р29- Слава труду, дорогие товарищи!

Ирина Литвинова
http://www.proza.ru/2014/09/26/615   - начало
http://www.proza.ru/2016/03/10/1361  - предыдущая глава


СЛАВА ТРУДУ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!

- Слава труду – какие слова хорошие! – поделился грандиозным  осознанием  Костя.
Ученик находился под большим впечатлением от поездки с мамой на каникулах в глубинку, туда, где еще остались  облупившиеся  лозунги советских времен на воротах и стенах,  те самые,  до отвращения набившие оскомину поколению его родителей.
 
Свежий взгляд молодого человека  прочел старую надпись на воротах как   откровение.

Мама ученика и репетитор переглянулись.

- А ведь действительно –  слова замечательные…  если правильно  читать, - начала рассуждать мама-профессор.

- Ну да… слава  труду, как  сути и  основе бытия…, - сделала робкую попытку  продолжить мысль  репетитор, совершенно забыв, что задолго до неё  мысль  уже додумана Вольтером:

« Труд избавляет человека от трех главных зол — скуки, порока и нужды »

Хорошие слова, теперь  это особенно ясно, когда труд перестали уважать окончательно, воспитывают детей  паразитами, не ценящими труд собственных родителей, не понимая, чем дело для них же и обернется.   Репетитору тоже достается от новых реалий, как же иначе?

- Скажите,  это правда, что  нужно  много задач на одну тему решать, или можно не решать? – задает наивный  вопрос ленивая выпускница, пытаясь вывести  обманщиков-взрослых на чистую воду.
- Ты, когда ходить училась, много раз пыталась? – задает наводящий вопрос репетитор.

Ученица молчит, соображает. Представляет себе, как ползала бы теперь, если   в детстве ленилась.

- Ага…  ясно… буду решать.
- Домашнее задание сделал? Всё получилось?
- Нет. Не получилось. Но я старался!
- Извини за сомнительное сравнение, ты, когда в туалет идешь, ты стараешься или дело делаешь? Если  дело не сделать,  через три дня помрешь от заворота кишок, в курсе?  И знаешь, что говорят психологи?
- Что?
- Что на могилах  у девяноста процентов людей можно писать одно и то же  «Он старался».  Ну что, будем делать или стараться?
- Понял, будем делать.

СТРАХ

Теперь  пора вспомнить,  что творится с детьми перед экзаменами. Страшное дело!  Девятиклассники зеленеют и трясутся,  даже самые наглые, у одиннадцатиклассников другая беда.

Как к выпускным экзаменам дело идет, Каждый раз одна и та же история. Влюбляются с перепугу.  От любви маются, жалуются. Кто ночь с бомжами проведет в тоске, кто рыдает неделю, с поразительной регулярность, по часам, вместо того, чтобы за учебники плотней засесть.
 
Совершенно не понимают, что причина их великой несчастной любви – банальный страх перед экзаменами, а спасение  в учебе.  Ромео и Джульетты прямо косяками идут.  Экзамены для любви – лучшее время! Время высокого и трагического чувства страха.

Юрьна училась прилично, только это и спасло от несвоевременной романтики.  От романтики спасло, от страха нет.  Отличница  Юрьна тоже тряслась перед экзаменами, как осиновый лист. Знает эту муку. Пытается вправлять мозги очередным поколениям  идущих  на плаху.
 
- Вот представь себе, что идешь на экзамен, - приступает к объяснениям правил поведения на экзамене репетитор.

Ученик белеет,  как полотно,  уже не стучит, а отчетливо лязгает зубами, вот-вот свалится в обморок, значит представил, Юрьна довольна. Можно продолжать.

-  Ты идешь на экзамен делать то, что  тысячу раз честно делал на уроках, и прекрасно знаешь, как это делается.   Ты идешь делать привычное дело. Твоя задача показать, как ты умеешь  делать знакомое дело, и всё. Согласен?
- Д-д-д…
- То есть, ни с чем неожиданным ты точно не встретишься, но все равно боишься.  Тогда возникает другой вопрос.   А, кстати, скажи мне,  пожалуйста, ты дома  посуду моешь? Или мама моет?
- Я мою.
- Это очень хорошо, иначе трудно объяснить.  Значит, ты моешь посуду, моешь регулярно, это твоя домашняя обязанность.
- Ну да.
- А скажи, пожалуйста, когда  ты  подходишь к раковине, чтобы помыть посуду,  ты  очень сильно боишься, руки у тебя трясутся?
- Нет, - ученик смеется,  представив дикую картинку, как трясется, подходя к раковине.
- Тогда представь на экзамене, что просто пришел мыть посуду,  делать привычное дело.  Твоя задача – хорошо помыть посуду.  Показать всем, как хорошо умеешь мыть посуду.
- Да.
- А ты все равно боишься, и это мешает сосредоточиться на задачах.  Тогда скажи тому человеку, который внутри тебя боится, что он твой враг и гони прочь.  А уж если и тут не получится, задай себе вопрос, ты пришел сдавать экзамен или бояться?  Если пришел бояться, покажи окружающим как  здорово умеешь бояться, пусть увидят какой ты молодец.  Все боятся, а ты лучше всех! Грохнись в обморок, потеряй сознание, не мелочись, уж бояться так бояться, на всю катушку.  Понял?

Ученик веселеет. Раз все боятся, то и самому не так страшно.

- А напоследок я подарю тебе  волшебный талисман – знак Меркурия.  Это талисман моего сына.   Десятиклассники на Последнем звонке выпускникам дарили  - на  удачу.  Надо класть под подушку, чтобы быть умным. Проверен. Работает.  Держи.

Юрьне каждый год приходится изготавливать талисманы, копируя Петин на ксероксе. От руки копировать боится, вдруг талисман потеряет силу? Это все лирика, конечно, но помогает. 
 
Новая проблема  появилась у  репетитора, как морально готовить  детей к экзаменам в эпоху посудомоечных машин и приходящих домработниц?   Половина детей пока еще знает, что такое мыть посуду, им можно объяснить, как не бояться, но другая половина совершенно безнадежна.
 
У теперешних учеников  домашних обязанностей и привычки к повседневному труду нет, а жаль,  жизнь  репетитора Юрьны была бы намного проще .


http://www.proza.ru/2016/05/19/139 - продолжение