Жизнь и вино

Михаил Шаргородский
Уже много веков человечество  страдает от пьянства и алкоголизма. Почти всегда с этим злом в той или иной форме пытались бороться. Практического результата по существу не было.
Почему люди пьют? Может быть однозначного ответа и нет, но какие-то локальные ответы все же можно найти, внимательно присмотревшись к жизни.
Среди тех, кто пьет, запойных пьяниц и алкоголиков фактически абсолютное меньшинство.
Я сравнительно долго проработал на заводе. Вначале рабочим, затем инженером.
Я видел, что любой станочник-токарь, фрезеровщик, расточник и др. всю смену должны быть предельно сосредоточены. Когда токарь точит деталь, при современных быстроходных станках, он даже на секунду не может отвести глаза от резца и детали. Иначе непременно что-то случится.
Поэтому все эти люди во время работы полностью собраны и очень внимательны всю свою смену.
Уходя с работы, они спешат домой, ибо помимо усталости, их гонит домой и чувство голода.
Даже, если у кого нибудь из них есть огород или дача, то после трудового дня, у них очень мало охоты, чем-либо заниматься. Большинству хочется как-то расслабиться и отдохнуть.
Вот здесь то и возникает вопрос - а как?
В будни большинство, лежа на диване, смотрит телевизор. Некоторые с кем-то  «забивают козла».   
Но к концу недели  работяги устраивают себе небольшой тайм-аут, заранее сговариваясь с партнерами на этот случай. Но обычно эти встречи в основном скромные. Денег нет.
Причем  носят они избирательный характер, как правило, с друзьями, иногда с соседями.
Но вот Бог дал получку. Здесь уже выпивка носит всеобщий, корпоративный, как бы узаконенный порядок.
Пьют почти все, и в каком попало месте. Причем почти без закусок. Здесь они расслабляются по полной. Потом, шатаясь и еле двигаясь, кое-как добредают до дома. Жены кидаются искать деньги в карманах мужа,  и бывают, счастливы, если не слишком много пропил.
На следующий день страшно болит голова. Некоторые опохмеляются, как могут. Некоторые  добавляют ко вчерашнему. Но все понимают, что к понедельнику надо оклематься, ибо круг начинается сначала.
С точки зрения пьянства, я даже не знаю, что было хуже: один выходной, или два?
Я в то время работал начальником инструментального цеха.  Изделия производились сложные и дорогие. Очень дорого стоили заготовки и металл, применяемый для изготовления изделий. Поэтому я особенно внимательно присматривался к своим мастерам после получки. В форме ли он? Не «загонит» ли изделие?
Вот тогда я хорошо понял, что чаще всего люди пьют не потому, что они пьяницы.  Таких абсолютное меньшинство. Остальные пьют, во-первых, потому, что неудобно отставать от компании, и во-вторых, потому что хотят как-то расслабиться, что и достигается с помощью алкоголя.
Должен сказать, что я в те времена и сам воздал немалую дань зеленому змию.
Я был самый молодой из группы старших начальников цехов, и очень гордился тем, что они приняли меня в свою пульку. Тем более, что начальником цеха еще не был. Каждый день после гудка в 18.00 группа из 4-5 человек входила в магазин, расположенный на территории завода. Завмаг приглашал нас за перегородку и перед каждым ставил бутылку водки. Справиться с нею надлежало до 18.45, когда уходил служебный автобус. А мне, за оставшиеся 15 минут надо было еще добежать до вечерней школы, которую я тогда оканчивал.
В таком режиме прошел почти год. Потом я поступил на  вечернее отделение института, на заводе получил выдвижение, и понял, что со старым образом жизни пора кончать.
Но за время своего «выпивошного» режима, и нередких контактов с работягами, когда мы все были «под шофе», я, как будто, изнутри многое понял. Мне стало очевидным, что примерно три четверти наших пьющих рабочих  можно отвлечь от пьянки.
Как и везде, одной из основных трудностей того периода была квартирная проблема.
На заводе объявили, что уличенные в пьянстве теряют свою очередь на квартиру. Эта мера не уберегла людей от пьянства, но его просто стало меньше видно. Завод начал выделять участки для тех, кто хотел построить дом. Но технику выделяли только в  выходные дни, потому что в другие дни она была занята на заводе. Застройщики,  по сути  дела, выпали из патронташа выпивох.
Во-первых, важная цель появилась. Во-вторых, они оказались занятыми, в то время, как собутыльники ждали.
Еще одна истина открылась мне тогда. Положение в семье. Хоть и пили почти все, но тот, у которого была нормальная семья, понимающая ситуацию жена, пили меньше, и хотели в сравнительно нормальном виде явиться домой.
В хороших семьях, как правило, мужики пили меньше.
Если на пьянство смотреть, как на следствие сложившегося образа жизни, и не считать мужа скотиной, не знающей меры, то станет понятным, что есть, по крайней мере,  с моей точки зрения, две основные причины, провоцирующие пьянство.
Человеку, всю неделю вкалывающему на станке, необходимо отдохнуть, и как-то расслабиться.
Советская власть могла организовывать массовые  разного рода мероприятия, отвлекавшие людей от всего другого.
Сейчас это делать никто не может, да и не хочет.
Остается только семья. Если есть дача, то она зачастую решает все вопросы.
Пока соберешься, пока поедешь, в особенности, если сам за рулем, вечер уже прошел. На следующий день, то огород, то какие-то ремонтные работы, отвлекают от всего. Человек как-то и отдыхает, и отвлекается от повседневных дел.
А если нет дачи? Тут уж дела похуже. Однако, если дома хорошо понимают, что придет не враг, а человек, кормилец, о котором надо позаботиться, то и здесь что-то можно придумать. Поход в гости, может в кино, какое-то совместное дело, по крайней мере внимание, т.е. создание каких то стимулов, призывающих человека домой.
Ведь у нас по существу как обстоят дела?. Муж приходит домой выпившим, и кроме брани и оскорблений ничего не слышит. Единственное, что ему в этом случае хочется, это пойти, добавить, чтобы уже ничего не слышать.
У меня нет никакого желания в какой-то форме оправдывать выпивох.
Но я глубоко убежден, что если этот факт признать, как реально существующий, то одной бранью дела не исправить.
Только семья, если грамотно будет понимать причинно-следственную связь пьянства, сможет как-то реально повлиять на это зло. 
Я не хотел бы, чтобы кто нибудь решил, что я оправдываю пьянство. Пусть никого не удивит, что я не пользуюсь никакими лозунгами типа «Пьянству бой».
Я много лет жил и был внутри этой формы жизни.
Когда складывается ситуация эпидемии кори, тифа, или даже гриппа, люди причастные к лечению, не воют и не плачут. Они делают дело. И чаще всего выходят победителями.
И если семья воспримет пьянство мужа не с отвращением и проклятием, а как эпидемию, которая уже существует, и которую как-то общими силами надо преодолеть, то определенные сдвиги, я уверен, все же будут. 
Да будет Господь всем нам в помощь!