А что дальше, выше? Окончание

Магда Кешишева
 - Бабуля, сегодня погода хорошая и мы можем вечером выйти и посмотреть на  звезды и Луну, верно?
 - Можем, конечно. Но давай сперва проделаем один опыт...
 - А это долго? А то уже поздно будет и придется ложиться спать, - вздохнула Дина.
 - Нет, это не долго. Это надо для того, чтобы ты поняла, почему Луна на небе то круглая, как солнце, то похожа на дольку апельсина, то ...
 - На букву "С", - закончила Дина.

 - Давай начнем.
 - А что нам надо для опыта?
 - Пошли в твою комнату. Там есть все, что нам надо.
 - Да - а? Пошли, бабуль.
 - Вот, смотри: настольная лампа, стул и мяч. Хорошо, что стул у тебя крутится. Лампа будет Солнцем, стул - Землей, а мяч - Луной. Сядь на стул, возьми в руки мяч, вытяни ручки вперед. Хорошо. Теперь я выключаю лампу. Посмотри на Луну. Какая она?
 - Никакая, я ее не вижу.
 - Не видишь, потому что я выключила лампу, то есть нет Солнышка. Теперь слушай меня и делай то, о чем я тебя попрошу. Напомню, что ты - Земля, мяч - Луна...
 - А лампа - наше Солнышко. Что надо делать?
 - Сначала послушай. Ты знаешь, что Солнце - большой раскаленный шар. А вот Луна, наоборот, темный шар, который двигается вокруг Земли.
 - А почему Луна светится, если она темная?
 - Она не светится. Ее Солнце освещает, и мы видим ту часть Луны, которую освещает Солнце. Сейчас ты это сама увидишь. Итак, повернись лицом к Солнышку, вытяни ручки. Смотри на Луну. Видишь Луну?
 - Нет.
 - Верно. Луна не видна. Теперь медленно поворачивайся справа налево и следи за Луной.
 - Ой, смотри, бабуль, появилась буква "С", долька апельсина, а сейчас  половина Луны!
 - Остановись и скажи, где Земля и где Луна? Какой путь прошли они?
 - Ну - у, если представить, что Луну разделили на четыре части.
 - Правильно. То есть Луна прошла четвертую часть пути, правильно?
 - Да, четвертую часть пути.
 - Продолжай вращаться вокруг Земли?
 - Сейчас почти вся Луна! А вот уже и вся Луна видна!
 - Остановись. Видишь - полная Луна, то есть - полнолуние. Когда Луна полная? Где Земля, где Луна?
 - Когда Земля в серединке, между Луной и Солнцем.
 - Продолжай поворачиваться. Что происходит с Луной?
 - Она снова освещается не полностью ... опять половинка освещается ... опять долька апельсина и снова Луны не видно.
 - Интересно?
 - Да, интересно.
 - Теперь ты увидела, что мы видим ту сторону Луны, которую освещает Солнце. Еще одно я тебе скажу. Солнце восходит и...
 - Заходит, - закончила Дина.
 - Правильно. А Луна появляется на небе. Луна появляется только тогда, когда Солнце заходит.
 - А где Луна, когда на небе Солнышко светит?
 - Луна никуда не девается, ее просто не видно.

   Динушка, теперь положи мяч на место, выключим лампу, оденемся и пойдем во двор: на звезды посмотрим, на Луну.

 - Бабуль, сегодня Луна почти круглая. Она отсюда видна такой же, как Солнце, верно?
 - Верно. Но на самом деле Луна меньше Солнца. А видим мы ее такой же потому, что она к нам ближе Солнца.
 - И ближе звезд, да, бабуль?
 - Да, ты это уже знаешь.
 - А до Луны можно долететь?
 - Можно долететь на космической ракете за несколько дней. И космонавты несколько раз уже побывали на Луне.
 - Наши космонавты, из России?
 - Нет, американские, 12 астронавтов. Американцы называют космонавтов астронавтами.
 - А они зачем полетели на Луну?
 - Чтобы изучить ее. Они привезли образцы грунта, камней. В столице Америки, Вашингтоне есть Музей Астронавтики. Там можно много интересного посмотреть. И еще там есть лунный камень.Чтобы его увидеть, надо выстоять длинную очередь. Говорят, что если его тронуть, у человека будет удача и успех в жизни.
 - Правда?
 - Не знаю, но люди верят и хотят непременно его тронуть.
 - Ты тоже тронула лунный камень?
 - Нет, мы с дедулей не хотели время терять на выстаивание очереди.

 - А теперь внимательно посмотри на Луну. Что - нибудь видишь? Видишь - глаза, рот, нос?
 - Вижу, вижу.
 - Но на самом деле эти большие пятна - твердые участки, которые называются морями.
 - На Луне есть моря?
 - Нет, там нет ни капли воды. Но их назвали так до того, как узнали об этом. На Луне нет ни воды, ни воздуха. Там не бывает ни дождей, ни снега, ни хмурых дней.
 - Значит на Луне нельзя жить, верно?
 - Да, жизни на Луне нет.
 - А как космонавты там ходили, изучали?
 - На них были скафандры. И разговаривали они с помощью радиопередатчиков.
 - Почему?
 - Потому что на Луне нет звуков. А нет звуков и невозможно разговаривать потому, что нет атмосферы, как на нашей Земле.
   
   Динушка, посмотри внимательно: видишь круглые ямки от которых  отходят лучики?
 - Ямки... да, увидела. А что это?
 - Эти ямки образовались от  падения на поверхность Луны больших камней. Ямки эти называются кратерами.
 - А что можно еще увидеть, если полететь на Луну?
 - Можно увидеть много интересного: звезды, Солнце, нашу Землю.

 - Бабуля, Луна меньше Земли и близко находится от Земли, верно? А вдруг она упадет на Землю?
 - Не волнуйся, Луна не может упасть. Она же не просто висит над Землей на веревке, которая вдруг порвется. Ты же знаешь, что она быстро вращается вокруг Земли. Луна - спутник Земли.
 - Я знаю, что люди создавали спутники и запускали в космос.
 - Люди создавали искусственные спутники, а Луна - естественный спутник.

 - Динуль, не устала? Может вернемся домой?
 - Еще немного постоим, посмотрим на небо.
 - Хорошо.
 - Бабуля, а звезды куда прячутся днем?
 - Они не прячутся. Звезды всегда горят, но днем мы их не видим, потому что мешает Солнце, а вернее - небо. Оно яркое  и мешает видеть звезды. Вот, например, если на концерте, где громко звучит музыка и поет артист, да еще зрители подпевают и аплодируют, захотим что - то сказать, мы друг друга не услышим, правильно?
 - Конечно, не услышим, потому что там шумно.
 - А сейчас вот - мы с тобой одни, вокруг тихо, даже птички уснули. Если мы будем говорить даже шепотом, легко услышим друг друга, правильно?
 - Да.
 - Так и со звездами: днем нам мешает слишком яркое небо.

   На сегодня достаточно, родная. Пора спать, пошли.