Роман Святыня Книга 3 Глава 8 Часть 3

Владимир Кудрин
             Часть третья

  То, что предстало в Жадовке, а точнее в селе Самородки образовавшемся вокруг Жадовского мужского монастыря, куда попал из райцентра посёлка Барыш, поистине впечатлило.
  Из рассказа пресс-секретаря Жадовской епархии, Дмитрия Николаевича Гурина.
-  От старых зданий остались только две 2-х этажные казармы более поздних построек 18 века, при Аблязове их не было, что видно из гравюр.  Да вон те две башни по периметру бывших стен монастыря. Стен ведь тоже не было.
  Раньше-то башни и стены защищали от набегов, спасали веру и жителей окрёстных сёл и прихожан. Ныне это более дань традиции, ведь двери храма постоянно открыты.
Старую церковь тоже разрушили до основания. Остальное, что не могли взорвать или разорвать тросами, вместе с могилами, в том числе и с Аблязовской, что располагались на заднем дворе, снесли бульдозерами в овраг, где они и покоятся до настоящего времени. Рядом монахи построили деревянную часовню, где ежедневно творят молитву за убиенных, за заблудших и сотворивших сие. Родник, купель и природниковые постройки тоже были порушены.
 
                Вид на церковь со стороны часовни

  Духовенство, монастыри, церкви и церковные школы при них несли в народные массы просвещение и грамоту, а главное веру в сохранение души. Поэтому пришедшие к власти в результате переворота, так называемые большевики и иноверцы, в первую очередь уничтожали именно их представителей. Всё предавалось забвению, а что невозможно было разрушить, превращали в амбары или склады.
В 1927-м году пустынь была закрыта большевиками, а управляющий архимандрит и двое монахов расстреляны НКВД.
  И только 19 лет назад несколько сохранившихся корпусов были возвращены монастырю. С чего и началось его возрождение. Центральной святыней по-прежнему является чудотворная икона Казанской Божьей Матери, расположенная ныне в киоте главного храма монастыря.
  История сохранения иконы тоже полна драматизма, но, благодаря вере людской, снова вернулась в монастырь.
  Во времена гонений на Церковь икону усердно прятали. Хранители тайно передавали образ друг другу. Более 20 лет Жадовская икона хранилась у Архимандрита Адриана (Шитов) настоятеля Святоникольского храма с. Оськино Инзенского района, духовника Барышской епархии, благочинного Инзенского округа. Взяв святыню, отец Адриан, тогда еще, до монашеского пострига, отец Николай Шитов, дал обещание отдать икону в монастырь, если обитель вновь возродится. Из его воспоминаний.
-Наш край в те времена был как Заполярный круг - безверие полное. Я служил тут в церкви неподалеку. Те, к кому попала икона, следили за мной лет семь, чтобы понять, можно ли мне доверить святой образ.
  Уже, будучи в преклонном возрасте, они передали мне икону. Она, чтобы ее не узнавали, была закрыта фотографией. Семья поставила мне условие: мы отдадим образ, но вы должны восстановить ризу. Когда монастырь грабили, драгоценную ризу с нее содрали, а саму икону выбросили, не знали ее ценности. Я заказал ризу в Эрмитаже, в Ленинграде, ее там и сделали. Затем я приехал к тем, кто хранил образ, отслужил молебен с водосвятием, с акафистом. Хозяин семьи долго и слезно прощался со святым образом, потом передал его мне, но пока был жив, всегда приезжал ко мне в гости и молился у нее.
  Тайну иконы Архимандрит Адриан не раскрыл даже правящему тогда Архиерею, митрополиту Проклу. Те, кто передал ему на хранение икону, взяли со священнослужителя обещание молчать до тех пор, пока не будет дано благословение восстановить обитель. Когда же был подписан указ о начале возрождения монастыря, Владыка Прокл очень печалился, что нет главной святыни.
-Тогда я ему сказал, что икона цела. Владыка Прокл, узнав об этом, прослезился.
  Собрали специальную комиссию, которая установила ее подлинность, и я передал образ в монастырь. Пока икона была в моей семье, я ничего не боялся, - признался архимандрит. - После того, как ее вернули в обитель, дом опустел, я словно потерял защиту, и тогда стал приезжать в Жадовскую пустынь как можно чаще.
В наши дни монастырь стал местом паломничества верующих со всей России. Вместе со вторым обретением святыни, возродили и старую традицию – ежегодный крестный ход. Начинается он 15-го мая и проходит почти по всем храмам Симбирской митрополии. Чудотворный образ Жадовской иконы Божией Матери покидает обитель почти на полтора месяца.
  От Дмитрия узнал, что монастырь принимает на испытание истинных на три дня, для понимания монастырской жизни. Принимают и женщин на испытание. Кто прошёл испытание, остаются при монастыре трудниками.
 
                Родник возле монастыря

  Получил благословение от митрополита и настоятеля монастыря сфотографировать икону Казанской-Жадовской Божьей Матери.
 
