Кристофер Воглер Путешествие писателя

Олег Грач
Книга «Путешествие писателя: мифологические структуры в литературе и кино» пера Кристофера Воглера представляет собой своего рода труд о прикладной психологии самых разных персонажей.

Кристофер Воглер углубляется в дебри в дебри причинно-следственных связей, в той или иной степени определяющих поступки героев книг, пьес и фильмов.

И не так важно, что вы пишите. Вы можете создать абсолютно непривычный, фантастический мир, чьи жители будут, к примеру, ходить по потолку или изменять структуру времени, когда им заблагорассудится. Важно, чтобы действия героев, их ответные реакции на происходящее вокруг придерживались элементарной логики. А для этого важно понимать, как воспримет какое-либо событие тот или иной персонаж, встать на его место, разобраться в его психологии. 

Автор книги «Путешествие писателя» рассказывает именно о различных архетипах и структуре сюжета.
 
Возможно, первые страницы покажутся опытному писателю скучноватыми, даже если он никогда не увлекался теорией литературы и сценарного мастерства, а испытывал всё непосредственно на практике. В такого рода книгах часто говориться о вещах, кажется, простых и понятных, давно изученных. Просто потому, что не то, что опытный писатель, но даже и, что называется, читатель со стажем со временем начинает понимать эти вещи чисто интуитивно.

Становится ясно, что, наверное, в каждой истории есть персонажи-наставники, которые делятся с главными героями своими знаниями, секретами и опытом. Есть герои-стражи, они же привратники. Те, кто – или даже то, что – мешают главным героям достичь поставленной цели. Есть герои-союзники и  герои-плуты.

Но интересно здесь следующее.

Кристофер Воглер облекает в слова то, что мы понимаем на уровне интуиции и чужих примеров.

На обложке книги очень кстати изображён лабиринт. В теории все знают, что он из себя представляет, все в курсе, что есть вход в лабиринт, центр и выход. И если смотреть на лабиринт сверху, как читатель смотрит на книжную страницу, то всё ясно и понятно, выход находится быстро.

Но если человек берётся писать книгу, рассказ или, скажем, сценарий самостоятельно, то он оказывается уже внутри лабиринта, где есть множество коридоров, ловушек, обманных путей и тупиков. И для того, чтобы добраться до выхода, автору не лишним будет знать закономерность. Правило левой руки. Ну или же психологические аспекты и мотивы поступков своих персонажей.

Воглер подсказывает, как показать контраст жизни героя до начала Великого Приключения и после. Он раскрывает разные архетипы, характеры и пути.

Конечно, изложенные в книге «Путешествие писателя» приёмы и правила можно и нарушать. Но ведь все мы знаем, что для того, чтобы правила нарушать, нужно эти самые правила знать.
____