул в конституцию, и мне сразу не понравилось некоторое несоответствие. Согласно статье 132 конституции СССР «Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в Рабоче-крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан СССР».

Но по уголовному кодексу уклонение от воинской службы карается лишением свободы до двух лет. Уклонение от почёта не должно быть наказуемым. К чему это лицемерие? Уберите слово почётный, и всё встанет на свои места.

Чувствовал я себя нормально, и поэтому на повышенное кровяное давление особого внимания не обращал. Сколько помню, у меня оно всегда было повышенным, хотя временами и опускалось до 130 мм ртутного столба.

От гипертонии я не лечился, и, как следствие, перед операцией аортокоронарного шунтирования (АКШ) мне сделали операцию на сонной артерии. Причина: сильная извитость сонной артерии, развившаяся вследствие длительной гипертонической болезни.