                Икона Казанской-Жадовской Божьей Матери

  2 мая 2015 года Свято-Богородице Казанский Жадовский мужской монастырь Барышской Епархии отметил свой престольный праздник – второе обретение Казанской-Жадовской иконы Божьей Матери. Митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан прибыл в обитель поздравить братию монастыря и совершил Божественную литургию. Главу Симбирской Митрополии в свой престольный праздник обитель встретила хлебом-солью. Божественную литургию митрополит Феофан совершил с епископом Барышским и Инзенским Филаретом в сослужении духовенства Симбирской и Барышской епархий. В завершении богослужения Глава Митрополии выразил настоятелю монастыря глубокое удовлетворение от посещения обители и сердечно поблагодарил Владыку Филарета за доброе делание.
  С архипастырским отцовским наставлением митрополит Феофан обратился к братии монастыря:
  -Подумалось мне сегодня, что нам надо? Особенно тем, кто воспринял на себя обет иноческого послушания. Много красивых храмов, но и много руин. Это и есть наша с вами задача – восстанавливать их, возрождая в сердцах людских веру. Господь именно нам дал возможность созидать. И пример тому – этот замечательный монастырь. Слава Богу, что есть храм, есть кельи, есть возможность совершать то дело, ради которого здесь все строится - это молитва. Обращаюсь к вам, дорогие братья. Дорожите временем, не откладывайте на будущее устроение своего внутреннего мира, не говорите, что сейчас дел много, а потом я буду заниматься молитвами и иноческими подвигами. Если сейчас не научитесь, и потом не сможете. Все делайте параллельно, не забывая о главном, о молитве. Мы должны читать богослужебные тексты и молитвенное правильно не просто так, механически, каждая молитва должна быть беседой с Богом, это должен быть душевный плач, а не бессмысленное повторение текстов. Благодарю вас, дорогой Владыка. С радостью и любовью прибыл я сюда и внутренне очень удовлетворен пребыванием здесь. Вы, не смотря на трудности, на то, что епархия небольшая, а дел много, вы честно и добросовестно, с полной отдачей сил несете и архипастырское послушание, и иноческое делание. Дай Бог, дорогой Владыка, чтобы вас окружали и боголюбивые иноки, а ваши пастыри были вам верными соработниками и послушниками. Благодарю и вас, дорогие братья и сестры, прибывшие в эту обитель. Помогайте, кто чем может, ибо, и я всегда это говорю, Бог в долгу никогда не бывает. Самые верные инвестиции - в добрые дела и, как подсказывает мне владыка Филарет, - через добрые дела в Царствие небесное. Еще раз с праздником вас, пусть Царица небесная всегда простирает свой покров и над обителью, и над землей Симбирской, и над всеми нами. Христос Воскресе!
  В своем ответном слове епископ Филарет также поздравил всех с праздником и пожелал верующим защиты небесной:
  -Дорогой наш Владыка, дорогие отцы, братья и сестры. Разрешите поздравить вас с Пасхой и с нашим престольным Праздником. То, что святыня чудесным образом прошла сквозь все испытания и смогла чудесным образом вернуться в обитель – это и есть пример живой веры. Чудо в том и заключается, что невидимая, непостижимая помощь Божия, она всегда с нами. Именно с возвращением святыни стал восстанавливаться монастырь. Желаю вам, чтобы у всех вас в сердце жила вот эта живая вера, чтобы она была действенной, потому что дела веры как раз и заключаются в таких простых действиях, которые помогают нам сберечь наши храмы и святыни. То, как мы храним их, почитаем, относимся к ним, как к Божьим дарам, все это и показывает силу и чистоту нашей веры. Слава Богу, Святая Божия Матерь покровительствует нам, защищает нас и искупает своими молитвами наши грехи, покрывая своим амофором, давая нам здесь драгоценнейшее время для покаяния. С праздником. Христос Воскресе!
  Судьба Григория Аблязова отчасти созвучна судьбе, героя повести великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, адъютанта императора князя Степана Касатского, в его повести «Отец Сергий», которую он замыслил еще в 1898 году, а издал только в 1911.
  В ней он затронул тему религии и веры в Бога.
  Герой повести князь Степан Касатский, сложный, гордый и самолюбивый человек. Главными «мучениями» Касатского стали гордыня и похоть, а также поиск своего места в мире, на пути длинною в жизнь. Проводя параллели между отцом Германом и отцом Сергием, убеждаешься в том, что только вера в Создателя и смирение, а не обида на обстоятельства бытия способна на добро.
  Служение Родине, любовь к братьям, отдавшим жизнь за неё, храмы, которые Григорий Аблязов построил в память о них, всё это показывает его истинную веру в Бога, государя и Отечество!    
  На этом закончу повествование о Григории Афанасиевиче Аблязове. Верю, что историческая справедливость с Божьей помощью восторжествует, и ему по праву воздадут почести и восстановят порушенное надгробие. А, написанный мной роман «Святыня», позволит большему числу людей узнать о благих его делах и прикоснуться к Чудотворному образу Казанско-Жадовской Божьей матери.


     В начало романа   http://www.proza.ru/2015/04/09/203

     Рисунки к роману "Святыня" по ссылке
     ok.ru/profile/272030330596/album/802728522212