Весёлые маленькие машинки

Станов Алексей
БМВ и «Мессершмитт» - послевоенная борьба


    Отшумела, отгремела 2-я Мировая Война. Третий Рейх канул в Лету. Германия получила заслуженные руины. Два великих концерна –  авиастроительный «Мессершмитт» и автомобильный БМВ, разбомблены, разграблены, разобраны. Но с осуществлением плана Маршала старина Вилли Мессершмитт, не умеющий сидеть без дела, решает начать какую-то деятельность на оставшемся, недореквизированном  оборудовании. Сразу возник вопрос, а что выпускать? «Союзники» запретили почти всё. И тут, один из талантливейших авиационных инженеров, герр Фриц (а кто же ещё) Фенд, спроектировал странное мотоколясное «чмо», которое оснастил пусковым 174-кубовым движком, естественно от своего любимого реактивного МЕ 262. Назвав сие трёхколёсное «существо» по-свойски – Messerschmitt Kr175 они смело запустили «малютку» в серию. На эту «приземлённую» версию МЕ 109 установили прозрачную верхнеподвесную дверь, сочленённую шарнирами сбоку. Купившие машинку «бюргеры» должны были, как в истребителе, сидеть друг за другом. И если «сзадисидящий» «перебирал» «шнапса», то водителю в этом тесном «саркофаге» к концу поездки тоже становилось весело. Все три удерживающих кузов колеса были по 8 дюймов. Чтобы поворачивать два передних в кабину «запихнули» мотоциклетный руль, весьма напоминавший штурвал. Автомобильчик получился длиной в 2.82 м и высотой в 1.2 м. За счёт веса в 230 кг и изумительной обтекаемости он, имея всего 10 л.с., лихо разгонялся до скорости  105 км/ч. Что было с парнями, иногда слетавших с дороги на таком веселье, можно только догадываться. Но, так или иначе, с 1953 года по 1955 этих игривых «мессершмиттиков» было продано около 20 000 штук. И они бодренько тарахтели по дорогам Западной Германии, конкурируя с детищем другой легендарной фирмы – БМВ.
     А этим баварским ребятам и впрямь досталось по полной программе. После войны у БМВ остался только один из пяти заводов, да и тот в наиплачевнейшем состоянии. К тому же англо-американцы не разрешали концерну собирать солидные легковые машины (вот стереть с «лица земли» Дрезден они себе не запретили). Так БМВ и прозябала вплоть до 1955 года, пока не решилась начать выпуск по лицензии круглоголовой микроитальянской «Изетты». Название, почему то, решили не менять (возможно, в память о «дуче») и с конвейера в Мюнхене стали «выкатываться» шарообразные BMV Isetta получившие тонкое прозвище «Das rollende Ei» (катящееся яйцо). Через год продаж автомобильчик обрёл новую, более точную «кличку» - «Sargwagen», что означало, примерно, «гробомобиль». И то, правда, «встречаться» со столбами, а ещё лучше с встречными автомобилями было, по крайней мере, весьма рискованно. Ведь машинка длиной чуть более 2-х метров и высотой в 134 сантиметра обладала таким же набором средств безопасности, как цинковое ведро с прорезью на голове незадачливого велосипедиста. При этом её «могучий» 9.5-сильный моторчик разгонял этот яйцеобразный автомобиль до 85 км/ч. Платформа «Изетты» состояла из четырёх колёс. Правда, если передние имели «нормальную» колею в 1200мм, то задние были сужены до 520 мм. Посадка осуществлялась путём полного открывания передней части, причём, вместе с рулём, и в салоне, довольно свободно, размещались два, сидящих рядом, человека.
      Как это не покажется странным, но «Изетта» стала настоящим бестселлером. За два года БМВ выкатил на улицы около 50 000 этих забавных «яиц». Машинёшки шли «на ура» и фирма смогла подняться с послевоенных «колен» и смело идти вперёд.
К началу шестидесятых на дорогах стали появляться более солидные машины и потребность в микроавтомобильчиках «сошла на нет». Но и сейчас у коллекционеров особой любовью пользуются эти машинки, когда-то возродившие германский автопром, включая такие смешные и беззащитные Messerschmitt Kr175 и BMV Isetta 250.




Меньше только машинка для КОШКИ!

«…Лилипуты, на фоне вставшего во весь 
рост Гулливера, казались жалкими муравьишками…»

Джонатан Свифт «Приключения Лемюэля Гулливера».

    Я не знаю, почему меня восхищают маленькие машинки, но хочется писать именно о них, а не про роскошные Rolls Roys Silver Shadow  или BMW 760Li. И самым, самым забавным автомобилем в истории был и остаётся, естественно британский, «очаровашка» Peel P50. Даже знаменитые двухместные «коротышки» Isetta 250 и Messerschmitt KR175 кажутся старшими братьями рядом с этим юным англичанином. Конечно наш «хлюпик» совсем не так молод. Его выпуск начался в 1962 году и продолжался всего пару лет. Весёлые «затейники» из Peel Engineering Company как-то задумали сотворить маломерное трёхколёсное мотоциклетное чудо с приводом на ОДНО(!) колесо. Машина получилась длиной 134 см, шириной - 99см, а высота составила ту же цифру, что и длина – 134 см. Сидеть в нём, сами понимаете, было «легко и удобно». Полную картину дополнял тарахтящий двигатель с безумным объёмом 0,49 куб.см и супермощью в 4.2 л.с. Тем не менее, этот сильно вибрирующий «одноглазый таракан» разгонялся до 61 км/ч и «съедал» до 3-х литров бензина на сто километров своего нелёгкого пути. Купивший это «восьмое чудо света» народ, жутко стеснялся выводить Peel P50 на городские улицы. Даже не смотря на то, что вокруг этой машины всегда царили веселье, шутки и смешки, часто переходящие в откровенный хохот. Ко всем прелестям «Пила» можно также отнести отсутствие задней передачи. Но для автомобиля, весящего 59 кг, это как раз и не проблема. К задней части машины была специально приделана небольшая ручка, с помощью которой машина легко приподнималась на передние колёса и разворачивалась в нужную сторону. Тем же способом её можно была перемещать, как тяжёлый неудобный чемодан на колёсиках. Однажды этим воспользовался ведущий программы Top Gear Джереми Кларксон. Заехав на своём Р50 в здании ВВС, он в течение получаса раскатывал по местным коридорам, по пути ловко проникнув в поднимающийся наверх лифт. Самое интересное, но Рееl легко вместил в своё «маленькое чрево» громадное тело Джереми, которое смотрелось в нём весьма феерично.
    Из появившейся на свет сотни Р50-х была продана только половина собранных машинок. Даже при цене в 200 фунтов стерлингов ($315) покупатели отнюдь не становились в очередь за этими трёхскоростными тарахтелками. В итоге….(что бы вы сделали на месте производителя?.....)
    В итоге в 1964 году на свет появилось уже двуглазое двухместное детище по имени Peel Trident. «Новинка» имела ту же техническую начинку, что и предшественник, но была немного шире (107см) и подлиннее (182см). В конце концов вся это мелкосерийная возня закончилась в 1966 году, в связи с полной невостребованностью выпускаемых малюток. «Видок» у «Пилов» был ещё тот, люди богатели и хотели разъезжать на автомобилях побольше, хотя бы на той же Mini, коих в эти годы было выпущено уже за миллион.